Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Возлюбленные братья и сестры! В нынешний день мы прославляем великого служителя славы Божией пророка Илию. Его Церковь именует Ангелом во плоти. Когда он родился, Ангелы Божии повивали его огнём Божественным. И было чудное видение в Иерусалиме прозорливым иереям, что это будет великий сосуд благодати Божией, ревнитель славы Божией. И Церковь его почитает, говоря, что он «второй предтеча пришествия Христова».
Он жил в суровые времена, когда произошло разделение единого Израильского царства. Как мы знаем, от пророка Моисея и Иисуса Навина до Давида и Соломона было единое царство. Господь успокоил от окрестных народов языческих Свой избранный народ, и жили они в мире, и было единое великое государство. Но здесь произошло разделение. Как? Когда умер царь Соломон, то вместо него царём стал его сын Ровоам. Но он окружил себя такими товарищами, которые льстили ему и давали советы, чтобы строго вёл себя с народом Божиим, увеличивал налоги, угрожая наказанием. И старейшины израильские, видя, что юный царь правит без мудрости Божией, решили от него отойти. Был беглый раб такой Иеровоам, который долгое время жил в Египте, скрываясь от смертной казни за преступления, и вот он, вернувшись, сказал: «Я буду царём». И его избрали царём.
Это, конечно, не просто по человеческому произволению, это суд Божий. Мы знаем, что Соломон, как пишется в Священном Писании, Библии, допустил уже в преклонных годах своих много отступлений. Он набрал много жён красивых, но неиудейского происхождения, язычниц, которые поклонялись идолам: Ваалу, Астарте, Венере, всяким мерзостям сидонским. Жили они, соблюдая свои обычаи отеческие, и научили этому Соломона. Он стал строить капища в долине сынов Енномовых и на горе Соблазна, которая до сих пор сохранила в память этого своё наименование, входя в состав трёх гор Елеонских. В капищах совершали служение диаволу, а Истинного Бога постепенно забывали. И какое было там распутство! Тысячи собирались на пиры и бесплатное блудодеяние. А потом соблазнялись многие цари, и Ахаз, и Манассия, которые свои капища строили в долине сынов Енномовых, или долине Тофет, или её ещё называют геенною, геенною огненною. И за такое нечестие Господь попустил разделение единого царства из двенадцати колен: десять с половиной колен ушло с разбойником Иеровоамом (3 Цар. 11, 38), и два колена, вернее, одно колено Иудино и половина колена Вениаминова, остались в Иерусалиме. И разделилось царство единое на Иудейское и Израильское, столицей последнего потом стала Самария.
И хотя эти царства жили каждое само по себе, но ежегодно на Пасху множества народа шло поклоняться в храм Иерусалимский, где воздавали хвалу Богу, приносили жертвы, возжигали свечи. Иеровоам, видя это, стал бояться и говорил своим вельможам: «Видите, народ ходит туда, а потом пожелает опять возвратиться в своё царство. Надо что-то придумать такое, чтобы разрушить их религиозное единство – пусть поклоняются здесь». И он приказал из золота вылить двух тельцов, построить в городах Вефиле и Дане капища и там их поставить. «Вот ваши боги, которые вывели вас из Египта, из страны рабства, — сказал он, — не ходите в Иерусалим, здесь служите им». Священники-левиты, которые хранили ветхозаветный закон Моисеев, ушли в Иерусалим. Тогда Иеровоам из мирян, подобных себе беззаконников, поставил священников-жрецов. Стали совершать жертвоприношения, каждение, но самое главное, чтобы привлечь народ, на праздниках предлагалось вино, устраивались пиршества, увеселения и позволялось совершать блуд и всякие грехи. Такие разгулы были приятны народу, и многие стали забывать заповеди Бога, предаваясь идолослужению.
