Вознесенский Оршин женский монастырь

«ГОСПОДИ,ВО СВЕТЕ ЛИЦА ТВОЕГО ПОЙДЕМ И О ИМЕНИ ТВОЕМ ВОЗРАДУЕМСЯ ВО ВЕКИ». Праздник Преображения на Орше

Богословие текстов службы Преображения Господня, впрочем, как и каждого Господского праздника, наполнено множеством важнейших тем. Одна из них – обожение человеческой природы. Человечество во Христе было обожено с самого момента Его Воплощения. Однако апостолам (и нам вместе с ними) это сияние обновленной человеческой природы Христа открылось явно именно в момент Преображения – и теперь мы имеем уверение, что и для нас возможно просвещение Фаворском Светом.

Святая Церковь премудро установила после каждого праздника особые дни попразднства, когда еще несколько дней повторяются песнопения, раскрывающие суть празднуемого события и можно сугубо поразмышлять о его богословских глубинах.

Семь дней попразднства Преображения поется причастен: «Господи, во свете Лица Твоего пойдем и о Имени твоем возрадуемся во веки» (Пс.88:16-17). По толкованию свт. Афанасия Великого, здесь речь идет о святых апостолах, которые действовали во свете Христа Спасителя, но также можно разуметь и верующих, идущих в горнее Отечество во свете Божием, радующихся о имени Иисусове и введенных Его правдою или оправданием в состояние обожения.  Каким же образом для нас, земнородных, это может быть достижимо? Ответ дается вновь во псаломском стихе, входящем в состав праздничных антифонов на Литургии: «Кто взыдет на гору Господню; или кто станет на месте святем Его, — и далее, — Неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему» (Пс. 23:3-4). Преподобный Макарий Великий так объясняет это место: «Кто взыдет на гору Господню? – т.е. на небо – неповинен рукама и чист сердцем, а этим означается совершенное истребление греха и делом, и мыслию» (Макарий Великий. Семь слов. Слово 2. О совершенстве духовном).

После торжественного богослужения и освящения плодов на праздничной трапезе было прочитано Слово на Преображение Господне, сказанное архимандритом Наумом (Байбородиным) в Троице-Сергиевой лавре в 2001 г.: «И вот те только могут преобразиться, которые хорошо размышляют и правильно понимают, что значит: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Бога узрят те, которые станут добрыми, мирными, кроткими, сынами Воскресения, будут знать дела Божии, которые имеют чистое сердце, не воруют, не блудят, ничего плохого не совершают. Мало того, надо еще возгревать в себе кроме церковной и домашней молитвы непрестанную, внутреннюю, сердечную молитву».

Матушка игумения поздравила сестер и воспитанниц монастыря с праздником Преображения, который можно назвать главным праздником всех монашествующих, так как главная и обязательная задача иноческого жития – изменение, преображение, восхождение в обожение.

 

Затем, по уже сложившейся праздничной традиции, сестры-преподаватели раскрыли богословское значение праздника Преображения и предложили исследование иконографии праздника.

А потом наши взрослые и юные художники, взяв кисти, краски, бумагу и мольберты, отправились на пленэр, чтобы запечатлеть тот отблеск совершенства горнего, который открывается нам отчасти в красоте земной.

И целый день можно было наблюдать на небе торжественное шествие облаков. Может, они были направляемы от Фавора?..

***

Приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего и узрим славу Преображения Его, славу яко Единороднаго от Отца, светом приимем Свет и, возвышени бывше духом, Троицу Единосущную воспоим во веки (Преображение, великая вечерня, стихира на «Слава» на литии).



Все новости