Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). Слово в день памяти великого пророка Божия Илии (2 августа 1997 года)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! В нынешний день, прославляя пророка Божия Илию, Святая Церковь поет: «Боговидец и ревнитель по Бозе, славный Илия… Во плоти Ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова…» Святой пророк Божий Илия принадлежит к числу наиболее прославленных Богом мужей благочестия Ветхозаветной Церкви. Его служение в Израиле происходило за восемь с половиной столетий до Рождества Христова.

Вспоминая историю рода человеческого, как жили сыны человеческие на земле, видим, что Господь — Поборник добра и правды. При творении мира все добрым вышло из рук Божиих, и потом Господь постоянно утверждал это добро, и Сын Человеческий, Сын Божий, для того пришел на землю, чтобы людей направить к добру, даровать усыновление, и Духа Святаго, и жизнь вечную.

Когда размножились люди на земле и забыли Бога, когда было великое нечестие и остался только один праведник Ной, то Господь, желая сохранить добро, навел великую казнь на всех злодеев, на всех забывших закон Божий, правду и добро — навел потоп.

Исход евреев из Египта, сорокалетнее путеводительство Божие, когда ни одежда, ни обувь не изнашивалась, и хлеба не ели, и вина не пили, и хранил их Господь (Втор. 29, 4—6) — это не только частное событие в истории одного народа еврейского, но грозное откровение всему языческому миру всемогущества Творца неба и земли. Это событие произвело сильное впечатление на тогдашний языческий мир. Все народы ужаснулись перед чудодейственной силой Бога Израилева, они имели возможность осознать ничтожество своих богов и обратиться с покаянием к Истинному Богу, но они упорно искали защиты против Него у своих идолов.

Еще Моисей по повелению Божию говорил: «Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожей, чародей, обаятель, вызывающий духов, и вопрошатель мертвых; ибо мерзок пред Господом всяк творяй сия: сих бо ради мерзостей потребит я Господь Бог твой от лица твоего (Втор. 18, 10—12)».

Судии Израилевы, вдохновляемые Духом Божии, отвращали народ от языческих верований, восстанавливали в богоизбранном народе истинное Богопочитание и управляли им. Как только израильтяне забывали Бога, обращались к идолам, Господь оставлял их и они терпели порабощение, уничижения от язычников. Как только они обращались к Истинному Богу, Он воздвигал им избавителя. Страх наказания за преступление закона сдерживал в народе языческие увлечения и страсти, но не надолго.

Когда по наущению диавола пророка Самуила изгнали и стали руководствоваться царями — а это не угодно было Богу, — то многие цари, живя в идолопоклонении, вводили заблуждения среди народа, строили капища Молоху, приносили в жертву идолам детей, совершали блудодеяния. Уже первый царь Саул не послушался Бога и обратился к волшебнице, и был наказан: Бог отторгнул от него царство и передал Давиду (1 Цар. 15, 2—28; 28, 7—17). Великий был царь и пророк Давид, воспевавший славу Божию во святой Псалтири, но и на него диавол навел искушение (2 Цар. 11, 2—27). И сам Давид всю жизнь оплакивал свой грех и взывал: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей (Пс. 50, 3), и много народа погибло за грех царя.

Ревнуя о прославлении имени Господня, Давид хотел построить храм Вседержителю, но Господь сказал ему через пророка Нафана: «Ты недостоин построить храм имени Моему, потому что много воевал, пролил много крови. Твой сын Соломон, царь мира, который будет царствовать мирно, построит дом имени Моему» (2 Цар. 7, 13). И смирился пророк и царь Давид, стал заготавливать камни, золото, материал и составлять чертежи, планы, как строить храм.