И видя такое развращение во Израиле, пророк Божий Илия возревновал и молился: «Господи, доколе Ты терпишь? Разве Ваал сотворил это небо и землю? Разве он даёт воздух, и воду, и блага земные? Ведь Ты, Господь, сотворил всё это и даруешь людям. Почему Ты терпишь такое нечестие? Тебя забыли, а прославляют идолов. Накажи их». Но Господь долготерпел, ждал, пока сыны человеческие сами придут в разум свой и оставят беззакония. Пророк опять молился: «Доколе Ты терпишь беззакония, блуд, убийства, ложь, служение диаволу? Ведь забыли Тебя, Истинного Бога». Господь чадолюбивый молчал, терпел. Пророк Илия от многой ревности снова дерзнул просить: «Господи, Ты видишь: я раб Твой, люблю Тебя, храню чистоту, девственность мою тебе приношу. Дай мне власть, если Ты такой долготерпеливый, чтобы я сам наказал этот народ развращённый, чтобы они пришли к покаянию».
И Господь, видя ревность Своего раба, избранника, не преступавшего заповедей и во всём послушного, дал ему просимое. Пророк Илия пришёл к Ахаву, царю нечестивому, и стал его обличать: «Жив Господь Бог Сил, Бог Израилев, Которому я предстою! Почему ты развращаешь народ Израилев? Почему ты забыл истинного Бога, Который небо и землю сотворил, а служишь идолам-демонам? Доколе это будет продолжаться? Так вот объявляю тебе: до тех пор, пока я не призову Бога, не будет дождя во вселенной. Терпите и кайтесь», — и ушёл от него. И наступило тяжёлое время. Небо не давало дождя, земля окаменела, стала сухая, твёрдая, в трещинах, все речки, озёра пересохли, моря мельчали, не стало урожая, кусты и деревья засыхали, скот увядал, люди страдали – наступал великий голод. Год прошёл. Ходил пророк Божий, смотрел на народ – нисколько не хотел каяться, продолжали беззаконие своё, блудили и призывали Ваала – бога солнца, в Египте он назывался Ра. И название реки Волги идёт как раз от этого древнего божества солнца.
И добавил пророк казнь до второго, а потом и до третьего года. Страдала вся земля, умирали от голода люди, скоты, птицы. И Господь стал уже жалеть Свой народ и располагать пророка к тому, чтобы он стал молиться о дожде. Он как бы и пророка смирял, посылая ворона грубого, который приносил ему утром хлеб и вечером мясо, и при этом тайно увещевая сердце его, что птица, не любящая даже своих чад, трудится о его пропитании, а он не милосердствует о народе и не просит о дожде. Но, хотя он питался от ворона, не смирялся и продолжал молиться: «Доколе не возвратятся они к Тебе, истинному Богу, доколе не будут молиться и каяться – пусть все умирают за свои беззакония, пусть и сам я умру». Какая ревность была у пророка Илии, желавшего возвратить израильтян к истинному богопочитанию (3 Цар. 17, 3-6).
Тогда Господь послал его к жене-вдовице в Сарепту Сидонскую, совершенно другое государство, не принадлежащее Израилю, и там тоже страдал народ. Когда он пришёл как пророк Божий, язычница, которая не знала закона Божия, но благоговела перед Богом Израилевым, смирилась перед ним, воздала ему славу и сказала: «Вот остались у меня два полена дров, пригоршня муки и капля масла, я испеку тебе хлеба, пусть сама умру, но напитаю пророка Божия». И смирился, умилился пророк, видя её любовь к слову Божию, к славе Божией, и, вкусив этой лепёшки последней, призвал благодать Божию, наполнил все сосуды и мукой, и маслом. И до того дня, когда Господь дал дождь на землю, не истощались у неё ни мука, ни масло, и пища была и для неё самой, и для её соседей. Когда у этой язычницы умер сын, то пророк, видя её веру и любовь к слову Божию, стал молиться, просить Бога и воскресил отрока. Предание говорит, что это был будущий пророк Иона, которого Господь посылал в Испанию проповедовать покаяние (3 Цар. 17, 9-23).
