Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Возлюбленные братья и сестры! Сам Господь наш Иисус Христос говорит в Евангелии: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Смирение – это великая добродетель, и наша жизнь есть борьба за смирение. Господь, Владыка неба и земли, Егоже трепещут Архангелы и Ангелы, смирился, зрак раба приим, в подобии человечестем (Флп. 2, 7). Пришел Он как Сын Человеческий на землю и послужил нашему спасению.
Адам возгордился, не сохранил заповедь Господню, потерял великие благодатные дарования. Ведь каким был сотворен Адам? Он сотворен был бессмертным, смерти не было, и зла не было в раю. Вся природа была в тишине и благоустроении. Звери были кроткие и друг друга не поедали, ибо дал им заповедь Господь питаться травой (Быт. 1, 30). Адам видел существо каждой твари, видел Бога, беседовал с Ним. И должен был Адам, как говорят святые отцы, это райское благодатное состояние в Едемском саду распространить по всей земле, чтобы кругом было благоухание райское. И духовно возрастая в смирении, в любви, в послушании к Богу, Адам должен был стать духовным, соединить небо и землю, чтобы вся природа, вся тварь, чувственная и умная, пришла в состояние обожения и чтобы люди жили с Богом и вместе с Ангелами прославляли святость Господню.
Но помешал этому обожению, благодатному состоянию диавол, смутив Еву, а Ева соблазнила Адама. И самое страшное то, что не было у них покаяния, не смирился Адам, не припал к ногам Господа, не попросил прощения, но какое-то чувство гордыни у него появилось. Когда Господь, желая привести его к раскаянию, кротко увещевал, взывая: «Адам, где ты?», кроткий глас Господень слышал Адам, но ожесточился и стал как бы обвинять Бога. Моисей пишет спокойно повествование о том, что произошло, на самом же деле там было состояние страха и гордыни. «Жена, которую Ты мне дал, — сказал Адам, — дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3, 12), — говорил, как бы обвиняя Бога, что ему такую жену дал, поэтому он и согрешил. И познали люди грех, зло появилось в этом мире. Ведь когда Господь давал заповедь Адаму, то не знал первый человек никакого зла, никакого греха. Только и мог Бог заповедать ему: «От дерева познания добра и зла не ешь» (Быт. 2, 17). Потому что сказать «не кради» — он не знал, что такое красть; и так же другое какое-либо проявление зла. Но зло вошло в мир после грехопадения. И когда люди подпали под власть диавола, то тут уже он научил их гордости, высокоумию, жестокости, убийству, появились всякие нечистые грехи, о которых срамно даже говорить.
И Господь пришел на землю для того, чтобы обновить нас, освятить, даровать нам потерянное бессмертие, даровать благодать Пресвятаго Духа; то дуновение, которое Он даровал Адаму, Он возвратил нам теперь. И мы должны здраво смотреть на то, что в мире происходит. Вот были Адам и Ева, первые люди, от них пошло человечество, теперь уже много-много людей живет на земле.
Господь пришел на землю яко Сын Человеческий, и называют Его часто в песнопениях Новым Адамом. Первый Адам из земли, перстный, а второй – Господь с неба (1Кор. 15, 47). И как в первом Адаме все умирают, так во Христе, втором Адаме, все оживут (1Кор. 15, 22). И Господь даровал нам великую тайну: по нашей вере мы получаем крещение, принимаем благодать Духа Пресвятаго. Сам Господь стоял в водах Иорданских и от Своего раба Иоанна Крестителя в великом смирении принимал крещение. И было явление Троицы. Глас Отеческий взывал: Сей есть Сын Мой Возлюбленный (Мф. 3, 17). Сын Божий стоял со смирением, приклонив голову под десницею Иоанновою, и Дух Святый в виде голубя сходил на Сына Человеческого. Эта великая тайна совершается и с нами, когда мы в купели крещения принимаем новое рождение. Это таинство так велико, что говорится в Евангелии: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Это благодатное рождение есть первое воскресение нашей души. И потом человек здесь, на земле, имея уже благодать Духа Святаго, обновленный образ Божий в душе своей, может показать добродетели, уподобляясь Богу.
Оптинские старцы, – их так любят наши русские люди, — часто повторяли, что для нас самое главное смирение, смирение и смирение. И преподобный Сергий показал нам образ смирения, которому он научился от Господа, научился от Матери Божией и от святых, и прошел в смирении путь покаяния.