После его смерти царь Соломон построил чудный и прекрасный храм в Иерусалиме на горе Мориа, где Авраам приносил в жертву сына своего Исаака. И когда храм был уже построен, Господь явился в столпе огненном, и была великая благодать. Соломон был богат, и в чести, и в славе, но увлекся чувственностью, любовью к женщинам и завел много жен. Среди них были язычницы, которые поклонялись идолам. И он, зная Истинного Бога, стал ходить на капища. Мы знаем, что уже при смерти царь Соломон принес покаяние и возвещал, что много богатств во вселенной, а со старостью все это проходит, все суета (Еккл. 1, 2), и он сейчас во святых, но за молитвы своего отца царя Давида.

От Моисея и Иисуса Навина до царя Давида и Соломона народ израильский жил в единении. С падением Соломона пало благочестие, а с ним вместе и слава, и благосостояние народа Божия, а нечестие и идолопоклонство народа открыло вход в него внешним врагам.

По смерти Соломоновой, когда стали избирать царя, говорили старейшины израильского народа сыну Соломонову Ровоаму, чтобы он убавил налоги, не отягощал народ работами, был кротким к нему, тогда все полюбят его и он останется царем над всем Израилем. Он же не слушался старцев почтенных и мудрых, а слушался сверстников молодых своих, которые льстили ему. И народ отошел от Ровоама, и как суждено было Господом, так и произошло: сам он остался царствовать над двумя коленами, Иудином и Вениаминовом, а 10 колен отошли к бывшему рабу Соломонову Иеровоаму (3 Цар. 11, 38). Ровоам жил во Иерусалиме, а Иеровоам — в Сикиме. И разделилось царство единое на Иудейское и Израильское — и это за грех Соломонов (3 Царств. 11, 31—39). Так диавол везде сеял зло.

Стали проводить жизнь отдельно два царства, Израильское и Иудейское, но на праздники народ ходил поклоняться Богу во Иерусалим. Тогда Иеровоам, опасаясь, чтобы его подданные, ходя в Иерусалимский храм на поклонение, не возвратились под власть наследника Соломона, решился, по внушению диавола, разрушить религиозное единство и отвратить народ своего царства от Бога. Он повелел вылить двух тельцов золотых, построил в двух городах, Вефиле и Дане, капища и сказал: «Это ваши боги, которые вывели вас в великих чудесах из Египта. Не ходите в Иерусалим, здесь будем служить нашим богам и им поклоняться». Иеровоам позволил совершать блуд, всякие грехи в дни праздников и не встретил сопротивления со стороны народа такому беззаконному делу. И ради временного царствования, славы и чести сам отпал от Бога, совершая жертвоприношения, поставляя жрецов, вводя развращение, привлекая народ вином и всякими увеселениями, и десять племен отвратил от Бога: многие стали забывать заповеди Бога, предаваться идолослужению, служа уже не Богу Истинному, а твари.

Возмущенные левиты покинули пределы Израильского царства, и царь поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных (3 Цар. 12, 31; 2 Пар. 11, 14). Этим в Израиле уничтожилось богоучрежденное священство, и защитниками истинных понятий о Боге остались только пророки. Преемники Иеровоама продолжали ходить путем его и во грехах его (3 Цар. 15, 34), усиливая идолослужение.

С идолопоклонством пришли языческие пороки и развращения. И очень скоро сыны Израилевы отвратились от Бога. У евреев от смешанных браков смешались и нравы; религия хананеев и поклонение идолам хананейским отводило их от служения Истинному Богу. Они стали поклоняться Ваалу (Молоху) и Астарте — богине сладострастия с утверждением школ священных блудниц и с обязательным в дни некоторых праздников блудом для всех женщин и обрядом прохождения через огонь. Стали сооружать жертвенники и статуи, заводили жрецов лживых, устраивали дубравы, и курения на высотах, и дома блудилищные, и проводили сыновей через огонь, и ставили коней для солнца и колесницы солнечные, и многие мерзости демонские учредили (4 Цар. 23,4—5).

Господь для вразумления еврейского народа посылал многих пророков, которые действовали с особенной силой. В Израильском царстве пророчествовали Илия, Елисей, Иона; в Иудейском царстве — пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил и другие.

