19 июля, в первое воскресение после празднования дня святых первоверховных апостолов Петра и Павла, прославляются все святые, в земле Тверской просиявшие. В Оршине монастыре, как и во всех тверских храмах, была совершена Божественная Литургия, а накануне торжественно отслужено всенощное бдение, где на литии поминались небесные заступники и сугубые предстатели за наши тверские пределы.
Продолжением почитания верхневолжских святых стало очередное занятие по иконографии. Монахиня Амвросия (Яковлева), преподаватель Детского Центра «Родник», рассказала сестрам и старшим воспитанницам об истории создания разных изводов иконы «Собор Тверских святых». Основными источниками информации стали материалы из «Тверского Патерика» (репринт 1991 г. с издания 1907 г., вступительная статья Малыгина П.Д.), а также те сведения, которые сообщили нам или сами создатели современных икон, или их коллеги.
***
Предварительно следует сказать несколько слов о самой истории появления икон соборов святых.
В древности достаточно распространенными были иконы Собора апостолов. Празднование их памяти возникло с первых веков. Св. Константин Великий создал храм в честь Собора 12 апостолов, что говорит и о литургическом праздновании, и о сложившейся иконографии.
Также встречаются изображения святых, одновременно пострадавших, например, икона 40 мучеников, в Севастии мучившихся. Достаточно рано появляются фрески и иконы отцов Вселенских Соборов, минейные иконы, где святые расположены по дням празднования, иконы Всех Святых, по ликам и минейно (по датам) расположенные.
На Руси со второй половины XVII в. в царствование Алексея Михайловича Романова получили распространение иконы, на которых изображены святые основатели и небесные покровители наиболее чтимых монастырей, древних городов или всего государства, предстоящие их главным святыням в сопровождении собора местных подвижников. Известно, что в основе композиций подобного типа лежали гравюры первых печатных изданий типографии Киево-Печерской Лавры, чаще всего – наиболее широко иллюстрированного Патерика 1661 г.
Встречаются иконы с изображением географических мест как соборные иконы монастырей, миниатюры, житийные клейма.
Изображения Соборов святых наиболее значимых духовных центров, таких как Новгород, Суздаль, Углич, Муром стало развиваться с XVII в.
Литургическое празднование возникло позднее. Но наиболее полное развитие тема Соборов святых по землям и монастырям получила с конца XIX — начала XX вв.
Огромный вклад в развитие иконографии внесла монахиня Иулиания (Соколова), а в литургическом и идейном плане — свт. Афанасий (Сахаров). Далее по всем епархиям трудом и усердием местных архиереев и иконописцев стали создаваться во множестве иконы соборов, писаться службы и патерики по уже сложившимся канонам и композиционным схемам. Такое же явление мы наблюдаем и в других Поместных Церквах.
На Тверской земле особо потрудились в деле прославления наших святых земляков архиепископ Димитрий (Самбикин) (1839-1908, на Тверской кафедре с 1896 по 1905 гг.) и митрополит Алексий (Коноплев) (1910-1988, на Тверской кафедре с 1978 по 1988 гг.).
Величайшая работа по собиранию сведений о Тверских святых была проведена архиепископом Тверским и Кашинским Димитрием (Самбикиным). Исследованием этой темы он активно занимался целое десятилетие: с 1897 г. по 1907 г. даже после перевода с Тверской на Казанскую кафедру. Владыка Димитрий был составителем службы Всем Тверским святым и «Тверского Патерика», автором целого ряда исследований по истории Тверского края, не потерявших своего научного значения до сих пор, а также вдохновителем и руководителем написания двух вариантов иконы Собора Тверских святых. Первая из них была написана в 1890-х годах по заказу Тверской Ученой Архивной Комиссии инокинями Кашинского Сретенского монастыря.
Эта икона находилась в Троицкой церкви г. Кашина. Прислал ее фотографический снимок в Казанское Церковно-Археологическое Общество в 1907 г. Иоасаф Яковлевич Кункин, староста этой церкви, когда Высокопреосвященнейший Димитрий готовил уже в Казани издание «Тверского Патерика». К сожалению, никаких сведений о современном местонахождении этой иконы пока нет, зато сохранилась фотография, опубликованная в этом издании. Образцом, вероятно, послужила икона Киево-Печерских святых. В центре — главная святыня города – Преображенский Собор, именуемый Спас Златоглавый. На иконе изображено 46 тверских святых, расположенных в шесть рядов. Более половины — это исконные жители Верхневолжья, остальные связаны с тверским краем лишь местом рождения, смерти или заточения, началом и концом своего подвижничества. Святые, описанные в патерике и изображенные на иконе, были не только общерусского и местного почитания, но и относящиеся к категории «усопших святых подвижников». Кашинские инокини изобразили и тех подвижников благочестия, которые почитались только местно (праведные Сергий и Марфа Анисимовы, благоустроители Николо-Клобукова монастыря в Кашине, Пелагия, мать (или сестра?) свт. Иова, патриарха Московского и др.).
