Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные братья и сестры! Мы в нынешний день прославляем великого молитвенника – праведного Иоанна Кронштадтского. Он так любил Церковь, так любил веру православную, что много проповедовал, приводя народ к покаянию. И он много писал, исследовал Священное Писание.
Сам Господь напоминал: «Испытайте писаний, и та суть свидетельствующая о Мне» (Ин. 5, 39). «Подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове и пророцех и псалмех о Мне» (Лк. 24, 44). В Писании говорилось, что придет Спаситель, Богочеловек, и время было указано, когда Он придет (Дан. 9, 25), и место Его рождения (Мих. 2, 5) и служения (Быт. 49, 10). И многие отцы исследовали Писания, утверждали истину, чтобы в церкви каждый православный христианин понимал все так, как изрекалось словом Божиим.
И когда Господь пришел к своим, то «свои Его не прияша (не приняли)» (Ин. 1, 11). Однажды Он спросил учеников Своих: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? За кого принимают?» И ученики говорили: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф. 16, 13-14; Мк. 8, 27-28; Лк. 9, 18-19).
А первосвященники с книжниками, старейшинами и фарисеями говорили Господу: «Ты злодей (Ин. 18, 30), в Тебе бес сидит (Ин. 8, 48, 52), а называешь Себя Сыном Божиим (Ин. 5, 18), равным Богу (Ин. 10, 33, 36, 38). Кто Тебе поверит? В Назарете жил (Мф. 2, 23; Лк. 2, 39), вырос на наших глазах, Ты здесь тридцать лет находился, все видели Тебя. Мы знаем Твоих родителей, у Тебя четыре брата, три сестры (Мф. 13, 55; Ин 6, 42), Ты такой же Плотник, как Твой отец (Мк 6, 3; Лк. 4, 22). Как же Ты говоришь, что сошел с небес (Ин. 6, 42)? Какой же Ты Бог во плоти?!» И много было всяких толков.
Даже когда Господь уже висел на Кресте, как желали этого фарисеи и книжники, они же и насмехались над Ним, и злословили Его (Мф. 27, 40, 42; Мк. 15, 30-32; Лк. 23, 35, 37): «Другим помогал, чудеса совершал, а Себе не можешь помочь. Спаси Себя Самого, если Ты Сын Божий, сойди с Креста, и тогда мы уверуем в Тебя». И до сих пор идет такое великое незнание о Боге, пришедшем во плоти, о Сыне Человеческом и Сыне Божием.
И в то время, когда жил праведный Иоанн Кронштадтский, было большое безбожие, атеизм. Везде, даже в семинариях, преподавали, что человек произошел от обезьяны. Интеллигенция была, как говорится, гнилая, потому что преподавательский состав всех учебных заведений был заполнен иностранцами, блудниками, ворами, и обученные ими инженеры, врачи, учителя выходили с измененным мировоззрением и готовили революцию. И вот в это смутное время надо было проповедовать слово Божие и утверждать веру. И праведный Иоанн сам утверждал веру и помогал тем, которые толковали писания. Таким удачным оказался известный толкователь Борис Ильич Гладков. Его благословил отец Иоанн Кронштадтский – и он издал большое толковое Евангелие, у кого есть усердие, можно прочитать. И епископ Феофан Затворник много потрудился в толковании Священного Писания.
Мы сейчас в Церкви пребываем, а сколько здесь тоже надо проверять и испытывать. У нас тут на иконе «Тайная вечеря» изображены двенадцать апостолов, а иногда можно видеть только одиннадцать. В одних песнопениях церковных поют, что Иуда нечестивый причастился, а в других – не причастился. Как надо правильно понимать? И праведники объясняли Священное Писание, занимались его толкованием.
