Возлюбленные братья и сестры! Святая Церковь в дни покаяния нашего в нынешний день призывает молитву великого подвижника благочестия Иоанна Лествичника. И в этот день мы вспоминаем написанную им богодухновенную Лествицу восхождения на небо. У преподобного одно было желание — спасти свою душу, угодить Богу и помочь ближним своим. В шестнадцать лет он пришел в пустыню, долго подвизался в уединении под руководством старца и достиг великой степени ведения. Он знал хорошо, что значит спасение и искупление и какую любовь нам открыл Господь, Искупитель и Спаситель всего рода человеческого.
Человек — это любимое творение Божие, и для него Господь сотворил этот прекрасный мир. Когда диавол на небе восстал против Бога, Господь перетерпел, не судил его, но когда он совратил в раю Адама и Еву, то был проклят за это великое злодеяние. Так Господь любит человека, что дал ему образ Свой Божественный. И мы похожи на Бога: видим истину, добро, сознаем святость, имеем свободу, все взвешиваем, рассуждаем, что правильно и что неправильно. Великой любовью Господь любит нас и желает, чтобы в этом образе было подобие Божие, проявляющееся в добродетелях, святости, истине.
И преподобный Иоанн Лествичник изложил нам эту тайну спасения, которая открыта в Евангелии Самим Христом Спасителем. Что значит спасение? Спасение — это такое состояние человека, какое имел Адам первозданный, состояние святости, когда совершенно нет зла в человеке, ему возвращено бессмертие, мир душе, видение, знание Бога. Адаму природа вся повиновалась, звери были тихие, ласковые, кроткие, и земля давала изобилие плодов. Видим мы это, братья и сестры, в угодниках Божиих, которые приняли тайну спасения, приняли благодать Пресвятаго Духа. Звери нисколько им не угрожали, мирно, тихо пребывали со святыми, некоторые даже служили им. И святые ходили по водам, исцеляли больных, изгоняли бесов, воскрешали мертвецов. Вот образ Божий и подобие, которые необходимо каждому возыметь здесь, живя на земле.
И преподобный Иоанн Лествичник написал тридцать степеней восхождения к Богу, к Царствию Небесному. Потерял Адам здесь рай на земле, а нам теперь Господь уготовал Небесные обители. Почему здесь на земле нельзя жить так, как жил Адам? Потому что эта земля проклята после грехопадения, потому что на этой земле много грешных людей, убийц, блудников, гордецов. Звери, часть из них домашние, и они слушаются человека, а другая часть дикие, и некоторые даже нападают на него. Здесь нет бессмертия у человека, поэтому здесь нельзя блаженствовать в таком состоянии, как мы теперь.
И преподобный говорит нам, что мы должны, приступая ко спасению, посмотреть на Евангелие и на себя. Евангелие — это книга жизни, она обо всем нам говорит. И когда мы станем себя рассматривать, когда взойдем в себя и начнем отделять свое от того, что привнесено от лукавого, то увидим, что мы еще не приступили даже к первой ступени покаяния.
Какая первая ступень предлагается по учению Иоанна Лествичника? Это рассуждать, говорить, поступать по учению Евангелия, подражать Христу. И говорят отцы, что если в нашей душе, восходящей к небу, Ангелы не увидят отпечатка образа Христа, то не откроют нам врата Небесные. И как мы должны жить и поступать по-евангельски? Скажем, мы живем с ближними своими, нас огорчили, а ты его не огорчай; у тебя украли — прости; тебя обидели — терпи. Если ты кому-то одолжил — лучше всего не брать обратно, в простом случае взять то, что дал, а те, которые берут вдвое, в три раза больше, поступают уже по греху. И вот первая степень — веровать в Евангелие и все поступки, мысли, дела, ощущения, помышления согласовывать с Евангелием, чтобы было, как Господь учит, как святые отцы говорят, как они поступали.
Вторая степень — иметь мир в душе своей, это уже восход дальше. Что значит мир в душе? Не возмущаться, не огорчаться, не раздражаться, не завидовать никогда никаким поступкам. Скажем, имел ли такой мир Иуда? Нет, потому что он был лицемер. Когда пошел предавать Спасителя, лицемерно Его лобызал, целовал, называл Учителем, на устах было одно, а в сердце нелюбовь ко Господу. И мы должны себя осуждать и смотреть, как поступали святые. Вот что говорится о преподобном Павле Препростом, который был при преподобном Антоние Великом. Пришел он однажды с поля, с работы домой, а жена его находилась с другим человеком, с соседом. Мы знаем, сколько бывает случаев такой дикой, страшной ревности, даже до убийства доходит, мужья не могут терпеть такого бесстыдства. А он, имея кроткое сердце, поступая по Евангелию, сказал: “Ну что же, вижу я, что вы любите друг друга, я вам не нужен, оставляю вам все богатство, живите, как хотите”. Поклонился им и ушел в пустыню. И, вы думаете, он что-нибудь потерял? Ничего не потерял, он приобрел Христа. И вот это есть вторая степень: никогда не возмущаться, иметь мир. Бывает, называют тебя нехорошими словами — терпи. В заповедях блаженств Евангельских воспевается: Блажени нищии духом,… (Мф. 5,3-12). Но блаженнее бываете тогда, когда вас поносят, ругают, укоряют, а вы благодушно терпите и молитесь за обижающих.
