Вознесенский Оршин женский монастырь

Слово архимандрита Наума (Байбородина) на Евангельское чтение: об исцелении десяти прокаженных (Неделя 26-я по Пятидесятнице)

 

Возлюбленные братья и сестры! Каждый день во Святой Церкви мы слышим Евангелие, и говорит нам слово Божие о Спасителе нашем, о Его проповеди Евангелия, о Его чудесах. И в ны­нешний день мы слушали Евангельское слово о десяти прокаженных.

Когда Господь вышел на проповедь, Он ходил по Палестине и всем говорил: Покайтесь, ибо приблизилось Цар­ство Небесное (Мф. 4, 17). Господь не просто го­ворил, Он не только напоминал Священное Писа­ние, пророков, но Он возвещал и делом, ибо в Нем была сила, в Нем было всемогущество. Он исцелял многих, изгонял бесов.

И однажды, когда Господь входил в одно селе­ние, как говорит Евангелие (Лк. 17, 12—19), Его встретили десять прокаженных, больных людей. Страшное они переживали состояние: у них язвы были на телах, у некоторых отпадали части тела, гной сочился, зловоние исходило, у кого не было глаз, или были глухие, или слепые, немые. Прока­женные собирались группами, все их сторонились, их везде прогоняли, даже к источникам воды не подпускали. И вот они, услышав о чудесах Иисуса Христа, собрались целой толпой и пошли Его ис­кать. Они знали, что много чудес Он уже сотворил, может быть, думали они, и им поможет. И кричали они Ему единым гласом: «Иисусе Наставниче, помилуй нас». И Господь только слово сказал: «Пойдите, покажитесь священникам». Был такой древний закон, что прокаженные осматривались священниками и в на­чале болезни, и тогда, когда получали исцеление. И когда они шли в храм, почувствовали себя со­вершенно здоровыми: слепые увидели свет Божий; глухие почувствовали, что они слышат хорошо; отпадшие части тела восполнились, вдруг все стало на свое место, тела стали белыми, чистыми, зло­воние исчезло, могли говорить, ясно понимать — и радость великая была в их душах. И от того, что они стали здоровыми после таких великих бедствий, в радости прыгали, кричали, смотрели вокруг.

И говорится в Евангелии, что получили благодать и исцелились десять человек, но только один из них вернулся благодарить Иисуса. Увидев себя исцеленным, он не стал колебаться и размышлять о том, что ему надлежало делать, он имел ясное понимание великости благодеяния, ему оказанного, и живое чувство благодарности. Приблизившись к Господу, он повергся на землю, припал к ногам Его, прославил Его, благодарил за то, что Он даровал великую радость, утешение и ему, и родным, и всем ближним.

И этот убогий получил сразу два благословения: здравие для тела своего и здравие для души своей. Господь сказал ему: «Иди, вера твоя спасла тебя». Благодарность за милость низводит на него высшее благословение, только ему принадлежавшее. Вера самарянина исцелила не только его тело, но и душу поставила на путь спасения.

Значит, он уже причис­лен был к лику, который входил в Царствие Божие. Господь еще в древние времена говорил, что благодать Свою и Царство Свое вечное Он дарует не только народу избранному иудейскому, но и всем язычникам. Свет во откровение языком (к просвещению язычников) (Лк. 2, 32), возвещали пророки, будет с пришествием Христа в мир.

Как превзошел он высотою своего духа и благородством сердца иудеев, получивших равное с ним благодеяние, но скоро забывших своего Благодетеля.

И Господь всегда радовался, когда находил в сердцах человеческих чувство веры и любви, но в то же время скорбел о тех девяти сынах, которые не возвратились воздать славу Богу.

А почему же остальные не пошли, не воздали честь, благо­дарение своему Исцелителю? Почему же так про­изошло? А мы знаем, что сильна была закваска фарисейска и саддукейска (Мф. 16, 6). Говорили эти старейшины: кто признает Его за Христа, кто будет прославлять, благодарить, величать как Бо­га, того отлучать от синагоги (Ин. 9, 22), и отлучен будет от общения со всеми. И эти больные люди много страдали, много переживали и видели вели­кое благодеяние, почувствовали, что с ними произошло то, что ни один врач земной не мог им даровать, — здесь явно была сила Божия. Конечно, знали они и пророков, как они говорили о пришествии Христа в мир, знали, что Иисус Христос — Бог.

