Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Возлюбленные братья и сестры! В нынешний день мы прославляем великого угодника земли Российской – преподобного Серафима Саровского. Его на Руси все очень любят. Даже в Греции, когда сделали перевод жития, греки с любовью стали почитать его. Это великий светильник, а когда такой святой появляется в каком-то народе, в какой-то стране, это знак особой милости Божией и благоволения к этой земле.
Когда он ещё был младенцем, то говорили духовные отцы и матери, что дитя сие великим будет молитвенником за весь мир. И Господь положил на сердце отрока Прохора любовь к Царствию Божию. Благочестивая мать учила его молитве, и он ещё в детские годы много испытывал милости Божией: болезнь посетила его, и Матерь Божия исцелила, а когда он упал с колокольни, то остался невредимым. И когда у него возгорелось желание пойти в обитель и стать иноком, монахом, мать благословила его крестом, и этот крест, благословение материнское, он носил до самой смерти. И пошёл он в Киев – колыбель русской славы, мать Российским городам и церквам – к преподобному Досифею за советом и благословением.
Кто бывал в Киево-Печерской лавре, знает, что недалеко от неё есть две пустыни: Китаевская и Голосеевская. И вот в Китаевской пустыни на берегу стоит большой Троицкий храм, ниже его пруды и есть холм, и в этом холме жил преподобный Досифей прозорливый. Предание говорит, что это была девица, которая жила здесь, в лавре, потом туда ушла, чтобы мать её не возвратила в свой дом. И преподобный Досифей сказал: «Благословение тебе, чадо, идти в Саров. Место сие будет тебе во спасение; с помощью Божией скончаешь там земное своё странствие, только старайся стяжать непрестанную память о Боге в постоянном призывании имени Божия, и вселится в тебя Дух Святой и управит жизнь твою во святыне. Там духовные отцы твои земляки, они помогут тебе в духовной жизни, и там ты будешь преуспевать».
Получив такое благословение, юный Прохор отправился в Саров и пришёл в обитель как раз в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Там были отцы Пахомий и Иосиф, его земляки из Курской земли, и они полюбили Прохора «как свои души». Это очень важно, когда новоначальному иноку оказывается любовь Божественная, евангельская, когда учат его молитве, благочестию, трудам. И он всё воспринимал, исповедовал все свои помыслы и быстро преуспевал. Господь дал ему вкусить благодать Пресвятаго Духа, он возлюбил молитву, возлюбил пост и всю жизнь свою постился в среду и пятницу.
Многие говорят так: «Посты я соблюдаю, в среду и пятницу скоромное не ем, но кушаю три-четыре раза в день и прибавляю в весе». Разве это пост? Настоящий пост – совершенно какое-то время не вкушать никакой пищи. Если преподобный постился в среду и пятницу, то ничего, даже зёрнышка, не брал в рот. Потому что пост утончает тело, делает его духовным, облегчает ум, уменьшаются помыслы, и человек меньше испытывает и болезней, и скорбей, и кровь более чистая, меньше сонливость, и лучше совершается молитва. Но это великий труд приучить себя к посту, к какому пришёл преподобный Серафим. Он говорит, что нужно приучать себя постепенно, а не сразу брать большие строгие посты.
Преподобный Серафим возлюбил Иисусову молитву, он поучает нас: «Цель жизни – стяжание Духа Святаго через любовь и молитву, особенно Иисусову молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Ходя и сидя, делая и в церкви стоя, входя и исходя, сие непрестанно держи в устах и в сердце твоем. С призыванием таким имени Божия ты найдёшь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, вселится в тебя Святой Дух – источник всех благ, и управит он тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте». Где бы ты ни был, куда бы ни шёл, везде лукавый демон смущает, влагает помыслы, ощущения, пожелания, ненависть, гордыню, воспоминание виденного, слышанного, и человек по неопытности, особенно наши современные люди, наученные философией, говорят, что это функция мозга. Значит, помыслы кого-то убить, кого-то обидеть, предаваться пьянству, высокоумию, не работать – всё они сваливают на мозг, а это есть речи, слова, беседы диавола. И чтобы он не смущал человека, надо отгонять его, призывая Иисуса Христа: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
И преподобный Серафим ежедневно бывал на службе, любил Священное Писание, читал святых отцов, потом стал стремиться к уединению, к безмолвию, много лет жил в пустыне, где совершал такой подвиг, что подобного мы не находим ни у кого из отцов, правда, Филимон, был такой подвижник, прочитывал Псалтирь ежедневно, также и у нас некоторые из киевских подвижников. Преподобный Серафим прочитывал Новый Завет в течение недели. В понедельник прочитывал все главы Евангелия евангелиста Матфея; во вторник – Евангелие от Марка, в среду – от Луки, в четверток – от Иоанна Богослова, в остальные дни – Деяния апостольские и все Послания. В течение недели весь Новый Завет, и опять потом начинал читать. Это нам необходимо, чтобы ум наш как бы плавал в Священном Писании.
