Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). СЛОВО НА ВОЗДВИЖЕНИЕ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ (27 сентября 1994 г.)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Святая Православная Церковь с великой любовью почитает Крест Христов. Крест — украшение всей вселенной, он украшает наши храмы, жилища, украшает каждого человека, все мы носим крест на груди своей. Крест — наша защита, наше упование, крестом мы все осеняем. И Господь понес крест за весь род человеческий.

Господь наш Иисус Христос сотворил эту прекрасную, чудную вселенную, чтобы в ней, как в храме Божием, пребывал в великой любви человек, первозданный Адам, чтобы прославлял Бога, беседовал с Ним, чтобы блаженствовал, восходил в любви и в послушании и этот рай Эдемский, который был на Востоке, распространил по всей земле. Некоторые говорят, что в Иерусалиме был этот рай, где дуб Мамврийский, но это предание. Потом, еще дальше восходя в благодати Божией, Адам должен был войти в обожение, жить с Ангелами святыми, чтобы обожились небо и земля. Вот какой крест Христов предлагался первозданному человеку — хранить и возделывать рай (Быт. 2, 15).

Но произошло, как говорят отцы, великое кораблекрушение, катастрофа, великая беда. Не знали первозданные люди, что может быть грех, может быть зло какое-то, и первая заповедь была Адаму с Евой, чтобы не вкушали с древа познания добра и зла (Быт. 2, 17). Ведь если уже само то, что Господь дал познать человеку только добро, не касаться зла, то зачем было его познавать, зачем было стремиться к этому плоду, вкушать его и нарушать заповедь Божию? И теперь все мы свидетели, перед нами прошла история рода человеческого, какие великие беды всем людям принесло отступление от Бога. Познали люди зло, злодеяния, убийство ближних своих, всякую неправду, служение диаволу вместо истинного Бога.

И вот, чтобы исправить вселенную, Господь пришел на землю. Не обожились земля и небо за преступление Адама. Но пришел новый Адам, как Он любил называть Себя, Сын Человеческий, пришел с небес, куда никто не восходил, чтобы понести тот крест, который предназначался первозданному Адаму, чтобы обожился человек, обожилась земля и обожилась вселенная. Идет великий Промысел Божий и то, что Господь наметил, непреложно, и никто не может противостоять этому. Господь посылал пророков, через которых возвещал, когда Он придет, — пророчество Даниила точно указывало 69 седмин — это 483 года — от того момента, когда выйдет разрешение идти в Иерусалим и восстанавливать храм (Дан. 9, 25), — и что родится в Вифлееме Иудейском (Мих. 5, 2). С какой точностью, с какой подробностью, — почитайте в книге Премудрости Соломона, — говорится о страданиях Христа Спасителя, о Его поругании: «Уловим же Праведного, ибо Он в тягость нам, называет Себя Сыном Господа. Увидим, истинны ли слова Его» (Прем. 2, 12-20). Пророки за много сот лет уже чувствовали, как будут поносить Христа Жизнодавца, осуждать Его на смерть. И говорил Господь через пророка Исаию, евангелиста ветхозаветного, что Он грехи всего мира, смерть, проклятие возьмет на Свои рамена и понесет, что будет бичуем и много потерпит (Ис. 50, 6; 53, 4-6). Во Христе страдал Человек, Бог только соучаствовал страданиям, потому что Господь пришел как Бог и Человек.

Этот Крест постепенно прославлялся еще до Голгофы. Пророк Моисей вывел народ свой из Египта, ходили они по пустыне, и сколько раз совершилось там прославление Креста Животворящего. И горькие воды Мерры сделались сладкими (Исх. 15, 25), и сам переход через Чермное море (Чермное значит Красное), потому что взял жезл свой пророк Моисей и крестообразно поразил воды морские (Исх. 14, 21). И что же произошло? Природа покорилась, вода остановилась, стала стеной, проходы образовались, и народ Израилев проходил по дну, как по суше. И когда война была и Амалик боролся с народом Израильским, Моисей распростер руки крестообразно и поддерживали его руки двое мужей святых, Аарон, его брат, и Ор, один с одной стороны, другой с другой (Исх. 17, 12). Крест распространялся своей величиной, своей славою, и Амалик не мог бороться против народа Божия. И когда Господь повелел сделать Моисею медного змия и выставить его на знамя, то ужаленный ядовитой змеей, взглянув на него, оставался жив (Чис. 21, 8-9). И много-много было прообразов, и благословение патриарха Иакова сыновей своих, когда он не прямо складывал руки на голове каждого, а крестообразно —  явление креста. И все богомудрые мужи чувствовали силу этого креста.

