Вознесенский Оршин женский монастырь

ОРШИНСКИЙ СИНОДИК. Валентина Михайловна Екименкова (†4 апреля 2003 г.)

 

 

В заупокойном Синодике Оршина монастыря записано имя рабы Божией Валентины — Екименковой Валентины Михайловны – талантливого педагога, прекрасного методиста, разработчика уникальной для начала 90-х годов прошлого столетия программы по православной этике, автора замечательной книги о работе с детьми в области православного воспитания «Вера исправляет сердца»,  удивительно отзывчивого и жертвенного человека, постоянно сверявшего свою жизнь с заповедями Евангелия, успевшего сделать много добрых дел и для нашей обители.

Приводим воспоминания о Валентине Михайловне ее давних коллег, а ныне насельниц тверских монастырей, а также выдержки из ее книги.

 

*  *  *

 

 

Екименкова Валентина Михайловна родилась 4 ноября 1939 года в Торжокском районе Калининской области в благочестивой крестьянской семье. Отец, Михаил Комаров, родом из Ленинграда, по первому призыву ушел на фронт в годы Великой Отечественной войны и не вернулся. Семья перебралась после войны под Калинин. Детство и юность Валентины прошли в деревне Мамулино.

Валентина Михайловна окончила Калининский педагогический институт и всю свою трудовую жизнь работала в школе учителем начальных классов. Еще в студенческие годы она вышла замуж за Евгения Семеновича Екименкова. Это была прочная и единомысленная семья, вместе они вырастили сына и дочь. Муж был преподавателем Тверского политехнического института.

Валентину Михайловну отличали трудолюбие, целеустремленность и творческое отношение к работе. В педагогическом коллективе она всегда была на хорошем счету, любила поделиться с коллегами своими знаниями, на семинарах и педсоветах делала обзоры педагогической и методической литературы, с удовольствием делилась опытом с молодыми учителями. Долгое время занимала должность завуча по начальным классам, имела областные и республиканские награды.

Всю свое педагогическое мастерство Валентина Михайловна направляла к одной цели — как можно больше дать детям знаний. Она стремилась учить так, чтобы младшим школьникам было интересно и легко обучаться. Творческий талант и глубина профессиональных знаний – вот что отличало Валентину Михайловну на протяжении всей ее жизни. Она была педагогом от Бога.

Родители учеников всегда благодарили Валентину Михайловну за умение и желание научить каждого ребенка, развить его способности, подметить и вовремя исправить в еще маленьком человечке то, что мешало ему успешно учиться. Большинство ее выпускников хорошо успевали по всем предметам и в старших классах, с благодарностью вспоминая свою первую учительницу. Заряд учебной деятельности, полученный в начальной школе, помог им не только закончить курс средней общеобразовательной школы, но и поступить в высшие учебные заведения, и приобрести нужные для нашей Родины профессии. Валентина Михайловна никогда не прерывала связей со своими бывшими учениками.

Высокий уровень педагогического мастерства приобрела Валентина Михайловна после нелегкого и многолетнего труда, ночных бдений над специальной педагогической и методической литературой. Огромный педагогический багаж Валентины Михайловны сложился благодаря ее сердечной верности и любви к трудной, но чрезвычайно необходимой профессии учителя начальных классов.

Вспоминается один эпизод, свидетельствующий о сердечной щедрости Валентины Михайловны, ее бескорыстности и привычке жить, помогая другим. В Твери образовывалась новая школа, и Валентина Михайловна, зная православную устремленность души учительницы, отдала ей в классный кабинет огромный багаж дидактического материала для уроков. Весь накопленный ей за многие годы арсенал карточек, иллюстраций, пособий, вырезок и другого, так необходимого для начального обучения, наглядного материала! Радость и благодарность молодой учительницы трудно было описать словами.

Как глубоко нравственный человек, Валентина Михайловна еще в годы безбожия задумывалась о том, что ее служение в качестве учителя предназначено не только для передачи прочных предметных знаний, но, что и является главным, для более важного и необходимого каждому человеку просвещения — просвещения духовного.

