Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). Слово на обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (18 июля 1987 года)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! В нынешний день мы прославляем великого угодника, светиль­ника земли Российской — преподобного, богоносного отца нашего Сергия.

Господь, придя на землю, пострадал за нас и воскрес — даровал Духа Святаго всем верующим во имя Его. И древние богоносные отцы в Египте показали нам образ нового, ангельского жития, показали, что они — сыны воскресения, сыны Бо­жии, что они здесь, на земле, имели благодать Ду­ха Пресвятаго. Там, в Нитрийской пустыне, в Египте, они сияли святостью, пребывали с Богом и, имея дары чудотворения, всему миру являли силу пришествия Христова: воскрешали мертвецов, знали настоящее и будущее. И оттуда свет равноангельской жизни распространился по­всюду. Процветала Православием Византия, на Афоне много святых угодников просияло. И при­шло время благодатное — Господь Русь призвал к богообщению.

1 августа 988 года, когда мы отмечаем на­чало Успенского поста, было в Киеве славное крещение россиян. Вера евангельская, вера Христова распространилась по земле Русской, и в Киеве и в окрестных местах воссияло благочестие. И Ца­рица Небесная пожелала перенести центр духов­ной жизни сюда, на север, чтобы здесь всем явилось величие православной веры. Часто мы слы­шим, как поют и говорят: «Вера православная спасла мир». В Византии уже стали забывать Пра­вославие в его чистоте, на юге у нас были междоусо­бицы, и поэтому Пресвятая Дева Богороди­ца обратила взор Свой на север России. Она из­брала князя Андрея Боголюбского, явила ему чудотворную икону, и с этой иконой благоверный князь пришел сюда, на север, в славный город Владимир, который основал равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь. Князь Андрей Боголюбский пожелал построить храм Божией Мате­ри, чтобы прославить великую святыню — чудо­творную икону Божией Матери, которую писал евангелист Лука и которая впоследствии стала называться Владимирской. И был построен со­бор в похвалу Божией Матери, и там, на северо-востоке, наша Русь сохраняла устои православной веры.

Много трудился Андрей Боголюбский, много трудился благоверный князь Александр Невский, потом его сын Даниил, митрополиты Петр и Алек­сий. Они заложили основы государственной и ду­ховной жизни Руси.

В то время, когда жил преподобный Сергий, на Руси и в Европе господствовала Золотая Орда. Это было трудное время. Великие орды с Китая, с Монголии, спустившись с гор Уральских, разорили Болгарию, половецкие степи и пришли сюда, в Русь Залесскую, дошли до Киева и пошли дальше в Европу. Это были страшные, дикие пле­мена, которые не знали ни Евангелия, ни Бога, никаких заповедей. Единственно, у них была ложь, ненависть, разбой, убийство и всякое безза­коние. Вот эту чашу испила и Русь. Много было развалин, много было убито христиан, много бы­ло разорено городов и сел. Но вера православная спасла Русь, потому что все уповали на Бога и хранили веру православную.

Хотя монголы разорили много городов, но ве­ру не тронули, и Господь всегда помогал рос­сийским христианам. Самые могучие, грозные, не­навистные ко всему чистому, святому ханы Золо­той Орды уважали Русь, потому что здесь были чудотворцы, светильники, которые их устра­шали. Когда ослепла Тайдула, никто не мог ей помочь, никакие врачи и целители, и тогда посла­ли к митрополиту Алексию. Он пришел, с великой верой совершил молебное пение, окропил водой царицу Тайдулу — и она почувствовала, что слепо­та спала с ее очей и стала все ясно видеть. И в знак благодарности она много ходатайствовала за Русь, умоляла ханов, чтобы они не трогали, не разоряли ее. В память этого чуда митрополит Алексий постро­ил в Кремле Чудов монастырь, который напоминал всем, как в 1357 году Господь помог ис­целить слепую Тайдулу.