И посмотрите, что мы читаем в Евангелии, где вся тайна спасения открыта. Если внимательно читать и толковать каждый стих, то все там каждому будет понятно. Вспомним, как Петр, ученик Его, будущий апостол, хотел пожалел Христа и говорил: «Будь милостив к Себе, Господи. Я слышал, Тебя хотят убить во Иудеи. Да не будет этого с Тобою. Не ходи туда, а то Ты там пострадаешь». Кажется, он говорил Ему, жалея Его, а на самом деле не разумел, что отвращал от креста, от Голгофы, от смерти и воскресения и от спасения. Но Христос видел, что Петра научил диавол такой жалости, такому милосердию не Божественному, чтобы отвратить Его от несения креста, от страданий на Голгофе, от смерти за народ Божий. И Он сказал Петру, помните в Евангелии: «Отойди от меня, сатана!» (Мф. 16, 23; Мк. 8, 33).

Господь с великим желанием шел на страдания, чтобы освободить род человеческий от клятвы, от смерти и проклятия. Даже патриархи, которым Господь давал великую благодать, освящал их волю человеческую, чтобы пророчествовали и творили чудеса, — когда наступал смертный час, чувствовали, сознавали: не видеть им никакого неба, не взойти туда самим, потому что Христа еще не было. И патриарх Иаков пророчески предсказал сыновьям своим, где кто поселится и кто как будет жить. Даже сказал: Дан будет змеем на дороге (Быт. 49, 16) — от колена Данова родится антихрист, а из колена Иудова, которое распространится и размножится так, что станет самым многочисленным, придет Царь мира, Христос Спаситель. Все было открыто ему, и в то же время, кажется, имея такую благодать, он пошел в шеол («шеол» — название ада).

Когда же Господь пришел, то всех вывел из ада. Сначала пошли патриархи, пророки, пророк Моисей и пророк Аарон, Мариам, их сестра, Давид, Соломон, Самуил, Илия, Елисей, Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил, малые пророки Малахия, Наум, Иона, Захария, Михей, праведники, судьи Израилевы, весь народ, который знал закон Божий, закон Моисеев. А потом пошли те, которые присоединялись к вере иудейской, принимали законы. И, как говорит свт. Иоанн Златоуст, пошел поток людей из ада, все по вере пошли, ад опустел.

Так, Господь ради этого пошел на страдания, терпел бичевания, поношения, укорения, всякие неправды, терпел суд у Пилата. И какое проявил смирение! Он умывал ноги ученикам Своим. Он кротко принимал злобные нападения фарисеев и книжников, которые приходили к Нему и говорили, что наблюдали за Ним, посылали свидетелей своих и те докладывали, что Он говорил, что делал, что, оказывается, Он субботу не почитал, в субботу воскрешал людей, исцелял. И Богу сказали: «Мы разобрались, кто Ты такой — Ты злодей, и бес в Тебе» (Ин. 8, 52; 18, 30). Подумайте только, на Бога, Который сотворил небо и землю, сотворил Адама и Еву, промышляет о вселенной, руководит всем, управляет, Которого трепещут Ангелы, Херувимы и Серафимы, говорят: «Ты злодей, и бес в Тебе»! Да Он только бы дунул на них, и их бы не стало.

А тут Господь, Владыка всех царей земных, Архангелов и Ангелов, такое смирение показал на злобу фарисеев и книжников, потому что Он пришел не судить мир, не наказывать, а спасать. Господь пошел на Голгофу и был распят с разбойниками, один разбойник справа, другой слева, и к злодеям причтен (Ис. 53, 12). Еще пророк Давид созерцал страдания Спасителя на кресте: и 21-й псалом, и 68-й, почитайте, это как раз пророчество о Кресте Христовом. Господь клятву смертию умрешь (Быт. 2, 17) положил на Себя, как Человек понес ее, Он без греха был, этот суд Его не касался, но по любви к нам предал Он душу Свою за нас и Сам Себя воскресил. Воскрес Сам и это воскресение даровал нам.

