Вознесенский Оршин женский монастырь

«Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Занятия по догматическому богословию

 

21 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, в Вознесенском Оршине монастыре после Литургии свт. Василия Великого было совершено по уставу Последование Недели Торжества Православия.

Особо торжественно в этот день звучали слова Символа веры: «Веруем во Единаго Бога Отца, Вседержителя… И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия… И в Духа Святаго, Господа Животворящаго… Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь…»

Провозглашалась «Вечная память» всем о Православии подвизавшимся словесами, писаниями, учениями, страданиями и богоугодным житием, яко защитникам и пособникам Истины.

Пелось многолетие православным иерархам и всем православным христианам, право содержащим спасительную веру и повинующимся Христовой Церкви.

 

С сегодняшнего дня начался цикл великопостных занятий по догматическому богословию и истории Русской Церкви.

Монахиня Александра (Кашаева), преподаватель Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих женских монастырей Тверской и Кашинской епархии, подготовила занятие об истории становления чина Торжества Православия, подробно рассказала о 12 анафематизмах, а также о том, какие взгляды, воззрения и мировоззрения, какие учения никак не могут разделяться православным христианином. Источником информации послужила работа протоиерея Максима Козлова.

В заключение лекции вновь прозвучала в записи молитва «Православия день празднующе, православнии людие, наипаче прославим Виновника всех благ Бога, Иже Сый благословен во веки», возглашенная знаменитым архидиаконом Константином Розовым еще сто лет назад https://my.mail.ru/music/songs/архидиакон-константин-розов-православия-день-торжество-православия-bc5104f9d9e81a5a9f63d39c70408620

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* * *

Церковь свидетельствует о еретических воззрениях, что между ними и Православием утверждена великая пропасть и непереходимая стена, что они внутренне противоположны тому благовестию, которое несет Христова Церковь.

Первое. Отрицающим бытие Божие, утверждающим, что мир сей есть самобытен и вся в нем без Промысла Божия и по случаю бывают, — анафема. Это анафема всякого рода материализму и атеизму, всем тем, кто считает, что мир существует сам по себе, что мир не есть творение любящего Создателя. Это анафема представлению, что мир если и создан Создателем, то дальше катится сам по себе, а Бог не есть Вседержитель и Управитель судеб этого мира. Всякий, кто так считает, поставляет себя вне пределов святого Православия. Сейчас появились люди, называющие себя «православными атеистами». Чин анафем показывает, что все их суждения разного рода о том, что они «принадлежат к религиозной традиции Православия», о том, что они в Бога не верят, но значимость Православия для русской культуры, нравственности и т. п. Признают, — все это лишь мыльный пузырь, все это смешно. Если в Бога не верить, если Его Творцом и Создателем мира не признавать, если Его вседержительство над судьбами мира отрицать, то никакое усвоение себе именования «православный» невозможно.

Второе. Глаголющим (т.е. говорящим), что Бог не Дух, но плоть, или что Бог не праведен, не милосерд, не премудр, не всеведущ, и подобные хуления произносящим, — анафема. Это анафема всем тем, кто отрицает полное вседержительство Божие, всеблагость Божию, кто отрицает, что Бог есть окончательный и конечный Творец. Есть разного рода религиозные и околорелигиозные учения, в которых говорится, что в бытии мира присутствуют два начала: светлое и темное. Этот так называемый дуализм несовместим с православной верой. Провозглашается анафема представлению, что Бог не всесилен или, может быть, где-то там, на Небе, всесилен, а здесь, на земле, лучше договариваться с темными силами, как учат многие так называемые «мировые» религии, в особенности индуизм. Все таковые абсолютно чужды традиции истинного христианства.

Безумие глаголющим: не нужно быти к спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, Его вольные страдания, смерть и воскресение, — анафема. Мировоззрения, которые ограничивают Бога в Его власти, которые включают идею, что человек сам кузнец своей судьбы, что в конечных выводах он сам определяет путь своего спасения, — это ересь пелагиан. Пелагий считал, что хороший человек может спастись сам по себе, без Бога. Эта ересь уже полторы тысячи лет назад была осуждена Вселенской Церковью.