В это время митрополит Алексий руководил и духовной, и государственной жизнью, потому что великим князем был Димитрий Иванович, которому было девять лет от роду, и все дела совершал митрополит: умирял князей, строил монастыри, ходил по окрестным городам и селениям, водво­рял мир, возвещал Евангелие и всех призывал хранить веру православную.

В это время Золотая Орда была в разделении: одной половиной владел Тохтамыш, ставленник Тимура, а другой — Мамай, который не был ха­ном, но, подставляя других ханов, управлял сам. И задумал Мамай покорить Тохтамыша, соперни­ка своего, а чтобы поднять дух войска, пошел в поход на Россию. Это было страшное, суровое вре­мя, на Руси боялись татар, монголов. Бывало только крикнет кто-нибудь: «Татары!»- все разбегались в лес, хватали младенцев, выводили коров, шли в болота и леса, чтобы сохранить свою жизнь. И никто не решался поднять меч на вра­гов. И вот Мамай собрал великую силу, как гово­рят летописцы. Мамай богоборец шел разорить веру православную, истребить всю мужскую силу Руси. Он согнал девять орд, семьдесят князей. Мамай шел со всеми князьями ордынскими, со всей силой татарской и половецкой, мусульманским народом бесермянами, жителями Поволжья — буртасами, черкесами, ясами Северно­го Кавказа, армянами с Крыма, итальянцами, ге­нуэзцами, фрязами и даже мордвой и черемиса­ми — одни как подданные, другие как наемники. Собралось, как говорит Устюжский летописный свод, 900 тыс. и 30 человек. 900 тыс. — это целое переселение мужского населения. Пришли на конях с копьями, мечами.

И Господь воздвиг дух преподобного Сергия, который спас Россию в это смутное время. Гос­подь даровал ему дары благодатные: как древние отцы и пророки, преподобный Сергий воскрешал мертвецов, пророчествовал, видел помышле­ния сынов человеческих, исцелял больных, изго­нял бесов — был светильником для земли Россий­ской. Он ходил по окрестным городам и селениям и утверждал монастыри. Сам воссиял светом бла­годатным и от себя зажигал этим светом многие души сынов российских. 70 монастырей было от­крыто им самим и его учениками. И в этих монастырях учили жить ангельскому житию, непрестанно молились, водворяли братства, богадельни, школы, учили грамоте детей, помогали нуждаю­щимся, и эти монастыри стали очагами благоче­стия. Когда была междоусобица, преподобный Сергий много молился и пошел пешком в город Переяславль, где был великий князь. И сказал князю Димитрию Ивановичу: «Собери съезд всех русских князей, воевод, игуменов и епископов». Послушался великий князь Димитрий, послал гонцов с этой вестью, и все пришли в Переяславль. Всего было несколько съездов в 1374—1375 гг. Преподобный Сергий увещевал всех сынов российских водворить мир между собою, любить друг друга, хранить веру православную. «Только вера православная, — говорил он, — спасет нас от Золотой Орды». Князья российские покля­лись быть верными друг другу, пошли в свои уде­лы, собрали полки, пришли и усмирили Тверь. 1 сентября 1375 года Тверь капитулирова­ла перед объединенными силами русских князей. А до этого она восемь лет воевала против Москвы, при­зывала литовцев, и страшно было смотреть: рус­ские воевали против русских, кровь лилась рекой, сжигались селения, убивался скот, уводились в плен люди, которые имели на своей груди кресты. И вот этому раздору преподоб­ный Сергий положил конец.

Этот же союз русских князей выступил против Мамая. Мамай был богоборец, диавол воздвиг дух его, чтобы он пошел на Русь, и он хвастался: «Я повторю поход Батыя, разорю землю Рус­скую, все церкви православные, погублю всех князей российских и истреблю всю мужскую половину, оставшихся жен и девиц раздам моим воинам, и через несколько лет не будет Руси, а будет только монгольский и татарский говор».

Такую великую злобу внушил диавол Мамаю. Но есть суд человеческий, есть суд Божий. Господь среди россиян видел много любящих Его, много молитвенников, много благочестивых людей и считал русский народ народом Божиим и Сам помог Свое­му избранному народу.