По прошествии трёх лет Господь, видя невыносимые страдания в народе и исчезающее от глада создание Своё, подвиг на милосердие пророка, сказав ему: «Не надо больше наказывать народ. Иди к Ахаву, он уже приклоняется к покаянию, ищет тебя и желает исполнить всё, что ты повелишь ему. Я хочу послать дождь иссохшей земле глаголом уст твоих». И он безбоязненно пошёл к нему. А у Ахава была жена Иезавель, сидонская красавица, которая изгоняла всех пророков Божиих, их убивали и всех благочестивых людей истребляли. Имея силу Божественную, пророк Илия повелел царю собрать весь народ на гору Кармильскую, и пророков Вааловых 450, и дубравных Иезавелиных 400, чтобы испытать, где Бог Истинный (3 Цар. 18, 18). Согласился царь и собрал народ бесчисленный, все 12 колен, на гору Кармил. Кто бывал во Святой Земле, там указывают эту гору, на которой пребывал пророк Илия. И когда все собрались, пришло 850 жрецов, лживых пророков, философов, которые обманывали народ и служили демону, а не Богу, воззвал пророк к царю и народу: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте. Я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек и четыреста пророков дубравных; пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог Истинный, Тому нужно служить, Тому поклоняться, а противящиеся да будут истреблены» (3 Цар. 18, 21-24). И все согласились.
А раньше, когда жертва приносилась в Иерусалимском храме, то был огонь, который посылал Господь ещё при пророке-боговидце Моисее, этот огонь поддерживали, и он всегда горел. После разрушения храма огонь был спрятан пророком Иеремией в безводном колодце и долгое время – до возвращения израильтян из вавилонского плена и возобновления храма во времена Неемии – оставался неизвестным никому (2 Мак. 1, 19-22). Также и ковчег, кивот завета, пророк Иеремия спрятал в пещере горы Нево, с которой некогда пророк Моисей созерцал обетованную землю (Втор. 34, 5), и сказал, что его никто не сможет вынести с этого места, только сам пророк Моисей и Аарон, брат его, в день всеобщего воскресения. И место сие сделалось неузнаваемо, так что до сих пор не знают, где оно.
И вот эти лживые пророки приступили к жертвоприношению: сделали возвышение, закололи тельца, положили его на дрова и стали кричать: «Послушай нас, Ваале, ответь нам огнём!» Они кололи себе руки и ноги, призывали его, вопили с утра до вечера. Но разве демон мог совершить чудо, тем более, что тут стоял пророк Божий, никакого лживого мечтания не могло быть. Ходил и смеялся пророк над этими лжецами: «Ваш Ваал, наверное, куда-то ушёл, или занят чем-то, или играет в шашки или домино, или с кем-то беседует, или уснул – громче кричите». Они орали, кололи себя до крови – никакого не было огня на жертву.
К вечеру остановил их пророк Божий: «Хватит вам безумствовать, теперь я призову Истинного Бога». Он взял 12 камней, соорудил жертвенник, ров глубокий выкопали, возложили дрова и сверху тельца разрубленного. И велел пророк три раз по четыре водоноса возливать воду на дрова и на жертву. И ров весь наполнился водой. Пророк Божий стал молиться: «Господи, сотворивший небо и землю, услыши меня, раба Твоего, вот жертва пред Тобою, ответь огнём, попали эту жертву, чтобы все увидели силу, славу Твою, чтобы уразумели все люди, что Ты Господь Бог Един». И Господь услышал глас верного пророка Своего, и огонь сошёл с неба – телец весь сгорел, дрова и камни в прах превратились, вода во рву вся высохла (3 Цар. 18, 38). Все увидели великую силу Бога Всемогущего, и посмеяны были ложные пророки, служители Ваала и Астарты. А пророк взял меч, увёл их, и сам почти 900 человек заколол, и бросил их в поток Киссон, который впадает в Средиземное море. Предупредив, что дождь будет, пророк стал молиться: «Господи, пошли нам милость Твою, ниспосли дождь с неба, напитай землю жаждущую и народ израильский». И Господь услышал глас пророка Божия, обильный дождь пошёл, напоил землю, все радовались, ликовали и кричали: «Воистину Господь – Бог Израилев! Не будем больше служить Ваалу, будем служить Тому, Кто сотворил небо и землю». И царь сел в колесницу, а пророк бежал перед ним и хвалил Бога.
