Вознесенский Оршин женский монастырь

Слово архимандрита Наума (Байбородина). Неделя 5-я по Пятидесятнице

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Церковь святая призывает нас к святости: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». Говорит Сам Господь в Евангелии: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33; Лк. 12, 31). Эта земная жизнь наша не жизнь, а приготовление к жизни вечной. Здесь человек живет душевной жизнью, а потом должен он стать духовным. И поэтому вся наша жизнь здесь — это стяжание Духа Святаго. Заповеди Божии для нас закон непреложный, и мы должны все их исполнять, искать только очищения души своей, становиться добрыми и святыми.

В Евангелии мы читаем, что Господь пришел в страну Гадаринскую (Мф. 8, 28—34; Мк. 5, 1—20; Лк. 8, 26—39). Здесь великое поучение преподается для всех нас. Как встретили Его жители того края? В тех местах разводили свиней, а по закону иудейскому запрещалось вкушать свиное мясо. И в той земле был человек, одержимый очень лютым нечистым духом. Жил он во гробах, так что никто даже не смел приближаться, проходить мимо, все боялись его. Он имел много бесов, а Господь изгнал их, исцелил человека от этого недуга. И когда Господь спрашивал имя его, бесы отвечали: Легион имя мне (Мк. 5, 9), яко беси мнози внидоша в онь (Лк. 8, 30). Легион — это воинская единица, как бы дивизия, 8 тысяч или 10 тысяч воинов. Вот сколько сидело бесов в этом бесноватом! И сам он страдал и на всех жителей Гадаринской страны наводил страх и ужас.

И когда Господь изгнал бесов, то человек почувствовал себя здравым, надел одежду, и сидел у ног Иисусовых, и слушал Его. Изгнанные бесы пожелали войти в свиное стадо, но, чтобы самим войти в животных, не имели они на то власти и силы, поэтому стали просить, молить Бога: «Позволь, повели нам ити в стадо свиное (Мф. 8, 31; Мк. 5, 12; Лк. 8, 32)». И Господь как бы внял их молению, позволил, и только тогда они вошли в свиней. И что же произошло? Бесы взбунтовались там, повлекли свиней к обрыву, с которого все они упали в воду и погибли. Пастухов было много, они пришли в ужас и трепет, побежали в окрестные селения и деревни и рассказали жителям, что свиное стадо погибло, остались они без свиней, а было их более двух тысяч.

Все жители страны Гадаринской пришли посмотреть, что случилось, и увидели Иисуса-Чудотворца, Бога пришедшего во плоти, о Котором слышали много, потому что по всей земле ходил Господь, возвещал Евангелие, исцелял болезни, совершал великие чудеса. Они, конечно, знали Священное Писание, знали пророчества о пришествии Христа в мир: и когда Он придет (Дан. 9, 25; Быт. 49, 10), и где родится (Мих. 5, 2), и как будет проповедовать, как исцелять больных, воскрешать мертвецов (Ис. 35, 4—6; 42, 1—3; 50, 6; 53, 5, 7, 12). Знали они о всех чудесах Христовых. И что вы думаете? У них не было благоговения, они не отнеслись к Нему с верою, с любовию, со страхом, а возненавидели Его и стали прогонять: «Уходи отсюда! Покинь пределы наши!»

Эти люди жили земной жизнью по принципу: ешь, пей, веселись. «Потом ничего нет», — рассуждали они и жили в блуде, прелюбодеянии, беззаконии. Никто не соблюдал заповеди Божии, никто не готовился к вечной жизни. Это была страна тьмы, коварства, неверия. И Господь не стал их убеждать, не стал им доказывать, что Он Бог во плоти, что о Нем писали пророки и они должны Его принять. Ни к чему Он не стал никого принуждать, а тихо, смиренно, с кротостью вышел из этой страны.

