Вознесенский Оршин женский монастырь

Слово архимандрита Наума (Байбородина) на Евангельское чтение. Неделя по Рождестве Христове. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.

Возлюбленные братья и сестры! Великая радость для нас праздновать Рождество Христово. Великую тайну открывает нам Священное Писание. Господь пришел на землю, чтобы клятву смертию умрете (Быт. 2, 17) взять на Себя, то есть умереть. Должен был умереть Адам, но Адам не мог спасти весь род человеческий. Поэтому Господь стал Человеком, ведь Бог умереть не может, Бог есть Дух, а умирает человек, телесная его природа.

Иисус Христос, чтобы почтить и девство, и материнство, восприял ум, душу и тело от Богородицы. Господь стал Человеком, Дух Святой сотворил из кровей Пречистой Девы Богородицы Себе тело, телесную природу.

И святые отцы, творцы канонов, вот что говорят в Октоихе седьмого гласа в Неделю утра на полунощнице воскресной в каноне Пресвятой и Живоначальной Троице (творение Митрофаново, глас 7, песнь 9, Богородичен): «Ум и душу, и плотское смешение прием Богородице, от Твоих ложесн пречистых Бог Слово поистине Человек явися и Божественного существа общника человека яве показал еси», тайну Боговоплощения.

Он Истинный и Совершенный Человек, во всем подобный нам кроме греха, создал тело Себе из пречистых кровей Богородицы. И жил Он как Человек, и родословие Его восходит к Адаму, проходит чрез праотца Авраама (Мф. 1, 1—16; Лк. 3, 23—38). Вот видите, Господь так возлюбил природу человеческую, что не избрал ангельский мир, а избрал род человеческий и стал совершенным Человеком, пребывая и Богом истинным.

Мы тоже сродники Ему, и апостол Иоанн Богослов считается как бы племянник Его, потому что Богородица была обручена праведному Иосифу, и все считали, что он отец Иисуса Христа.

И как говорит Св. Евангелие, Иосиф недоумевал, когда увидел свою Обручницу Деву непраздной и потом безболезненно родившей Младенца и оставшейся Девой. Призвав, испытывали священники Иосифа: «Мы тебе поручили Деву, Которая пребывала во Святая Святых, а ты не сохранил Ее? Почему Она родила?» Праведник отвечал, что не касался Ее. И Деву спрашивали, и Она, держа Младенца на руках, кротко говорила: «Я не знала мужа». Тогда было такое древнее предание, закон: если люди не сознавались, им обоим давали пить особую воду, и Господь обличал их неправду. Но здесь, выпив воду, они не потерпели никакого от Бога наказания, потому что были чисты. Тогда исследовавшие их сказали: «Если Бог вас не обличает, идите с миром». Потом Иосиф все-таки призвал бабку-повитуху, чтобы она осмотрела Матерь, Которая родила Младенца. И она, хотя и удивилась, но признала, что Она — Дева Чистая. И все познали великую тайну. Родился Человек, а Матерь Его была Девой и, родивши, осталась Девой. Вот что Бог устроил для нашего спасения!

И потом говорили саддукеи и фарисеи Христу: «Мы знаем, Кто Ты есть. Ты из Назарета (Мф. 2, 23; Лк. 2, 39), у Тебя отец Иосиф, Мать Мария, у Тебя четыре брата, три сестры (Мф. 13, 55; Мк. 6, 3; Ин. 6, 42; Лк. 4, 22), а Ты говоришь, что Ты равен Богу (Ин. 10, 33, 36, 38). Какой же Ты Бог? Ты Такой же, как и мы все».

А как все было? Великое знамение и чудо случилось при посвящении трехлетней Марии Богу. Пресвятая Дева Богородица с младенчества была посвящена Богу, была введена во Святая Святых, куда мог входить только раз в год первосвященник. И там Ангел питал Ее, там Она молилась и возжелала всю жизнь в чистоте служить Богу, и дала обет не знать супружеской четы. Но подошло уже время возраста, 14 лет, когда во Святая Святых жить уже, как говорится, не полагалось, надо было решать как поступать дальше. Священники совещались, и, Промыслом Божиим, избрали Иосифа, 80-летнего, чтобы он хранил Ее девство под видом замужества, чтобы все считали их супругами. И вот Пречистая Дева жила в дому Иосифа Обручника. Она считалась как бы супругой его, и жили они в Назарете.

А пророчество было какое? Еще пророк Михей говорил, что Вифлеем, дом Ефрафов, будет знаменит тем, что из него произойдет «Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2), там родится Спаситель мира. Потом пришел приказ кесаря, правителя римского, сделать перепись. Поскольку они были потомки царя Давида и Вифлеем считался их родным городом, то пошли в свой город на перепись и там родился Иисус Христос.

