Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). Слово в неделю святых праотец (1991 год)

Naum6.12

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Святая наша Церковь с великой любовью прославляет Крест Животворящий и воскресение Христово. Часто мы слышим, как поют в Церкви: «Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению». Христос принес обновление, Христос принес усыновление, Христос принес нам райские обители. И в эту Неделю святых праотец мы, братья и сестры, прославляем пророков, патриархов и отцов, которые возвещали грядущее время, когда явится Христос Спаситель, когда спасет Он род человеческий и прославится Крест Животворящий.

Когда совершилось грехопадению в раю, то, как говорят святые отцы, Адам пережил две смерти. Когда он отступил от Бога и не принес покаяние, то Дух Святой оставил его, и он стал земнородным без благодати Пресвятого Духа. Это первая смерть духовная. Но долго жил Адам как первенец творения, 930 лет было время его жизни, потом душа оставила его, и он отошел в землю, от неяже взят бысть (Быт. 3, 23). Это была уже вторая смерть. Так же совершается и восхождение, восстание человека. Сначала, когда душа с верой начинает признавать евангельскую проповедь, когда человек принимает святое крещение, то это первое воскресение. Оно так велико, говорит преподобный Симеон Новый Богослов, и так таинственно, и так много дарует благ, что ни с чем его даже не сравнить. Затем душа, совершив подвиг покаяния, уходит от этой земной юдоли и ждет уже второе воскресение, которое будет всеобщим.

И вот пророки, патриархи, праотцы возвещали нам, что придет время, когда Семя Жены, то есть потомство, рожденное от Жены, сотрет главу змия – победит диавола (Быт. 3, 15). Придет такое время, когда Крест Животворящий будет иметь великую силу и будет прогонять диавольские козни. Мы знаем, Сам Господь говорил, что род лукавый и прелюбодейный ищет знамения: и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 12, 39; Лк. 11, 29). Это было великое знамение, братья и сестры. Как говорит священное предание, пророк Иона был тот самый отрок, которого воскресил пророк Илия. Он молился, и услышал Господь глас Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил (№ Цар. 17, 22). И когда он вырос, стал пророком. И Господь послал его в пределы Ниневии, чтобы там возвещать покаяние. Сам пророк Иона не хотел туда идти. Почему-то он решил, что ниневитяне достойны были наказания, а не помилования, и бежал от лица Господня (Иона 1, 3) на корабле в Фарсис (Испанию). И когда они плыли по морю, поднялась сильная буря. Корабельщики были язычники, не знали Истинного Бога, они взывали каждый к своему богу и просили их о помощи, но буря возрастала. Такие сильные поднимались волны и ветер, что корабль готов был разбиться. А Иона имел мужественное сердце, спустился в трюм корабля и крепко спал. Хорошо написано в славянском тексте: И спаше ту и храпляше (Иона 1, 5). А корабельщики не находили покоя, они бросили жребий, чтобы узнать, за кого постигла их такая буря. И пал жребий на Иону. Они прибежали к нему и сказали: «Что ты спишь, раб Божий? Встань, мы погибаем». – «А что случилось?» – «Буря». – «Эта буря, видимо, из-за меня, – отвечал им пророк Иона, – потому что Бог велел мне идти в Ниневию, а я в Испанию поехал». Устрашились корабельщики: «Да как же так? Бог накажет! Что же нам делать, чтобы море утихло?» Тогда он сказал им: «Бросьте меня в пучину морскую, и море утихнет для вас, чтобы вы остались живы». Но корабельщики жалели его, стали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море продолжало бушевать. И когда Иона все же оказался в пучине морской, Господь повелел громадному киту проглотить его. Попав во чрево китово, пророк Иона взывал к Богу о помощи, крестообразно простерши руки свои. И Господь услышал его. Он повелел киту приблизиться к берегу моря и исторгнуть из чрева своего пророка. И, восставши, пошел тогда Иона в Ниневию. А эти корабельщики уже рассказали там, что произошло с ними. И когда Иона появился, то, действительно, было великое знамение, – все подтверждали, что произошло: и корабельщики, пережившие эту бурю и чудо, и Иона, который сам пострадал, – и принесли глубокое покаяние.