Но Иезавель, жена Ахава, не уверовала в Истинного Бога, она была закоренелая язычница, безбожница, служила диаволу и стала искать смерти пророка. Весь народ признал Всемогущего Бога, Который сотворил небо и землю, а она, глава этих всех лжепророков, восстала против пророка Божия. И он, видя гнев Иезавели, опять бежал, только не на Кармил, а уже в другое место, к горе Хорив. Господь послал Ангела Своего, который подкрепил его перед предстоящей дорогой. Затем сорок дней шёл в посте и молитве. Там беседовал пророк Илия с Ангелом в молитве и с Богом, Который явился ему в веянии тихого ветра (3 Цар. 19, 12).
Кто ездил по святым местам и бывал на горе Синай, знает, что ниже, как бы у подножия её, есть гора Хорив. Там паломники посещают пещерный храм, где был пророк Илия, ниже находится храм сорока Севастийских мучеников с келлиями, огородами, колодцами (подсобное хозяйство Синайского монастыря). Это долина Лоджи называется. Если идти по долине вниз километра полтора, можно увидеть камень, из которого пророк-боговидец Моисей извёл воду. Он в ограде небольшого храма пророка Моисея. До сих пор этот камень, как скала, стоит. Ясно видны отверстия, их много. И кто бывал там, удивлялся великому чуду. Кто сверлил эту великую скалу? Пальцы до половины входят в отверстия, откуда текла вода, сейчас она уже не течёт, потому что не нужно, нет нужды в этом.
И там многие отцы спасались: и преподобный Григорий Синаит, и преподобный Иоанн Лествичник, написавший великую Лествицу восхождения от земли на небо, и преподобный Стефан Синайский. А в долине, где народ стоял, когда пророк Моисей принимал скрижали, заповеди Божии, — Синайский монастырь великомученицы Екатерины.
И вот в пещере пророк Илия молился, взывал: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом, остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять её (3 Цар. 19, 14). Не могу я терпеть больше, народ, если и обращается, но не полностью, цари снова ведут его к погибели и себя губят». И Господь, утешая Своего пророка, сказал: «Между израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его (3 Цар. 19, 18), они верно служат до сих пор Мне». Господь всех знает, живущих по лицу земли. И повелел Господь ему помазать мужа по имени Ииуя в царя над Израильским царством, он истребит Ахава, Иезавель и всех нечестивых правителей, которые отвращают от правой веры, а Елисея помазать в пророка вместо себя. И он всё это совершил и взошёл на небо на огненной колеснице. Говорит предание, что пророк Илия придёт ещё в последние времена и будет предтечею второго пришествия Христова, он призовёт Израиль ко спасению, и многие примут крещение, примут Иисуса Христа, и спасутся, и будут в Царствии Божием.
Пророка Илию с глубоким уважением почитают не только в Ветхозаветной Церкви, но и в нашей Церкви Новозаветной, много храмов во имя его построено, службы и акафистное пение ему совершаются. В древности иудеи каждую субботу пели особый псалом в похвалу пророка Илии. И когда они празднуют Пасху – а она совершалась уже 1609 лет до рождества Христова, — то ставится особая пятая чаша. Раввин или же глава семейства возглавляет торжество, которому предшествует особое приготовление: там мясо однолетнего закланного ягнёнка, горькие травы в память избавления от горькой работы в Египетском рабстве. Четыре чаши пьют все, причём дают даже детям первую чашу, растворённую водой. А пятая чаша таинственная стоит в стороне, говорят: «Это для пророка Элиягу (Илии)». В комнате, где едят пасху, специально приоткрывают дверь, чтобы мог пройти пророк, а дети сидят и наблюдают за вином в чаше: не убавляется ли оно, не пьёт ли он потихоньку, пришедши невидимо.
