Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Возлюбленные братья и сестры! В нынешний день мы прославляем великого угодника, светильника земли Российской — преподобного, богоносного отца нашего Сергия.
Господь, придя на землю, пострадал за нас и воскрес — даровал Духа Святаго всем верующим во имя Его. И древние богоносные отцы в Египте показали нам образ нового, ангельского жития, показали, что они — сыны воскресения, сыны Божии, что они здесь, на земле, имели благодать Духа Пресвятаго. Там, в Нитрийской пустыне, в Египте, они сияли святостью, пребывали с Богом и, имея дары чудотворения, всему миру являли силу пришествия Христова: воскрешали мертвецов, знали настоящее и будущее. И оттуда свет равноангельской жизни распространился повсюду. Процветала Православием Византия, на Афоне много святых угодников просияло. И пришло время благодатное — Господь Русь призвал к богообщению.
1 августа 988 года, когда мы отмечаем начало Успенского поста, было в Киеве славное крещение россиян. Вера евангельская, вера Христова распространилась по земле Русской, и в Киеве и в окрестных местах воссияло благочестие. И Царица Небесная пожелала перенести центр духовной жизни сюда, на север, чтобы здесь всем явилось величие православной веры. Часто мы слышим, как поют и говорят: «Вера православная спасла мир». В Византии уже стали забывать Православие в его чистоте, на юге у нас были междоусобицы, и поэтому Пресвятая Дева Богородица обратила взор Свой на север России. Она избрала князя Андрея Боголюбского, явила ему чудотворную икону, и с этой иконой благоверный князь пришел сюда, на север, в славный город Владимир, который основал равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь. Князь Андрей Боголюбский пожелал построить храм Божией Матери, чтобы прославить великую святыню — чудотворную икону Божией Матери, которую писал евангелист Лука и которая впоследствии стала называться Владимирской. И был построен собор в похвалу Божией Матери, и там, на северо-востоке, наша Русь сохраняла устои православной веры.
Много трудился Андрей Боголюбский, много трудился благоверный князь Александр Невский, потом его сын Даниил, митрополиты Петр и Алексий. Они заложили основы государственной и духовной жизни Руси.
В то время, когда жил преподобный Сергий, на Руси и в Европе господствовала Золотая Орда. Это было трудное время. Великие орды с Китая, с Монголии, спустившись с гор Уральских, разорили Болгарию, половецкие степи и пришли сюда, в Русь Залесскую, дошли до Киева и пошли дальше в Европу. Это были страшные, дикие племена, которые не знали ни Евангелия, ни Бога, никаких заповедей. Единственно, у них была ложь, ненависть, разбой, убийство и всякое беззаконие. Вот эту чашу испила и Русь. Много было развалин, много было убито христиан, много было разорено городов и сел. Но вера православная спасла Русь, потому что все уповали на Бога и хранили веру православную.
Хотя монголы разорили много городов, но веру не тронули, и Господь всегда помогал российским христианам. Самые могучие, грозные, ненавистные ко всему чистому, святому ханы Золотой Орды уважали Русь, потому что здесь были чудотворцы, светильники, которые их устрашали. Когда ослепла Тайдула, никто не мог ей помочь, никакие врачи и целители, и тогда послали к митрополиту Алексию. Он пришел, с великой верой совершил молебное пение, окропил водой царицу Тайдулу — и она почувствовала, что слепота спала с ее очей и стала все ясно видеть. И в знак благодарности она много ходатайствовала за Русь, умоляла ханов, чтобы они не трогали, не разоряли ее. В память этого чуда митрополит Алексий построил в Кремле Чудов монастырь, который напоминал всем, как в 1357 году Господь помог исцелить слепую Тайдулу.
В это время митрополит Алексий руководил и духовной, и государственной жизнью, потому что великим князем был Димитрий Иванович, которому было девять лет от роду, и все дела совершал митрополит: умирял князей, строил монастыри, ходил по окрестным городам и селениям, водворял мир, возвещал Евангелие и всех призывал хранить веру православную.
