Вознесенский Оршин женский монастырь

ЛЕТО В ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ «РОДНИК»

Географическая викторина «Вся Премудростию сотворил еси»

Желание постичь неизвестное и тяга к дальним горизонтам земли помогла преодолеть немалые трудности нашему великому соотечественнику Афанасию Никитину еще в XV веке, а увидев дальние страны, восхвалил тверитянин Бога и свою родную Отчизну. И в наши дни стремление к странствиям свойственно многим душам, особенно в юном возрасте. Вот и наши воспитанницы, не имея возможности путешествовать, отправились на исследование «чужих земель», не выходя за пределы родных стен.

Незаменимыми экскурсоводами для юных исследователей стали книги, фотоальбомы, картины и фильмы.  Настоящей энциклопедией для детей можно назвать книгу Святослава Сахарнова «Как открывали землю» (худож. А. Горнов — М.: Издательский Дом Мещерякова, 2017. – 72 с.: ил.). В молодости автор плавал матросом на шхуне и видел, как с верха мачты отступает горизонт и показываются невидимые берега и дали, оттого и написал он, прежде всего, об открытиях, совершенных на кораблях.

Эту книгу слушали с большим интересом. Запомнились первые отважные финикийцы, обогнувшие Африку, и вернувшиеся почти через три года в Египет при фараоне Нехо; бесстрашные норманны – покорители северных морей и Атлантического океана – первооткрыватели Гренландии и Северной Америки (о. Ньюфаундленд); отважный венецианец Марко Поло, который рассказал соотечественникам о диковинной природе восточных стран, населении и обычаях. Открытия XV-XVI веков португальцев (Васко да Гама – Индия, Фернан Магеллан – первое кругосветное путешествие) и испанцев (Христофор Колумб – Гаити, Куба, Южная Америка) доказали европейцам, что Земля – шар, а за океанами есть богатые страны, где население не только с белой, но желтой и черной кожей. В сердце остались нравственные достоинства самих первооткрывателей: верность данному слову, терпение лишений и клевет, унижений, различных скорбей и готовность на жертвенность ради спасения товарищей (невозможно забыть историю гибели Ф. Магеллана).

Большой любовью к России проникаешься, читая и слушая повествования о Витусе Беринге и его помощнике Алексее Чирикове. Северные пределы нашей Родины стали доступны благодаря беспредельному мужеству наших соотечественников.

Через несколько дней, собравшись на заключительную географическую викторину, девочки смогли одолеть вопросы на эрудицию. Кто открыл Австралию, и в чем выразилась благодарность к нему австралийцев? Кто первым из наших соотечественников обошел вокруг Антарктиды и открыл окружавшие ее острова? Кто первым добрался на санных собачьих упряжках до Северного полюса? Кто первым дошел до Южного полюса и что оставил там? Кто вслед за Амундсеном покорил Южный полюс и какой образец мужества и человеческого достоинства оставил потомкам? Какой образец дружбы между странами и взаимопомощи в ледяной Арктике показало событие спасения команды Нобиле? Как звали командира первой советской полярной станции на Северном полюсе? А какое название имел первый ледокол, покоривший Северный полюс?

Все знают, что интересное запоминается легко и надолго. Участницы викторины — от пяти до пятнадцати лет – все вместе отвечали, потому и справились с ответами безошибочно. Однако это была лишь разминка для трех команд, на которые разбились участницы викторины. Впереди были занимательные интеллектуальные и просто развлекательные задания.

Какая из команд сможет экипировать путешественника на Северный полюс за кратчайшее время? Перед каждой командой стоял мешок с теплой одеждой: нужно успеть первыми одеть в нее своего «путешественника». Не прошло и минуты, как мы увидели трех «полярников»: шерстяные носки, болоньевые штаны, угги, свитера, шубы, меховые шапки, шарфы и варежки защищали их от морозов. Виднелись лишь веселые глаза и широкая улыбка.

А вот задание посложнее: добежать до коробки с разнообразными вещами, взять предмет, необходимый в путешествии, и объяснить его применение. Нужным наши путешественницы посчитали многое: и котелок для каши, и утюг, чтобы погладить вещи, и леденец на палочке, чтобы веселее было. Строгое жюри засчитывало лишь правильные ответы.

Какой поход без песни? Третий конкурс музыкальный: быстро положить на музыку стихотворение о путешествии и исполнить эту песню. Веселое пение слушали с интересом все: и участницы, и члены жюри, и болельщики.

Как бы вы изобразили без помощи слов не виданную ранее землю? Наверно, вспомнили бы особенности его флоры и фауны? По этому пути пошли и наши участницы, получив в следующем задании «билет на некий материк». Предлагалось представить себя первооткрывателями неизвестного материка, которые рассказывали о своем открытии жестами и движениями. Изобразить увиденное требовалось так, чтобы нетрудно было догадаться. Первая команда изображала путешественников, попавших в Антарктиду, и потому показывала позами и движениями лютый мороз, удивлялась диковинным птицам – пингвинам. Второй команде выпал билет в Австралию, и девочки сразу вспомнили повадки кенгуру и коалу, обхватившего эвкалипт. Третья команда отправлялась в Африку, поэтому имитировала поведение обезьянок, прыгающих по лианам, попугаев и слонов.

