Вознесенский Оршин женский монастырь

Проповеди митрополита Григория (Постников), митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского

 

 

 

Память митрополита Григория (Постникова) особенно почитается в Оршине монастыре.

Ведь именно он, будучи архиепископом Тверским, много потрудился для нашей обители: начал восстановление древнего Вознесенского собора (тогда и стало известно об освящении собора святителем Варсонофием в 1567 г.), составил особый Синодик, заботился о духовном благополучии братии и всячески ревновал о возрождении былой славы «Оршинской архимандрии» (Коншин Н.)   https://orshin.ru/wp-content/uploads/2018/03/doklad-2018-01-27-03.pdf.

Предлагаем проповедь митрополита Григория на сегодняшнее Евангельское чтение.

 

* * *

Проповедь в Неделю 19 по Пятидесятнице.

Притча о семени

В сегодняшнем чтении из Евангелия мы слышали притчу о семени. Эта притча должна заключать в себе учение особенно для нас нужное, потому что Иисус Христос произнёс её в один из таких дней, когда народ в особенном множестве собрался к Нему из всех городов Иудеи и когда посему уже это одно обстоятельство требовало от Него сказать какое-нибудь учение, особенно для всех нужное. Рассмотрим эту притчу.

Вышел сеятель сеять. Сеянное семя было, без сомнения, всё хорошо, потому что то семя, которое упало на землю плодородную, взошло и принесло богатый плод. Но земля, на которой сеятель сеял своё семя, была не вся хороша.

Когда сеятель сеял своё семя, то часть семени упала при дороге. От этого семени нечего было ждать: дороге нельзя не быть дорогой, как заметил святитель Златоуст. Семя, упавшее на дорогу, не могло войти в землю, а осталось на поверхности земли, посему часть его стоптали прохожие, а часть склевали птицы. Это семя пропало всё!

Другая часть семени упала на камень. Нечего было ждать и от этого семени, потому что каменистая земля также не способна к плодородию. От бывшего дождя это семя пустило было корень в землю, несколько покрывавшую камни, но как земли на поверхности камней очень мало, влаге держаться в ней было нельзя и семени укорениться было негде, то, как скоро настала сухая погода, показавшийся росток заглох. Пропало и это семя!

Третья часть семени упала между тернием, в землю, наполненную семенами и кореньями негодных трав. И от этого семени нельзя было ждать плода. Семена сорных трав укоренились в земле прежде, нежели посеянное семя начало всходить, и, когда оно начало всходить, заглушили его. И это семя пропало!

Наконец, остальная часть семени упала на добрую землю. Тут было оно плодоносно, и, смотря по качеству доброй земли, принесло одно – сто, другое – шестьдесят, а иное – тридцать.

Сказав эту притчу, Господь возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Этим возглашением дал Он разуметь, без сомнения, то, что сказанную Им притчу весьма нужно знать всеми и что посему всякому должно обратить на неё полное внимание, уразуметь свою душевную пользу. Но из всего множества в то время собравшегося к Господу народа не нашлось ни одного человека, который бы спросил Его, что значит сказанная Им притча. Самая наибольшая часть того народа, как и ныне часто бывает по церквам, пришла к Господу не для того, чтобы усердно выслушать слово Его и обратить его в правило своей жизни, а для того, чтобы только послушать, как Он говорит, и посмотреть на Него и Его действия или на то, что делается около Него. Только ближайшие ученики впоследствии обратились к Господу с вопросом: что бы значила притча сия?

Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, ибо вы душевно желаете быть в Царствии Божием, а посему душевно же желаете научиться и жить так, чтобы удостоиться быть в Царствии Божием. Прочим (то есть всем тем, которые любят больше тьму, нежели свет (Ин. 3, 19), и которые поступили бы с означенной истиной так же, как поступают свиньи с жемчугом (Мф. 7, 6) в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

Итак, сказанная Господом притча заключает в себе учение не какое-нибудь обыкновенное и всем известное, но учение тайное и притом весьма нужное – учение, касающееся Царствия Божия, к которому всем нам должно стремиться прежде и больше всего (Мф. 6, 33). Посему сказанная Господом притча достойна всего нашего внимания.

Что значит эта притча? Или какие заключаются в ней тайны Царствия Божия?