В это время Золотая Орда была в разделении: одной половиной владел Тохтамыш, ставленник Тимура, а другой — Мамай, который не был ханом, но, подставляя других ханов, управлял сам. И задумал Мамай покорить Тохтамыша, соперника своего, а чтобы поднять дух войска, пошел в поход на Россию. Это было страшное, суровое время, на Руси боялись татар, монголов. Бывало только крикнет кто-нибудь: «Татары!»- все разбегались в лес, хватали младенцев, выводили коров, шли в болота и леса, чтобы сохранить свою жизнь. И никто не решался поднять меч на врагов. И вот Мамай собрал великую силу, как говорят летописцы. Мамай богоборец шел разорить веру православную, истребить всю мужскую силу Руси. Он согнал девять орд, семьдесят князей. Мамай шел со всеми князьями ордынскими, со всей силой татарской и половецкой, мусульманским народом бесермянами, жителями Поволжья — буртасами, черкесами, ясами Северного Кавказа, армянами с Крыма, итальянцами, генуэзцами, фрязами и даже мордвой и черемисами — одни как подданные, другие как наемники. Собралось, как говорит Устюжский летописный свод, 900 тыс. и 30 человек. 900 тыс. — это целое переселение мужского населения. Пришли на конях с копьями, мечами.
И Господь воздвиг дух преподобного Сергия, который спас Россию в это смутное время. Господь даровал ему дары благодатные: как древние отцы и пророки, преподобный Сергий воскрешал мертвецов, пророчествовал, видел помышления сынов человеческих, исцелял больных, изгонял бесов — был светильником для земли Российской. Он ходил по окрестным городам и селениям и утверждал монастыри. Сам воссиял светом благодатным и от себя зажигал этим светом многие души сынов российских. 70 монастырей было открыто им самим и его учениками. И в этих монастырях учили жить ангельскому житию, непрестанно молились, водворяли братства, богадельни, школы, учили грамоте детей, помогали нуждающимся, и эти монастыри стали очагами благочестия. Когда была междоусобица, преподобный Сергий много молился и пошел пешком в город Переяславль, где был великий князь. И сказал князю Димитрию Ивановичу: «Собери съезд всех русских князей, воевод, игуменов и епископов». Послушался великий князь Димитрий, послал гонцов с этой вестью, и все пришли в Переяславль. Всего было несколько съездов в 1374—1375 гг. Преподобный Сергий увещевал всех сынов российских водворить мир между собою, любить друг друга, хранить веру православную. «Только вера православная, — говорил он, — спасет нас от Золотой Орды». Князья российские поклялись быть верными друг другу, пошли в свои уделы, собрали полки, пришли и усмирили Тверь. 1 сентября 1375 года Тверь капитулировала перед объединенными силами русских князей. А до этого она восемь лет воевала против Москвы, призывала литовцев, и страшно было смотреть: русские воевали против русских, кровь лилась рекой, сжигались селения, убивался скот, уводились в плен люди, которые имели на своей груди кресты. И вот этому раздору преподобный Сергий положил конец.
Этот же союз русских князей выступил против Мамая. Мамай был богоборец, диавол воздвиг дух его, чтобы он пошел на Русь, и он хвастался: «Я повторю поход Батыя, разорю землю Русскую, все церкви православные, погублю всех князей российских и истреблю всю мужскую половину, оставшихся жен и девиц раздам моим воинам, и через несколько лет не будет Руси, а будет только монгольский и татарский говор».
Такую великую злобу внушил диавол Мамаю. Но есть суд человеческий, есть суд Божий. Господь среди россиян видел много любящих Его, много молитвенников, много благочестивых людей и считал русский народ народом Божиим и Сам помог Своему избранному народу.
И в это суровое время 18 августа, в день воскресный, в день памяти мучеников Флора и Лавра, пришел сюда с дружиной великий князь Димитрий и со слезами говорил: «Старче Божий, Мамай идет на нас, войска у нас мало. Что нам делать?» Преподобный Сергий отслужил литургию, окропил водой князя и воинство его, и после трапезы была пророческая беседа. «Бог мне открыл, — сказал преподобный Сергий, — Живоначальная Троица дарует вам благословение, и будет победа. Много будет российских мучеников-воинов, сынов православных, но ты, княже, придешь с поля Куликова живым и здравым». Великую надежду вселил преподобный Сергий, знали они, что говорил он от имени Божия. На Девичьем поле собралось 150 тыс. сынов российских; 70 тыс. пришли из Белоруссии: князь Андрей Полоцкий и Димитрий Брянский привели великую конную армию; и еще 30 тыс. присоединилось: ремесленники, крестьяне, разбойники, казаки — все, которые любили веру православную и шли ее защищать. Было дивное чудо, братья и сестры, всем виден был Промысл Божий. Мамай пришел за месяц на реку Воронеж и не сразу пошел на Москву (а в Москве в то время не было ни одного воина), а говорил сам себе: «Подожду, когда созреют хлеба и когда подойдут союзники — изменник Олег, князь рязанский, и Ягайло, князь литовский». А когда русские дозоры узнали, что там огромное войско Мамаево, то великий князь Димитрий дал клич, и собрались воины от мала до велика, как говорят летописцы, опустела Русь тогда мужами и отроками — все пошли на поле Куликово.