И в это суровое время 18 августа, в день воскресный, в день памяти мучеников Флора и Лав­ра, пришел сюда с дружиной великий князь Димитрий и со слезами говорил: «Старче Божий, Мамай идет на нас, войска у нас мало. Что нам делать?» Преподобный Сергий отслужил литургию, окропил водой князя и воинство его, и после тра­пезы была пророческая беседа. «Бог мне открыл, — сказал преподобный Сер­гий, — Живоначальная Троица дарует вам благо­словение, и будет победа. Много будет российских мучеников-воинов, сынов православных, но ты, княже, придешь с поля Куликова живым и здра­вым». Великую надежду вселил преподобный Сер­гий, знали они, что говорил он от имени Божия. На Девичьем по­ле собралось 150 тыс. сынов российских; 70 ты­с. пришли из Белоруссии: князь Андрей Полоц­кий и Димитрий Брянский привели великую конную армию; и еще 30 тыс. присоединилось: ремесленники, крестьяне, разбойники, казаки — все, ко­торые любили веру православную и шли ее защи­щать. Было дивное чудо, братья и сестры, всем виден был Промысл Божий. Мамай пришел за ме­сяц на реку Воронеж и не сразу пошел на Моск­ву (а в Москве в то вре­мя не было ни одного воина), а говорил сам себе: «Подожду, когда созреют хлеба и когда подойдут союзники — изменник Олег, князь рязанский, и Ягайло, князь литовский». А когда русские дозоры узнали, что там огромное войско Мамаево, то вели­кий князь Димитрий дал клич, и собрались воины от мала до велика, как говорят летописцы, опустела Русь тогда мужами и отроками — все пошли на поле Куликово.

И просил великий князь у преподобного Сер­гия двух иноков-богатырей. И великим аввой были призваны монахи Андрей Ослябя и Александр Пересвет идти возглавить священную войну, преподобный одел на них схиму и сказал: «Идите, братья мои возлюбленные, умрите за веру право­славную, будьте начинателями в этой священной войне, потому что если нас Золотая Орда поко­рит, то погаснет вера во вселенной». И эти бога­тыри взяли своих боевых коней и поскакали на поле Куликово.

Когда все войско переправилось на правый бе­рег Дона, где сливается Дон с Непрядвой, то решили разрушить мосты. Шесть мостов разлома­ли, сожгли, говоря: «Или умрем, или победим». Когда же подошло татарское войско, которое в четыре раза больше русского, вышел богатырь Челубей — половецкий великан. О нем говорят лето­писцы, что если бы этот великан опустил ноги с коня своего, то конь проскочил бы между ног его. Так он был велик и громаден и обладал такой страшной силой, что мог схватить человека и руками ра­зорвать его без особого труда. И когда ходили перед войсками и взывали: «Кто хочет сразиться с великаном», то все боялись. Правда, вырывался сам великий князь, хотел сразиться с великаном, но его удерживали воеводы: «Не должно тебе остав­лять нас, нужно руководить нами». И вышел Александр Пересвет, богатырь и схимник препо­добного Сергия, вышел, чтобы умереть и победить врага. Он был без вооружения, на нем была схи­ма, он держал тяжеловесное копье и ринулся на вра­га. Такая была встреча, что земля потряслась, кажется, говорят летописцы, место должно было провалиться — такие сильные были богатыри. Удар был страшный, и оба богатыря упали за­мертво. Клич и вопль раздался в татарском войске, потому что их богатырь упал лицом к своему войску, что было плохой приметой, предвозвещало им гибель и поражение.