Несомненно, при выполнении такого задания вспомнились просмотренные ранее познавательные красочные фильмы-путешествия по Антарктиде, Арктике, Африке, Австралии, Южной Америке, различным областям Евразии. Особенно запомнились фильмы из серии «Россия: от края и до края», изобилующие тонкими наблюдениями за растительностью и животным миром, удивительно яркими съемками на земле, в воде и в воздухе.

Огромный багаж знаний о живой и неживой природе, который воспитанницы получили из книг и фильмов, пригодился при выполнении итогового задания: назвать удивительные факты в природе, говорящие о Премудрости ее Творца. Доказательства посыпались со всех сторон: удивителен круговорот воды в природе; фотосинтез в растениях; вращение Земли, никем и ничем не поддерживаемой; смена дня и ночи; рост растений из семени; мушка, хоботок которой идеально подходит к чашечке растущих в этой местности цветов; вложенная в эвкалипт способность быстро возрождаться после пожаров и многое-многое другое. Поток примеров пришлось останавливать.

Время праздника пролетело незаметно и доставило много радости. Всем вручили памятные призы и сладости. Главное состоялось — девочки приобщились к естественному Откровению, научились видеть руку Творца Бога в окружающем их мире.

Конкурс рисунков «Люблю деревню я и лето»

Кто не согласится с этой строкой Е.А. Баратынского?! На всю жизнь остается в сердце родной край: летний лес с ягодами и грибами, ручеёк, речка или полноводная река, засеянные поля и цветущие луга, возы с душистым сеном (иногда их даже лошадка везет, а не трактор!), деревенские избы с садами и огородами – все наполнено многообразной жизнью, не выдуманной, а настоящей. Красота, ширь, спокойная мощь, разливающаяся благодать – русская природа, с образом которой соединен образ нашей Родины.

Не в этом ли смысл и значимость пейзажной живописи?! Важно передать особую одухотворенность в картинах природы, ее сокровенный смысл. Если схватить главную цель пейзажного замысла, перед тобой откроется невидимый план картины, поймешь ее принципиальное отличие от просто фотографического снимка. В настоящей картине есть жизнь, внутренний мир художника, который может постичь зритель. Есть Личность Творца природы и личность человека, воспринявшего эту красоту.

Эстетический взгляд и вкус воспитывается, развивается на классических произведениях, на образцах высоконравственного и эстетического восприятия живописи. По этой причине мы обратились к лучшим произведениям русских пейзажистов XIX века.

Подготовительным этапом конкурса детских рисунков стало знакомство с творчеством И.К. Айвазовского, А.И Куинджи, В.М. Васнецова, И.Е. Репина, И.И. Шишкина, В.А. Серова и других классиков. Девочкам запомнились великолепные вдохновляющие видеорассказы экскурсоводов Третьяковской галереи и Русского музея.

Такого моря, который изобразил И.К. Айвазовский, до него никто в России не писал. Казалось, передача движения водной и воздушной стихий немыслимо для искусства, но вот перед нами «Девятый вал» … Бушующий штормящий океан, брызги и пена, накаты волн, блики, отсветы, солнечное сияние в воздухе и воде – все это движется, рождает у зрителей яркие живые переживания ужаса, восхищения и надежды! Равнодушных к такому произведению не бывает.

Некоторым воспитанницам особенно понравились работы В.М. Васнецова «Аленушка» и «Богатыри». Каждая деталь картины несет свой смысл, имеет точное место, раскрывает сказочно-реальную былинную Русь. Три богатыря вышли на дозор, нет ли злого ворога, несущего беду. В них неодолимая внутренняя сила, непоколебимое благородство и тонкая чувствительность души, на что указывает важная деталь — гусли сбоку седла.

А вот классические пейзажи художника иного стиля, также глубоко любящего Россию, — Архипа Ивановича Куинджи. Серия картин о Валааме прославила его как «художника живого света». Поиски новых техник письма для передачи контраста света и тьмы, движения воздушного пространства, для преображения краски в цвет – все это ради максимально возможной для художника передачи непостижимой красоты Богом созданного тварного мира. Глаз не оторвать от дивных картин: «После дождя», «Березовая роща», «Закат в степи», «Красный закат», «Лунная ночь на Днепре». Лунная дорожка светится, в ее свете играют бликами и бегут речные волны. Художник обладал способностью видеть и передавать огромное количество оттенков цвета, мастерски изображал темную живую прозрачность воздуха. «Мне больше всего нравится «Лунная ночь на Днепре»!» – так отозвалось на мастерство художника сердце одной из девочек.