Как надо понимать, что у Иисуса Христа было четыре брата и три сестры? Пресвятая Дева воспитывалась во Святая Святых, и Она дала обет девства, чистоты. Промыслом Божиим, Она избрана была стать Матерью Бога и Слова и Матерью всех христиан, поэтому если бы Она родила Младенца Христа, не имея мужа, то Ее побили бы камнями. Так иудеи хранили закон Моисеев. Поэтому чтобы Ей исполнить Свой обет, нужно было Ее сохранить. В храме священники посоветовались, и после особого знамения, явившего волю Божию, поручили хранить Девицу, Отроковицу Чистую, праведному Иосифу, которому было больше 80 лет. Обрученная праведному Иосифу Дева Богородица считалась как бы женою этого старца, который хранил Ее, оберегал. А у него от первого брака было четыре сына и три дочери, которые стали доводиться Иисусу Христу как братья и сестры по плоти.
И когда Пречистая Дева родила, то все фарисеи и книжники, зная, что Она по обету сохранялась, пришли в недоумение и послали, так называемых баб, наподобие теперешних фельдшериц, чтобы они все разузнали и им доложили. Пришедши, увидели они Новорожденного Младенца, осмотрели Его Матерь – Она чистая, кровей нет, Девица. Удивились они и признали чудесное Рождение, а когда рассказали фарисеям, саддукеям, то те не приняли этого необычного явления, даже исполнились ненависти к Новорожденному.
Святому Семейству пришлось бежать в Египет и пребывать там какое-то время. В Назарете Иисус воспитывался, поэтому потом, когда Он уже проповедовал и чудеса совершал, не верили Ему: «Мы же знаем Тебя с пеленок, — говорили, — отец у Тебя плотник, и Ты плотничаешь». И когда Он в назаретской синагоге прочитал предсказанное о Себе в книге пророка Исаии и сказал, что «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4, 21), то все исполнились ярости, схватили и повели на гору, на которой был город, хотели сбросить, убить еще в то время, но Господь не допустил и ушел (Лк. 4, 29).
И великая распря была и между фарисеями, и в народе, Кто Он такой был. Некоторые говорили: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы». Другие возражали: «Как может человек грешный творить такие чудеса (Ин. 9, 16)? Он излечивает неисцелимые болезни, изгоняет бесов, воскрешает мертвецов». «Это Он силою князя бесовского совершает (Мф. 9, 34; 12, 24; Мк. 3, 22; Лк. 11, 15). Ему диавол помогает», — отвечали. Видите, как относились к Иисусу Христу.
На Сорокадневной горе (или гора Искушений) Господь искушаем был диаволом, который, как говорят отцы, попался на удицу Божества. Он не знал до последнего времени, что Иисус Христос – это Бог во плоти, и думал, считал, что пришел просто пророк, как Иеремия, Исаия и другие, которых убивали, кого камнями побивали, кого перепиливали пилами, и не больше, тем более не Бог. Аще Сын еси Божий, рцы, да камение сие хлебы будут, — испытывал он. – Аще Сын еси Божий, верзися низу: писано бо есть, яко Ангелам Своим заповесть о Тебе (Мф. 4, 3, 6). При последнем искушении говорил: «Сия вся (царствия мира, и славу их) Тебе дам, аще пад поклонишимися (поклонись мне, я Тебе все отдам, будешь править всем миром)» (Мф. 4, 8-9; Лк. 4, 3-13). А Господь отвечал и ему, и нам, искушаемым, что Богу должно поклоняться и Ему одному служить (Мф. 4, 10), что одно это только нужно (Лк. 10, 42), все остальное приложится (Мф. 6, 33).
А моление о чаше – какое искушение было для всех! Диавол тоже тогда смотрел, наблюдал и не мог понять: «Если это Богочеловек, то почему Он в такой скорби, почему страшится смерти, почему Он взывает, чтобы миновала Его чаша сия?» Он не мог понять тайны благовествования. Почему Господь плакал об Иерусалиме? Потому что Он знал, что за беззаконие, за богоубийство надо будет его наказывать. И когда это совершилось, то пострадало миллион жителей, 97 тысяч продали в рабство, увели в Рим для боев гладиаторских молодых юношей, в Египет пригнали десятки тысяч евреев.