Проповедь и труды пророка Моисея-боговидца тоже говорят нам о Кресте и Воскресении. Когда в земле египетской он совершал казни, устрашал фараона, то он силою креста множество израильтян спас. Повелел Господь на обоих косяках и на перекладине дверей в домах верных израильтян кровь. агнца кресты начертать. И когда проходил Ангел смерти, поражая первенцев египетских от человека до скота, то, где виден был Крест Животворящий, все оставались в живых (Исх. 2, 7, 29). Когда Моисей вывел народ израильский и подошел уже к Красному морю, то здесь стали настигать их фараоновы колесницы. Увидев приближавшееся огромное войско египетское, а впереди пучину морскую, народ устрашился и стал роптать: «Разве нет гробов в Египте, что ты привёл нас умирать в пустыне?» Но сказал пророк Моисей: «Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне». И Господь повелел ему Духом Святым: «Подними жезл твой и осени это море крестообразно – и покажу славу Мою». И простер Моисей с верою крестообразно руку свою на море. И что же произошло? Вода покорилась силе Креста Животворящего и как бы стеною стала по левую и по правую стороны, и на дне моря образовались проходы. Говорит древнее предание, что там не один проход был, а по числу колен Израилевых – двенадцать. И народ прошел по дну, по сухой земле, как по мосту. Так они увидели спасение свое и воспели чудную песнь, прославляя Крест Животворящий и Бога, спасающего всех.

Вспомним мы других пророков. Пророк Давид возвещал о Кресте, возвещал о Воскресении – и пришло это время. Пророки точно указали и время рождения, и место рождения Христа Спасителя, и самую проповедь, как Он в великом смирении, уничижении придет на землю, как овча будет веден на заколение – и все исполнилось в свое время.

Смертию умрешь (Быт. 2, 17) – висела клятва над Адамом и над каждым, рожденным от Адама. И эту клятву понес на Себе Христос, понес на себе грех Адамов. Он стал Человеком, Он родился от Жены, от Девы Пречистой, хотя Адама Он сотворил. И Господь во всем смирился и подобен был нам, кроме греха. И когда Он ходил и проповедовал Евангелие, то не просто говорил, как ходили многие философы, проповедники, как вот и сейчас объявляются разные глашатаи, а ходил, совершая великие чудотворения и знамения, говорил с силой. Когда в Кане Галилейской не хватило вина, то Матерь Божия, зная Его Божество, зная Его силу и могущество, стала просить, чтобы Он помог этому бедному семейству. И Господь сотворил по просьбе Матери Своей первое чудо (Ин. 2, 1-11). Он сказал служителям наполнить водоносы водой. Здесь стояло шесть каменных громадных водоносов. Когда их наполнили, Он сказал: «Теперь несите это к распорядителю пира». Служители почерпнули воду, которую носили, и увидели, что это было прекрасное виноградное вино. И когда была великая печаль в доме начальника синагоги Иаира, потому что дочь его умерла, то Господь зашел в этот дом и, взявши ее за руку, сказал: «Девица, восстань». И возвратился дух ее, девица почувствовала силу благодатную в себе и встала живой и здравой (Мф. 9, 25; Мк. 5, 41; Лк. 8, 54). И засвидетельствовали все, что Великий Пророк восстал между сынами человеческими и посетил творение Свое.

И уже перед Своими страданиями Господь, уверяя и укрепляя учеников в Своей силе всемогущей, воскресил Лазаря. Это было великое, славное чудо. Лазарь четыре дня уже лежал во гробе и смердело от него, потому что жара в Палестине большая. И только сказал Господь: «Лазаре, гряди вон (Ин. 11, 43), и Лазарь восстал. Господь научил нас смотреть на смерть верных как на успение. И про эту девицу, которая умерла, Он сказал: Не умерла, но спит (Мф. 9, 24; Мк. 5, 39; Лк. 8, 52). И про Лазаря: Я иду разбудить его (Ин. 11, 11). Вот какая сила сокрыта была в слове у Христа Спасителя! И Лазарь восстал. И кто бывает в Иерусалиме, тот посещает ту гробницу, где он был положен, спускается вниз на много ступеней, а на острове Кипре есть вторая его гробница, потому что после воскресения Лазарь тридцать лет там был епископом. И когда уже скончались дни его служения, он отошел ко Господу и там был похоронен.