Мы взываем: «Отче наш, да будет воля Твоя». А как знать волю Божию, если мы не научены, если совесть наша угасла, если кругом учёные пишут всякие трактаты, люди говорят: «Ешь, пей, веселись. Что ты отличаешься от других? Живи, как все». И человек не знает, как правильно поступить, особенно в наши дни. Даже верующие матери, а почти все делали аборты. Это же страшное злодеяние убивать ребёнка! А потом что бывает? Некоторые сделают аборт, потом зачинают другого ребёнка, но после великого греха и травмы, когда железы и каналы, через которые питается плод, получили какое-то нарушение, в организме его происходят изменения, и он рождается неполноценный. И вырастает какой-то ненормальный человек: на вид большой, крупный, а он уже начинает болеть, взяли его в армию, он не может там жить и исполнять уставные требования. Кто виноват? А потому что мы не имеем страха Божия, не ищем Царствия Божия, слушаем всякие басни, научения, что обновляется организм, а сами-то они, которые учат этому, этого не делают, они знают, что это страшная травма. Так вот, чтобы знать волю Божию, нужно знать Новый Завет, читать его постоянно, надо знать правила благочестия.
У нас на Руси был ещё преподобный Нил Сорский. Он ничего никогда не делал в жизни своей, если не находил основание этому в Священном Писании, в правилах Апостольских, Вселенских Соборов, не познавал воли Божией. Мы здесь живём для покаяния, мы странники, пришельцы здесь, на земле, это наш удел после грехопадения. Закон смерти и чадородия у нас, то есть мы стали подобны животным.
Пророк Давид пишет: Человек в чести сый. Адам действительно в чести был, князь мира сего, звери любили его, слушались, тишина кругом, земля давала изобилие плодов, не надо было ему пахать, сеять, всё было в изобилии. Человек в чести был, и когда Господь приводил к нему всякое Своё творение: зверей, скотов, гадов, птиц – он видел существо каждого из них, как себя ведёт, как будет жить, называл, давал имя ему, и Бог это имя оставлял. Человек в великой чести был и не разуме, не познал любовь Божию, не вошёл в обожение, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48, 13, 21). Не было у Адама семенной влаги, пишут святые отцы, они не способны были к чадородию, они не знали себя, что это муж, это жена, это стало после грехопадения. И дал Господь ризы кожаные, то есть человек стал похож на животного. Как рождается поросёнок? Как рождается, скажем, телёнок? Так же вот рождаемся и мы после грехопадения. Закон смерти и закон рождаемости, но в этом опять-таки святые отцы усматривают милосердие Божие. Если бы Адам и Ева умерли, то не было бы потомства, не было бы у нас Спасителя, потому что Иисус Христос, рождённый среди сынов человеческих, подобен нам.
И дал Господь, хоть и наказал, обетование, первоевангелие, что семя Жены сотрёт главу змия (Быт. 3, 15). Пророки предсказали, что родится Спаситель мира в Вифлееме (Мих. 5, 2), через 69 седмин, как объявлял пророк Даниил (Дан. 9, 25), и понесёт грехи наши, будет мучим, наказываем (Ис. 53, 5-7), воскреснет и дарует нам победу над диаволом, клятву смертию умрешь снимет, дарует нам воскресение.
И преподобный Серафим хорошо понимал Священное Писание, сознавал волю Божию, беседовал с Богом постоянно, всегда и везде, призывая: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Он учил, что надо читать молитву, не воображая, не представляя, внимательно, чтобы дух сокрушался, плакал, чтобы в глубине сердца эта молитва совершалась, и стараться, чтобы у нас в жизни не было ничего греховного.