Египтяне рассуждали: «Такими чудесами Моисей вывел народ израильский: все в страхе были, даже золото, серебро отдавали, чтобы только они уходили. От фараона убегал, фараон погиб. Этот народ был под покровом Божиим. А что теперь мы видим? Кого нам привели? Цена лошади предлагается за каждого». Они стояли за загородкой, у них смотрели мышцы, какие силы. И они просили купить их, чтобы им живыми остаться, но от некоторых отказывались вовсе, обрекая на смерть от голода. И теперь избранный народ, мы видим, живет в рассеянии, избранные люди подобны скотам несмысленным. Великое искушение, как говорится, было для иудеев, живших во времена пришедшего во плоти Бога. «Ты еси Христос, — говорили одни, — Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16; Мк. 8, 29; Лк. 9, 20). А другие: «Ныне разумехом, яко беса имаши, бес в Тебе» (Ин. 8, 52, 48).
И вот Тайная Вечеря была. Некий человек, хозяин, предоставил свою горницу, чтобы Господь с учениками совершил ветхозаветную пасху. Надо было кому-то умывать ноги, а слуг не было, и ученики между собой подняли спор: кто из нас старший, кто младший, кому умывать ноги. Тогда Господь – какое смирение имел! – снял верхнюю одежду, полотенцем препоясался и стал умывать ноги ученикам. Бог, сотворивший небо и землю, пришедший как Человек, какое проявил смирение Божественное! Кто мог уподобиться Ему? В сравнении – никто.
Когда совершалась ветхозаветная пасха, там выпивалось четыре чаши вина. И дети, и жены испивали из этих чаш. Полагалось там вкушение хлеба, горьких трав, мяса. И на этой ветхозаветной пасхе присутствовал и Иуда. Но перед тем как совершить великое таинство, открыть Новый Завет, Господь пожелал удалить Иуду. Он не стал его грубо выгонять, а просто сказал: «Един от вас (один из двенадцати) предаст Мя (Мф. 26, 21; Мк. 14, 18; Ин. 13, 21) на распятие». Все стали переглядываться, друг другу недоверять, даже в себе сомневаться, спрашивали: «Еда яз есмь, Господи, не я ли?» (Мф. 26, 22; Мк. 14, 19).
Апостол Иоанн, девственник, которого особенно любил Господь и который как бы племянником Ему доводился по человеческому состоянию, возлежал на персях Христовых. И апостол Петр дал ему знак, чтобы спросил, о ком Он сказал. И тот, припав к груди Иисуса, спросил, и Господь, наклонившись к нему, ответил: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам».
Подошел к Нему и Иуда: «Еда аз есмь, не я ли, Равви, Тебя предам?» Какая наглость, какое бесстыдство! Предатель, злодей! И ему Господь ответил тихо: «Ты рекл еси» (Мф. 26, 25). – «Да, ты сказал, что предашь Меня». И сказал так тихо, что только он один слышал. Почему так? Какая кротость у Господа. Если бы Он сказал громко: «Ты предатель», — то пылкий Петр, имея нож с собой, убил бы его тут же. Потом Господь, обмакнув кусок, подал Иуде и уже громче сказал: «Еже твориши (что задумал делать, то есть предавать), сотвори скоро (иди и делай скорее)» (Ин. 13, 27). Некоторые подумали, что Господь послал его купить нужное к празднику. И апостол Иоанн Богослов пишет: «Приимь же он хлеб, абие изыде (тотчас вышел): бе же нощь» (Ин. 13, 30).
