Вознесенский Оршин женский монастырь

Синодик Оршина монастыря. Часть 1. «Строением старца Корнилия»

Димитриевская родительская суббота примечательна тем, что сугубое поминовение усопших совершается в этот день только в Русской Православной Церкви.

Установление этой традиции принадлежит Великому князю Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы (1380 г. 8/21 сентября) поминовение павших в ней воинов, по совету и благословению прп. Сергия Радонежского, повелел совершать ежегодно заупокойное богослужение в субботу пред 26 октября.

В нашем монастыре сегодня мы поминали сугубо тоже воинов – воинов Христовых – братию и сестер древнего Оршина монастыря.

Милостью Божией, сохранился старинный Синодик 1689 года, из которого стали известны имена братии и благотворителей.

Синодик дополнялся при архиепископе Григории (Постникове) после 1846 года, им был даже разработан особый поминальный чин.

Имена сестер мы узнали из монастырских послужных списков, хранящихся в фондах Государственного архива Тверской области. Так постепенно складывался уже современный вариант Оршинского Синодика, читаемый сестрами ежедневно.

После заупокойной Литургии и панихиды состоялся крестный ход, во время которого останавливались у могил и поминали всех, здесь погребенных: убиенного архимандрита Феодосия с убиенной в Смутное время братией, архимандритов Геронтия и Иова с почившей братией, игумению Евдоксию с почившими сестрами, раба Божия Алексия (профессора МДА Сидорова А.И.), монахинь Фаддеи, Марины, Галины, Тихоны, Иоанны, Савватии, Магдалины, Гавриилы, Нины, Варвары, Пахомии, Макарии…

Уповаем, что и наши предшественники молятся за нас в Небесных обителях, и монастырь наш находится на их особом попечении.

Представляем отрывок из неопубликованной работы известного архитектора-реставратора Галашевича Артура Адамовича (раба Божия Николая, о котором тоже сегодня молились) о Синодике 1689 года «строением старца Корнилия».

***

Рассмотрим монастырский Синодик, составленный здесь в 1689 г. Источник сообщает имена почившей братии монастыря за самый «бледно просвеченный бытописанием» отрезок его истории. Пожалуй, это единственная уцелевшая рукописная книга из библиотеки Оршина монастыря, которую обошли вниманием дореволюционные тверские историки, и на которой мы остановимся более подробно.

Синодик хранится в Государственном архиве Тверской области. Написан он на бумаге уставом и состоит из двух совершенно самостоятельных и разновременных частей, механически сплетенных в одну книгу. Первая часть, предшествующая собственно Синодику, значительно меньшая по объему, представляет собой отрывок из известной поучительной новгородской «Повести о Шиле» – боярине, построившем церковь на неправедно приобретенные деньги, за что его покарал Господь. Шило внезапно умер и провалился в преисподнюю, но был вымолен оттуда прибывшим архиепископом Ионой. Повесть эта была хорошо известна, имела широкое хождение в различных списках.

Вторая часть – собственно «Синодик». Обе части объединили, видимо, много позже, когда составление «Синодика» закончилось. Не исключено, что, сплетая вместе различные по содержанию книги, переплетчик посчитал, что в повести речь идет о Тверском Архиепископе Ионе, но никак не о Новгородском, жившем намного раньше, и все, что написано в «Повести», он отнес к деяниям Тверского владыки. Наш вариант «Повести о Шиле» отличается от других тем, что иллюстрирован примитивно исполненными миниатюрами. В них все действующие лица представлены в рисунках, выполненных вручную, по-видимому, в единственном экземпляре. Рисунки с однообразными ликами и позами персонажей, кое-где скупо подцвечены охрой и черной краской (сажей). Поучительные тексты под рисунками написанные полууставом, подробно разъясняют содержание происходящего действия, которое начинается со случайно выхваченной из повести страницы и так же случайно обрывается. Бумага вплетенной в Синодик тетради резко отличается от бумаги, на которой изложено основное содержание документа.

Синодик исполнен в традициях своего времени. Текст его написан мастеровито, четким уставом, красивым, ровным почерком и легко читается. Заглавный лист оформлен типографским способом: гравюра с пышными виньетками обрамляет посвятительный текст: «Лета ЗРЧЗ (7197 – 1689) месяца августа <…> в день построен сий синодик в дом Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Оршин монастырь строитель старец Корнелий Раковский на свои келейные деньги оставления грехов своих и прочих». На обороте 24 листа Синодика помещена миниатюра с ростовым слегка подцвеченным охрой изображением преподобного Иоанна Дамаскина.

Проследить за изменением численности монастырской братии по упомянутым в тексте именам, невозможно, как и установить ее социальный состав. Но документ все же сообщает важные сведения. Синодик упоминает много имен монастырских схимников, которые вели в обители самый строгий подвижнический образ жизни в конце XVII в. На листе 145 перечислены имена начальников Савватьевской пустыни и названы преподобные отцы: Савватий, Парфений, Евфросин, Дорофей, что говорит о продолжающемся их почитании в Оршине монастыре и о не прекратившейся тесной духовной связи двух монастырей.

Окончание польско-литовской смуты можно считать датой начала составления оршинского Синодика. На листе 147 упомянут род Гурия Ивановича Волынцова, который «Дал вклад в Оршин монастырь после литовского разорения в лето ЗРKИ (7128 – 1628) году село Негодяево с деревеньками и со всякими своими пожитками и с хлебом и со скотом по отце своем и по своей душе, а отец его погребен в селе Негодяеве» – в Синодике это наиболее ранняя дата, имеющая отношение к монастырской истории.

На этом же листе помещено имя князя Дмитрия Петровича Пожарского и далее перечислен род его. Известно, что после изгнания поляков Пожарский некоторое время сидел «на Твери воеводою», что и объясняет появление имя Дмитрия Пожарского на страницах монастырского Синодика, ибо ратный подвиг его вызывал заслуженное и всеобщее почтение.

В перечень родов и имен Синодика вплетено и такое событие: «Лета ЗРЧЗ году (7197 – 1689 г.) по благословению преосвященнейшего Сергия архиепископа Тверского и Кашинского, его архиепископского дому дьяк Герасим да брат его изограф Иван Парфеньевы поставили по обещанию своему в церкви Вознесения в Оршине монастыре местную икону «Отечество» по обету при строителе старце Корнилие Раковском с братию по своих родителей в вечное поминовение» (далее следуют имена). Ясно, что при Тверском архиепископском доме существовала иконописная мастерская, в которой трудился изограф Иван Парфеньев, написавший икону «Отечество». Старец-строитель Корнилий Раковской упомянут в Синодике еще раз, в связи с вкладом: «за родителей для вечного поминовения в Оршине монастыре вкладу дано 3 книги новые печатные: Евангелие толковое воскресное, псалтырь, часослов да сию книгу – синодик».

Помимо монашествующей братии упомянуто несколько купцов и крестьян с подробным перечислением их родственников. По-видимому, это монастырские ктиторы или вкладчики, сделавшие вклады в монастырь на вечное поминовение их самих и их ближайших родственников. Судя по тому, что в Синодик включено большое количество купеческих и крестьянских «родов», можно сделать вывод, что таких жертвователей монастырь имел достаточно много. Синодиком пользовались долгое время и даже предпринимались неоднократные попытки его продолжить, вписывая в него вплоть до начала XIX в. имена монашествующих и благотворителей, что легко распознать по различным почеркам и отдельным заметкам на пустующих страницах.

Вечная ваша память,

достоблаженнии отцы, братия и сестры наша, приснопоминаемии!



Все новости