Богатству пейзажного искусства нет конца. Иван Иванович Шишкин, любимейший мастер, стал ближе, понятнее, любимее после краткой, но такой захватывающей видеобеседы о картинах «Утро в сосновом лесу» и «Рожь» экскурсовода Третьяковской галереи Татьяны Ивановой. По просьбам воспитанниц беседу слушали дважды, хотелось смотреть и слушать еще и еще. Незабываемая красота, легкость, воздушность, доброта и любовь наполняют эти пейзажи. Монументальность, мощь, простор и ширь России – такие переживания испытывает душа зрителя и запечатлевает подлинный образ Родины.

Но вот настало время готовить свои работы на конкурс, пробовать художественные силы. Трудились радостно, вдохновенно, терпеливо. Участницам от 8 до 15 лет. Сюжеты, затронувшие детские сердца, передавали особенности местности вблизи и около родного дома, привычные занятия. Работы имели «говорящее само за себя» название.

«Деревня детства моего» показывала родной дом в окружении других деревенских домиков, яблони с плодами, луга с цветами, радостных девочек с кошкой, птичкой, с цветами. А над землей огромное, наполненное воздухом небо, так что стая птиц кажется приземленной от его высоты. Облачка возносятся ввысь, а над ними золотистое солнце, уместившееся лишь своим краешком в рисунке. Легкость и светлость души передают алые крыши домов, сине-белое пространство воздуха и золотистое солнце. По всему видно, что уроки художников-мастеров не прошли даром.

«Родной край». Здесь простор прибрежных лугов и гладь речной воды затмили своей ширью даже безграничную синеву небес. Умиротворительное настроение передано фигурой пастушка перед костром и верных ему коровок.

Тема мирно пасущихся коров повторилась в нескольких работах: «Пастух и солнце», «Пастбище», «Друзья». Интересно, что рисунок «Пастух и солнце» притягивает солнечностью даже не воздуха, а земли: она в буквальном свете залита золотом, чем ярко передается летний полуденный зной.

Золотистый скошенный луг занимает всю серединную часть рисунка «Тишина». Сенокос позади, стога и копны смётаны. За дорогой утопает в зелени родная деревня. Как отрадно на душе, когда сидишь уютно на заборе, рядом цветы, а на горизонте заходящее солнышко. Утомилось оно от дневных забот, приходит тишина, пора отдохнуть. До нового утра!

А еще запоминается, конечно же, летняя радуга. Она дает знак, что грозная туча уходит, и умытая земля расцветает («Девочка под радугой»). А разве бывает детское лето без собачек, кошек, жучков, пчелок и божиих коровок? Рисунок «Люблю зверей деревни моей» собрал бабочек, лошадей, ежика, и даже зайчик заглянул в гости в детский дом.

Конкурс удался. Работы всем понравились. Победителями объявлены все участницы. Девочки получили личные наградные грамоты и подарки и после теплого напутствия Матушки укрепились в желании совершенствовать художественное мастерство.

 

 

 

 

 

Конкурс литературных тетрадей

Пейзажист воссоздает гармонию Божьего мира в цвете и форме, и на красоту Божественного творения, отраженную в картине, откликается душа зрителя. Душа поэта также охвачена благостным восторгом от сотворенного мира, только запечатлевает свои переживания посредством слова, звука, ритма. Эти «инструменты» поэтической речи способны передать самые возвышенные благородные смыслы. И тогда читателем овладевает чувство прекрасного. Он видит за поэтическими строчками реальные, лично значимые для него картины: цвета, формы, движения, мгновения жизни.           Наша русская пейзажная лирика – неотъемлемая часть классического литературного наследия – родилась из чувства прекрасного и потому рождает в читателе ответное прекрасное движение души.

Конкурс литературных тетрадей, в котором участвовали наши воспитанницы, предполагал свободный выбор поэтических и прозаических произведений. Девочки отбирали понравившиеся книги, перечитывали и находили произведения «по душе».

Большинство выбранных произведений относятся к жанру пейзажной лирики, близкой детскому сердцу. В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, М.Ю. Лермонтов, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков, К.Д. Бальмонт… Была выбрана и проза: М.М. Пришвин, В.В. Бианки, Б. Житков.

Рядом с переписанным в тетрадь лирическим стихотворением или прозаической зарисовкой девочки помещали свои иллюстрации.

Спокойно небо голубое;

Одно в бездонной глубине

Сияет солнце золотое

Над степью в радужном огне;

Горячий ветер наклоняет

Траву волнистую к земле,

И даль в полупрозрачной мгле,

Как в млечном море, утопает;

И над душистою травой,

Палящим солнцем разрежённый,

Струится воздух благовонный

Неосязаемой волной…

(И.С. Никитин)

Каждая деталь стихотворения живо предстает воображению, воспоминания виденного, сходного рождают в душе ясную картинку. Так появляется иллюстрация и        заполняется литературная тетрадь. Стихотворения запоминаются у кого легко, «с лету», а кому надо потрудиться с многократным повторением. Зато старание окупилось. Шестеро участниц исполнили условия конкурса и оказались достойными разнообразных призов, а сестры-преподаватели отметили, как постепенно развивается в душах воспитанниц неподдельная, прочная любовь к искусству слова.



Все новости