Ответ на этот вопрос Господь даёт Сам: семя есть слово Божие. Вот первая тайна, которой не знают весьма многие даже христиане. Если бы все христиане знали эту тайну, то знали бы и то, что слово Божие крайне нужно для их спасения (ин. 5, 39), и посему все они слушали бы слово Божие с величайшим усердием и благоговением. Но как редко [встречается] это усердие и благоговение! Многие думают, что у них довольно собственного ума на всё; что проповедник обыкновенная голова; что проповедь – давнишнее весьма известное учение, — чего же слушать? Таким образом, как скоро начинается проповедь, они идут из церкви вон! Им нимало не известно или они не верят, что слово Божие есть сила Божия ко спасению всякому верующему (Рим. 1, 16) и что оно живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). Это первая тайна!

Далее Господь говорит: упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. Это другая тайна! Весьма многие христиане не хранят своего сердца больше всего хранимого, как требует Премудрый (Притч. 4, 23). Они небрежны о своей душе и непрестанно рассеянны; их сердце открыто для всех приходящих от мира впечатлений, мыслей и чувствований, как большая дорога открыта для всех прохожих и приезжих, а между тем для слова Божия оно заперто, так сказать, семью железными дверями. Как слову Божию проникнуть в такое сердце? Эту рассеянность и небрежность в сих христианах производит собственно диавол, особенно посредством их прихотливой плоти и соблазнительными правилами мира. И поскольку эти христиане часто не верят действиям диавола на людей, а иногда даже и бытию диавола, то как ему легко производить в таких христианах свою работу!

Братия! Берегитесь мирской рассеянности! Власть диавола над сердцем рассеянных людей весьма велика. Он почти без всякого труда уносит из их сердца слово Божие, уносит добрые мысли и добрые намерения и посредством тысячи худых влагаемых в их сердце мыслей весьма легко увлекает их ко злу. Особенно же старается диавол похитить у них веру, ибо он знает, что без веры нам ничего не помогает. Похитив у нас веру, диавол не опасается и того, если мы ходим в церковь, слушаем слово Божие, совершаем священные обряды, читаем Библию или другие назидательные книги и наполняем голову всякого рода сведениями, ибо при потере веры из нашего сердца мы уже не можем принять и удержать истины, а тем более не можем обратить её в правило нашей жизни и спастись. Без веры, что́ мы ни видели бы и ни слышали бы назидательного и спасительного, всё то не производит надлежащего впечатления на нас и остаётся для нас в таком положении, как будто бы мы ничего не видали, ничего не слышали. Тогда, и ходя в церковь, и слушая слово Божие и прочее, мы только можем думать, что спасаемся, а в самом деле обманываем себя. Это вторая тайна!

Господь продолжал: а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают. Это третья глубокая тайна! Весьма много христиан, не знающих той тайны. Они иногда слушают или читают слово Божие с большим удовольствием и, чтобы получить или продолжить удовольствие от слова Божия, иногда ездят для слушания его в отдалённые места или на немалые деньги приобретают новые назидательные книги; но слово Божие действует только на их разум, не на сердце и посему не производит в них желаемого плода. Слово Божие не проникает внутрь их сердца и не производит в них твёрдого и решительного намерения жить по слышанному или по читанному слову Божию. Сделанное впечатление в их разуме остаётся только до тех пор, пока обстоятельства их жизни не потребуют от них какого-либо важного пожертвования; но как скоро потребуют, например, чтобы они потерпели для Бога что-нибудь неприятное для их плоти и их самолюбия, тогда они тотчас оказываются непокорными Господу Богу; слово Божие делается их сердцу даже ненавистным, и они поступают по правилам уже не слова Божия, а мира или своей плоти. Впрочем, в иное время, то есть когда обстоятельства их жизни для них благоприятны и не требуют от них самопожертвований, тогда они находят в слушании слова Божия немалое удовольствие, и им думается, что они стоят в благодати Божией, исполнены Духа Христова и посему спасутся. Но это их мнение – обман! Такова третья тайна в притче Господней!