Особенным нечестием прославился царь Ахав, который в угоду жене-язычнице Иезавели построил в столице Израиля Самарии храм и жертвенник Ваалу и устроил дубраву в честь Астарты. Иезавель, будучи фанатичной идолопоклонницей, истребляла пророков Господних и содержала при своем дворе большой штат служителей Ваала, привлекая к этому и подданных. Поклонение Ваалу, пришедшее через Финикию из Вавилонии и включавшее в себя поклонение солнцу и производительным началам природы, отличалось особенным нечестием. А начало распространения его во Израиле было положено Иеровоамом. От слова «Ваал» евреи позднейшего времени произвели имя сатаны — Веельзевул, означающее «бог навоза», так как служение ему сопровождалось крайними мерзостями и распутством. И великое нечестие, великий разврат, неправда разлились среди народа израильского.

И в это время Господь в обличение зла и крайнего нечестия послал Илию, великого пророка. Родился Илия в Фесвите от племени Ааронова. Отец его Савах при рождении сына видел светлых мужей, беседующих с младенцем и огнем повивающих его. Во Иерусалиме прозорливый старец-иерей сказал: «Отроча то будет селение света, благодати Божией, и слово его будет яко огнь сильно, и ревность по Богу, и житие богоугодно, и судить будет Израиль оружием и огнем». Воспитывался он среди священников, возлюбил девственную чистоту и пребывал в ней, был «яко Ангел Божий» непорочен пред Богом, чист душою и телом, любил уединение и долгую беседу в молитве к Богу. Господь любящих Его любит (Притч. 8, 17) и ради равноангельского жития Илии дал ему великую благодать. И восстал Илия пророк яко огнь, и слово его яко свеща горяше (Сир. 48, 1). Видя беззаконие и развращение царей, правителей, судей и старейшин в неправде, людей в нечистоте пребывающих, сынов и дочерей в жертву бесам отдающих, а истинных поклонников Бога — в гонении и смерти, он плакал о погибели бесчисленных душ человеческих. Молил Бога о покаянии, да обратит грешников к исправлению.

Но не видно было доброго произволения в ожесточенных грешных сердцах. И молил пророк Илия о смирении беззаконников временными наказаниями. Но видя, что Бог, яко человеколюбивый и долготерпеливый, не скор на наказания, от многой ревности дерзнул просить, да ему повелит наказать законопреступных, чтобы они к покаянию обратились. Неотступно молился к Богу, и Господь, яко чадолюбивый Отец, любя своего любимого слугу, сыновски Ему работавшего, не преступившего даже малой заповеди Его, но во всем послушного, дал ему просимое.

И вот когда царь Ахав и Иезавель, начальница мерзостей Сидонских и Ваала, поставили в Самарии, их столице, идола Ваала и кланялись ему как богу, — этим больше всех других царей Ахав прогневал Бога, — великой ревностью воспылал пророк Божий Илия, пришел к Ахаву и стал обличать его, что он оставил Истинного Бога, кланяется бесам и всех людей ведет в погибель. Пророк, видя, что царь не слушается, казнил богопротивника и людей его и сказал: Жив Господь Бог сил, Бог Израилев, Емуже предстою пред Ним, аще будет в лета сия роса и дождь с небес на землю, точию от уст словесе моего (3 Цар. 17, 1). Сказал и ушел.

Словом пророка заключилось небо. Пророчество особым образом связало жизнь самого Илии с жизнью окружающего мира — в случае гибели пророка все живое погибло бы от засухи. Ни одна капля росы или дождя свыше не упала на землю. Последовало бесплодие, оскудение пищи и голод. Пророк ждал от Ахава раскаяния в своих заблуждениях и обращения людей к Богу, но Ахав не раскаивался, а умножал нечестие, гнал и избивал служащих благочестиво Богу. Тогда Илия добавил казнь до другого и третьего лета, и небо было, как медное, а земля — железная, повествуется в житии. Земля не имела влаги и не давала плода своего. Воздух был знойный, и жар солнечный во все дни. Трава, цветы, деревья и кусты увяли; виноградники, и нивы, и поля опустели, никто не пахал и не сеял. Источники водные, и малые реки, и потоки иссохли. Умирали от голода люди, скоты и птицы. Ревностью пророческою страдала вся земля. Господь милосердный хотел послать на землю дождь, но возбранял Себе, творя волю пророка, да не будут ложными слова сказавшего: Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову (3 Цар. 17, 1). Илия и сам терпел голод и готов был лучше умереть, чем помиловать некающихся грешников, Богу враждебных.