Какое смирение Господь являл, проповедуя Евангелие! Бывало, фарисеи и саддукеи так ожесточались, что во всеуслышание клеветали на Него, что Он развращает народ, что в Нем бес сидит и чудеса Он совершает силою князя бесовского, даже злодеем называли Его. Кому говорили! Богу, пришедшему во плоти, Чудотворцу, Промыслителю, Судии, Творцу неба и земли! И Господь смирялся, не наказывал их. Какое смирение! Какую любовь Господь проявляет к роду человеческому!

Господь показывает нам в Евангелии, что значит душевный человек и что значит человек духовный. Душевные люди похожи на жителей Гадаринской страны. Живут они как скоты бессмысленные, едят, пьют, веселятся, считают, что после смерти ничего нет, никакого Бога нет. Как это нет Бога, когда все под Богом? Некоторые хвалятся высшим образованием, имеют несколько дипломов, а ничего по существу не знают, пустота и суета.

Скажем, человек сидит у горного потока, где вода быстро течет по ущелью, и рассуждает. Если человек будет переходить через этот бурный поток, его собьет вода. А что представляет собою вода? Это молекула H2O, значит, кислород и водород. И эта вода в потоке своем тушит огонь. А когда разделяют: отдельно кислород и отдельно водород — получается что? Горючие вещества, кислород горит, даже горелки делают, и водород. Как это? Что? Почему происходит? Почему так существуют люди? Кто сотворил?

Или вот на небе. Выше небес большие водные бездны находятся, ледяные глыбы. Как они там содержатся? Все верующие, и неверующие, и ученые с этим соглашаются. Великая премудрость здесь. И человек хочет сам все познавать, минуя Бога. Мы говорим: человек душевный. Подходит он к дому, хочет войти в него, а у двери останавливается и не войдет, пока дверь не откроют. А когда Господь воскрес, то Он вышел из Гроба, как говорится, даже не нарушив печати, и предстал перед учениками, пройдя через двери заключенные (Ин. 20, 19, 26). Это как радиоволна — кто изучал радиотехнику, тот имеет понятие, — она проходит сквозь стены. Человек сидит в комнате, все закрыто, и слушает то, что где-то далеко передают.

Когда в смущении были ученики, видя пред собою Воскресшего Христа, и думали, что это дух, призрак, галлюцинация, как говорят ученые, то Господь, утешая их, стал говорить: Что смущени есте… яко Сам Аз есмь: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк. 24, 38—39). Потому что если бы дух принял вид такой-то материальный, вещественный, то он как есть дух сам по себе, один дух, не имеет ни плоти, ни кости. Какой глубокий смысл! Бог есть Дух (Ин. 4, 24), Он не имеет плоти, не имеет кости, как у человека. Значит, Христос Богочеловек обожил наше тело, наши кости, и они стали как волна, как частица невесомая, как свет, и проходили через стены, через двери затворенные. Вот каким должен стать человек. Для этого Господь и пришел на землю, и победил смерть, и воскрес, и Он обожил человеческое естество.

Мы читаем Священное Писание, но поскольку имеем ум такой, как у гадаринских жителей, непросвещенный, потому что не изучали толкования, то не знаем тайн. Вот, скажем, Господь Преобразился на горе Фавор. Говорят проповедники, цитируя слова Евангелия: И преобразися пред ними, и просветися лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет (Мф. 17, 2; Мк. 9, 2, Лк. 9, 30). А некоторые святые отцы толкуют, что Господь не преображался, Он неизменяемый, каким Он был, таким и ходил, таким и на горе явился. Просто Он открыл очи трем ученикам, и они познали закрытое плотью Существо Божие, видели Его духовность. А какая сила, благодать! Сотни тысяч видели Его как Сына Человеческого, обыкновенного Человека. Миллионы людей подходили к Нему, а не видели Его Божества.