И мы, братья и сестры, живя здесь, на земле, получаем от Церкви, от Самого Господа великую благодать. По вере наших родителей, по вере нашей, мы получили возрождение в купели крещения. Мы пережили первое воскресение. Это великое таинство дает нам великую благодать, прощаются грехи прародительские и наши личные, даруется нам Ангел Хранитель, который сохраняет нас на всех путях земной жизни. Укрепляется наш внутренний, духовный человек в добре, дается сила творить добро и жить по заповедям Божиим, укрепляется наша свобода, наше самовластие. И когда человек живет здесь в вере, живет со страхом Божиим и совершает по велению Церкви свой путь покаяния, он постепенно проходит степени восхождения к небу. Многие угодники Божии прямо говорят, что они уже здесь прошли мытарства, прошли очищение, им уже открывается завеса будущего века. Вот мы любим преподобного Сергия, совершаем ему песнопения, приходим к нему, изливаем прошения. Если прошения наши во благо, во спасение, во славу Божию, то Господь дает нам просимое по молитве преподобного Сергия. так вот, он, живя здесь, на земле, уже как бы открывал завесу будущего века: видел Ангелов, слышал глас Божий. Он и воспевается как «земный Ангеле и небесный человече». И такие богоносные отцы, преподобные уже смотрели на смерть, как на успение, как на переход в другую жизнь и пребывание с Богом. И нам нужно идти этим путем покаяния, чтобы прийти к всеобщему воскресению подготовленными, очищенными от всех своих грехов и пороков, чтобы мы были сынами воскресения (Лк. 20, 36).

Мы прославляем угодников Божиих, их великое множество, иногда даже тысячи. И в октябре месяце, в 31-й день, прославляется сто тысяч христиан, мучеников грузинских. Пришел некий завоеватель из рода мусульманского и захватил Тбилиси в 1327 г. Он приказал снять крест и купол с Сионского собора, там поставить свой шатер и сам воссел, чтобы смотреть на сожжение города. Потом он приказал собрать всех жителей Тбилиси и окрестных городов и селений, привести их к мосту, где Кура течет, вблизи собора, вынести туда же крест и святые иконы, и сказал: «Отрекайтесь о Христа, все топчите, поносите Крест Животворящий. Кто не будет этого исполнять – отрубать голову». И что же произошло? Было сто тысяч верных, и никто не отрекся от Христа. Все лобызали святые иконы, крест святой, подставляли голову под меч, и Кура наполнилась кровью и великим сонмом мучеников. И вот эти уже Христовы исповедники пережили сразу здесь и второе воскресение, они взошли на небо очищенными и святыми своими душами. прославляются как пронесшие крест Христов и двадцать тысяч мучеников, в Никомидии сожженных, и многие святые.

Мы любим преподобного Сергия, любим и преподобного Серафима. Преподобный Серафим – украшение земли Российской. Какой он подвиг понес здесь, на земле! Некоторые святые отцы говорят, что если сравнить преподобных отцов, живших до преподобного Серафима, то преподобный Серафим как многопудовая свеча. Как он горел ярко, как он горел светло пред Господом Богом! Он совершал, будучи даже в затворе, весь круг церковного богослужения. Вставал преподобный в полночь, прочитывал утренние молитвы, полунощницу, совершал утреню, первый час и в течение дня – все молитвословия, которые полагались по церковному правилу богослужения. Он любил Священное Писание, в течение недели прочитывал весь Новый Завет. В понедельник прочитывал полностью Евангелие от Матфея, во вторник – от Марка, в среду – от Луки, в четверток – от Иоанна Богослова, в другие дни – деяния и все Послания апостольские. Он непрестанно пребывал в Иисусовой молитве. И он поучает: «Когда трудишься, то работа в руках, а молитва Иисусова на устах, в уме. Монах, который не имеет умного делания, непрестанной Иисусовой молитвы – не монах, а черная головешка». Этим он не унижает нас. Нет. Просто он напоминает нам древнюю тайну богообщения, которую Господь открыл через Ангелов египетским монахам.

Совершенное делание, приносящее покаяние, в чем состоит? В отречении от богатства – египетские монахи ничего не имели; в отречении от страстей – никто из них не курил, не бегал, в футбол не играл, не воровал, ничем нечистым не занимался; и в отречении от помыслов. Мы сами того не замечаем, как наш внутренний человек умом своим покупает, продает, разбирает деяния других людей, осуждает, кто в чем одет, кто как ходит, кто как говорит, кто как служит, мечтает, строит всякие планы, особенно гордость обуревает внутреннего человека. И такой человек живет, не достигая совершенства. А полное совершенствование в том состоит, чтобы постоянно быть с Богом, как преподобный Сергий, преподобный Серафим Саровский. Куда бы ты ни шел, где бы ты ни был – непрестанно будь с Богом: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». И когда мы читаем жития угодников Божиих, видим, что они старались избрать такой образ жизни, чтобы меньше видеть, меньше слышать и говорить о греховном, о суетном. Многие здесь, на земле, как мы знаем из истории, цари, ученые люди искали земной славы, искали богатства, строили дворцы большие, даже висячие мосты, одежды имели дорогие, какие вина изобретали, какие увеселения, многие заводили гаремы, имели много жен, сотни жен у них было. Но все проходило, они уходили в землю, и теряли все, что здесь любили, и не получали вечных благ на небе.