Господь послал пророка к потоку Хораф, чтобы привести его в умиление. И когда вороны утром приносили хлеб, а вечером мясо, то Бог тайными внушениями к сердцу вещал: смотри, как дикие чадоненавистные вороны трудятся о твоем пропитании, ты же не милосердствуешь и не хочешь послать дождь. Но Илия продолжал молиться, чтобы не было дождя до тех пор, пока накажутся враги Божии. Через год поток Хораф высох от бездождия, однако не уменьшилась ревность пророка, горевшего желанием истребить всех беззаконников и возвратить израильтян к истинному Богопочитанию (3 Цар. 17, 3—6).

Господь, к помилованию склоняя раба Своего, послал его в Сарепту Сидонскую, не бывшую областью царя Израильского, к нищей жене-вдовице. Там тоже была засуха, голод; страдал избранный народ израильский, страдали и окрестные народы. В доме вдовы он увидел только два полена дров, пригоршню муки и каплю масла. И когда она приготовила лепешку по вере пророку Илии, то он умножил муку и елей, сказав: «Так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю». И Господь в течение двух с половиной лет пополнял масло и муку у них. Здесь же сотворил пророк Илия и другое чудо славное: умершего сына вдовицы воскресил молитвою и трикратным на него дуновением (3 Цар. 17, 9—23). Говорится в предании о воскрешенном том отроке, что имя его было Иона, и когда он пришел в возраст, то сподобился пророческого дара и был послан Богом в Ниневию проповедовать покаяние.

По прошествии же трех лет бездождья преблагий Бог, видя в конец исчезающее от глада создание Свое, снова подвигся на милосердие и сказал рабу Своему Илии: «Иди и явися Ахаву, хочу помиловать дело рук Моих и дать дождь иссохшей земле глаголом уст твоих и напоить ее и плодоносной сотворить; уже и Ахав к покаянию преклоняется, и ищет тебя, и желает тебя послушать и исполнить то, что ты повелишь ему». И пошел Илия, чтобы показаться Ахаву.

Царь, не перестававший разыскивать Илию в Израиле и за его пределами, был удивлен его приходу. Пророк, имея силу Божественную, сказал Ахаву: «Ты развращаешь Израиль, презрев Господа Бога; теперь повелеваю: и ныне посли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармилскую, и пророки студныя вааловы четыреста и пятьдесят, и пророков дубравных четыреста, ядущих трапезу и Иезавелину (3 Цар. 18, 19), и пусть поборются со мною о Бозе и узрим, который есть Бог Истинный». И послушался царь, собрал народ бесчисленный и лжепророков на гору Кармил. И сказал пророк Илия к царю и народу: Доколе вы храмлете на обе плесне ваши; аще есть Господь Бог, идите в след Его: аще же Ваал есть, то идите за ним (3 Цар. 18, 21). Все люди, обличаемые совестию о заблуждении своем, молчали. А пророк продолжал: «Видите меня, единственного оставшегося пророка Господня во всем Израиле, прочие же все избиты, а Вааловых множество. На какую жертву Бог ответит огнем, того есть Бог Истинен, и все поклонитеся тому Богу, а противящиеся да предадутся смерти». И слышавшие суд пророка Божия согласились: Да будет тако (3 Цар. 18, 24).

