Сегодня исполнилось два года со дня блаженной кончины насельницы нашего монастыря монахини Савватии (Сараниной).
***
17 августа 2018 года Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Савва, митрополит Тверской и Кашинский, в первый раз после назначения на Тверскую кафедру посетил наш монастырь. Было около пяти часов вечера, Владыка уже заканчивал беседу с Матушкой игуменией и собирался уезжать. Колокола зазвонили к вечерней службе, и в это время старшая сестра сообщила: «Наша мать Савватия сейчас преставилась…» — «Сколько же лет она прожила?» — «91 год. Благословите отслужить панихиду?» — «Я сам отслужу. Ведите меня к вашей мать Савватии». В деревянном домике, в небольшой келье митрополит Савва совершил первую молитву об упокоении души почившей. Владыка сам пел надгробные песнопения, матушка и сестры подпевали ему. Во время панихиды на колокольне мерно ударяли в большой колокол – девяносто один раз, по числу лет новопреставленной. Так благословил Владыка, хотя, по традиции, сестры хотели звонить 12 раз. По окончании панихиды Владыка произнес надгробное слово. Он сказал, что всегда будет поминать монахиню Савватию в своих молитвах. И теперь на торжественных архиерейских богослужениях можно услышать, как Владыка молится о упокоении души нашей сестры (https://orshin.ru/wp-content/uploads/2020/07/rasskazy-igumenii-evpraksii-o-zhizni-ryadom-so-starczem-naumom.pdf «Маленькая часовня», стр. 102).
***
Родилась монахиня Савватия в 1927 году 15 июня в день памяти святой благоверной княгини Иулиании Новоторжской (в этот же день через 65 лет в 1992 г. было принято предварительное решение об открытия женского Оршина монастыря) в деревне Ростовка Пензенской области. Родители ее, Андрей и Александра, происходили из крестьян. Дочь свою они окрестили с именем Нина в честь равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Дедушка Нины был регентом в Церкви, а прадедушка священником, но родители в советское время гонений жили, к сожалению, вне Церкви. Храм в селе Ростовка власти переделали под клуб и зернохранилище. Девочке было пять лет, когда отошла в мир иной ее родительница. Отец женился вторично. Время тогда было тяжелое, голодное. Мачеха Наталия целыми днями работала в совхозе, а Нина сидела дома с младшими братьями и с бабушкой. Бабушка была верующая, звали ее Елена. От нее Нина узнала о вере, научилась молитвам «Отче наш» и «Богородице Дево». Монахиня Савватия рассказывала о своем детстве: «Возвращалась я из школы вечером, а дорога-то неблизкая, да по темному лесочку проходила; и вдруг вижу — передо мною волк стоит, глаза у него блестят, стоит — и смотрит на меня. Я испугалась, но вспомнила о молитве, какой бабушка учила, и начала читать «Отче наш». Как только дочитала до конца, волк завыл и убежал».
Когда началась Великая Отечественная война, Нине было 14 лет. Она только что закончила седьмой класс, но продолжать учебу не пришлось: отец ушел на фронт, а Нину, как и многих ее сверстниц, призвали работать на военный завод в городе Каменка в 7-ми километрах от дома. Вставать надо было затемно, идти пешком, а потом целый день работать у станка, на котором изготовляли снаряды, вытачивали мины. Выходных дней не полагалось, работали на износ, поэтому по вечерам на обратную дорогу сил хватало с трудом. Иногда по утрам от сильной усталости, Нина засыпала на ходу, подвергаясь опасности сбиться с пути и опоздать на работу — за опоздание или прогул в военное время могли лишить хлеба или даже посадить в тюрьму. Однажды Нина не смогла от усталости выйти на работу. За ней сразу же приехали, забрали на завод, угрожали, что лишат хлеба, а хлеб был великой ценностью, и девочка одна кормила хлебом всю семью. Так и работала Нина на военном заводе до самой Победы.
Пришло известие, что отец пропал без вести. Нина очень горевала и молилась, как умела, чтобы Господь открыл, жив ли ее родитель. И вот во сне увидела она благообразного старца, который сказал: «Отец твой жив», — и назвал день и год, в который он вернется. Нина запомнила этот сон, а через год после Победы, когда Нина была на работе, ее вдруг срочно позвали: «Нина, Нина! Иди скорей! Отец твой вернулся!» Это был именно тот день и год, который старец назвал ей во сне. Мать Савватия, рассказывая об этом случае, говорила, что старец был похож на святителя Николая Чудотворца. Семья тогда не знала, что воин Андрей почти всю войну пробыл в плену в Германии.
После войны семья Гурьевых переехала на Урал, где Нина познакомилась с Сараниным Алексеем Афанасьевичем, участником Великой Отечественной войны. Алексей был призван на фронт в 18 лет, воевал в зенитных частях, получил ранение в ногу, но вернулся в строй и участвовал в освобождении Чехословакии, Болгарии, Румынии, Югославии. Алексей Афанасьевич был награжден орденами Славы III степени и Отечественной войны II степени . На Урале молодые поженились, а через некоторое время переехали в Москву, где у них родились две дочери.
В Москве Нина трудилась на простых работах, воспитывала детей, а затем и внуков. Сознательное ее обращение к Богу и Церкви произошло после пятидесяти лет, незримо, благодатью Божией, призвавшей ее за доброту и скромную честную жизнь. Постоянно посещая храм, будущая монахиня, единственная из всей семьи, жила церковной жизнью, кротко и терпеливо перенося тогдашнее непонимание родных. Жила она жертвенно, всегда всем помогала, прощала, молилась за тех, от кого терпела обиды, продолжая нести крест свой с любовью.
На закате дней у Нины Андреевны появились правнуки, старшая из которых Мария, Промыслом Божиим, оказалась в Оршине монастыре. Сейчас Маша уже инокиня, она считает, что Господь привел ее в обитель по молитвам прабабушки. Прошел год монастырской жизни Марии, и Нина Андреевна приехала навестить любимую правнучку. Монастырь ей очень понравился: «Какая у вас тут благодать!!! Господи, как хорошо здесь!» — восхищалась она. Ненадолго уехав домой, Нина Андреевна вернулась в обитель, чтобы остаться в ней навсегда. Это произошло 24 сентября 2011 года, бабушке было тогда 84 года. 16 декабря того же года прабабушку Нину и правнучку Марию одели в послушницы (т.е. благословили носить подрясник — первую монашескую одежду). Вскоре Нина приняла постриг с именем Савватия в честь прп. Савватия Оршинского в день его памяти — 15 марта 2012 года. Монахиня Савватия переживала и молилась за своих сродников, когда Господь посещал их болезнями и скорбями. А родственники, часто приезжая монастырь, постепенно воцерковлялись.
17 августа, после непродолжительной болезни, причастившись Святых Христовых Тайн, монахиня Савватия преставилась ко Господу.