Ее душа сама уже жаждала других познаний — познаний Божественных истин. С начала 1990-х годов Валентина Михайловна активно вступила в церковную жизнь. Она принимала деятельное участие в восстановлении и открытии разрушенных в то время тверских храмов: Воскресенского, Вознесенского, Покровского, Владимирского. От души помогала открывшемуся Оршину монастырю, постоянно приходила на его тверское подворье (с 1996 г. Свято- Екатерининский монастырь).

При всей своей скромности Валентина Михайловна обладала даром общения и не стеснялась предлагать свою помощь. Делилась урожаем выращенных на собственном огороде овощей с сестрами монастыря, прихожанами, священниками.

Духовником ее в те годы были архимандрит Адриан и архимандрит Нафанаил из Псково-Печерского монастыря. По их благословению в 1990-е годы она первая в Твери разработала программу по православному просвещению детей младшего возраста. Валентина Михайловна смогла убедить администрацию школы № 53 в нужности и своевременности такого курса, который назвала «Православная этика». В то время программа православного просвещения младших школьников, разработанная Валентиной Михайловной, стала первой ласточкой на духовном небосклоне школьного образования и стала достойным конкурентом иных инновационных программ, хлынувших в Россию с Запада и вносивших хаос в детские души и умы.

Со всей энергией своего деятельного характера, заручившись поддержкой и согласием родителей школьников, она принялась за дело. Начала с чтения уже появившегося в печати Евангелия, изучила систему обучения К.Д. Ушинского, в которой просвещение духовное прекрасно сочетается со светским, составила несколько конспектов занятий. Дети быстро заинтересовались новым учебным предметом. Возросший в детях интерес побудил Валентину Михайловну старательно добывать в открывшейся для нее неиссякаемой глубине свет Божественной истины. Настольная лампа на ее письменном столе светила далеко за полночь. Валентина Михайловна трудилась, не щадя себя, ради спасительного просвещения детей, для их будущей христианской жизни. В осознании высокой цели она черпала свои силы.

Таким образом была написана и вышла в свет книга под названием «Вера исцеляет сердца», содержащая конспекты занятий по программе «Православная этика». Пособие было доброжелательно принято и педагогами, и священством. Положительные отзывы звучали на презентации книги в Центральной городской библиотеке им. А. И. Герцена. Известный тверской публицист и педагог Д. И. Мамонов дал высокую оценку печатному труду Валентины Михайловны в газете «Православная Тверь». Помнятся его восторженные слова о том, что уже за одну эту книгу она заработала себе Царствие Небесное.

Родители и ученики Валентины Михайловны стали прихожанами тверских храмов, воцерковились, многие из них сейчас по-настоящему православные люди. В книге «Вера исцеляет сердца» отражается тот огонек любви к Богу, которым было наполнено сердце Валентины Михайловны. Этот огонек согревал сердца детей и взрослых, открывал их навстречу Божественной любви.

В некоторых школах и детских садах книга Валентины Михайловны стала настольной, ей руководствовались воспитатели и педагоги, стремившиеся организовать духовно-нравственное образование детей.

Валентина Михайловна много трудилась и в школе, и дома. Плодом ее творческого старания, желания поделиться своим опытом с педагогами, трудившимися на новом для них поприще, стала другая, более обширная книга под названием «Живой родник». Однако Валентина Михайловна успела только собрать и сделать пробный экземпляр новой книги.

Последние два года своей жизни она тяжело болела, но уныния, ропота у нее не было. Вера исцелила ее сердце, и преданность Божией воле помогала переносить страдания.

4 апреля 2003 года Валентина Михайловна скончалась. Похоронена рядом со своими родными под Тверью.

Вечная благодарная память о ней хранится в сердцах ее учеников и всех, кто знал Валентину Михайловну. Особенно в сердцах тех, кому она помогла найти дорогу к Богу и храму.

 

еким2
У Никольского храма с духовными сестрами. г. Тверь
С архимандритом. Нафанаилом. Псково-Печерский монастырь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*  *  *

 

Очевидно, что воспитание благочестия вырабатывает в детях тот внутренний, духовный стержень, который становится основой и для внешнего поведения. <…>

Рассматривая всё обучение и воспитание с точки зрения Православия, мы иначе стали смотреть на многие вещи. Мы убедились, что, обученные наукам, подростки выходят в жизнь духовно обделенными.