И просил великий князь у преподобного Сергия двух иноков-богатырей. И великим аввой были призваны монахи Андрей Ослябя и Александр Пересвет идти возглавить священную войну, преподобный одел на них схиму и сказал: «Идите, братья мои возлюбленные, умрите за веру православную, будьте начинателями в этой священной войне, потому что если нас Золотая Орда покорит, то погаснет вера во вселенной». И эти богатыри взяли своих боевых коней и поскакали на поле Куликово.
Когда все войско переправилось на правый берег Дона, где сливается Дон с Непрядвой, то решили разрушить мосты. Шесть мостов разломали, сожгли, говоря: «Или умрем, или победим». Когда же подошло татарское войско, которое в четыре раза больше русского, вышел богатырь Челубей — половецкий великан. О нем говорят летописцы, что если бы этот великан опустил ноги с коня своего, то конь проскочил бы между ног его. Так он был велик и громаден и обладал такой страшной силой, что мог схватить человека и руками разорвать его без особого труда. И когда ходили перед войсками и взывали: «Кто хочет сразиться с великаном», то все боялись. Правда, вырывался сам великий князь, хотел сразиться с великаном, но его удерживали воеводы: «Не должно тебе оставлять нас, нужно руководить нами». И вышел Александр Пересвет, богатырь и схимник преподобного Сергия, вышел, чтобы умереть и победить врага. Он был без вооружения, на нем была схима, он держал тяжеловесное копье и ринулся на врага. Такая была встреча, что земля потряслась, кажется, говорят летописцы, место должно было провалиться — такие сильные были богатыри. Удар был страшный, и оба богатыря упали замертво. Клич и вопль раздался в татарском войске, потому что их богатырь упал лицом к своему войску, что было плохой приметой, предвозвещало им гибель и поражение.
И в это суровое время преподобный Сергий как бы в благословение войску послал еще инока Нектария с просфорой и с грамотой: стоять за веру православную. А сам здесь, на этом святом месте, собравши иноков, усердно молился. И хотя далеко было поле Куликово, сотни верст от Москвы, он видел все своими духовными очами: видел поле, воинов, видел воевод, потому что имел великий дар прозорливости. Он возносил молитвы и говорил: «Такой-то наш воевода пал за веру православную, вознесем за него молитвы». И была великая сеча, но Господь помог. Он воздвиг молитвенников страстотерпцев Бориса и Глеба, которые руководили сражением. Духом своим Александр Невский пришел на поле Куликово. И Русь одолела, Русь устояла, Великая Русь победила. Как говорят летописцы, это было великое знамение, великое чудо. Сражение на поле Куликовом было больше всех важнейших событий: больше Полтавы, даже больше Сталинграда и Бородино. Потому что там решалось все — быть или не быть Православию. А ведь вера православная как закваска, как свет хранит не только свой народ, а всю вселенную, потому что угодники Божии ходатайствуют за мир и мир стоит только их святыми молитвами.
Вспомним мы древние времена, Гоморру и Содом. Всего там было пять маленьких городов, но больше нам известно о двух городах. И вот там было великое нечестие, страшный грех творили жители Гоморры и Содома, о котором неудобно говорить языком и слышать ушами. И когда Господь пришел к Аврааму (Быт. 18), то тот стал просить: «Господи, а если пятьдесят праведников будет в Гоморре и Содоме, пожжешь Ты огнем города или нет?» И сказал Господь: «Нет, ради этих праведников Я буду терпеть беззакония жителей». Тогда Авраам стал уменьшать число молитвенников: «А если сорок пять?» — «Потерплю», — сказал Господь. «А если сорок,.. тридцать,.. двадцать?» — «Потерплю». — «А если десять?» — «И если десять праведников будет в Гоморре и Содоме, — говорил Господь, — Я не предам огню, не сожгу эти города» (Быт. 18, 24—32). Вот как велики молитвенники за народ! Ради них Господь терпит беззакония многих беззаконников. Но там не оказалось и десяти праведников, и поэтому Гоморра и Содом сожжены огнем. И кто бывал там, видел, что кругом нет растительности, море очень соленое, 42 % солей, даже ни одна рыба не живет. Это море всем напоминает о смерти, о наказании, о том, что беззаконники так же все потребятся, как жители Гоморры и Содома.