Гостиниц не было тогда, и пришлось им в простом таком месте быть. И когда родился Иисус Христос, прославили Его Ангелы, прославили пастухи, а многие даже и не знали. И вот эту тайну — Рождение Христа в Вифлееме, многие не могли понять, потому что извещенное Ангелом Святое Семейство с Богомладенцем сразу же бежало в Египет, а когда Ирод умер, пришли в город Назарет. Поэтому так и считали, и говорили: «Мы знаем, Ты из Назарета Галилейского. Знаем Твоего отца-плотника, и Ты тоже плотничаешь. У Тебя четыре брата, три сестры. Какой же Ты Сын Божий? Как Ты с неба сошел?»

Есть еще одно древнее предание. Когда Святое Семейство бежало в Египет от злобы Иродовой, встретились разбойники. И один разбойник хотел отнять осла, на котором сидела Пречистая Дева Богородица с Младенцем. А атаман их, посмотревши на Богомладенца, удивился: «Никогда в жизни не видал я такой красоты! Какое сияние от Него, какой свет, благолепие. Братья, не будем отнимать у них осла, пусть идут с миром, хватит нам того, что у нас есть». Ласково посмотрела на него Богородица и сказала: «Сын Мой и Бог помянет тебя во Царствии Своем». И этот разбойник оказался тем самым, который висел на кресте справа от Господа. А когда другой разбойник хулил Бога Распятого, он сказал: «Ты что делаешь? Мы принимаем казнь, наказание за наши грехи, сколько мы крови пролили, а Он не виновен ни в чем, Он Праведник, Чудотворец». И обратился к Иисусу Христу: «Господи, помяни меня во Царствии Твоем». И что Господь сказал? Сказал: Аминь глаголю тебе, днесь, сегодня, со Мной будеши в раи (Лк. 23, 43).

Один священник-старец рассказывал, что в одно время потерпел он какую-то неправду и оказался в тюрьме. Там много было воров, разбойников, которые обычно спрашивали: «Кто ты такой? Откуда пришел? За что? А-а, ты, значит, за Христа страдаешь, ученик Христов». И атаман сказал своим товарищам: «Я беру его под свой покров, и чтобы никто его не обижал, потому что он ученик Иисусов, а Иисус нашего брата разбойника возвел в рай». Кажется, все просто, по-детски, но так доходит до сердец человеческих слово истины, любовь Христова, любовь евангельская всех касается.

Потом возвратилось Святое Семейство домой, в Назарет, поэтому так все и считали, что Он родился в Назарете, яко да сбудется реченное пророки, яко Назорей наречется (Мф. 2, 23).

А кто такой был апостол Иаков, который называется братом Господним? Почему Господь его возлюбил? Почему он получил такое великое звание — брат Господень?

Мы знаем, что у Иосифа от первой жены были четыре сына и три дочери.

И когда решили разделить землю, которая была у Иосифа-отца, то какая-то доля приходилась и Иисусу, а сыновья воспротивились, говорили: «Он Сын не нашей матери, Он нам чужой, не будем уделять Ему земли». Сколько там полагалось, не указано. А Иаков возлюбил Отрока Иисуса, пожалел Его, а братьев стал увещевать: «Да как же Он без земли будет, без огорода? Ведь посадить что-то надо, чтобы питаться. Если уж вы не хотите уделить Ему земли, тогда я от своей доли дам часть». Какая-то наивность, простота и одновременно любовь, доброта к Иисусу Христу, Творцу неба и земли, он не пожалел поделить свой удел на два и дать Ему.

И за это апостол Иаков назван братом Господним, и великую благодать ему даровал Господь, и Он являлся ему (1 Кор. 15, 7). Господь основал Церковь, апостол Иаков составил литургию, и совершалась она на еврейском языке в Иерусалиме долгие годы. В последствии эту Литургию перевели сначала святитель Иоанн Златоуст, потом святитель Василий Великий.

И его почитали даже фарисеи, потому что великий он был подвижник, поклоны совершал так, что у него на коленях кожа толстая появилась. А потом, когда его сбросили с городской стены, было наказание — разрушение Иерусалима.

 

И давайте, братья и сестры, глядя на икону Спасителя, как Богомладенец в яслях пребывает и как ради нашего спасения пришел нас призвать к добру, станем добрыми, отложим всякий грех, особенно в наше время, когда зло такое распространяется кругом, бросим всякую обиду, чтобы не было у нас блудников, воров, гордецов, чтобы искали только правду Божию, молились и дома, и в церкви и приучались, чтобы ум наш не отторгался от Христа. Нет другого имени под небом, данного человекам, кроме имени Иисуса Христа, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12), которым мы можем получить спасение: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

И давайте принесем глубокое покаяние, принесем, подобно древним волхвам, мудрецам, дары: исправление нашей жизни, чистоту, целомудрие, мужество, непрестанную молитву. Эта жизнь есть приготовление к жизни вечной, поэтому не надо искать богатств, похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, а искать надо Бога, благодати Божией, усыновления, чтобы стать чистыми, добрыми, святыми. И тогда в день Страшного суда Господь поставит нас по правую сторону и скажет благодатные слова Свои: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.



Все новости