И в это время Господь взял пятую чашу. До сих пор у иудеев при совершении ветхозаветной пасхи тоже стоит пятая чаша с вином, очень она роскошная, красивая, только ею не пользуются. По преданию, те дома, в каких совершается пасха, посещает пророк Илия. И в то время, когда глава семьи, или возглавляющий это пасхальное торжество, возглашает: «Накажи, Господи, народы, не знающие Тебя», — выбегают мальчишки, дети, которые бывают там, открывают входные двери. Для чего? Чтобы пророк Илия мог свободно зайти. Потом они бегут к той чаше и наблюдают: хотя пророк и невидимый, но если он будет пить вино, то оно станет убывать. Вот такая у них символика.
Вот эту-то чашу и взял Господь, а Иуды уже не было. Господь открыл Новый Завет, совершил таинство святой Евхаристии. А некоторые до сих пор еще считают, и богословы есть такие, и даже в Великий Четверток, кто будет наблюдать за пением церковным, заметит, что там говорится: Иуда причастился. Но надо как понимать? Он вкусил хлеб ветхозаветной пасхи, а в Новозаветной Пасхе он и не участвовал, поэтому не стоит и изображать его в числе апостолов на Тайной Вечери.
Также иногда некоторые смущаются, когда был распят Иисус Христос, сколько часов висел на Кресте. И святой Иоанн Кронштадтский и другие любомудрые мужи объясняют нам, что апостол Марк написал: «Бе же час третий, и распяша Его» (Мк. 15, 25). Час третий – это указывается по еврейскому времени. А в перечислении времени на римское, европейское, надо прибавить шесть часов, девятый час утра.
Апостол Иоанн Богослов писал Евангелие после трех евангелистов. Он прочитал, рассмотрел те евангелия и добавил то, что в них не доставало. Это его слова: «Бе же нощь егда изыде» (Ин. 13, 30). Была ночь, когда Иуда вышел. Потому что после того, как он вышел, Господь совершил Новозаветную Пасху. Потом была долгая прощальная беседа, после которой все пошли в сад Гефсиманский и пели псалмы от 112 до 118. И евангелист Иоанн писал, скажем, про Пилата, что он вывел Иисуса и сел на судилище, когда была пятница перед Пасхою, «час же яко шестый» (Ин. 19, 14). Писал уже по римскому времени, каким пользуемся мы теперь. А у тех евангелистов было еврейское время.
И вот это еврейское время даже мы используем. У нас служба на следующий день начинается в шесть часов вечера. И в тропаре на часе шестом поется: «Иже в шестый день же и час, на Кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех…» Тут такой смысл. Адам, по преданию, согрешил в шестом часу, и с шестого часа по девятый метался, бегал по раю, ждал суда. И как он согрешил, вкусил плод с древа, так и на древе Креста был пригвожден «дерзновенный Адамов грех». В шестой час он согрешил, и в шестой час пригвожден был Господь ко Кресту. А тьма была «от шестаго же часа до часа девятаго» (Мф. 27, 45; Мк. 15, 33; Лк. 23, 44) – это значит до трех часов пополудни.
Поэтому надо исследовать Писания, там путь жизни. Не будем читать всякие романы, которые загромождают наш разум, пустые учения, которые сами отвергаются, а полюбим Евангелие, Псалтирь святую, разберем Апостольские правила, надо читать еще святых отцов: авву Дорофея, преподобных Макария Египетского, Симеона Нового Богослова, Иоанна Лествичника, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Сколько святых, какое богатство в их творениях! За это малое время надо, братья и сестры, подготовиться к вечной жизни. Наши 70-80 лет проходят как сон, и многие годы человек проводит в болезнях и трудах, поэтому будем искать «Царствия Божия и правды Его» (Мф. 6, 33; Лк. 12, 31).
Молитва «Отче наш» — это великая молитва, выше всех молитв. «Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое: да приидет Царствие твое: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли…» (Мф. 6, 9-13; Лк. 11, 2-4). И надо все испытывать, чтобы волю Божию совершать. А познается воля Божия в Евангелии, в святой Библии, во Псалтири, в Апостольских правилах, в постановлениях Соборов. А какое богатство в церковных песнопениях! Поэтому нужно хорошо знать славянский язык, чтобы понимать, что поют в Церкви. А молитвы какие церковные! В них говорится: «Отче наш, как Ты возлюбил Сына Своего Единородного, так и нас прими в объятия; как Ему дал освящение, так дай освящение и нам, чтобы сподобиться жизни вечной».