Не принимающим благодати искупления, в Евангелии проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства, — анафема. Нет на небе, вновь и вновь свидетельствует Святая Церковь, иного сообщества, кроме Церкви Христовой. Нет на небе отдела для мусульман, подразделения для индуистов, особой кельи для буддистов, красной комнаты для особенно нравственных коммунистов и тому подобного. Нет ничего такого — только Церковь Христова. И только через Христа и Его Церковь возможно спасение в Вечности.

Не верующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов, и через них возвести нам путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает, наставляет их на всякую истину, — анафема. В этом утверждении содержатся две важные истины. Одна — о богооткровенности Священного Писания. Библия не есть книга, написанная умом людей. Она не есть исторический памятник ближневосточной словесности, дивное произведение культуры, которое нужно хранить, переписывать и выставлять в рамочках в музеях. Она есть слово Божие, меч Херувима, конечная истина, к которой и йоту нельзя ни прибавить, ни убавить. Но точно так же и Дух Святой пребывает в Церкви Христовой все две тысячи лет. Церковь Христова — невеста Агнца. Какие бы ни были немощи конкретных людей, в ней пребывающих, мирян или иерархов, какие бы заблуждения ни постигали иной раз нас, православных христиан, она есть дом Духа Святаго, в котором Он непрестанно обитает.

Отметающим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на Небесах и за грехи осуждение вечное, — анафема. Эта анафема всем, кто сомневается, что будет вечный суд Божий, в том, что те, кто спасутся, спасутся в вечности, а те, кто будут осуждены, в вечности же будут осуждены, а не просто педагогически воспитуемы. Истина о вечности суда вновь подтверждается этим анафематизмом.

Отметающимся от Таинства святая, Церковью Христовою содержимая, — анафема. Мы знаем, что есть сообщества, называющие себя христианскими, но большинство Таинств упразднившие вовсе, а те, что оставили, исказившие принципиально. Это так называемые протестанты. Невозможно без Таинств, которые Сам Господь и апостолы засвидетельствовали и учредили в Священном Писании, благополучно и успешно идти ко спасению.

Отвергающим Соборы святых отцов и их предания, Божественному Откровению согласные и Православной Кафолической Церковью благочестиво хранимые, — анафема. Не только Писание, но и Священное Предание является источником Божественного Откровения. И то, что засвидетельствовано словом Божиим, и то, что хранится Церковью как постановления Вселенских Соборов, как согласные учения святых отцов, как каноническое предание Церкви, — все это должно быть в полноте содержимо православным христианином.

Ругающимся и хулящим святые иконы, ихже Свята Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оные к благочестию, иконы к подражанию приемлет, и глаголющим оные быти идолы, — анафема. Еще в VIII столетии Церковь осудила ересь иконоборчества, потом вновь возрожденную протестантами в XVI веке и доныне ими содержимую и многими так или иначе поддерживаемую. Мы должны помнить, что иконы — это не религиозная живопись. Это не то же, что картины Левитского, Боровиковского или Семирадского в музеях, напоминающие нам о каких-то событиях Священной Истории. Это образ, возводящий к Первообразу. Образ, благодатно связанный с Тем, Кто на это образе изображен. И человек, который благоговейно чтит образ и к нему прибегает, прибегает не к доске, не к краскам, не к изображению, но к самому святому, Божией Матери, Самому Богу, которых мы видим изображенными на иконах.

Эти главные анафематизмы на протяжении долгого времени, изменяясь по букве, но по сути оставаясь неизменными, возглашались Православной Церковью. И мы сейчас, в начале XXI века, должны помнить слова апостола, что Господь Иисус Христос и прежде, и ныне, и в вечности тот же. Учение Церкви тождественно самому себе во все века, и Православие XXI века ничем не может отличаться от Православия I, V или XV столетия. Это та же единая святая апостольская, утвердившая Вселенную вера, которая есть единственный мост и единственный путь для нас ко спасению.

(Протоиерей Максим Козлов. Острее меча обоюдоострого: Проповеди. – М., 2012)

 

 

 



Все новости