И Господь говорил ученикам, апостолам, что они будут видеть небо отверсто и Ангелы Божия восходящия и нисходящия над Сына Человеческаго (Ин. 1, 21). Значит, Ангелы духовные существа, невидимые, были открыты ученикам, апостолам, они видели дух своим уже обоженным духом. Вот какая благодать, какая сила у Бога! И какие мы, пребывающие в немощи, темноте. Не изучаем мы Священного Писания, не предаемся чистой молитве, поэтому уподобляемся жителям гадаринским. Они жили в прелюбодеянии, вкушали пищу дозволенную и недозволенную и, хотя знали пророчества о пришествии Христа в мир, знали, что Христос мир сотворил, имели сходство с бесами, которые веруют в Бога и трепещут (Иак. 2, 19), боятся Его.

Поэтому нам, братья и сестры, нужно избегать нравов диких, греховных, какие имели жители Гадаринской страны, значит, не прелюбодействовать, не убивать, не лгать, никаких беззаконий не совершать. Мы должны любить Бога всем сердцем, душой и помышлением (Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27). А от тех злых жителей Господь, смиряясь, ушел, переправился в лодке на другой берег, где собралось множество народа, с любовью ожидавших Его, стремившихся к Нему. И когда Господь появлялся в какой-то местности, то весть быстро распространялась и встречали Его. Приводили, приносили недужных, хромых, сухих, слепых, и все дороги, тропинки были запружены больными людьми, и Господь всех исцелял. Приходили к Нему с любовью и получали великую милость от Бога.

И посмотрим мы, как жили другие насельники вселенной, которые отказывались от жития диавольского, какое было у жителей Гадаринской страны. Матерь Божия положила начало умного делания. Она долгое время пребывала во Святая святых, ничего не видела, не слышала, только непрестанно молилась, читала Священное Писание, занималась рукоделием. Она любила монашеское житие, потому что оно подобно райскому. В раю спокойствие было, тихость. Звери жили мирно, вместе грелись на солнышке, питались травой, на водопой ходили, могучие львы, тигры не трогали овечек, мясоедения не было. И Адам с Евой не могли жить такой жизнью, какой сейчас предаются блудники и всякие развратники.

Положив начало умному деланию, Пресвятая Богородица призвала людей к благочестию, научила непрестанному покаянию: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». И многие стали подражать райскому житию как могли. Они не вкушали мяса, потому что мясо сильно влияет на плоть и кровь. Все, что кушаем мы, пьем, сильно влияет не только на телесную природу внешнего человека, но и на внутреннего духовного человека. Даже вкушение постного масла, говорят святые отцы, влияет на помыслы. И стали устраиваться обители. Кто бывал в Синайских пределах, в пустынных местах около Иерусалима, тот видел там много монашеских обителей и горы, изрытые пещерами. Десятки тысяч людей уходили от мира, бросали его прелести, всякое богатство, семьи, всякую скотину, свиней, чтобы искать Царствия Божия и правды Его, готовиться к жизни вечной.

Приходили новоначальные в обители и сначала два-три года повторяли непрестанно молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Вслух читали. И так привыкал весь организм человека, что имел только одно стремление и одно умное желание и ничего кроме молитвы не читал, ничего не смотрел. Да и пустыня была кругом, не было даже растений, ничего, что бы могло развлекать ум человеческий. И потом, когда уже эта молитва сливалась с умной сущностью, язык привыкал, давалось послушание. Руками трудились, а умом непрестанно молились. А если при людях где, то про себя взывали.

Для чего нам это необходимо? Говорит Священное Писание: Несть бо иного имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам (Деян. 4, 12). Нет никого иного кроме Иисуса Христа, Который может нас спасти, даровать нам духовную сущность, обожение, чтобы мы жили в вечной жизни. В вечной жизни человек должен стать духовным, и Господь показал духовность Сына Человеческого. «Видите руце Мои и нозе Мои, яко Сам Аз есмь, — говорил, — осяжите Мя и видите, что Я имею и плоть, и кости, но уже обоженные, духовные» (Лк. 24, 39). Поэтому проходил Он через стены, через двери закрытые. Вот каким должен, стать человек!