И вот, поскольку на Руси были праведники, молитвенники, были ангельской жизни люди, то Господь сохранил веру православную, сохранил Церкви, сохранил не только Русь, но и весь мир. Вера православная, как мы всегда видим и знаем, спасает всю вселенную. И когда кончилась великая сеча, то восемь дней хоронили убитых воинов. «Сказание о Мамаевом побоище» перечисляет всех князей и воевод, и говорится там, что русских воинов погибло 198 тыс. Представьте себе: почти 200 тыс. русских воинов, в четыре раза больше татарского войска — это около миллиона одних людей. А сколько коней пролили кровь, кругом была кровь! Дон, в то время могучий, полноводный, с Непрядвой три дня тек одной кровью, кони ходили по колено в крови. И восемь дней отделяли русских воинов от татарских, построили церковь в селе Монастырщина, вырыли большую братскую могилу, где и погребли погибших воинов.
Прошла одна беда, победили врагов, другая беда надвигалась. Как мы знаем из летописи, Олег Рязанский также шел в поход против Москвы. Но когда русские войска прошли вперед, на поле Куликово, то в тылу остался князь рязанский, он побоялся выступать и остался в городе Пронске. А великий князь литовский Ягайло опоздал. Ему было приказано Мамаем на Семенов день прийти на поле Куликово, а он пришел только 7 сентября, да еще ошибся, попал в селение Епифань. В то время в монастыре там был игуменом Епифаний. Он молодых иноков послал в войско, а сам остался один. Он открыл ворота и взывал: «Братья мои, да вы торопились очень, а здесь нет ни московского войска, ни татарского. Оставайтесь, ешьте, пейте, набирайтесь сил». Епифаний обманул захватчиков и грабителей, и они поверили ему, подумали, что он предатель земли Русской. А он был патриот, любил веру православную. Все, что было: вино, съестные припасы, все поели литовцы за два дня, потому что войско было большое, но и большую пользу принес игумен Епифаний. Только три часа ходьбы было, и они попали бы на поле сражения, и, конечно, могло быть что-то опасное, но войско литовское стояло в стороне. И когда дозоры узнали, что Мамай убежал и войско его разбито, то казнили игумена Епифания, и он погиб как поборник веры православной, как патриот и сослужил великую службу московскому войску. Литовское войско после того, как казнили Епифания, пошло на Москву, чтобы соединиться с рязанским войском, потому что в это время там не было еще московского войска. После битвы осталось всего 40 тыс. русских воинов, которые были в пути к Москве, и 10 тыс. братьев белорусов, которые пошли в Белоруссию.
И воевода, который был в Москве, дозорами обнаружил движение войска и послал гонца. К кому вы думаете? Не к великому князю, а послал к великому воеводе — преподобному Сергию. Приехал к нему племянник Феодор, Симоновский архимандрит, который впоследствии стал Ростовским архиепископом, и Андрейков, и они рассказали, что идет великое войско, и просили: «Отче, помогай Руси!» Преподобный Сергий много молился, и Господь открыл ему тайну спасения. Он послал ученика своего преподобного Никона к Олегу Рязанскому. И когда приехал преподобный Никон к Олегу Рязанскому, то много увещевал его и говорил: «Зачем ты поднял оружие против православных воинов? Ты сам православный князь и княжество твое православное». И бояре стали укорять своего князя. И могучий Олег Рязанский, который много дней провел в походах, сражениях, много терпел, из его тела было вынуто 37 стрел, так он много воевал. Он сел на коня и поскакал к литовскому князю Ягайло, своему союзнику. Летописцы говорят, что литовцы были народ недоразвитый, поэтому Олег Рязанский легко уговорил литовского князя, смутил его, устрашил, и тот со своим войском ушел на свою родину — Литву.
Другая беда надвигалась. Когда Мамай ускакал в свою Орду, собрал остаточную рать и пошел опять с великой злобой мстить московскому войску. Но тут по молитвам преподобного Сергия Господь воздвиг дух Тохтамыша, древнего соперника, который владел одной частью Золотой Орды, а Мамай другой. И вот, на реке Калке, около Мариуполя (Жданова), около Азовского моря, была встреча войска Мамаева и войска Тохтамыша. Была небольшая стычка, и, как пишет летописец, воины Мамая «слезоша с коней своих, падоша пред великим царем Тохтамышем и просивши его принять под свою власть», то есть они бросили Мамая, изменили ему. И Мамай один ускакал в Кафу, нынешний город Феодосия. Там его казнили итальянцы, которых он обманул, потому что много взял у них взаймы золота и нанял генуэзскую непобедимую пехоту, которая полегла на поле Куликовом.
