28 июня – особый день в Вознесенском Оршине монастыре – пример того, как иногда, по особому смотрению, открываются тайны Домостроительства Божия о созидании обители и государства, о собирании воедино земли Русской вокруг Москвы и о великом предназначении каждого человека – вхождении в обожение.
***
20 лет назад, 28 июня 2000 г., в трудное и скудное время, когда только начала складываться и внешняя, и внутренняя жизнь монастыря, у нас выпал град. И град необычный – в виде человеческих глаз изо льда. Ясно были различимы зрачок, радужная оболочка, даже слезный канальчик. Таких градин набрали целое блюдце и поставили в морозилку, но вскоре отключилось электричество (тогда это происходило постоянно), град весь растаял, а фотоаппарата, даже самого простого у нас не имелось. Остались только воспоминания и осознание того, что все в руках Божиих и под Божиим смотрением.
Кроме того, в тот же день, казалось бы, случайно, в келейных заметках преподобного Антония (Медведева), наместника Троице-Сергиевой Лавры в XIX веке, обнаружили следующую запись: «11 августа сего года (1865) я сидел в келье и писал заметки, как вдруг пошел дождь, сменившийся сильным градом. Не бывало у нас никогда в Лавре столь сильного града. Первая градина размером с грецкий орех ударила в оконный переплет, я подумал, что кто-нибудь камень снизу бросил, но тут посыпались стекла… Смотритель больницы принес мне на ладони нерастаявшую градину. Это был осколок в виде треугольника размером чуть более полвершка, посередине же был глаз, столь отчетливо изображенный… Все изящно округлено и искусно оправлено, так, что можно было различить и ресницы, но поскольку она лежала на ладони, то вскоре растаяла».
А ведь именно с архимандритом Антонием обсуждал святитель Филарет (Дроздов) в 1847-48 годы предложения тверского архиепископа Григория (Постникова) об обустройстве заштатного Оршина монастыря. Позднее нам стало известно, что прп. Антоний Радонежский был родом из села Лысково Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Из тех же мест приехали на Оршу и несколько наших сестер уже в недавние времена.
Святитель Филарет (Дроздов) Преподобный Антоний (Медведев) Архиепископ Григорий (Постников)
Вскоре, этим же летом, стало возможным начать реставрацию четверика XVI века, где на следующий год уже начали проходить богослужения, и вскоре обнаружилось, что начали обновляться фрески. Первые изменения заметили на облачении митрополита Ионы, память которого совершается как раз 28 июня.
Вступивший на первосвятительский российский престол вместо Исидора, принявшего унию на Флорентийском соборе, митрополит Иона в первую очередь ревновал о защите чистоты Православия и прекращении междоусобиц между княжествами. Так, изучая житие свт. Ионы и исторические события того времени, мы обнаружили в исследовании Борзаковского В. С. «История Тверского княжества» следующие свидетельства об участии митрополита Ионы в отношениях Твери и Москвы: «До нас дошло послание его 1451-52 гг. Митрополит Иона писал Тверскому епископу Илии о том, чтобы он, по случаю похода Великого князя Василия Васильевича на казанских татар, убедил тверского Великого князя Бориса Александровича отправить к нему вспомогательное войско. «Благословляю тебя, о Святом Дусе своего сына, — пишет митрополит епископу, — чтобы ты о том сыну моему Великому князю Борису Александровичу говорил, и бил челом, и докучал твердо, по своему святительскому долгу, чтобы он послал своих воевод к Великому князю Василию Васильевичу на безбожных, за святыя Божия церкви и за все православное христианство, ибо сам ты знаешь, что если Великий князь Василий Васильевич получит над ними верх, то это будет общее добро обоих великих государей и всего нашего православного христианства». Так духовенство старалось тогда поддержать сознание общих русских выгод». А ведь именно Великий князь Борис Александрович «ревнуя праотцем своим, устроил монастырь на реце Воршине и нарековах церковь… Господа нашего Иисуса Христа, еже Ему на небеса Вознесению», т.е. благоустроил уже существующий монастырь и стал его ктитором. И кто знает, может, когда-нибудь откроются еще новые свидетельства о причастности к судьбе Оршина монастыря московского первосвятителя?
«Прошел год, и все в монастыре совершенно преобразилось. Собрались новые сестры, для них построили дом, а главное – мы начали служить Литургию в древнем соборе ежедневно от Вознесения до Покрова, и совсем другое осознание жизни пришло: нас привили к древнему стволу, и веточка прижилась», — вспоминает Матушка Евпраксия об этом событии (рассказ «Летняя практика», стр. 77 https://orshin.ru/wp-content/uploads/2020/06/rasskazy-igumenii-evpraksii-o-zhizni-ryadom-so-starczem-naumom-format-pdf.pdf ).
Примерно тогда же нам рассказали об удивительном человеке – нашей землячке рабе Божией Александре Степановне Гуськовой, подвижнице благочестия, Христа ради юродивой, молитвеннице и прозорливице, которая преставилась ко Господу также 28 июня 1968 г. и была похоронена в Каблуково на местном кладбище. С тех пор в этот день мы стараемся совершать панихиды на её могиле. https://orshin.ru/about/news/raba-bozhiya-blazhennaya-sashenka.html
28 июня совершается и память благоверного князя Сербского Лазаря и всех мучеников Косовских 1389 года. Выбор князя Лазаря был особым – вместе со своим войском и народом посвятить себя Небесному Царствию, где владычествует Христос, чью земную мученическую смерть они сознательно повторили.
***
Ответом для нас на многие вопросы будут слова преподобного Варсонофия Оптинского: «Замечайте события вашей жизни, во всем есть глубокий смысл. Сейчас вам непонятны они, а в последствии многое откроется… Почему именно в этот день, а ни в какой другой? Значит, так нужно было, а почему – мы сейчас этого не знаем…
Истинно, нет ни одного даже случая ничтожного, который не имел бы значения, только часто мы этого не понимаем.
Жизнь всякого человека, а в особенности монаха, идет по некоему таинственному плану; все в ней целесообразно и премудро…
Вся наша жизнь располагается по некоему таинственному плану, которого мы не замечаем или не понимаем».