Первым людям Господь давал долгие годы жизни. Мы знаем, что Адам жил 930 лет на земле, Ной — 950, больше всех Мафусал — 969 лет. А потом, когда люди, забыв Бога, стали жить развращенно, Господь навел потоп.

Священное Писание великие тайны открывает нам, оно говорит, что нас ожидает кончина века. Когда она будет? Еще ученики спрашивали: «Когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века? (Мф. 24, 3; Мк. 13, 4; Лк. 21, 7). Не в сие ли время? (Деян. 1, 6)». Господь сказал: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 7). Почему мы не можем знать, когда будет Страшный суд? Это все равно, что кто-то будет, например, спрашивать: посадят его в тюрьму или нет. Что ему отвечать? Если не будет воровать, не будет блудить, убивать, а будет жить благочестиво, то и 90 лет проживет, и в тюрьму не попадет. А если будет творить беззаконие, сего не избежит. Зависит от нас. За молитвы православных людей стоит мир, подается дождь, урожаи. А если все будут жить как гадаринские жители, станут блудниками, развратниками, убийцами, служителями сатаны, и мало будет молитвенников — мир не устоит.

А мы как живем? Многие уподобляются гадаринским жителям, увлекаются, как некоторые говорят, горизонтальной ориентацией, то есть земным, суетным, греховным, временным, и говорят, как и они, чтобы отошел от них: «Мы будем жить так, как хотим». А те, которые диаволу служат, говорят: «Уходи от нас и забирай с Собой Свой закон, Свои заповеди, которые запрещают прелюбодействовать, убивать, лгать. Мы имеем свободу, нам разрешено все делать». Даже церковь сатаны сейчас есть в Америке, в Израиле, служат диаволу. Кто он такой? Падший демон. Что он может нам дать?

Нужно у Бога просить разума, чтобы Он вразумил нас, и жить по вертикальной ориентации «Горé», то есть ко Господу, иметь сердца: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Ради этого лучше иметь простую работу, или послушание, чтобы меньше отвлекаться, читать Евангелие святое и разбирать Священное Писание с толкованиями святых отцов. В древности многие иноки знали Новый Завет и Псалтирь наизусть. Какая золотая Псалтирь! Многие из нас не читают ее, а сколько там поучений.

И дивишься порой: какое милосердие у Бога! Бог Любовь есть (1 Ин. 4, 8), и какая Любовь! А какое смирение! Представьте себе: все видели Его чудеса, как Он воскрешал мертвецов, исцелял множество больных, изгонял бесов, а фарисеи и саддукеи приходили к Чудотворцу, Творцу неба и земли, и говорили: «Ты злодей, в Тебе бес сидит (Ин. 18, 30; 8, 48, 52)». Почему Он злодей? Потому что не жил так, как жили гадаринские бесноватые жители, как саддукеи, фарисеи. А кто они такие были? В прелюбодеянии привыкли жить, в беззаконии. А Его за что судили? За что так злобствовали? И Господь смирялся.

Вот в житии преподобного Антония Великого, память 17 января, какое поучение можно прочитать, но только на славянском языке, в русском издании оно почему-то опущено. Пришел к преподобному Антонию диавол в виде юноши, плакал и спрашивал: «Есть ли мне, падшему, покаяние?» В тот момент Господь отнял у преподобного дар прозорливости, поэтому он видел пред собой человека, обливавшегося слезами, пожалел его и сказал: «Я помолюсь о тебе и то, что мне Господь откроет, завтра скажу».