Так закончилась великая битва. Это была священная война. Зачинатели были иноки, святые воины и монахи Андрей и Александр, а руководителем — сам преподобный Сергий. Так судил Господь сохраниться вере православной.
И преподобный Сергий любит родную Русь свою, любит лавру свою, любит всех, которые любят веру православную. И нам, братья и сестры, нужно всегда помнить великие труды и молитвы преподобного Сергия, быть благодарными ему и подражать по мере наших сил его житию, а также любить веру православную, молиться, быть верными сынами небесного и земного отечества. Преподобный Сергий всегда с нами. Мы знаем, что когда здесь в 1612 году была осада, то 16 месяцев оборонялись монахи. Мало было войска, а 30 тыс. воинов привели сюда, к стенам лавры, польские воеводы. Но враги не одолели, не могли взять эти древние стены, не могли победить горсточки воинов и монахов, потому что преподобный Сергий сам помогал лавре, и она устояла.
И когда Наполеон пришел на Русь, было тяжелое время. И здесь преподобный Сергий молился за Русь, и Русь устояла. Священное предание говорит, что преподобный Сергий сам устрашил Наполеона, когда он, будучи в Москве, взойдя на колокольню Ивана Великого, стал осматривать окрестность. Вдруг он увидел, что прямо на него шли три русских армии, а впереди их старец с седыми волосами, с крестом и на коне. Это были известные армии Витгенштейна, Тормасова и Чичагова. Наполеон пришел в трепет, не находил себе покоя, его маршалы и генералы не понимали состояния их начальника. Он скакал то в Петровский собор, то в другой замок, по всей пылающей Москве носился и говорил: «Какая эта Россия?! Ей руководят святые старцы! Разве можно воевать с таким народом?! Надо уходить». И он тайно решил уходить из Москвы и держать свой путь на Калугу, но, как мы знаем, его путь прошел не на Калугу, а по старой Смоленской дороге. И Кутузов поднял дух русских воинов, молился Божией Матери и, воздвигаемый благодатью Божией, победил врагов.
И мы, братья и сестры, должны всегда помнить преподобного авву нашего Сергия, как он жил здесь, как молился, как трудился, и подражать его житию. Мы сыны воскресения, мы сыны Божии. И Господь говорит: Святи будите, яко Аз свят есмь Господь Бог ваш (Лев. 19, 2).
Когда мы обозреваем историю народов, как жили люди, видим, что мир существует ради Церкви, а Церковь ради спасения. Пока есть вера православная возносится молитва за мир, и этими молитвами стоит мир. Подается дождь ранний и поздний, подается благословение народам, и люди живут в мире. Мы часто слышим слово о мире: храните мир между собою, мир да будет всегда. Но надо знать, что мир есть земной и мир есть благодатный, Божий. И преподобный Сергий имел мир Христов. Нам нужно просить у Бога этот благодатный мир. Когда человек живет в мире, прежде всего, с совестью своей, со своими ближними и со всем миром, когда человек в мире Христовом, то нет у него страстей. Он не ворует, не пьянствует, не крадет, не блудит. Он живет в мире Христовом — всех любит, любит трудиться, молиться, любит смиряться, любит все доброе и прекрасное. И мы, сыны воскресения, должны стяжать этот благодатный мир. Для того Господь и пришел на землю, в этот мир, в этот космос, в эту вселенную, чтобы этот мир водворить среди нас.