И в это суровое время преподобный Сергий как бы в благословение войску послал еще инока Нектария с просфорой и с грамотой: стоять за веру православную. А сам здесь, на этом святом месте, собравши иноков, усердно молился. И хотя далеко было поле Куликово, сотни верст от Москвы, он видел все своими духовны­ми очами: видел поле, воинов, видел воевод, по­тому что имел великий дар прозорливости. Он возносил молитвы и говорил: «Такой-то наш воевода пал за веру православную, вознесем за не­го молитвы». И была великая сеча, но Господь помог. Он воздвиг молитвенников страстотерпцев Бориса и Глеба, которые руководили сражением. Духом своим Александр Невский пришел на поле Куликово. И Русь одолела, Русь устояла, Великая Русь победила. Как говорят летописцы, это было великое знамение, великое чудо. Сражение на по­ле Куликовом было больше всех важнейших со­бытий: больше Полтавы, даже больше Сталингра­да и Бородино. Потому что там решалось все — быть или не быть Православию. А ведь вера пра­вославная как закваска, как свет хранит не только свой народ, а всю вселенную, потому что угодники Божии ходатайствуют за мир и мир стоит только их святыми молитвами.

Вспомним мы древние времена, Гоморру и Со­дом. Всего там было пять маленьких городов, но больше нам известно о двух городах. И вот там было великое нечестие, страшный грех творили жители Гоморры и Содома, о котором неудобно говорить языком и слышать ушами. И когда Гос­подь пришел к Аврааму (Быт. 18), то тот стал просить: «Господи, а если пятьдесят праведников будет в Гоморре и Содоме, пожжешь Ты огнем города или нет?» И сказал Господь: «Нет, ради этих правед­ников Я буду терпеть беззакония жителей». Тогда Авраам стал уменьшать число молитвенников: «А если сорок пять?» — «Потерплю», — сказал Господь. «А если сорок,.. тридцать,.. двадцать?» — «Потерплю». — «А если десять?» — «И если десять праведников будет в Гоморре и Содоме, — говорил Господь, — Я не предам огню, не сожгу эти города» (Быт. 18, 24—32). Вот как велики молитвен­ники за народ! Ради них Господь терпит беззако­ния многих беззаконников. Но там не оказалось и десяти праведников, и поэтому Гоморра и Содом сож­жены огнем. И кто бывал там, видел, что кругом нет растительности, море очень соленое, 42 % со­лей, даже ни одна рыба не живет. Это море всем напоминает о смерти, о наказании, о том, что беззаконники так же все потребятся, как жители Го­морры и Содома.

И вот, поскольку на Руси были праведники, молитвенники, были ангельской жизни лю­ди, то Господь сохранил веру православную, сохра­нил Церкви, сохранил не только Русь, но и весь мир. Вера православная, как мы всегда видим и знаем, спасает всю вселенную. И когда кончилась великая сеча, то восемь дней хоронили убитых воинов. «Сказание о Мамаевом побоище» перечисляет всех князей и воевод, и говорится там, что русских воинов погибло 198 ты­с. Представьте себе: почти 200 тыс. русских воинов, в четыре раза больше татарского войска — это около миллиона одних людей. А сколько коней пролили кровь, кругом была кровь! Дон, в то время могучий, полно­водный, с Непрядвой три дня тек одной кровью, ко­ни ходили по колено в крови. И восемь дней отделяли русских воинов от татарских, построили церковь в селе Монастырщина, вырыли большую братскую могилу, где и погребли погибших воинов.

Прошла одна беда, победили врагов, другая беда надвигалась. Как мы знаем из летописи, Олег Рязанский также шел в поход против Москвы. Но когда русские войска прошли вперед, на поле Куликово, то в тылу остался князь рязан­ский, он побоялся выступать и остался в горо­де Пронске. А великий князь литовский Ягайло опоздал. Ему было приказано Мамаем на Семенов день прийти на поле Кулико­во, а он пришел только 7 сентября, да еще ошибся, попал в селение Епифань. В то время в монастыре там был игуменом Епифаний. Он молодых иноков по­слал в войско, а сам остался один. Он открыл воро­та и взывал: «Братья мои, да вы торопились очень, а здесь нет ни московского войска, ни та­тарского. Оставайтесь, ешьте, пейте, набирайтесь сил». Епифаний обманул захватчиков и грабителей, и они по­верили ему, подумали, что он предатель земли Русской. А он был патриот, любил веру православную. Все, что было: вино, съестные припасы, все поели литовцы за два дня, потому что войско было большое, но и большую пользу принес игу­мен Епифаний. Только три часа ходьбы было, и они попали бы на поле сражения, и, конечно, мог­ло быть что-то опасное, но войско литовское стоя­ло в стороне. И когда дозоры узнали, что Мамай убежал и войско его разбито, то казнили игумена Епифания, и он погиб как поборник веры право­славной, как патриот и сослужил великую служ­бу московскому войску. Литовское войско после того, как казнили Епифания, пошло на Москву, чтобы соединиться с рязанским войском, потому что в это время там не было еще московского войска. После битвы осталось всего 40 тыс. русских вои­нов, которые были в пути к Москве, и 10 тыс. братьев белорусов, которые пошли в Белоруссию.