В 1904 г. архиепископ Димитрий освятил престол в честь Собора всех святых, в земле Тверской просиявших, во втором ярусе колокольни Спасо-Преображенского кафедрального собора. Приснопамятный Владыка Димитрий, «муж великого ума», обращаясь со словом поучения к богомольцам в день освящения храма, в частности, отметил существование в то время изображения Собора Тверских святых: «В здешнем кафедральном соборе с давних времен находятся большие иконы, изображающие святых Киевских, Новгородских и Московских. В недавнее время к ним присоединена и икона Собора Тверских святых, собирание сведений о которых началось с 1897 года. В подобных иконах писались все, не только прославленные, но и местночтимые подвижники благочестия».
Эту икону «соорудил» в 1902 г. для кафедрального собора Иоасаф Кункин. В отличие от кашинской иконы на ней нет некоторых местночтимых подвижников благочестия, и князей-мучеников (только благоверный великий князь-страстотерпец Михаил Ярославович). Сохранилось описание иконы, но нет сведений о наличии фотографии.
В конце 70-х годов XX столетия архиепископом Тверским и Кашинским Алексием (Коноплевым) была составлена ещё одна служба всем Тверским святым и возбуждено ходатайство перед Патриархом Московским и Всея Руси Пименом о внесении памяти Собора Тверских святых в церковный календарь. День празднования был приурочен к переходящей памяти святителя Арсения Тверского, в первую Неделю (воскресенье) после 29 июня/ 12 июля. С 1979 года эти торжества, несмотря на официальное господство атеистического мировоззрения, стали проходить регулярно.
Постепенно количество прославленных тверских святых все увеличивается. На Соборах 1988, 1989, 1997, 2000 гг. и последующих в тверские святцы постепенно включалось все большее число святых, преимущественно из чина новомучеников и исповедников.
Современные иконы Тверских святых создавались разными иконописцами. Самая известная и ранняя (начала 1990-х годов) – икона Андрея Запрудного.
По композиции эта икона повторяет свой прототип, изданный архиепископом Димитрием в «Тверском Патерике», но несколько изменен и состав святых, и их расположение на иконе. В нижних рядах — святители и князья, в верхних — преподобные и праведные. Основатели монастырей держат на покровенных руках модели храмов. Наверху в центре расположен пятиглавый храм с колокольней, но сегмент неба с изображением Святой Троицы наталкивает на мысль о том, что Андрей Запрудный мог изобразить здесь один из древнейших сохранившихся храмов в Твери – Белую Троицу.
Другой образ, созданный на Тверской земле для храма блж. Ксении Петербуржской, — это икона работы Марии Кондрашовой, написанная в 2007 г.
Здесь совершенно иная композиционная схема: географическое, сколь возможно в иконописном каноне, размещение святых по всей иконе (этот вариант расположения Собора святых мы видим у монахини Иулиании (Соколовой) на иконе Всех Святых, в земле Российской просиявших). Тут святые сгруппированы по местоположению или близости к определенным частям земли Тверской. Сюда добавлены уже сонмы новомучеников и исповедников — святых, прославленных в конце XX в. — начале XXI в. Марией Кондрашовой было написано еще два образа, подобных этой иконе. Общая иконографическая схема повторяется, но несколько меняются детали.
Еще одна икона, написанная Еленой Антоновой в 2008 г., представлена уже в совершенно ином композиционном решении, здесь прослеживается влияние византийской традиции и наблюдается соответствующая стилистика, святые изображены на золотом фоне без позема.
В верхней части иконы в центре — Спас на Престоле, по сторонам и снизу от Него – святые, распределенные группами по чинам святости. Сверху — святители и священномученики, снизу — преподобные, справа от Спасителя расположены святые мужи, слева — святые жены.
Таким образом, на сегодняшний день самыми известными являются три современных иконы Собора Тверских святых: Андрея Запрудного в Белой Троице, Марии Кондрашовой в храме блж. Ксении Петербуржской и икона Елены Антоновой в часовне Всех Тверских святых на Соборной площади. О судьбе двух икон: написанной в Кашине и той, которая хранилась в Спасо-Преображенском соборе до его разорения, — нам ещё ничего неизвестно.
***
Вси святи́и Тверски́я страны́: святи́телие, му́ченицы, преподо́бнии и пра́веднии, ныне прославля́емии, мно́гая ва́ша имена́, ве́домая нам и неве́домая, на тве́рди церко́вней возсия́вшая, мир просвеща́ете и от бед моли́твами ва́шими нас сохраня́ете. Мы же, соше́дшеся дне́сь, пе́сненно восхваля́ем вас: ра́дуйтеся, святи́и вси, в земли́ Тверско́й просия́вшии; ра́дуйтеся, сла́во и похвало́ Це́ркве и страны́ сия́; ра́дуйтеся, столпи́ непоколеби́мии Святы́я Це́ркве Христо́вы; ра́дуйтеся, ве́ры утвержде́ние, и ми́ра умире́ние, и те́плии моли́твенницы о душа́х на́ших
(В Неделю первую после праздника святых апостол Петра и Павла, Всех святых, в земли Тверской просиявших, стихира на хвалитех).