Вспомним, когда Господь ходил по земле, за Ним толпами ходили фарисеи и саддукеи. Они лицемерили, в великой зависти были, ибо видели Его смирение и видели Его силу. Господь легко претворил воду в вино, Он исцелял больных, изгонял бесов, воскресил Лазаря четверодневного, а они обвиняли Его, что Он совершает эти чудные дела в субботу. А почему же они, сколько суббот прошло, не совершали этих дел, не воскрешали мертвецов, не исцеляли больных? Потому что у них не было смирения, не было благодати от Бога. И они в великой зависти восстали на Иисуса Христа. Часто они совещались, приходили к Нему, испытывали, искушали.
И был такой случай. Пришли ученики фарисеевы ко Господу и стали спрашивать: «Позволительно ли нам давать подать кесарю?» (Лк. 20, 20; Мф. 22, 17; Мк. 12, 14). Спрашивали не потому, что не знали, как поступать, а пришли Его искушать, чтобы обвинить и предать осуждению, ибо они совещались и заранее все предусмотрели. Если Он скажет давать подать кесарю, то обвинят Его в том, что Он не любит Свой народ, который свободный, как потомок Авраама, и который не должен жить в порабощении. Если будет говорить не давать, то тут были иродиане, которые, как слуги Ирода, сразу пошли бы и доложили Ироду и Пилату, что этот Новый Учитель – мятежник, преступник, бунтовщик, надо Его наказать.
Или вот когда привели женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин. 8, 3-11). Они не просто пришли со смирением, чтобы у Бога вопросить, а пришли осудить Его и говорили: «Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь?» Такое было лукавство! И смиренный Господь перед ними все это терпел. Он не стал ничего им отвечать, а писал на земле. И сохранилось предание чудное, раскрывающее тайну смирения Божия. Фарисеи стояли в великой злобе и ожидали, что же скажет Иисус Христос, Пророк из Назарета, как они говорили. А Он писал перстом на земле. И один самый смелый фарисей подошел сзади и стал подсматривать: что же пишет Господь? А Господь, не оборачиваясь, узнал, кто идет, и написал имя его и грех его тайный: согрешил с женой своего брата. Другой подошел – написал и того имя, и что он украл казну. Третий – отрекся от Бога. И каждый, кто подходил, узнавал свои тайные, скрытые грехи, за которые, если судить по закону Моисееву, надо их было побить камнями, как преступников и злодеев. И вот они, отходя, были в великом страхе и ужасе. «А если этот Сын Человеческий, этот Пророк, откроет наши грехи? – размышляли они. — Что тогда нам делать? Нас побьет народ».
Вспомним, когда народ иудейский был в Вавилоне в плену (Дан. гл.13). И вот там старцы, которые судили народ Божий, были такие же, как эти фарисеи, развращенные. Они соблазнились красотой Сусанны и предлагали ей совершить грех, когда она осталась одна в саду. Она же, пребывая в благочестии, целомудрии и смирении, отказалась от этого, сказав сама себе: «Лучше я умру за заповедь Господню, но не пойду на измену своему мужу». И эти старейшины, старцы вавилонские, тогда в злобе ее осудили на смерть, объявив народу: «Мы застали ее с юношей, она изменила мужу, по закону Моисееву, надо побить ее камнями, предать смерти». И весь народ готов был это совершить. Но Господь воздвиг дух пророка Даниила, который в смирении служил Господу Богу, в страхе Божиим ходил перед Ним. И когда она ведена была уже на смерть, встретил их Даниил и обратился ко всему народу: «Так ли вы неразумны, что, не исследовав и не узнав истины, осудили дочь Израилеву невинную? Давайте расспросим, что тут было такое? Отделите их один от другого подальше, и я допрошу их». Призвал одного и спрашивал: «Под каким деревом ты видел ее с юношей?» — «Под мастиковым». Когда другого старейшину так же вопрошал пророк Даниил, то он ответил: «Под зеленым дубом». Потому что они врасплох застигнуты были, растерялись и пророк Даниил их же устами обличил их беззаконие. Народ восстал на обоих старейшин, и эти судьи были побиты камнями и преданы смерти.
Так вот, трепетали поэтому и те книжники и фарисеи. Они привели жену, взятую в прелюбодеянии, чтобы посмеяться над Господом, а сами попали на суд. Но Господь, кроткий и смиренный, как говорится о Нем, трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит (Мф. 12, 20; Ис. 42, 3), пришел не судить мир, Он пришел спасать. Поэтому Он обличил только их совесть, Он возбудил их сердце, дух их, чтобы они познали, что они грешники, что они еще больше грехов сотворили, чем эта женщина, а так старались ее осудить. Если Господь будет судить ее, то сначала надо их судить; если ее побивать камнями, то вперед надо побить их. И если бы Господь открыл их грехи, народ, конечно, наказал бы их смертью.