Когда мы внимательны к чтению Псал­тири, называлась она книга хвалений, ибо в ней прославляется Христос, то видим, что в ней прямо и сокровен­но говорится в образах об Иисусе Христе. И вот мы слышим: Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли (Пс. 8, 2). Слово Божие Бога называет и Сущий, и Адонаи Господь, и Господь Вседержитель. Много имен, где говорится о Его силе, о любви, что Он Солнце правды (Мал. 4, 2). Здесь же, дальше в этом псалме, как мы прослу­шали: Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, узнаем Кто же Он такой, имя Его какое? А Тот, Которому воспели младенцы, из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Пс. 8, 3). Вот имя Его. А Кто сидел на осляте, когда входил в Иерусалим? — Иисус Христос. И младенцы несмысленные, которые не могли различать правой руки от левой, кричали громко: Благословен Грядый во имя Господне (Пс. 117, 26; Мф. 21, 9; Мк. 11, 9; Лк. 19, 38). Это был Иисус Христос. И про­рок много говорит о Нем, что Он воскреснет, что Он к злодеям будет причтен, много пострадает, что Он — Царь Славы, что Он вознесется на небо и да­рует нам Царство Небесное и всю благодать. А как ясно говорил Дух Святой Деве Богородице: «Сила Вышнего осенит Тя и родиши Сына и наречеши Имя Ему Иисус, Той бо спасет люди Своя от грех их и будет Он Царем вечным».

Знали, конечно, об этих пророчествиях те девять исце­ленных прокаженных, потому что были из иудейского народа, а вот тот, который благодарил Бога, был самарянин, язычник. И они стыда ради иудейского не по­шли, не воздали славу Иисусу Христу как Богу. Почему? «А нас, — говорили они, — отлучат от сон­мища, от синагоги иудейской».

Так бывает и в жизни нашей, братья и сестры, что мы неблагодарны и к ближним нашим, и к родителям нашим, и даже к Богу. И это состояние неблагодарности есть проказа. Проказа бывает телесная, и проказа есть духовная, когда ум помрачается от диавола всякими наваждениями, всякими ложными учениями, когда диавол влагает нам помыслы, а мы считаем, что они наши. Так учили долгое время в школах: мышление — это функция мозга, мозг дает нам мысли кого-то убить, украсть, не верить в Бога, не работать. А это есть речи, слова, беседы диавола.

И мы, братья и сестры, должны видеть великую тайну спасения и любовь Христа Спасителя ко всем на­родам. Не только избранный народ Он пришел по­сетить, а пришел посетить весь народ. И кто с ве­рою, с любовью придет, тот получит великие бла­годеяния. Вспомним проповедь Христа Спасителя. Вот Он пришел в Назарет, там была синагога. Войдя туда, Господь взял книгу пророка Исаии (Лк. 4, 16—17). И что Он читал? Он читал Сам о Себе то, что внушал пророку: Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедо­вать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу (Ис. 61, 1; Лк. 4, 18). Он говорил о том, что возвещать будет Свое Евангелие всем народам и язычникам. И Он гово­рил слушающим иудеям, что много было прокажен­ных во времена пророка Елисея во Израиле, но ни один из народа иудейского не очистился, кроме Неемана сириянина (Нееман был язычник); что и во времена пророка Илии, когда голод сделался страшный по всей земле, также много было вдовиц во Израиле, которые нуждались в пропитании, но ни к одной не был послан пророк Божий Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую (она бы­ла язычница) (Лк. 4, 25—27). Это говорило о том, что отнимется от них Царство Божие и дано бу­дет народу, приносящему плоды его (Мф. 21, 43), дастся язычникам. Уразумели книжники, фарисеи, саддукеи, схватили Иисуса Христа, повели на вершину горы, чтобы сбросить и предать Его смерти. Но Господь стал невидим, не пришло еще время отшествия, Он еще Голгофу не пережил и, став невидим, удалился от них (Лк. 4, 29—30).

И вся история Церкви говорит о том, что многие сыны века сего стали прокаженными, одни болели телами своими, а другие душами.