Первыми приступили к жертвоприношению пророки Ваала: они сделали возвышение, разрубили тельца, положили на дрова и призывали Ваала от утра до полудня: Послушай нас, Ваале, послушай нас. А пророк смеялся над чародеями: «Не слышит вас Ваал, может быть, он задумался, или занят чем, или в дороге, или с кем беседует, или уснул, громче кричите, разбудите». К вечеру пророк Илия остановил их: «Умолкните и отступите, теперь время моего жертвоприношения». Он взял 12 камней, по числу колен Израилевых, и соорудил жертвенник, возложил дрова и сверху тельца разрубленного. Знаменуя тайну Пресвятой Троицы, пророк приказал трижды возливать на жертвенник воду. И когда вода полилась вокруг жертвенника, отовсюду окружив его и заполнив выкопанный ров, возопил Илия к Богу, взирая на небо: Господи Боже Авраамов и Исааков и Иаковль, послушай мене, Господи, послушай мене днесь огнем, посли свыше огнь на жертву, и да уразумеют вси людие сии, яко Ты еси Господь Бог Един Израилев, и аз раб Твой, и Тебе ради сотворих дела сия. Послушай мене, Господи, послушай мене огнем и да разумеют вси людие сии, яко Ты еси Един Господь Бог, и Ты обратил еси сердца людий сих вслед Тебе (3 Цар. 18, 36—37).

Велика была верность Господу пророка Илии, велика была и сила его молитвы. Ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве (3 Цар. 18, 38), и весь народ, видя это, упал на лице свое и сказал: Воистинну Господь Бог той есть Бог (3 Цар. 18, 39). Тогда пророк Илия повелел схватить всех служителей Ваала, умертвил их и бросил в поток Киссон, да не осквернилась бы от них земля, да не повредился бы воздух смрадом их. Предупредив всех, что дождь будет великий, Илия взошел на гору Кармил, и преклонися на землю, и положи лице свое между коленома своима (3 Цар. 18, 42), молился к Богу о ниспослании дождя на землю. И по молитве его отверзлось небо, и сошел обильный дождь, и жаждущую землю напоил до изобилия. Тогда царь Ахав, познав свое заблуждение, плакал о грехах своих, а когда возвращались они в Самарию, святой Илия шел пешком пред Ахавом, радуяся о Господе Бозе Своем.

Жена Ахава Иезавель, узнав о том, что произошло на горе Кармил, стала добиваться смерти пророка Божия, и ему пришлось вновь покинуть Израиль. Он пришел в пустыню и, видя, что даже великие чудеса не могут обратить народ, стал просить себе у Бога смерти. «Довольно уже, Господи, — говорил Илия, — возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19, 4). Но Господь послал Ангела Своего, который подкрепил Илию пищей перед предстоящей ему дорогой. Затем пророк в посте и молитве шел 40 дней и ночей к горе Божией Хорив, на которой Господь заключил завет с Израилем. Там беседовал с Ангелом в молитве и с Богом, Который явился ему не в буре, не в землетрясении, не в огне — все эти страшные знамение всемогущества Божия только предваряли явление Господне, — но в веянии тихого ветра. Блаженный Феодорит говорил, что тем самым Господь открыл пророку Илии, что Он «за лучшее признал управлять родом человеческим с кротостью и долготерпением».

И был ему голос, Бог спросил: Что ты зде, Илие. Он же отвечал: Ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержители, яко оставиша завет Твой сынове Израилевы, и олтари Твоя раскопаша, и пророки Твоя избиша оружием, и остах аз един, и ищут души моея изяти ю (3 Цар. 19, 13—14). Господь, утешая Своего пророка, сказал, что не весь Израиль отступил от Него, но есть 7 тысяч сокровенных рабов, которые не преклонили колен своих Ваалу. И повелел Господь помазать мужа именем Ииуя в царя над Израильским царством, ибо скоро погибнут Ахав, и Иезавель, и весь дом их, а Елисея повелел помазать в пророка вместо себя.

Пророческое служение святого пророка Илии продолжалось еще несколько лет и завершилось восхождением его на небо. Пророк милотью ударил по воде, и расступились воды Иорданские, и стеною стали, и прошли Илия и Елисей, как по суху, и явилась колесница огненная и кони огненные. И взят был святой пророк Божий Илия вихрем и огненной колесницей с плотью на небо, он жив есть даже до ныне во плоти, хранимый Богом в селениях райских.