Следует тайна четвёртая: а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода. Весьма у многих христиан сердце заражено страстями, которые занимают почти все их мысли, весь разум и все желания, так что на сердце этих людей не может основательно воздействовать ничто спасительное. Например, многие юноши и девицы, ознакомившиеся с миром, занимаются помыслами только о том, чтобы найти случаи и способы доставить себе земное удовольствие, земные радости, — занимаются так, что в них тотчас подавляется и истребляется всё, что ни сказало бы им вопреки их пожеланиям слово Божие. Многие преданные страстям из возмужалых занимаются изысканием и употреблением средств к своему пропитанию, довольству, обогащению и прочему, занимаются разными телесными и умственными работами так пристально, что в них весьма скоро подавляется всё слово Божие, как-нибудь случайно ими услышанное. Некоторые из этих христиан, вместо того, чтобы подавлять в себе свои страсти, стараются заглушить в себе действие, производимое словом Божиим, потому что это действие заставляет их прекратить греховный образ жизни, а им только этот образ жизни и доставляет удовольствие. Чтобы не нарушить этого образа жизни, они не дорожат ничем драгоценным, важным и святым и жертвуют своему образу жизни всем. У других из этих христиан сердце бывает одинаково открыто и для слова Божия, и для своих страстей, и для мира. Они равно увлекаются и тем, и другим, и третьим. И как их сердце всей полнотой не прилепляется к Господу и слову Его, а никто не может служить двум, тем паче трём господам (Мф. 6, 24), то слово Божие никогда и не приносит в них плодов.

Многим этого рода христианам кажется, что они со временем легко исправятся и спасутся. Но как они не покидают и не ослабляют своих страстей и посему нимало не знают, как это трудно, а их страсти, продолжая в них существовать и укореняться, непрестанно делаются сильнее, то их мысль о будущем их исправлении есть не более как мечта и обман. Самой наибольшей части из этих христиан должно сказать то же, что Господь сказал иудеям: умрете во грехах ваших (Ин. 8, 24)! Такова четвёртая тайна!

Но вот и ещё пятая тайна! А упавшее на добрую землю, — продолжает Господь, — это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Эти христиане суть истинные христиане. Они слушают слово Божие как сущую Божию истину, обращают его в правило жизни и всеусердно стараются жить, как повелевает слово Божие. Их старание жить по слову Божию необходимо соединено бывает с терпением. Им нужно иметь, и они имеют величайшее терпение: во-первых, в молитве о верном уразумении слова Божия, во-вторых, в непрестанном старании верно следовать слову Божию во всех обстоятельствах и положениях своей жизни и, в-третьих, в хранении слова Божия от всякого похищения и истребления при различных искушениях, соблазнах, страстях и гонениях, от которых все, желающие жить благочестиво (2 Тим. 3, 12), никогда не могут быть безопасны. Ибо только претерпевший до конца спасется, сказал Господь (Мф. 24, 13).

Но сего последнего рода христиан, к несчастью, очень немного. Ибо кому в охоту большое терпение? Обыкновенно наибольшая часть христиан хромает в вере и жизни на оба колена, а потом пристаёт к разряду тех, которые во время напасти отпадают и гибнут!

Изъяснив сказанную притчу, Иисус Христос снова сказал громким голосом: кто имеет уши слышать, да слышит – и таким образом снова дал разуметь, что сказанная Им притча весьма знаменательна, важна и нужна (с. 247-253).

Друже! Ещё прошу: войди в себя основательно и смотри: твоя мать, может быть, уже молчит, потому что ты презираешь её увещания; твой друг, может быть, уже молчит, потому что ты изъявляешь на его внушения досаду; твой духовник, может быть, уже молчит, потому что ты платишь за его спасительные увещания грубыми словами. Внутреннее беспокойство, упрёки совести, действие благодати Святого Духа в тебе уже прекратились. Правда, Сеятель ещё не опустил Своей руки, ещё продолжает сеять – но долго ли продолжится время посева? Если посеянное для тебя в своё время не всходит в тебе, то чего надеяться? Смотри, может быть, твоя весна и твоё лето уже прошли; может быть, уже проходит и осень твоя или даже начинается зима твоих лет. Что сеется в глубокую осень и зимою? А если и сеется, то что тогда принимается, всходит и растёт? Спеши теперь отверзать всё своё сердце для слова Божия, дабы оно благовременно принялось, возросло и принесло плод блаженнейшей вечной жизни! Не теряй времени! Пощади и помилуй сам себя: спеши! Аминь.

 

 



Все новости