И воевода, который был в Москве, дозорами обнаружил движение войска и послал гонца. К ко­му вы думаете? Не к великому князю, а послал к великому воеводе — преподобному Сергию. При­ехал к нему племянник Феодор, Симоновский архимандрит, который впоследствии стал Ростов­ским архиепископом, и Андрейков, и они расска­зали, что идет великое войско, и просили: «Отче, помогай Руси!» Преподобный Сергий много мо­лился, и Господь открыл ему тайну спасения. Он послал ученика своего преподобного Никона к Олегу Рязанскому. И когда приехал преподобный Никон к Олегу Рязанскому, то много увещевал его и говорил: «Зачем ты поднял оружие против православных воинов? Ты сам православный князь и княжество твое православное». И бояре стали укорять своего князя. И могучий Олег Ря­занский, который много дней провел в походах, сражениях, много терпел, из его тела бы­ло вынуто 37 стрел, так он много воевал. Он сел на коня и поскакал к литовскому князю Ягайло, своему со­юзнику. Летописцы говорят, что литовцы были народ недоразвитый, поэтому Олег Рязанский лег­ко уговорил литовского князя, смутил его, устра­шил, и тот со своим войском ушел на свою роди­ну — Литву.

Другая беда надвигалась. Когда Мамай уска­кал в свою Орду, собрал остаточную рать и пошел опять с великой злобой мстить московскому войску. Но тут по молитвам преподобного Сергия Господь воздвиг дух Тохтамыша, древнего соперника, ко­торый владел одной частью Золотой Орды, а Ма­май другой. И вот, на реке Калке, около Ма­риуполя (Жданова), около Азовского моря, была встреча войска Мамаева и войска Тохтамыша. Была небольшая стычка, и, как пишет летописец, воины Мамая «слезоша с коней своих, падоша пред великим царем Тохтамышем и просивши его принять под свою власть», то есть они бросили Мамая, изменили ему. И Мамай один ускакал в Кафу, нынешний город Феодосия. Там его казнили итальянцы, которых он обманул, потому что много взял у них взаймы золота и нанял генуэзскую непобедимую пехоту, которая полегла на поле Куликовом.

Так закончилась великая битва. Это была свя­щенная война. Зачинатели были иноки, святые воины и монахи Андрей и Александр, а руководи­телем — сам преподобный Сергий. Так судил Господь сохраниться вере православной.

И преподобный Сергий любит родную Русь свою, любит лавру свою, любит всех, которые лю­бят веру православную. И нам, братья и сестры, нужно всегда помнить великие труды и молитвы преподобного Сергия, быть благодарными ему и подражать по мере наших сил его житию, а также любить веру православную, молиться, быть вер­ными сынами небесного и земного отечества. Пре­подобный Сергий всегда с нами. Мы знаем, что когда здесь в 1612 году была осада, то 16 месяцев оборонялись монахи. Мало было войска, а 30 ты­с. воинов привели сюда, к стенам лав­ры, польские воеводы. Но враги не одолели, не могли взять эти древние стены, не могли победить горсточки вои­нов и монахов, потому что преподобный Сергий сам помогал лавре, и она устояла.