«Нерожденный водою и Духом, не может внити (войти) во Царствие Божие (Ин. 3, 5). А мы рождены, мы приняли новое рождение во святом крещении, получили воскресение нашего духа, приняли усыновление – мы подобны Иисусу Христу. Но подобие еще надо показать добрыми делами, чтобы никто не прелюбодействовал, не убивал, не лгал, чтобы все почитали родителей, любили трудиться, любили молиться. И необходимо приучаться к невидимой брани, потому что диавол, «яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1 Пет. 5, 8), как бы кого смутить. Лукавый и Господа искушал, и Он терпел от него (Мф. 4, 3-9; Лк. 4, 3-13). Так и мы должны терпеть искушения, показывать Богу ревность, веру, искание истины.
И давайте, братья и сестры, исследовать Писания, чтобы понять всю истину, возлюбим церковную молитву, будем молиться дома, молиться непрестанно. Куда бы ты ни шел, где бы ты ни находился, всегда имей самое главное делание – непрестанно будь с Богом, призывай в покаянии Иисуса Христа. Ангелы поют: «Свят, Свят, Свят». А мы: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». После Всеобщего воскресения мы должны встать вместе с Ангелами и с ними пребывать. Раз мы сыны Божии, а Бог наш Свят, то должны и мы искать святости. И вот давайте трудиться, молиться и непрестанно брань вести с сатаной. Предлагает он блудные похоти или мечтания, осуждение, неверие, гордыню, скорей отгонять его надо: «Отойди от меня, сатана!» И сразу же взывать о помощи: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».
Постараемся, братья и сестры, эту жизнь проводить, как преподобный Серафим. Он в день прочитывал Евангелие от одного евангелиста, а нам хоть половину бы прочесть, или несколько глав, при этом надо вдумываться. Какой глубокий смысл в Священном Писании, в Евангелии святом, в Библии! А Апостольские правила о чем говорят? 69-е правило гласит: «Если епископ, пресвитер, диакон, иподиакон, чтец, певец не постится в среду, в пятницу и в дни святой Четыредесятницы, извергается из своего сана, мирянин да отлучается от Церкви». Кто блуд творит, или какие еще беззакония, тот получает установленные Церковью наказания. Чтобы избежать наказаний, надо искать чистоты жизни, искать святости. Поэтому принесем глубокое покаяние.
Господь нас возлюбил, взошел на Крест, даровал нам воскресение, новое рождение, усыновление, обожение. И мы давайте потрудимся, покажем Богу ответную любовь. Мы взываем: «Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да будет воля Твоя». Поэтому все дела наши должны быть по воле Божией и в освящение и прославление имени Его. Значит, чтобы никто из нас не блудил, не воровал, не убивал, никакого беззакония не делал, непрестанно молился, за все Бога благодарил, чтобы мы стали сынами воскресения. Тогда в день Страшного суда Господь поставит нас по правую сторону, а там уже будет вечная жизнь открыта. Много страданий терпят здесь в своем естестве жены и девицы, а там этого уже не будет, чрева на небе не нужно, ни пищи, все будут духовными, подобными Ангелам.
И вот давайте, братья и сестры, эту Ангельскую жизнь искать, проводить. Мы поем преподобному Сергию: «земный Ангеле и небесный человече». Так и каждый может подражать по мере сил его житию. И если мы этим путем жизни, путем смирения и покаяния пойдем, то покажем Богу, что любим Его всем сердцем, душой и помышлением, любим ближних, ищем Царствия Божия, чистоты сердечной. И Господь нас усыновит, в день Страшного суда поставит по правую сторону и введет в Небесный Иерусалим. И, дай Бог, всем нам услышать желанный глас: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.