Вспомним святителя Спиридона Тримифунтского. Царь Констанций впал в тяжкую болезнь. После усердной молитвы царь увидел в видении, что исцелить его могут только два епископа, причем один тогда еще не был епископом. Царь повелел собраться всем епископам его империи во дворец. Пошел и святитель, взяв с собой своего ученика. И когда святой входил во дворц, один из служителей, богато одетый, видя перед собой запыленного нищего странника, ибо святитель шел много пешком, подумал, так внушил ему диавол, что это вор, и, не дозволяя ему идти дальше, размахнулся и ударил по щеке. А тот, по Евангелию, не стал кричать, что я, мол, по повелению царя пришел, я тебе припомню, царь тебя накажет, уберет отсюда. Он подставил другую щеку. Тот посмотрел, удивился: “Что такое? Кто это такой? — и спросил: — Ты кто такой? Почему так поступаешь?” — “А я смиренный грешный епископ с Тримифунта”. “О-о-о, если царь узнает, так меня накажет за тебя. Прошу тебя, — взмолился дворцовый служитель и ему поклонился, — не говори о моем поступке царю, потому что выгонит меня отсюда, как я буду жить, как буду питаться”. — “Ладно-ладно, я тебя прощаю, Бог тебя простит. Ничего не скажу”. Это особое состояние мира, блугодушия, потому что он верил в Евангелие и поступал по слову его. Царь сразу узнал их, потому что именно в таком образе явились они ему в видении, и от одного прикосновения святителя исцелился.
И третья степень — бесстрастие. Когда преподобный Иоанн Лествичник жил в пустыне, там было тысячи, десятки тысяч монахов. А сейчас, кто там путешествовал, знает: пещеры кругом, монастырей сколько — все пустует, может, один-два только сторожа есть, тогда же десятки тысяч жили монахов. Они постились, молились, непрестанно Бога призывали в помощь. Не ходили они на благодатный огонь, как вот некоторые наблюдали в Великую субботу в Иерусалиме, но брали пучки кустиков, соломы и стояли, призывали Бога. И когда огонь благодатный сходил у Гроба Господня, то и у них зажигались такие простые свечи, потому что благодать была в их сердцах и многие были в состоянии бесстрастия. Бесстрастные видят души других людей, видят Престол Божий, слышат глас Божий и различают голос Божией Матери, Иоанна Крестителя и других святых. Но к этому состоянию приходят только великие подвижники и только монахи, которые от всего отказываются и живут только тем, что ищут Царствия Божия и правды Его (Мф. 6,33).
И еще надо хранить догматы веры. Многие сейчас соглашаются, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Нет, это ведет к ереси, многобожию. И святитель Григорий Палама хорошо объясняет, что исхождение Святаго Духа только от Отца. Потому что многие согласны смешивать и Сущность Божию, и благодать, которая исходит от Него. Скажем, святитель Василий Великий совершал Богослужение в храме, пришел преподобный Ефрем Сирин, тоже великий подвижник. Преподобного стали призывать, говорить с ним, а он показывал руками, что ничего не понимает по-гречески. Тогда святитель Василий Великий возложил на него руки, помолился, и сошла на него благодать Святаго Духа, и он стал понимать по-гречески без переводчика. Так не значит, что на него Бог сошел, а сошла благодать, как сходила в день Пятидесятницы, и тогда ученики Христовы получили дар чудотворений, разумение языков, хождение на проповедь, учительство. Поэтому нельзя смешивать Сущность Божию и благодать.
Когда мы говорим о Боге, то должны разуметь Существо Божие, которое едино у Отца и Сына и Святаго Духа, Ипостаси, их свойства, и Божественную энергию, которая исходит от Бога, когда даруются исцеления, чудотворения, познание языков. И это мы должны хорошо, твердо понимать. Нам нужно помнить о том, что те, которые получали благодать Пресвятаго Духа здесь на земле, совершали и дела, которые Господь совершал. Он Сам говорил: Дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит (Ин. 14,12), — то есть и вы, ученики Мои, будете тоже самое совершать: воскрешать мертвецов, как преподобный Сергий воскресил здесь отрока, ходить по водам, изгонять бесов, исцелять больных. Но нужна вера, и не простая вера, а с любовью. И беси веруют и трепещут (Иак. 2,19), веруют сектанты, а вера должна быть с любовью, вера должна быть православная.
И будем просить преподобного Иоанна Лествичника, чтобы он, почитающих его память, всех нас помянул пред Престолом Божиим, чтобы Господь даровал нам ревность ко спасению, разумение Священного Писания, чтобы искать Царствия Божия и правды Его (Мф. 6,33) и все дела свои согласовывать со Словом Божиим, с Евангелием. И мы за каждое праздное слово, за мысль, внушение, которое внушает диавол, это тоже слово мысленное, дадим ответ. Поэтому нам нужно бояться всякого греха. Есть законы Божии в Евангелии, в Библии, правила апостольские, правила Вселенских соборов. И надо, чтобы не нам Бог служил в наших страстях, а должно почитать Создателя своим Законодавцем, Повелителем и под Его законы подклонять выю свою, чтобы покоряться добру и благу.