И мы теперь по вере в Иисуса Христа, принимая крещение, получая обновление, возрождение, как говорят отцы, переживаем первое воскресение нашей души, получаем то дуновение, которое потерял Адам, — дыхание жизни (Быт. 2, 7). Дается нам Ангел Хранитель, прощаются грехи и первородные, прародительские, и наши личные, и мы уже получаем великую благодатную силу жить здесь в добре, жить в покаянии, приобщаться Христовой благодати.

Мы теперь, братья и сестры, после Воскресения Христова находимся в Церкви Христовой, мы сыны воскресения, мы получили от Бога великую милость именоваться сынами, детьми Божиими, потому что Сам Господь сказал: Молитесь же так: Отче наш…  (Мф. 6, 9; Лк. 11, 2). Раньше пахари простые, которые не учились в школах, но, выучив только «Отче наш», весь день с утра до вечера трудились, пахали и громко пели: «Отче наш, Иже еси на небесех…» — ходили как сыны перед Богом. И так, зная эту молитву, живя доброй жизнью, причащаясь Тайн Христовых, они спасались и входили в Царствие Небесное.

А мы еще должны здесь побороться с грехом, чтобы никто из нас не воровал, не блудил, не богохульничал, не осуждал других, не гордился, не служил диаволу, а нес крест, который на нас возложен самой нашей жизнью. Кресты бывают внешние, кресты бывают внутренние. Внешний крест какой? Кто-то начальник, у него подчиненные, одни из них воруют, другие обманывают, то ленивые собрались, то ничего не понимают. Нарисуют чертеж в техотделе, принесут ему — там все неправильно. И переделывает начальник, надо идти домой, а там заказ ждут, и он остается после работы, исправляет. Или где-то пожар был, еще какое-то бедствие — тоже крест. Семейный крест бывает. То жена сварливая, то требует какие-то особые льготы, чтобы дачу хорошую муж завел, чтобы машину приобрел, чтобы он ей покупал наряды, а детей рожать не хочет, приходится уговаривать. И болезни мы несем, и всякие недостатки, и скорби.

Внутренний крест — это постоянная брань с сатаною. Диавол, падший демон, завидует славе сынов человеческих. Бог усыновил людей земнородных, а диавола отверг, потому что он сам отошел от Бога. И после грехопадения Адамова, говорят святые отцы, закрылись двери покаяния для сатаны, потому что Адам с Евой были самое любимое творение Божие на земле. Вот какой любовью любит Господь человека! А сатана соблазнил Адама, увлек его от Бога в зло, стал князем мира сего и стал учить людей воровать, блудить, богохульствовать, гордиться, чтобы люди не делали добро. И когда люди становятся злыми, преступниками, то уже получают от Бога не благословение, не благодать, а готовится им наказание. И кто не принесет покаяния, того ожидают вечные муки.

И нам нужно эти кресты нести: и скорби, и болезни, и страдание, и многое другое, потому что мы здесь проходим путь покаяния. Здесь не жизнь, а приготовление к жизни, и каждый должен этот крест нести. Учитель — учи добру, правде. Воин ты — будь верным Родине, всем своим товарищам и довольствуйся жалованием своим. Если ты судья — суди по правде. Кто бы ты ни был, где бы ты не трудился — везде твои добрые дела, потому что  «И се добра зело», — изошло из уст Божиих при творении (Быт. 1, 31). Человек должен быть добрым и святым, потому что Бог-то наш Свят и Пресвят, а мы Его дети. Мы должны хоть немного быть похожи на нашего Отца Небесного, подражать Ему и в смирении, и в кротости, и в трудолюбии, и в терпении, и в любви. И вот этот крест нужно нести.