Поэтому и поучает преподобный Исаак Сирин, что не надо останавливаться на вещественном делании, только веригами занимаясь, как в Древней Руси было, и поклонами одними, а надо хранить ум в чистоте и особенно смирять себя. Ни у кого из нас нет смирения, все мы гордецы, как говорит Писание: Всяк человек ложь (Пс. 115, 2). Любим мы, чтобы нас хвалили, любим, чтобы было по нашей воле, чтобы побольше поспать, поменьше потрудиться. А ведь угодники Божии имели глубокий разум от Бога, великий ум, благодать, они искали только Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33).

И вот давайте, братья и сестры, в нынешнюю Неделю, прославляя святых праотец, которые возвещали о Кресте, о Воскресении, о Спасителе, подражать их вере. Исполнимся этой верой. Будем хранить веру православную, не уступая ни в чем. Потому что вера эта апостольская, эта вера, которую. Господь передал апостолам и ученикам Своим, сохранилась в нашей Церкви до наших дней. Многие говорят: «Тот священник такой да вот такой». Но не священник освящает Церковь, а Церковь освящает и священника, и всех приходящих в Церковь и совершающих путь покаяния. Поэтому Церковь святая, и в ней святые угодники Божии, и Ангелы святые совершают вместе с нами службу, возносят молитву. И поэтому нужно хранить устав церковный и о постах, и о почитании святых, и о почитании Креста Животворящего. И нужно, братья и сестры, рассмотреть свою жизнь, чтобы каждое делание совершать серьезно, глубоко. Перед тем, как что-либо делать, рассудить: во славу Божию это будет, по воле Божией, во спасение своей души и ближних или же нет. Бич в наши дни – это то, что матери не хотят исполнять свой долг материнский, не хотят иметь детей, сколько посылает им природа, а многих убивают. Это страшное злодеяние. По древним каноническим правилам, по церковному установлению, десять лет да не причащается такая убийца. А она приходит и говорит: «Я каялась». А как она каялась? Только сказала о себе, что совершала грех, а потом, как часто бывает, повторяет его опять, говоря: «Пойду, да и покаюсь». Это игра в покаяние. Глубокое покаяние в чем состоит? Сознался в своем грехе, рассмотрел себя – никогда больше его не повторяй, а совершай противоположные добродетели. Был вор – никогда не воруй, трудись и помогай даже другому. Был блудник – брось это свое занятие греховное, стань целомудренным. Был гордым – смирись.

Вспомним мы Петра-мытаря. Был гордый князь, богатый, жестокий, но, когда пришел в веру, принес покаяние. И что он совершил? Он раздал все свое богатство, рабов отпустил на свободу, каждому уделив денег для пропитания. Он всего лишился, даже снял с себя дорогие одежды, одел лохмотья, повелел другу повести его на рынок и продать в рабы. Почему он так сделал? «Я, – говорил он, – многих обижал, много имел рабов, которые мне служили. Теперь я сам испытаю эту долю рабскую и принесу глубокое покаяние». Вот видите, какое он принес покаяние. Возьмем житие любого святого и посмотрим, как он трудился, какое покаяние нес и как мы живем – какая разница, как говорят, как между небом и землей. Поэтому не будем хвалиться одной только верой, говорить, что мы образованные, начитанные, знаем угодников Божиих, а надо хвалиться именно простотой жизни своей, смирением, трудом, покаянием, подражать нужно и преподобному Сергию, и преподобному Серафиму, и всем святым угодникам Божиим.