И если мы, братья и сестры, веруем, то надо к вере приложить покаяние и к этому покаянию — добрые дела и святость. И мы, когда читаем жития угодников Божиих, сколько там дивных таких вот сказаний о любви Божией, о покаянии находим. А как Матерь Божия приводила ко спасению грешников! И каяться нужно не только закоренелым грешникам, но и всем. Иоанн Лествичник юным совсем пришел в монастырь, он не знал никаких грехов, был девственником, но постоянно плакал и взывал к Богу.
Что он просил у Бога? Одежды белой и светлой, просил Духа Пресвятаго. Ведь Адам, если бы сохранил веру и любовь ко Господу Богу, получил бы такую славу, такой свет благодатный, какой Господь явил на Фаворе, и он стал бы духовным, стал бы, как Архангел, и мог бы жить на небе. Вот такую славу Господь теперь принес нам уже Сам. И поэтому часто мы слышим, как поет Церковь, называя Иисуса Христа, Царя Небесного, Новым Адамом. Ибо первый Адам не совершил то, что нужно было совершить, а восполнил то и исправил Новый Адам — Сам Бог, Который стал Человеком. И раз Адам навел смерть, то Господь эту смерть принял на Голгофе и даровал нам воскресение, потому что Он умер по любви к человеку. Господь не имел ни одного греха, поэтому смерть принял добровольно. Господь даровал нам воскресение — мы теперь сыны воскресения.
И мы, братья и сестры, должны искать через покаяние благодати Духа Пресвятаго. Когда пришел один простец к преподобному Серафиму и спрашивал: «Отче, ты все видишь, ты знаешь все, что где-то там совершалось, когда люди приходят — знаешь все их помыслы. А почему таких, как ты, мало?» И отвечал ему преподобный Серафим: «Ревности нет у людей. Они хотят предаваться роскоши, объедению, всякой славе человеческой и стяжать Духа Святаго — так не бывает. Надо великими трудами, постом и молитвой стяжевать эту великую благодать».
И всем нам Господь открывает Царствие Небесное, но только верою и любовию можно туда приходить. Потеряли мы земной рай, а Господь уготовал Небесные обители. Ни пророк нас не возведет на небо, никакой праведник, никакой полководец, а только Христос Бог, пришедший во плоти, и надо Его призывать: “Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”. Потому что диавол влагает помыслы ненависти, гордыни, уныния, отчаяния, всякого беззакония, да так порой смеется над нами, что со стороны-то получается смешно.
Вот еще к старцу Амвросию пришла одна женщина из села и говорила: “Батюшка, как теперь я буду жить, я погибаю, не смогу так жить, удавлюсь, наверное”. — “А что случилось?” — “У меня украли лошадь”. Действительно, лошадь для хозяйства была великая помощница. “Ну что ты, глупая, — утешал ее старец, — украли лошадь, это же не погибель тебе. Погибель, когда ты в ад попадешь. Мы найдем тебе две лошади”. — “Да две-то мне некуда девать, хоть одну”. — “Так ты не считай себя погибшей, это враг тебя смущает”. И нам нужно всегда отделять то, что вселяет нам диавол: гордыню, уныние, отчаяние, похоть — отгонять и призывать: “Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”.
Если мы пойдем путем покаяния, путем веры в Евангелие, будем поступать так, как учит Господь, то у нас образ Божий начнет просветляться и подобие Божие проявляться, мы будем похожи на Христа. Мы взываем: “Отче наш…”, — значит, мы дети Божии. А какие должны быть дети? Святые, кроткие, тихие, мирные. И все святые это дети Господни и дети Божией Матери. И почитать нужно Матерь Божию, потому что Господь восприял ум, душу и тело от Богородицы. И когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой, то роднимся и с Богородицей, все святые дети Божией Матери. А есть такие общества, которые не признают Божию Матерь, значит, они загораживают себе путь в Царствие Небесное.
И будем веровать, как Церковь нас научила, веровать Евангелию, испытывать себя, будем изучать «Лествицу», возводящую от земли на небо по степеням восхождения, чтобы мы поняли путь внутреннего нашего человека, чтобы наш дух возносился над плотью, над всем человеком; чтобы наш ум привел душу к Богу, и чтобы наша душа привела нашего внутреннего и внешнего человека к служению Богу. И если мы будем искать Бога, Господь поможет нам, как и древним отцам, даст и нам вкусить сладость богообщения, сладость молитвы, сладость слез благодатных, которые умиряют нашу душу. И тогда ясно открывается нашей душе, что Бог простил все наши согрешения, что Бог с нами, что Бог около нас, что Бог в нас самих. И какие бы ни были грехи, Господь все покроет. Господь все готов простить. Одно нужно — с верою и любовью приступить ко Господу Богу, и тогда Господь соделает нас сынами воскресения. Аминь.