Много неправды наговаривали фарисеи, саддукеи и книжники на Господа: «Мы за Тобой ходим и все время наблюдаем, и оказывается: Ты не хранишь субботы (Ин. 5, 16), Ты Человек, а говоришь, что Ты Сын Божий (Ин. 5, 18), Ты грешник (Ин. 9, 24), Ты злодей (Ин. 18, 30), в Тебе бес сидит (Ин. 7, 20; 8, 52)». Такое говорили на Владыку неба и земли! И Господь со смирением выслушивал их клевету, их злобу и ничего им не отвечал, не осуждал их. Хотели Его побить камнями – Он сделался невидимым и ушел (Ин. 8, 59).
Вот, братья и сестры, как Божественное смирение украшает человека. Если посмотрим мы жития святых угодников Божиих, на их жизнь, то все они отличались смирением. Однажды преподобный Сергий ехал сюда, в пустыню, на лошади и по дороге поравнялся с каким-то поселянином. «Слушай, чернец, — остановил он старца, — давай-ка ты пешком иди, а я сяду да отдохну». И со смирением преподобный слез со своей лошади, со своей повозки, тот чужой мужик сел и поехал спокойно, а хозяин и игумен, к которому приходили князья с поклонением, со смирением, шел. И так он совершал свой жизненный путь. И ради смирения, ради любви, поста и молитвы Господь даровал ему великие благодатные дарования. Как учат святые отцы, ты все оставь здесь, на земле, и все приобрети. Что значит «все оставить»? Оставить богатство, богатые кушанья, питие, славу, честь. А «все приобрести» — значит приобрести Христа. Христос в вас есть (ин. 14, 20; Рим. 8, 10; Гал. 4, 19), — говорит Писание. Только не угашайте огонь благодати Его в себе, смиряйтесь, и Господь вселится в вас и даст вам мир в вашей душе. И те люди, которые живут во смирении, они как бы одной ногой, говоря образно, стоят здесь, на земле, а другой – уже в жизни будущей, жизни вечной, и им открывается завеса будущего века. Когда преподобный Сергий в смирении здесь служил литургию, то достойные видели Ангелов Божиих на малом входе, сопровождавших его, видели, как огонь Божественный сходил с неба и причащал его. Эти смиренные угодники Божии имели благодать Святаго Духа, и они, не проходя обучения в духовных школах, знали тайны будущего века, знали прошедшее и настоящее и смерти уже не боялись.
Вот эта неделя называется неделей о Страшном суде. И мы всегда будем помнить о том, что будет совершаться в день суда, давайте сами себя осудим здесь, тогда не страшен нам будет Страшный суд. А жить надо, себя осуждая. Никого не обижать, не воровать, отрекаться от богатства, особенно неправедного, от страстей. Где бы ты ни был, куда бы ты ни шел, смиряйся в сердце своем, не ищи богатства, не ищи красот этого мира, ибо все проходит, как тень. И надо отрекаться еще от помыслов суетных, греховных, от мечтаний и только взывать: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Везде и во всем надо испытывать волю Божию: что сделать, даже что сказать, чтобы было по воле Божией, во спасение себе и ближним нашим.
Наш российский святой преподобный Нил Сорский себя смирял так: «Я окаянный инок, я хуже всех людей, мало того, я хуже всех скотов и горше бесов». И он же объяснял: «Горше бесов. Почему? Потому что бесы трепещут, боятся Бога, а меня нисколько не боятся. Они влагают мне помыслы, и я кого-то осуждаю; влагают мне пожелания, и я их принимаю; предлагают славу этого мира, и я соблазняюсь и вхожу в гордыню и суетную попечительность. Я не могу командовать бесами, потому что они меня не слушаются и презирают меня». Вот такое смирение он имел, и Господь даровал ему благодать.
Будем и мы, братья и сестры, смирять себя, веру православную хранить, не испытывая, не соблазняясь, не слушая никаких других проповедников веры, чтобы Сам Господь укрепил нам веру. Будем исполнять устав Святой, Соборной, Апостольской Церкви, хранить посты, почитать Богородицу и святых, Крест Животворящий, праздники Божии, любить молитву церковную и домашнюю, испытывать всякое дело, которое собираемся совершить. Надо потрудиться, чтобы ум наш был насыщен Священным Писанием, особенно Евангелием и любить книгу хвалений – Псалтирь, читать Жития угодников Божиих и подражать их жизни. Если мы в смирении будем совершать этот путь, то, действительно, будем уподобляться Господу, уподобляться святым. И даст нам Господь мир в нашей душе, даст радость в терпении скорбей, малым будем довольствоваться, будем любить Церковь, будем искать Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Господь вразумит нас, усыновит нас, и когда труба архангельская загремит, то скажет нам слово Свое: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.