Преподобный Серафим великий молитвенник за нас. Его помнят все, его призывают, и он дал нам пример покаяния. Как говорят многие отцы, что когда мы сравниваем угодников Божиих, они горят как свечи большие, но свеча преподобного Серафима многопудовая, такой никто никогда не возжигал. Спал мало, тысячу дней и ночей стоял на камне и взывал: «Боже, милостив буди мне грешному!» Несколько лет он питался только отваром одной травы, в другое время самую простую пищу потреблял, а в среду и пятницу совершенно ничего не ел всю свою жизнь. Такой же подвиг несли преподобный Сергий Радонежский и Николай Угодник.
И мы, братья и сестры, в нынешний день пришли почтить память преподобного Серафима, мы немощные, греховные люди, поэтому будем просить, чтобы он вознёс о нас молитвы, чтобы Господь даровал нам ревность ко спасению, чтобы искать нам Царствия Божия и правды Его, исполнять заповеди Божии, всё свободное время посвящать изучению Священного Писания, святых отцов. Каких святых отцов читать? Если кто желает идти в подвижническом таком устроении, то начинать надо с аввы Дорофея. В Оптиной пустыне послушников 20 раз заставляли перечитывать книгу преподобного Дорофея (там еще про преподобного Досифея говорится, который будучи язычником, пришедши в пустыню отроком, четыре или пять лет всего пробыл, и взошёл в великое прозрение благодати Божией, и рано его Господь взял, и он сподобился стояния у Святой Троицы). Почему важна эта книга? Она говорит о том, что в первую очередь нужно иметь послушание заповедям Божиим, смирение иметь, полное нестяжание, отсечение воли своей, почаще взывать каждому: «Прости меня, брат, прости меня, сестра», и непрестанная молитва.
Далее надо читать поучения прпп. Иоанна Лествичника, Макария Египетского, Симеона Нового Богослова, Жития святых, читать шесть книг святителя Игнатия Брянчанинова. Когда мы будем читать и толковать Священное Писание, как святые отцы нам оставили, и соблюдать посты, и жить по уставу церковному, то почувствуем, что мир в нашей душе водворяется. За что хвалят воина? За что ему дают медали, ордена? За то, что он дисциплину соблюдает, не ворует, любит родину, почитает начальников, исполняет всё, что требуется, пошлют его в бой – защищает родину, не жалея жизни своей. Также есть устав церковный: любить церковь, Матерь Божию прославлять, потому что Она Царица Неба и земли, выше Архангелов и Ангелов, почитать угодников Божиих, соблюдать посты и непрестанно молиться.
И когда говорят, что спастись можно в той-то вере или в другой, то надо просто рассуждать, а спорить незачем. Почему по арифметике, не взирая на лица, ставят двойки тем, которые неправильно решают задачи? Ведь нет китайской арифметики, еврейской, английской, русской – единая арифметика. Скажем, спрашивают ученика: «Сколько будет два гуся и три утки?» Он пишет «шесть» и получает двойку, а если бы написал «пять» — учитель поставил бы пять. Кто бы ты ни был, хоть министр у тебя отец, хоть мать какая-нибудь там известная, оцениваются твои знания. Так вот надо истину находить и в каждой науке, и в богословии, и в делах спасения.
Каким должен быть человек, который может быть с Богом? Чистым, святым, добрым, каким Адама Бог сотворил. А то некоторые сектанты говорят, что имеют Духа Святаго, а сами занимаются оргиями, развращениями, нечистыми всякими деяниями. Как они смеют надеяться, что они будут в раю. Другие обещают, что не только здесь можно иметь четыре жены, но и в раю так будет, рай будет чувственный, там и мясо, и вино будут. А спросить надо такого проповедника: «А где же на небе брать мясо? Овцы, козлы, коровы, где будут пастись? А родильные дома будут там? А столовые? А отхожие места?» Какая-то нелепость, фантазия, ещё хуже, чем у греко-римских философов, фантазёров.