И когда Наполеон пришел на Русь, было тяжелое время. И здесь преподобный Сергий молился за Русь, и Русь устояла. Священное преда­ние говорит, что преподобный Сергий сам устрашил Напо­леона, когда он, будучи в Москве, взойдя на коло­кольню Ивана Великого, стал осматривать окрест­ность. Вдруг он увидел, что прямо на него шли три русских армии, а впереди их старец с седыми волосами, с крестом и на коне. Это были извест­ные армии Витгенштейна, Тормасова и Чичагова. Наполеон пришел в трепет, не находил себе покоя, его маршалы и генералы не понимали состояния их начальника. Он скакал то в Петровский собор, то в другой замок, по всей пылающей Москве носился и говорил: «Какая эта Россия?! Ей руководят святые старцы! Разве можно воевать с таким народом?! Надо уходить». И он тайно решил ухо­дить из Москвы и держать свой путь на Калугу, но, как мы знаем, его путь прошел не на Калугу, а по старой Смоленской дороге. И Кутузов поднял дух русских воинов, молился Божией Мате­ри и, воздвигаемый благодатью Божией, победил врагов.

И мы, братья и сестры, должны всег­да помнить преподобного авву нашего Сергия, как он жил здесь, как молился, как трудился, и подра­жать его житию. Мы сыны воскресения, мы сыны Божии. И Господь говорит: Святи будите, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш (Лев. 19, 2).

Когда мы обозреваем историю народов, как жили люди, видим, что мир существует ради Церк­ви, а Церковь ради спасения. Пока есть вера пра­вославная возносится молитва за мир, и этими мо­литвами стоит мир. Подается дождь ранний и поздний, подается благословение народам, и люди живут в мире. Мы часто слышим слово о мире: храните мир между собою, мир да будет всегда. Но надо знать, что мир есть земной и мир есть благодатный, Божий. И преподобный Сергий имел мир Христов. Нам нужно просить у Бога этот благодатный мир. Когда человек живет в мире, преж­де всего, с совестью своей, со своими ближними и со всем миром, когда человек в мире Христовом, то нет у него страстей. Он не ворует, не пьянст­вует, не крадет, не блудит. Он живет в ми­ре Христовом — всех любит, любит трудиться, молиться, любит смиряться, любит все доб­рое и прекрасное. И мы, сыны воскресения, долж­ны стяжать этот благодатный мир. Для того Гос­подь и пришел на землю, в этот мир, в этот кос­мос, в эту вселенную, чтобы этот мир водворить среди нас.