И крест большой — это внутренняя молитва, потому что влагает диавол помыслы и гордыни, и уныния, и отчаяния, и то, что видели, слышали, особенно тем, которые много учились. Некоторые учились по 15, 20 лет и больше, их разум настолько насыщен всякими теориями, учениями, образами людей, событиями, при чем они все так перепутаны, что никакой связи в происходившем человек не усматривает, не сознает, не видит Промысла Божия. Пришел какой-то Наполеон, сделал то-то. А почему он пришел? Почему Навуходоносор пришел в Иерусалим, разрушил храм? Почему народ избранный был уведен в плен? Почему они жили на чужбине, терпели обиды, скорби? Потому что они отступили от закона Божия, от правды, за что и терпели суд для исправления. Почему у нас скорби? Почему правители порой бывают небоголюбивые? Почему болезни? Потому что мы совершаем грехи, а грех есть преступление, а за преступление — наказание. Какое право имеет мать убивать детей? Какое право имеет человек воровать? Отложи грех, говорят святые отцы, и не будет уже никаких таких скорбей.

И нужно нам, братья и сестры, возлюбить правду Божию, заповеди Божии, возлюбить Христа и всех святых, возлюбить Церковь, молиться и начинать приступать к несению не только внешнего креста, но еще и внутреннего, и надо оценивать свои поступки. Кто-то предлагает что-то сделать — рассуди: не будет ли это во грех, будет ли это во славу Божию, будет ли во спасение. И постоянно нужно помнить, что диавол влагает помыслы обиды, гордыни, уничижения всякого человека. Мы же должны беседовать только с Богом, а не с сатаной, должны непрестанно взывать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

Наши помыслы открыты Ангелам, открыты Богу, все взвешиваются. Если помыслы нечистые, и мы с ними соглашаемся — мы грешим. Поэтому надо непрестанно молиться: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Надо беседовать с Богом, а не с сатаной, который предлагает покупать, продавать, осуждать. Надо молиться дома, молиться в церкви, везде призывать Бога. Вселенная — великий храм, в любом месте во вселенной ты можешь возносить молитвы Богу. И у тебя храм внутри, в сердце твоем. Если ум твой, как архиерей Божий, будет священнодействовать на престоле сердца твоего, взывая к Богу в покаянии, со смирением, то Бог будет принимать молитву твою.

Поэтому нужно, братья и сестры, любить Евангелие, читать его ежедневно, применять к себе. Жития святых угодников Божиих — это Евангелие в жизни, а читая их, надо вникать, вдумываться, как они постились, как молились, как несли крест, терпя бедность, скорби, болезни, и этот крест почитали для себя спасительным. И русские святые оставили много добрых примеров, а преподобный Сергий дал нам образ, как нести крест со смирением и терпением, он терпел скорби даже от родного брата. Как-то ехал преподобный в обитель на лошади, и повстречался ему мужик. «Эй, черноризец, — закричал он, — что ты там расселся! Давай-ка я поеду, а ты иди пешком». И со смирением хозяин уступил какому-то бродяге, мужику злому. Тот залез на повозку и поехал, а преподобный Сергий пошел пешком. Вот какое смирение у святых.

И надо, братья и сестры, смиряться, любить труд. Некоторые хотят иметь богатство, хотят насыщаться благами, а трудиться не хотят. Некоторые любят какую-то страсть, блуд особенно, а детей рожать не хотят, да еще говорят, что веруют. Так веруют и бесы и трепещут, но бесы не будут в раю, потому что они не любят закон Божий, не любят Христа, не любят святость. Так и те верующие, которые блудят, убивают детей, крадут, обманывают, они хоть и веруют, но Бога не любят, они подобны бесам. Вот поэтому будем уподобляться Христу, Матери Божией в смирении, кротости, терпении. Будем нести крест, который Господь посылает нам, может быть, за грехи родителей, для смирения, даже за добрые дела бывает испытание — все будем нести, потому что земная жизнь — это время покаяния, это школа благочестия, которую мы должны пройти, окончить и потом перейти уже в жизнь вечную. И для нас уже будет не смерть, а успение.

И когда мы этот крест понесем, непрестанно будем молиться, просить у Бога освящения, Господь даст нам усыновление, простит все наши согрешения и запишет в книгу жизни. И при гласе трубы архангельской испытание будет всех христоносцев, всех боголюбцев, всех верных, и те, которые получили от Бога великую благодать усыновления, станут по правую сторону. Тогда все изменятся, не будет уже ни мужского естества, ни женского, будет совсем другой вид у человека, люди будут подобны Ангелам, и скажет тогда Господь Своим любимым чадам: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь



Все новости