И эту-то пятую чашу взял Господь на Тайной Вечери и с этой чашей благодарственной совершил Евхаристию. Иуда употребил четыре чаши со всеми, Ветхозаветная Пасха была совершена. А когда он ушёл, Господь взял уже пятую чашу, посвящённую пророку Илии, который в Духе Божием должен прийти, и совершил великое таинство: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И прием чашу и хвалу воздав, даде им. Глаголя: пийте отнея вси, сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание (Мф. 26, 26-28; Лк. 22, 19).
Пророк Божий Илия прославляется всеми, и мы призываем его в помощь и знаем, что он придёт в последние времена, когда воцарится антихрист, подобный Ахаву и Наполеону, и будет объявлять себя богом. Это будет в то время, когда умножатся на земле блудники, воры, злодеи, убийцы, забудут Христа, забудут Церковь Его, когда духовная чаша наклонится уже в другую сторону. Как это было, мы знаем, при встрече Авраама с Господом, явившемся в виде Трёх Странников, образ Троицы Ветхозаветной. «Господи, — вопрошал Авраам, — если будет пятьдесят праведников, неужели ты погубишь их с нечестивыми? Неужели не пощадишь всего места сего ради пятидесяти праведников?» А там вместе с Гоморрой и Содомом было пять городов. Отвечал Господь: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место сие» (Быт. 18, 26). Убавлял Авраам: «сорок пять… сорок… тридцать… двадцать», — дошёл до десяти. И сказал Господь: «Не истреблю ради десяти, потерплю беззакония нечестивых, мужеложство, скотоложство, ради десяти праведников» (Быт. 18, 32). Так вот и здесь, когда число праведников сократится, их почти не будет, придёт конец – люди сами судьи своей судьбы.
Если мы желаем жить в благоденствии и желаем, чтобы наши дети блаженствовали, надо иметь ревность пророка Моисея, пророка Илии, пророков Божиих и святых, искать Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Как его искать? Много всяких философов, много богословов – все предлагают свои учения и верования. Как разобраться? Да здесь детская простота нужна. Вот Адам был в раю. Господь сотворил его чистым, святым, праведным, Дух святой был на нём, он видел существо животных. Ради него мир был в Едемском раю, природа благоухала, земля давала плоды в изобилии, звери ходили кроткие, не знали никакой вражды, зла. Такими чистыми, святыми и праведными должны стать люди, которые приходят к вере во Христа. Изгнали Адама с Евой из рая, изгнали и нас, мы теперь как скитальцы, пришельцы на земле. Потерял Адам бессмертие, а мы просим его у Бога. Как просим? Верою и любовию, чтобы не было среди нас ни блудника, ни идолослужителя, ни убийцы, никакого развратного делателя или служителя сатаны. Если будет много таких делателей добра, молитвенников за весь мир, мир простоит. Сколько будет? Ещё апостол Иоанн Богослов писал: Последняя година есть: и якоже слышасте, яко антихрист грядет (1 Ин. 2, 18). Пришествие антихриста уже близко, при дверях. Апостол Павел предупреждал: Тайна бо уже деется беззакония (2 Сол. 2, 7), тайна беззакония в действии, и длится уже две тысячи лет. Почему, спрашивают, так долго тянется это пребывание людей на земле? Потому что много праведников было, молитвенников, девственников, преподобных, мучеников, святителей, которые сами жили в чистоте подобно пророку Илии и призывали к этому других людей. Мы прославляем преподобного Сергия и поём: «Радуйся, земный Ангеле», подобно пророку Илии: «Во плоти Ангел».