И мы, братья и сестры, должны, подражая угодникам Божиим, любить Евангелие, Церковь, любить святых, любить праздники Божии, посты и непрестанно молиться. Все духоносные отцы, которые здесь получили благодать Святаго Духа, непрестанно пребывали с Богом. А как это возможно? Это возможно и очень просто. Да­вайте чаще будем рассматривать себя, особен­но в уединении. Не надо обширных познаний, а на­до углубиться, познать самого себя. И что мы уви­дим? Мы увидим, что в каждом из нас живет два человека. Один человек похож на животное, а дру­гой — на Ангела. В нашем теле действует природа. Мы рождаемся в этот мир, как рождается животное. Мы кушаем, растем, спим, болеем, и тело наше умирает. Оно чувствует своими чув­ствами: слухом, зрением, вкусом, обонянием, осязанием. В нашем теле есть своя воля телесная. Человек, например, желает кушать, чувствует жажду, голод. И в то же время ангельский наш человек, дух бессмертный, говорит: «Я те­бе не позволю кушать до вечера». Кто такой? Как говорится в басне, кот Васька слушает да ест. Ему говорят, что нельзя мясо чужое кушать, а он зна­ет только свою природу. А человек имеет свое собственное «я». И когда мы рассматриваем, то видим, что мое «я» имеет способность познания, мышления. Я различаю истину и ложь, определяю добро и зло, имею свободу, самовластие. Я могу руководить моим телесным человеком, за­прягать его в работу, давать ему отдых. Когда встаю утром, говорю: «Я пойду в такое-то место, я буду косить, я буду то-то делать», другой гово­рит: «Я буду спать, буду пить вино». У кого какой дух. Есть Дух Божий, есть дух диавола. И раз мы сыны Божии, нам нужно, принявши Духа Божия, хранить Его, хранить Его в чистоте и истине, доб­ре и правде. Мы должны обучить наш дух бес­смертный благочестию, любить Священное Писание, заповеди Божии и непрестанно призы­вать Бога в помощь. Когда мы говорим о демонах, то хотя их рисуют с рогами или как скелеты, но это духи бессмертные, духи бестелесные. Такой же дух и у нас обитает. И эти духи имеют между собою общение. Диавольский дух — демоны — могут в умы наши влагать помыслы: купли, прода­жи, гордыни, всякие мечтания о стяжании, о всякой нечистоте, о злобе. Поэтому нужно не бе­седовать с этими помыслами, а прогонять их бесе­дой с Богом: «Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя грешнаго». В глубине сердца, где обитает наш дух, благодать Христова, нужно призывать Христа в помощь. Идешь ли, лежишь, сидишь, ра­ботаешь, нужно непрестанно призывать Бога и отгонять помыслы. Надо проводить благо­честивую жизнь, пусть каждый в чине своем исполняет свой долг перед Богом. Семьянин ты — имей же­ну, знай только одну жену, не обращай внимание на блудниц, люби детей своих, воспитывай, тру­дись, будь добрым и святым человеком. Судья ты — суди по правде. Работаешь где-либо — испол­няй свой долг, люби труд, честно совершай свою работу, не кради. А некоторые говорят: «Я у лю­дей не краду, я только беру общее достояние», все равно это грех. То, что заработал, это твое. А за то, что ты украл, дашь ответ на Страшном суде Христовом. Надо, братья и сестры, подра­жать угодникам Божиим, любить самих угод­ников, любить их жития и искать Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33).

И в нынешний день, братья и сестры, будем вспоминать труды и подвиги преподобного Сергия и всех святых, в земле Российской просиявших, что созидали Русь, хранили ее, строили прекрасные храмы и города. Посмотрим мы, как строились города. Там всегда виден как бы Иордан, про­текающий посреди города, как бы крест, состоя­щий из монастырей и храмов, купола, возносящие­ся к небу, по образу церкви Успенской, которую построила Матерь Божия в Киеве. Ибо Сама Она указала размеры его, послала зодчих, даровала нам икону «Успения» Своего, даровала нам чудотворную Влади­мирскую икону, Тихвинскую, Казан­скую, Боголюбскую, Толгскую. Много великих свя­тых икон даровала нам Матерь Божия, чтобы, при­бегая к ним, мы получали знамения мило­сти от Самого Господа. Мы, братья и сестры, со­вершая земной путь, должны помнить о том, что здесь только начало нашей вечной жизни, мы не живем здесь, а как юноши, малые дети, готовимся к вечной блаженной жизни. Здесь всем один удел — земля. Наше тело тленное, греховное рас­сыпается в прах, дух наш бессмертный идет к Бо­гу давать ответ за всю прожитую жизнь, за наши дела и помышления. Поэтому будем строго испытывать себя. Перед тем, как что-нибудь сде­лать, надо рассудить: во грех ли это будет мне или в правду. Перед тем, где что-либо сказать, то­же нужно подумать: в назидание это слово будет или в прегрешение чужой душе. И помыслы сует­ные, греховные надо отгонять, а только призывать Бога: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если мы этим путем пойдем, то станем собеседниками преподобного Сергия, Господь из­бавит нас от страстей, от всяких злых деяний, даст и нам благодатный мир Свой. В этом мире будем всех любить, за все благодарить, будем терпеть, смиряться, не­престанно молиться и довольствоваться самым ма­лым. И тогда, как сыны воскресения, мы станем вместе с преподобным Сергием на Страшном суде, и скажет нам Господь слово Свое написанное: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуй­те уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

 



Все новости