Он же будет Предтечею второго Пришествия Христова, явится с проповедью на землю, опять забывшую своего Творца. И в то время также будет засуха и много будет бедствий, как написано у апостола Иоанна Богослова. Придет пророк Илия возвещать иудеям о покаянии: «Иисус Христос — Истинный Мессия, другого не ждите. А этот человек обманывает вас, объявив себя богом». А пророк Енох будет возвещать о том же язычникам. И многие сотрут печать, которую поставит диавол на чело и на правую руку. Пророк Илия не испытал смерти на земле, но здесь в это время будет убит как мученик, потому что суждено каждому совершить путь покаяния в жизни земной, принять смерть и уйти в место вечного покоя.

Господь по любви Своей, для служения Церкви и ближним даровал некоторым святым, подобно пророкам, особую благодать Духа Пресвятаго. Обогатил Господь великой благодатью и преподобного отца нашего Сергия, которого здесь мы прославляем. И нас Господь призывает ко святыне, к богообщению. Как мы должны жить, братья и сестры, чтобы уподобляться пророку Илии, преподобному Сергию и всем святым? Нужно хранить веру православную, любить Иисуса Христа — Он Истинный Бог и Истинный Человек, нужно мужественно утвердить человеческую душу в добре, чтобы разум, воля и чувства избирали только добро, чистоту и святыню. Непрестанно нужно пребывать в труде, чтобы все наши дела были по воле Божией, даже чтобы наши помышления были чистыми. Раз мы сыны Божии, взываем к Богу как к Отцу своему, то должны быть Ему подобны.

Так будем, братья и сестры, жить по заповедям Божиим, жить в чистоте, труде, любить молитву в церкви, дома непрестанно молиться, не беседовать с помыслами, а отгонять их молитвой: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Господи, помилуй». Как встал, пока не уснешь, призывай Бога — где вслух, где про себя, обязательно в сердце, без воображений, без мечтаний, в чувстве покаяния, чтобы непрестанно призывать Спасителя, потому что Он и небо, и землю, и нас сотворил, Он нас искупил на Кресте, на Голгофе, Он Воскрес ради нашего спасения. Он сохраняет Церковь, Он и нас всех хранит и ждет от нас ответной любви. Как мы можем Бога любить? Чистотой, правдой, добрыми делами, смирением, терпением, молитвой.

И будем, братья и сестры, проводить такую жизнь, чтобы ревновать о славе Божией, соблюдая малые и великие заповеди. Обратимся к добру, обратимся к чистоте, к святыне, будем все дела, большие и малые, сообразовывать, чтобы они не были греховными, а были во славу Божию, по воле Божией, во спасение своей души и ближних, будем непрестанно хранить ум нашего внутреннего человека, держать его всегда с Богом: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». И преподобный Антоний Великий говорит, что единственный способ богопознания — доброта. Добро многогранно, его перечислить-то невозможно: и в тихом слове оно, и в разговоре, и в делах, и когда мы помогаем что-то там сделать, утешаем бедного, убогого, показываем кому-то пути-дороги, даем взаймы, учим, удерживаем от зла добрыми советами — и это добро должно быть в нашей душе. И Господь за покаяние, за добрые дела даст нам мир Свой, мир Христов, который откроет нам и волю Божию в совершенстве, и ангельские заповеди, и все, что в мире совершается.

Если мы, братья и сестры, этим путем пойдем, непрестанно будем молиться, за все благодарить, пребывать во смирении, будем искать истину, добро и святыню, то воистину станем сынами воскресения и смерть для нас станет только переходом в иную форму бытия. Великая радость будет на небе, и Сам Господь возрадуется о нашем покаянии, и Матерь Божия, и все святые. И когда загремит труба архангельская, Господь поставит нас по правую сторону, где все святые, где Матерь Божия, и скажет нам слова благодатные: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

 



Все новости