И давайте, братья и сестры, подражая пророку Илии, его вере и благочестию, призывать благодать Божию, жить в чистоте, чтобы никто из нас не блудил, не убивал детей, не воровал, никакого беззакония не делал. Многие отцы и матери наши, живя в благочестии и чистоте, приходили к святости, молились и за себя, и за весь мир, чтобы Господь даровал веру и язычникам, и народам, населяющим нашу Русь, чтобы все народы познали Единого Истинного Бога, в Троице славимого, и познали Христа, Спасителя мира, и жили в чистоте и святости. Если мы призываем: «Отче наш», то исповедуем великую любовь Божию, потому что Господь даровал нам усыновление, даровал нам Богородицу, Царицу Небесную. Так говорят святые отцы: ум, душу и тело Господь восприял от Богородицы, стал Совершенным Человеком, Сродником нашим. И Он Воскрес, даровал нам Духа Святаго, даровал нам обожение.
Раньше, когда Господь сотворил Адама, то даровал ему Духа Святаго, как мы и читаем в Библии: И созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни (Быт. 2, 7). Это дыхание жизни повторил Иисус Христос уже ученикам Своим, апостолам, дарует и нам это дыхание в таинстве крещения, покаяния. Кто вошёл в рай первым? Бывший разбойник. И это ради покаяния. Преподобная Мария Египетская достигла такой святости – ради покаяния. Так что дверь покаяния открыта всем: и бывшим разбойникам, и неверующим идолослужителям. Киприан был какой служитель диавола, а покаялся и стал святым.
Будем и мы приносить покаяние, будем уподобляться по ревности пророку Илии, чтобы искать Царствия Божия и правды, волю Божию, никакого греха не совершать, непрестанно молиться. Потому что диавол, яко лев рыкая, ходит по земле, иский кого поглотити (1 Пет. 5, 8), влагает помыслы неверия, гордыни, наводит похоть мира, которая есть похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). Здесь мы не живём, а готовимся к жизни. Некоторые забывают об этом, и диавол закрывает их очи, порабощает их ум и волю, они бывают сосудами сатаны, ищут богатств, заводят дачи, автомобили, достигают обширного образования. А что даёт это образование? Изучают языки, естественные науки: астрономия, геометрия, география, математика, медицина, всё прочее, только Бога нет. Как же так жить без Бога? Вот буддисты живут в какой-то нирване, как будто Бога совершенно нет, у них только половина заповедей, и то они их сами придумали. Поэтому надо видеть то, что есть на самом деле. Мы дышим воздухом – он от Бога. Пьём воду – Бог даровал её нам. Даровал нам ум, слово, дал нам власть быть чадами Божиими, и мы можем теперь беседовать с Богом, как с Отцом своим.
И эту беседу надо непрестанно совершать и дома, и в храме, иметь память Иисусову, отгонять помыслы. Несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, кроме имени Иисуса Христа, о Немже подобает спастися нам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12). Он взял грехи Адамовы, наши грехи, Он пострадал, исполнил клятву, которую сам дал Адаму, и смертию умер, и Он Воскрес, и нам даровал воскресение. И будем просить пророка Божия Илию, всех святых, преподобного Сергия, чтобы Господь и нам даровал ревность ко спасению, чтобы мы искали чистоты, правды, истины, искали трудолюбием, смирением, терпением, за всё благодарили Бога. И непрестанно везде, отгоняя помыслы, будем призывать: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя».
Если мы этим путём пойдём, то Господь пошлёт и нам такой покров, который посылал пророку Илии, преподобному Сергию, всем святым, дарует усыновление, и неотступно с нами будет прибывать Ангел Хранитель, и будем от всего сердца, искренне за всё Бога благодарить. И когда загремит труба архангельская, Господь поставит нас по правую сторону и скажет нам слово Своё благодатное: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» Аминь.