Долгие годы, занимаясь с детьми, мы не замечали, как «облеплялся» характер ученика губительными греховными страстями. Мы, учителя, сами не были готовы к такому восприятию жизни и не предостерегали детей от духовного падения.

Значит, первым долгом учителя, вступившего на путь православного воспитания детей, является четкое знание того, что есть духовное начало в человеке, что есть совесть, достоинство, честь, чувство ответственности, патриотизм, уважение к своей и чужой собственности; нужно объяснить детям, в чем состоит смысл жизни человека на Земле, помочь уяснить значение понятия «человек создан по образу и подобию Божию». А без этого получится результат, от которого предостерегал еще К. Д. Ушинский: «Дай человеку все жизненные блага, но лиши его понимания смысла жизни на Земле — он будет несчастен».

Начинать новое дело всегда трудно, тем более то, которое помогает спасению души человеческой. Но еще труднее переступить через себя, через свои сложившиеся принципы и взгляды. Но, может быть, попробуем решить эту задачу вместе?

<…>

Страх Божий — это тормоз к прекращению чего-то недостойного, греховного. Для маленьких детей таким тормозом являются родители, взрослые. Они остановят, внушат, прекратят. Но это произойдет только тогда, когда они окажутся рядом, да и то если в детях будет выработано послушание.

А подростки? У них особенно сильно развито чувство самомнения, своей непогрешимости. Они особенно уязвимы для сетей лукавого, который втягивает их туда, убаюкивая и услаждая чувства. Как быть? Продолжать двигаться к погибели?

Этого не произойдет, если ребенок, пусть даже маленький, будет осознавать смысл жизни человека на Земле, если его научили сознательно выбирать лучшие свойства характера, сохраняющие душу, такие, как добро, скромность, отзывчивость, кротость и пр., если он будет стремиться к высшему, духовному.

Один святой старец, вспоминая свою жизнь, говорил: «С ранних лет мать и все семейство внушали мне страх Божий. И этот страх был для меня весьма благотворен: я боялся грешить. Когда случалось нарушить какую-либо заповедь, я чувствовал в себе стыд и смущение великое». Вот к чему надо стремиться и что должно стать основой православного воспитания детей.

Прежде всего надо познакомить детей с Самим Спасителем: кто Он, зачем явился на Землю, какое оставил учение. Рассказать, от чего спасает Господь. Надо помочь детям узнать и полюбить Спасителя. Учитывая важность вопроса, повторю. Что дети должны знать о существовании невидимого мира, о вечной борьбе за душу. Знать, что составляет основу греха.

Дети должны понять, что грех коренится внутри человеческого сердца, вырастая из себялюбия. В грехе человек замыкается и любит только себя. Надо раскрыть детям трудности борьбы с лукавым. Нельзя бесов представлять какими-то глупыми существами. Наоборот, надо рассказывать об их хитростях, коварстве, уме. Они прекрасно изучили свойства человека, физические и психические, они имеют доступ к телу, нервам, мозгу людей. Они действуют и на душевные качества, причем всегда во зло и к погибели. Всего этого нельзя скрывать от наших воспитанников.

Дети должны знать о Рае и аде, знать, кто спасает души людей от вечных мучений. Надо учитывать детскую впечатлительность и обязательно рассказать об Ангелах-хранителях, которые постоянно нас охраняют.

В нашем классе была девочка, которая всегда засыпала при свете — она боялась темноты. Как только она узнала, что ее Ангел-хранитель всегда с ней, что она находится под его защитой, девочка перестала бояться. Всю эту работу надо построить так, чтобы дети без усилия и нажима со стороны взрослых полюбили бы нашего Спасителя и боялись бы Его обидеть. Вот уж тогда точно ребенок не будет совершать плохих поступков, так как на всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых (Притчи, 15, 3).

Только тогда страх Божий будет являться тормозом к прекращению греха. Для этого сами взрослые должны правильно во всем разбираться.

(Вера исправляет сердца: [О работе с детьми в обл. православ. воспитания] / Екименкова В. М. — М.: Импэто, 1996)

 

Вечная память

приснопоминаемой рабе Божией Валентине!

 



Все новости