И посмотрим мы, братья и сестры, на самих себя, и у нас тоже у каждого есть духовная проказа. Мы сребролюбивы, пребываем в похоти плоти, похоти очей и гордости житейской, не любим работать, не хотим рожать детей и воспитывать их, не желаем поститься, обиды не терпим, гордые, тщеславные — мы прокаженные и нам нужна помощь. Если тело мы имеем чистое, то имеем мрачную душу, у нас неведение, мрак в душе на­шей, нет любви, нет смирения, нет терпения, нет страха Божия, зависть, лукавые деяния в нас. Души наши прокаженны, нет чистоты. Но чтобы помощь получить от Бога, нужно просить, как умоляли десять прокаженных: «Иисусе Наставниче, помилуй ны. Иисусе, Сыне Божий, помилуй нас». И просить не только словом, но чтобы вся жизнь была воплем, чтобы и молитва была, и пост, и покаяние, и терпение, и смирение. Только чистии сердцем Бога узрят (Мф. 5,8).

И мы, братья и сестры, подражая древним мо­нахам, должны просить у Бога очищения: «Иисусе Наставниче, помилуй нас! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Это делание древнее должны мы возобновить. Мы говорим, мы здоровы, мы имеем глаза, имеем все члены тела, но видя, часто не видим, и слушая, часто не слышим призыв Божий к чистоте, к святости. И надо про­сить, чтобы Господь исцелил наши души и дал свет, дал нам мир Христов, и в этом мире мы все будем видеть по-другому. Надо приучиться к этой памяти Иисусовой непрестанно. Нет другого име­ни под небом (Деян. 4, 12), никакого имени боль­ше Иисусова. Всяко колено небесных, земных и преисподних поклоняется Ему.  Не будем мы прока­женными, а будем просить Бога об исцелении. Вспомним странника, как он тысячи раз взывал: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Призывать нужно Бога в покаянии, не под­ражать Гиезию, который искал золота и много одежды, а подражать египетским подвижникам, преподобному Сергию и всем святым, и надо иметь страх Божий, искать славу Божию и искать спасе­ние своей души. И пусть наша молитва церковная будет с нами всегда в теплоте, в покаянии. Мо­литься будем и дома, молиться непрестанно, пото­му что диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8).

И мы, братья и сестры, должны помнить в на­шей жизни, что мы, как люди, имеем тело, душу и дух. Болеть может наше тело, болеть может и наша душа. Если человек, скажем, преда­ется пьянству — душа его больна; ворует, обижает ближнего — душевная проказа объяла его. И вся­кий грех, как беззаконие, вводит в нашу душу про­казу. Поэтому нужно бояться наказания Божия. Как говорится в Евангелии, что грешники нерас­каянные будут брошены в печь огненную: там бу­дет плач и скрежет зубов (Мф. 13, 50).

В жизни нашей бывает, что и праведники боле­ют, тела их страдают, но это по Промыслу Божию, чтобы душа больше очистилась и получила бла­женство в Царствии Небесном. И если Господь порой по­сылает нам скорби и болезни, надо их тер­петь, потому что этим мы очищаемся от забытых и нераскаянных грехов. А в будущей вечной жизни каждая спасенная душа будет созерцать Спасителя нашего в славе Его, в свете, будет обращать­ся к Богу непосредственно, и Бог ей будет отвечать. Великая слава, блаженство, и к этой жизни уже здесь нужно готовиться.

И нужно святость иметь в наших делах и непрестанную память о Боге. Будем просить, братья и сестры, непрестан­ной молитвой: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», просить добрыми делами, смирением. У нас ни у кого нет смирения. Все мы знаем Священное Писа­ние, волю Божию, а смирения нет. Будем смирять­ся, терпеть, за все благодарить, уподобляясь это­му самарянину, который благодарил Бога, и мы будем за все благодарить. И такая жизнь с Богом в покаянии, смирении, любви приведет нас к усы­новлению, даст нам Господь вкусить мир Свой Хри­стов, даст нам благодать Свою. И когда загремит труба архангельская, то Господь нас, как сынов воскресения, поставит по правую сторону и скажет нам: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте угото­ванное вам Царствие от сложения мира». Аминь.



Все новости