И когда уже ночью преподобный молился, предстал пред ним святой Ангел, от Бога посланный, и объявил: «Это не юноша приходил, а диавол в образе человеческом, и слезы проливал, и говорил о покаянии». — «Что же ему ответить?» Так просто беседовал преподобный Антоний со святыми Ангелами, так близок был к Богу этот великий чудотворец. «Сначала ты его обличи, — говорил Ангел, — что он не юноша на самом деле, а диавол падший, который во грехе, во зле пребывает. Так вот, чтобы он не упрекал нас потом на Страшном суде, что приходил, хотел покаяться, а его прогнали, скажи ему: пусть бросит учить людей всякому беззаконию, бросит всякое зло, станет на восток и три года взывает о помиловании. И тогда Господь простит его, вернет светлость божественную и вчинит в лик добрых святых Ангелов. Есть ему через покаяние возвращение в прежний чин».

Господь всех Ангелов сотворил добрыми, все они были святые и чистые. И только Денница восстал против Бога и увлек, есть предание, за собою третью часть ангелов сотворенных. Следовательно, они свободно отпали и свободно могут теперь бросить зло и стать добрыми. И тот юноша-бес возмутился: «Это я должен каяться, смиряться, взывать к Богу?! Да меня все люди слушаются. Только наведу кому-нибудь блудный помысл — бежит на блуд; внушу правителю войну — сразу начинает; скажу еще что-нибудь — все меня слушаются. А теперь нужно молиться? Нет!» Завертелся, зловоние от него пошло, и улетел.

Поэтому никому не будет на Страшном суде никакого оправдания, все будут распределены. Будет правая сторона и левая, и на левой стороне будут и патриархи, и митрополиты, епископы, священники и монахи, которые не сохранили чин, служили диаволу. И тогда на Страшном суде вечность определится. Поэтому принесем покаяние; генеральная исповедь, как говорит епископ Феофан, один раз в жизни необходима. Если были какие больше грехи, их уже не делать и жить в чистоте, соблюдать заповеди, поститься, молиться, становиться добрыми, чистыми, любить Бога всем сердцем, душой и помышлением.

Надо стараться, братья и сестры, испытывать себя. День прошел, вечером вспомним, что мы говорили, что делали, как себя вели, и будем приносить покаяние, жить, подражая угодникам Божиим.

Поэтому начнем, братья и сестры, новую жизнь, принесем генеральную глубокую исповедь и перестанем грешить, будем молиться непрестанно покаянной Иисусовой молитвой, становиться добрыми, святыми, творить больше добрых дел. Что потребует Господь на Страшном суде? Как посещали больных, убогих, утешали странников, сирот. Пусть даже положишь тысячу поклонов земных, а если ты ближнему не оказываешь милости, любви, то что ответишь на суде?

И будем просить, братья и сестры, святых отцов и братьев, матерей и сестер, жития которых мы изучали, чтобы помогли они нам бросить всякое беззаконие, принести покаяние и пребывать в Церкви Православной. Будем искать Царствия Божия и правды Его, стяжевать чистоту сердечную, потому что только чистые сердцем Бога узрят, чтобы в день Страшного суда Господь поставил нас по правую сторону с Богородицей, с преподобным Сергием, со всеми святыми. И когда мы их там встретим, то будем уже знать, как они жили и как нам помогали, молились за нас.

Господь на Престоле в воздухе будет восседать, на нас смотреть. Ангельские силы спустят с высоты Небесный Иерусалим. И 12 ворот там открыты будут для всех стоящих на правой стороне.

Пресвятая Богородица первая войдет в него, затем Иоанн Креститель и 12 апостолов, потом 70 апостолов и далее все святые. Дай Бог, чтобы нам войти в это вечное блаженное Царство, где нет уже ни смерти, ни греха, ни блудников, Сам Христос Бог ярче солнца будет сиять нам. И там уже литургия будет совершаться по-духовному, причащаться будем Духом Святым. И давайте, братья и сестры, молить Бога, чтобы Он взял нас в Небесные обители, чтобы призвал гласом Своим: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.



Все новости