Поэтому надо просто рассуждать: Господь послал апостолов, они дали нам основание веры, и прогремели семь Вселенских Соборов, на которых святые отцы составили правила благочестия, и совесть подсказывает: не кради, не убивай, не лги. Молодые люди не хотят работать, воруют и говорят, что веруют, кресты носят, иконы имеют, поэтому будут в раю. Никогда. Пусть себя не обольщает никакой человек, в рай сам не войдёшь, если только туда Бог не введёт, не откроет врата небесные. Смирение какое нужно иметь. Говорят святые отцы: если при исходе души Ангелы не увидят в ней образ и подобие Иисуса Христа, они врата небесные не откроют. Вот поэтому нужно искать святости, правую веру хранить и жить, принуждая себя к благочестию.
И преподобный Серафим дал нам пример покаяния, как в этом мире нужно трудиться, как в этом мире можно стяжать благодать Пресвятаго Духа и уже ощущать то, что будет в будущем веке. Он имел великий дар прозорливости. Когда приходили к нему люди, он видел сердца их, видел их прежние дела, и всё мог предсказать вперёд. Преподобный написал письмо последнему царю. Этот царь приезжал на открытие мощей, он настоял, чтобы мощи преподобного Серафима были открыты и прославлены, хотя синодалы даже протестовали.
И одна старица из Аносинского монастыря рассказывала, что когда царь приехал, 850 сестёр, которые жили в обители, в Дивееве, по обеим сторонам дороги стояли в два ряда и блаженная Параскева подала ему покрытый поднос. Когда вскрыли покров, то на нём стояли девять глиняных фигурок, изображавших людей, и лежала картошка в мундирах, этим блаженная ему показывала то, что его ожидает в будущем, и там было письмо. И сказала она: «Преподобный Серафим нам приказал это письмо вручить тебе лично в руки. Приедет, говорил он, последний царь, будет меня прославлять, пусть он прочтёт». Как он видел вперёд за столько лет! Прославление было в 1903 году, а он умер в 1833 году. И здесь же царь Николай Александрович прочитав это письмо, изменился в лице. В этом письме всё было сказано: и какая участь его ожидает, и как он будет страдать, в каком году он погибнет, что будет с Россией, что ожидает её в будущем. Говорят, что это письмо сохранилось и находится в некоторых таких органах.
Теперь, что означали девять фигур? Дух Святой тогда видел, что будет девять мучеников, хотя их стало одиннадцать. В то время так предполагалось. А потом, мы знаем, что, когда царя арестовали, пришёл в то время правитель новый, не будем называть его имя, и сказал, что прислуга имеет право теперь оставить царскую семью, ехать по домам, но кто желает разделить участь царской семьи, могут остаться с ними. И все попрощались, ушли, а ещё двое остались, значит, к девяти прибавилось два, и они в Ипатьевском доме составили число одиннадцать. Дух святой всё видит, это, конечно, сила благодати Божией, и в то же время показывает участие воли человеческой, было девять их, а стало одиннадцать.
Вот бывает пророчество, скажем, пророк Иона пришёл в Ниневию с проповедью, что за нечестие жителей город через сорок дней погибнет. Стали молиться, каяться, даже скот постился, и Господь отложил разрушение Ниневии на некоторое время, на 116 лет. После этого о гибели Ниневии пророчествовал пророк Наум, что и совершилось. Так вот есть пророчество и к нашему смутному времени, когда люди убивают друг друга, убивают детей во чреве, прелюбодействуют, не сохраняют постов, почитают идолов, всякие нечестия наводят, веры размножаются, им же несть числа, хотя вера должна быть единая, потому что Един Господь Иисус Христос, едина вера, едино крещение (Еф. 4, 5), Едина Глава нашей Церкви (Еф. 1, 22; Кол. 1, 18). Поэтому будем молиться, братья и сестры, за себя и за весь мир, чтобы Господь дал покаяние, дал добрых правителей, дал благочестие, чтобы вера распространилась по всей земле, чтобы много стало благочестивых людей.
Если все станут соблюдать заповеди Божии, говорят святые отцы, то не будет воров, значит, не надо сторожей для охраны имущества, ни затрат на них, да и тюрьмы опустеют, не надо армию заводить, чтобы воевать друг против друга, не будет блудников, не будет гордецов, и какое будет благочестие. Оставил велосипед, например, пришёл, а он стоит на месте – как хорошо. От нас самих всё зависит. Чтобы не курить, говорят, нужно не курить; чтобы не пить – не пить. От кого зависит? Перед тобой водка, а ты не пей; табак – не кури; блудница тебя смущает – отойди от неё. Вот поэтому человеку много дано, много спросится, человек имеет образ и подобие Божие, видит добро и зло, видит истину и ложь, святость и нечестие.