И мы, братья и сестры, должны, подражая угодникам Божиим, любить Евангелие, Церковь, любить святых, любить праздники Божии, посты и непрестанно молиться. Все духоносные отцы, которые здесь получили благодать Святаго Духа, непрестанно пребывали с Богом. А как это возможно? Это возможно и очень просто. Давайте чаще будем рассматривать себя, особенно в уединении. Не надо обширных познаний, а надо углубиться, познать самого себя. И что мы увидим? Мы увидим, что в каждом из нас живет два человека. Один человек похож на животное, а другой — на Ангела. В нашем теле действует природа. Мы рождаемся в этот мир, как рождается животное. Мы кушаем, растем, спим, болеем, и тело наше умирает. Оно чувствует своими чувствами: слухом, зрением, вкусом, обонянием, осязанием. В нашем теле есть своя воля телесная. Человек, например, желает кушать, чувствует жажду, голод. И в то же время ангельский наш человек, дух бессмертный, говорит: «Я тебе не позволю кушать до вечера». Кто такой? Как говорится в басне, кот Васька слушает да ест. Ему говорят, что нельзя мясо чужое кушать, а он знает только свою природу. А человек имеет свое собственное «я». И когда мы рассматриваем, то видим, что мое «я» имеет способность познания, мышления. Я различаю истину и ложь, определяю добро и зло, имею свободу, самовластие. Я могу руководить моим телесным человеком, запрягать его в работу, давать ему отдых. Когда встаю утром, говорю: «Я пойду в такое-то место, я буду косить, я буду то-то делать», другой говорит: «Я буду спать, буду пить вино». У кого какой дух. Есть Дух Божий, есть дух диавола. И раз мы сыны Божии, нам нужно, принявши Духа Божия, хранить Его, хранить Его в чистоте и истине, добре и правде. Мы должны обучить наш дух бессмертный благочестию, любить Священное Писание, заповеди Божии и непрестанно призывать Бога в помощь. Когда мы говорим о демонах, то хотя их рисуют с рогами или как скелеты, но это духи бессмертные, духи бестелесные. Такой же дух и у нас обитает. И эти духи имеют между собою общение. Диавольский дух — демоны — могут в умы наши влагать помыслы: купли, продажи, гордыни, всякие мечтания о стяжании, о всякой нечистоте, о злобе. Поэтому нужно не беседовать с этими помыслами, а прогонять их беседой с Богом: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». В глубине сердца, где обитает наш дух, благодать Христова, нужно призывать Христа в помощь. Идешь ли, лежишь, сидишь, работаешь, нужно непрестанно призывать Бога и отгонять помыслы. Надо проводить благочестивую жизнь, пусть каждый в чине своем исполняет свой долг перед Богом. Семьянин ты — имей жену, знай только одну жену, не обращай внимание на блудниц, люби детей своих, воспитывай, трудись, будь добрым и святым человеком. Судья ты — суди по правде. Работаешь где-либо — исполняй свой долг, люби труд, честно совершай свою работу, не кради. А некоторые говорят: «Я у людей не краду, я только беру общее достояние», все равно это грех. То, что заработал, это твое. А за то, что ты украл, дашь ответ на Страшном суде Христовом. Надо, братья и сестры, подражать угодникам Божиим, любить самих угодников, любить их жития и искать Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33).
И в нынешний день, братья и сестры, будем вспоминать труды и подвиги преподобного Сергия и всех святых, в земле Российской просиявших, что созидали Русь, хранили ее, строили прекрасные храмы и города. Посмотрим мы, как строились города. Там всегда виден как бы Иордан, протекающий посреди города, как бы крест, состоящий из монастырей и храмов, купола, возносящиеся к небу, по образу церкви Успенской, которую построила Матерь Божия в Киеве. Ибо Сама Она указала размеры его, послала зодчих, даровала нам икону «Успения» Своего, даровала нам чудотворную Владимирскую икону, Тихвинскую, Казанскую, Боголюбскую, Толгскую. Много великих святых икон даровала нам Матерь Божия, чтобы, прибегая к ним, мы получали знамения милости от Самого Господа. Мы, братья и сестры, совершая земной путь, должны помнить о том, что здесь только начало нашей вечной жизни, мы не живем здесь, а как юноши, малые дети, готовимся к вечной блаженной жизни. Здесь всем один удел — земля. Наше тело тленное, греховное рассыпается в прах, дух наш бессмертный идет к Богу давать ответ за всю прожитую жизнь, за наши дела и помышления. Поэтому будем строго испытывать себя. Перед тем, как что-нибудь сделать, надо рассудить: во грех ли это будет мне или в правду. Перед тем, где что-либо сказать, тоже нужно подумать: в назидание это слово будет или в прегрешение чужой душе. И помыслы суетные, греховные надо отгонять, а только призывать Бога: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если мы этим путем пойдем, то станем собеседниками преподобного Сергия, Господь избавит нас от страстей, от всяких злых деяний, даст и нам благодатный мир Свой. В этом мире будем всех любить, за все благодарить, будем терпеть, смиряться, непрестанно молиться и довольствоваться самым малым. И тогда, как сыны воскресения, мы станем вместе с преподобным Сергием на Страшном суде, и скажет нам Господь слово Свое написанное: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.