И вот это воскресение благодатное нужно уже чувствовать здесь, на земле. Мы пережили таинство крещения – это первое воскресение. Теперь надо совершать путь покаяния – готовиться ко второму, ко всеобщему воскресению, когда загремит труба архангельская, когда Крест великий сиять будет на небе, во всю широту небесную, и когда по гласу архангельскому восстанут все. Тогда соединятся души с телами своими, тела станут духоносными, как вот Господь после воскресения проходил через двери затворенные (Ин. 20, 19, 26), такими будут наши тела. Не будет чрева, не нужна будет пища, не нужны будут эти грубости, которые сопутствуют этому чреву, люди станут подобны уже Ангелам, не будет различия естества мужского и женского. И те, которые совершали путь покаяния в молитве, в смирении, соблюдая заповеди церковные, они как сыны воскресения будут поставлены по правую сторону. А те, которые, хотя и имели печать крещения, но жили здесь, на земле в страстях, в пороках, жили, как преступники, грешники и не принесли покаяния, станут по левую сторону. И великое, дивное будет знамение, говорит преподобный Симеон Новый Богослов. На правой стороне будут стоять патриархи, а на левой тоже будут патриархи, скажем, как Несторий, который хулил Божию Матерь. На правой стороне будут стоять епископы, и на левой стороне будут епископы. Монахи, которые исполнили монашеские обеты, жили в послушании церковном, в чистоте, будут на правой стороне, а монахи, которые опозорили чин ангельской жизни, будут стоять на левой стороне. И миряне будут так же разделены, как овцы от козлов. И великий будет плач на левой стороне. «Как это так? – будет взывать. – Почему я оказалась на левой стороне?» А ей скажут: «Ты родила одного ребенка, а убила 12 или 15. Другие-то имели 14 детей, всем дали жизнь». – «Увы мне, – восплачет она, – надо было мне не убивать детей». Но уже покаяния никто не примет. Так же и по всем заповедям каждый будет рассужден.

Поэтому, братья и сестры, давайте, подражая вере праотцев, будем прославлять Крест Животворящий, будем прославлять Христа Спасителя, Матерь Божию, всех угодников Божиих и просить у Бога, чтобы Господь дух наш воскресил, чтобы души наши приготовил ко всеобщему воскресению. А для этого надо, чтобы каждый из нас любил Церковь, любил молитву церковную и домашнюю, любил свой очаг, свою семью, каждая жена была верна мужу, судья судил по правде, учитель учил истине и добру, чтобы каждый в свое чину исполнял свой долг, живя по совести, подкрепляя эту совесть церковным вразумлением, церковными заповедями. И если мы принесем полное отречение от богатства, особенно неправедного, отречение от страстей (значит, не будем блудниками, не будем ворами, убийцами, гордецами, а будем добродетельными христианами) и отречение от помыслов, то есть будем ум оберегать от помышлений греховных, не беседовать в мыслях с бесами, а беседовать с Иисусом Христом: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», то будем идти по пути жизни. Если мы этим путем покаяния пойдем, то Крест Христов водворится в нас, как бы скажет Господь: «Вот ты несешь тот крест, который дан тебе Мною». И если каждый из нас исполнит свой долг, который ему Господь здесь положил, то каждый из нас, живя в своем чину, будет сыном воскресения. И когда уже будем мы приближаться к кончине, это не смерть для нас будет, не конец бытия, а переход в иную форму бытия, это как бы успение, за которым будет через какое-то время воскресение всеобщее.

Время сейчас идет очень неспокойное: много проповедников, много всяких учений новых является, причем они друг друга отвергают. Если бы здраво рассуждал каждый ученый, то сказал бы: «Что мы видим? Где же истина?» Потому что магометане хвалят только свою веру, только у них, говорят, правда и спасение. Баптист всех отвергает, магометанин не признает, только у нас, говорит, Живой Бог. Приходит католик – только себя хвалит. Также протестант, иеговист, поморец, федосеевец, там какая-то гражданская церковь в Америке есть, где празднуют память своих президентов, отмечают годы особых событий и считают, что они тоже будут в раю. Теперь есть такие уже мудрецы, которые прославляют диавола. Вот один прибыл из Парижа, говорит, что там 66 церквей, если верить ему, где служат диаволу, стихиры поют, поклоняются ему. За что прославляют диавола? Разве он мир сотворил? Разве он дарует тебе небесные обители? «За то, – говорят эти сатанисты, – что он дарует нам свободу и мы можем делать, что хотим». – «А потом что будет?» – «А потом что будет, то и будет». Да как же это так рассуждать?!

Так вот надо, братья и сестры, отметать этих всех проповедников, не разбирать даже их учения и говорить: «Раз они рассуждают не так, как православная Церковь учит, не нужно мне совершенно их разбирательство. Я буду жить так, как жили наши отцы, как жили святые угодники, которые теперь на небе». И давайте, братья и сестры, этим путем пойдем, путем покаяния, путем веры и любви, соблюдать будем все заповеди Божии, бояться всякого греха, малого и великого, все стараться делать по воле Божией, познавать волю Божию, которая сокрыта в Евангелии, сокрыта в житиях угодников Божиих, в Псалтири, в богослужении, в молитве. И этот путь покаяния для нас будет путем жизни, и этот путь жизни приведет нас к всеобщему воскресению. Господь поставит нас тогда по правую сторону и скажет нам Свои благодатные желанные слова: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

 

 



Все новости