Избери добро, избери святость, иди путём жизни, говорит преподобный Серафим, как и древние пророки. Путь жизни приведёт к вечности, к вечной блаженной жизни. Скоро проходит время, человек рождается, чтобы уйти из этой жизни. Вся земля покрыта гробами, кладбища кругом, и когда туда приходишь, то видишь, что не только старые люди там похоронены, которые 70-80 лет прожили, есть кто всего 40 лет жил, а некоторые 15, есть даже младенцы. Вот и вся жизнь. Человек старается приобрести здесь дома, дворцы, машины, богатства, славу, честь, учёность великую, а приходит смерть, и ничего этого не нужно будет, всё останется.
Премудрый Соломон говорит об этом в поэтической форме: и упразднятся мелющие, яко умалишася, зубов станет мало, помрачатся зрящие во скважнех, зрение ухудшится, и затворят двери, уста ослабеют, и процветет амикдал, то есть седина появится, приближается смерть, и разрушится каппарис: яко отыде человек в дом века своего (Еккл 12, 3-5). Всё суета сует в этом мире. И хотя Соломон от Бога получил великую благодать, но увлёкся этим миром, а перед старостью, перед смертью уже стал сам себя укорять: суета сует. Поэтому не будем искать богатства, чести и славы – всё проходит. Будем искать благодать Святаго Духа.
Образ нам Господь дал, мы имеем ум, слово и дух. Ум – образ Отца, слово – образ Сына Божия и дух – образ Духа Святаго, мы носим образ Живоначальной Троицы. А подобие зависит от наших устремлений, оно в нашем самовластии: не красть, не убивать, не лгать, не гордиться, трудиться, бороться за чистоту сердца. Потому что многие стараются только соблюдать внешний закон церковный: вериги, поклоны, посты. А надо прибавить к этому ещё внутреннее делание: охранять ум от помыслов, никогда не осуждать, не мечтать, не воображать, уединяться, меньше видеть греховного, меньше слышать, меньше говорить, читать жития и поучения угодников Божиих и приучать себя к непрестанной молитве: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
И когда придёт время Страшного суда, нам не надо допытываться, когда оно будет, потому что, когда человек умирает, тогда уже и страшная година, и мытарства, и суд. Если умер без раскаяния, то нет там уже покаяния, а если приготовился к вечной жизни, чего бояться, это будет успение, не конец бытия, а переход в иную форму бытия, духовную. Поэтому нужно, братья и сестры, бояться греха, а не бояться смерти. Если мы будем жить вот так, подражая преподобному Серафиму, преподобному Сергию, всем святым, молиться Богу, ублажать Матерь Божию, святых, соблюдать церковные правила благочестия, каяться постоянно, быть церковными людьми, то воистину мы станем чадами Божиими, чадами воскресения. Бог наш Отец, а где Отец, там и Его дети, на небе наше жилище, Господь ждёт нас, стучит в сердца наши: Приидите, чада, послушайте Мене (Пс. 33, 12).
Послушаемся, братья и сестры, Господа нашего, послушаемся Матерь Божию, угодников Божиих и будем стараться искать святыни, искать смирения, кротости в этой временной земной жизни, чтобы в день Страшного суда нас Господь поставил по правую сторону. Там, в долине Иосафатовой, будет суд совершён, Господь Иисус Христос спустится на Престоле, четыре животных опустят Его, как в Апокалипсисе написано (Откр. 7, 7-11), и как бы над землёй будет стоять. Ангелы будут приводить души, тела наши воскреснут, станут духовными, изменится наше человеческое естество, не будет различия естества мужского и женского, чрева не будет, пища не нужна будет. И разделит Господь всех на полки, полки мучеников, преподобных, юродивых, святителей, много будет их, и дай Бог, чтобы и нас поставил в какой-нибудь полк на правой стороне, чтобы услышать глас Господень: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.
15 января 1996 г.