Вознесенский Оршин женский монастырь

«ДНЕСЬ СИМЕОН НА РУКИ ГОСПОДА СЛАВЫ ПОДЪЕМЛЕТ». Занятия по основам иконографии

В праздник Сретения следует обратить внимание на те молитвы, которые читаются перед самой Литургией в «Чине благословения свещ на Сретение Господне»: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мир: излей благословение Твое на свещи сия, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сия светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостию Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат».

В этих словах раскрывается мистическое, таинственное значение свечи – образа устремленности к Богу человеческого духа, горения сердца, прямоты (ведь не зря говорят, что нужно стоять в Церкви                                                            прямо – как свеча стоит).

После праздничной службы в монастырской трапезной были вновь проведены занятия — инокиня Кира (Акопян), выпускница иконописной школы при МДА, преподаватель Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих женских монастырей Тверской и Кашинской епархии, ознакомила насельниц монастыря, воспитанниц Детского Центра и многочисленных прихожан с особенностями иконографии праздника Сретения Господня. Приводим краткое изложение её лекции.

Основной смысл события — это встреча Ветхого и Нового Заветов, встреча двух миров — уходящего и грядущего.

Иконография праздника ясна и лаконична. Сретение Господне во храме показывает нам «закона Творец, закон исполняя» (Творца закона, исполняющего закон). Это посвящение перворожденного сына Богу (см. Исх. 13:2) и приношение жертвы за очищение матери на сороковой день. Как литургические тексты, так и иконография основываются на евангельском повествовании (Лк.                                      2:22-39).

Древнейшие известные изображения Сретения находятся в храме Санта-Мария Маджоре (Рим). Иконография праздника окончательно складывается приблизительно к IX-X вв. и с тех пор практически не меняется.

Богомладенец изображается или на руках Матери, или же Она передает Его святому Симеону, но чаще всего Богомладенца держит на руках согбенный старец Симеон. Его фигура склонена, возможно, не под тяжестью лет, а от глубокого осознания того, что он держит на руках Бога Живаго.

Христа редко изображают спеленутым, Он либо одет в рубашку, либо в золотую тунику, что подчеркивает Его Божественное величие. На многих иконах Христос Младенец благословляет праведного Симеона.

Сцена встречи происходит в храме, перед престолом, который находится под киворием (принадлежность христианского храма), утвержденном на столбах. На престоле иногда изображают крест, книгу или свиток.

Святой Иосиф Обручник сопровождает Пресвятую Богородицу, неся жертвоприношение: две горлицы или два птенца голубина (Лев. 12:8). Два птенца символически понимаются Церковью как прообраз языческого и иудейского мира.

Святая пророчица Анна, дочь Фануилева, вдова восьмидесяти четырех лет (см. Лк. 2:37), много жившая при храме в постоянном посте и молитвах, часто изображена за спиной святого Симеона, но бывает, что она стоит рядом с Пресвятой Богородицей и святым Иосифом. На некоторых иконах она держит в руках свиток. Пророчица Анна всем приходящим в Иерусалимский храм рассказывала, что долгожданный Мессия родился, и прославляет Всевышнего. Иконописцы чаще всего изображают ее молодой и очень редко старицей.

Обычно взоры всех изображенных на иконе обращены на святого Симеона, лишь сам Симеон и Богомладенец смотрят друг на друга, их глаза буквально искрятся радостью встречи, что удается передать практически всем иконописцам. Праведный Симеон дожил до Встречи и своими глазами увидел Христа-Еммануила. Все очертания фигуры старца в этом держании Господа на своих человеческих руках как бы выражают исполнение всех ветхозаветных чаяний. Он весь склонен над Богомладенцем, все линии тела обращены к Спасителю и образуют вогнутым движением сосуд, принимающий благодать. Видно, с какой любовью он держит Богомладенца либо протягивает к Нему руки. Изображается Симеон Богоприимец обычно с покровенными руками в знак особого благоговения.

Особенностью иконографии Сретения является еще то, что на некоторых иконах Младенец Христос держит свиток, дающий разрешение грехов.

В завершении лекции ознакомились с изображениями праздничных икон, начиная с римской мозаики первой трети V века и заканчивая шедеврами древнерусской иконописи XVI века. Показ икон сопровождался весьма интересными комментариями: все узнали, что икона Сретения из праздничного ряда иконостаса нашего Вознесенского собора написана по образцу иконы 1497 г. из Кирилло-Белозерского монастыря, а икона Сретения XV века из разоренного тверского Спаса-Преображенского собора, прекрасный образец тверской иконописной школы, теперь хранится в Русском музее.

Объемлет руками старец Симеон Содетеля закона и Владыку всяческих.

Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит.

Предполагается, что занятия по особенностям праздничной иконографии станут регулярными, ориентированными на годичный богослужебный круг.

Следующая лекция будет посвящена особенностям иконографии Страшного Суда и прочитана, соответственно, в Неделю мясопустную, 23 февраля.

 

Презентация



Все новости