1 февраля было проведено занятие по иконографии для новоначальных сестер монастыря, преподавателей и воспитанниц Детского Центра «Родник».
Монахиня Амвросия (Яковлева) рассказала присутствующим об особенностях изображения преподобных на иконах. Вступлением к основной теме стало ознакомление с историей происхождения монашеского жительства и с Уставом преподобного Пахомия Великого. Особое внимание было уделено разделу Устава о монашеском облачении.
А лейтмотивом лекции была мысль о преемстве древнего и современного монашества, видимым подтверждением которого является неизменность иноческого облачения.
Ниже в сокращении приводим текст лекции.
* * *
Происхождение жизни монашеской
В Ветхом Завете мы уже может встретить примеры жизни девственной — посвященной на служение Богу. Пророки Илия и Елиссей не имели семьи. Перед пришествием Христовым среди иудеев, обитавших в Египте, образовалось целое сообщество ферапевтов, проводивших жизнь безбрачную.
Христианство при самом появлении своем отдало предпочтение девству перед супружеством. Пресвятая Богоотроковица Мария представила Собой совершеннейший образец девства. Пророка и Предтечу Пришествия Христова Иоанна Крестителя подвижники христианства считают первообразом иноческой жизни. Девственную жизнь освятил Своим примером и Господь наш Иисус Христос.
Во времена апостольские многие, став христианами, с юных лет избирали жизнь девственную, проводили все время в посте и молитвах, раздавали имение свое на дела богоугодные, нераздельно посвящая жизнь свою Господу, и таким образом были совершенными иноками прежде появления иночества. Святой Иаков, брат Господень, Иоанн Богослов и Иаков, его брат, апостол Павел, апостолы Тимофей и Тит, святая равноапостольная Фекла были девственниками. Девственники в Церкви пользовались особым уважением, их называли жертвенниками Божиими и ставили наряду с клиром церковным.
По свидетельству свт. Киприана Карфагенского, девы, оставаясь в домах родителей, сохраняли приличествующих обету образ жизни, но иногда жили в особых обществах. Обеты их освящались молитвами и епископским благословением.
Вступление в общество девственниц в III веке ознаменовывалось торжественным посвящением в это сословие со стороны епископа, при чем посвящаемая публично произносила свой обет публично. Акт посвящения совершался в храме перед лицом собрания верующих. В эту пору уже были особенные одежды, составляющие исключительную принадлежность сословия девственниц. В раннюю пору существования христианского аскетизма облачения дев особенно не отличались от одежд мирянок.
Подвижники-мужи отличались большей строгостью самоотречения и умерщвления плоти. Они жили не только среди общества, но поселялись и в отдельных хижинах недалеко от города, а иногда удалялись и в пустыни. Имеется факт, доказывающий, что и в Сирии монашество существовало со времен апостольских. Так, преподобномученица Евдокия, жившая в сирском городе Илиополе при римском императоре Траяне, царствовавшем на рубеже I и II веков, была обращена в христианство преподобным Германом, настоятелем мужского монастыря, в котором подвизалось 70 иноков. Сама же Евдокия после покаяния и принятии Крещения поступила в женский монастырь, где было 30 инокинь.
В Египте наименование монахов получили избранные ученики св. апостола и евангелиста Марка, первого епископа Александрии. Они удалились самые глухие пригородные места, где проводили возвышеннейшее жительство по правилам, которые передал им евангелист.
Так, с самых первых времен христианства до конца III века мы видим непрерывных ряд девственников и девственниц, подвижников и подвижниц.
Смутные времена Церкви Христовой, преследуемой язычниками, не давали возможности образоваться житию девственному в правильные и благоустроенные общества. Девственники и девственницы составляли особый чин в Церкви Христовой, но это было негласно, не выходило большей частью из круга семейного.
Подвиг самого высшего самоотвержения проявлялся тогда в подвиге мученичества. Иноческая жизнь, начавшаяся в IV веке, есть продолжение подвига мученического.
Преподобные Антоний Великий и Пахомий Великий
Преподобный Антоний Великий считается основателем монашества, его пустыннического образа. Он родился в 251 году, в монашество вступил в двадцатилетнем возрасте. Своими поучениями и примером преподобный Антоний подвигнул многих оставить мир. В короткое время египетская пустыня на юг от Александрии оказалась заселенной иноками, оставившими свою собственность и вписавшимися в число жительствующих на небесах. От святого Антония ведет свое начало монашеский обет послушания – безусловное подчинение послушника воле Божией, которая открывается через старца.
Великий авва Пахомий, наряду с Антонием Великим, стал распространителем монашеского делания, которое проявлялось уже несколько в иной форме – инок шел к совершенству не через отшельнический подвиг, а путем истребления страстей в общежительном монастыре. Преподобный Пахомий получил устав и форму одежды непосредственно от Бога. Ему предстал Ангел в схиме — одежде великого иноческого образа, вручив ему медную дщицу, на которой были начертаны правила постнического жития для желающих поступить под руководство прп. Пахомия.
По уставу Пахомия принимающиеся в монастырь проходили три ступени:
- Искус.
- Торжественное облачение пришедшего в монашеские одежды.
- Вручение старцу для руководства.
Эти элементы для последующих чинов пострижения в монашество имели несомненное и громадное значение. Первым из них положено начало существованию послушников (монашеских учеников), которые в течение нескольких лет подготовлялись к принятию монашества.
Второй и третий составили чинопоследование малой и великой схимы. Сам Пахомий был одет в монашеские одежды своим наставником.
В других монастырях существовали разные формы одежд, указывающие на отречение от мира. Позднее и другие обители заимствовали устав и одеяние, введенные прп. Пахомием в Тавеннитском монастыре.
Монашеский устав святого Василия Великого окончательно ввел в практику и узаконил произношение обетов самим посвящаемым, положив это свидетельство свободного волеизъявления в основу обряда пострижения. В таком виде чинопоследование малой и великой схимы сохраняются до настоящих дней.
Облачение монахов
В уставе прп. Пахомия называются следующие одежды:
— левитон, у которого были рукава, едва доходящие до локтей; это показывало, что у иноков отсечены все дела и обычаи мирские;
— пояс опоясывал чресла в знак готовности на брань мысленную при трезвении и внимании себе в подражание св. Иоанну Предтече;
— нарамник (он же аналав) стягивал широкую одежду для удобства при работе и в знак ограничения себя в желаниях, чтобы беспрепятственно и охотно трудиться Господу;
— кукуллий (наглавник, вверху заостренный, а книзу сходивший до конца шеи и до плеч) – «шлем спасительного упования, и молчаливого в духовнем размышлении пребывания, и опасного себе внимания»; напоминал о хранении детской невинности и простоты о Христе;
— милоть означала умерщвление в себе всякого стремления плотских страстей в подражание пророку Илии;
— мантийца из холстины изображала смирение, бегание пышности и тщеславия;
— сандалии напоминали о том, что облеченные в плоть должны иметь о ней лишь малое и необходимое попечение, но при этом не допускать заботам века сего опутывать себя, как тенетами;
— посох внушал мысль никогда не ходить без оружия среди невидимых врагов, но вооружаться знамением креста на отражение их.
Женское облачение во всем соответствовало мужскому, кроме милоти.
Чин пострижения в монашество был один, и облачение монашествующих соответствовало современному великосхимническому.
Деление монашествующих на три степени – новоначальных, малосхимников, великосхимников – следует признать окончательно установившимся в Греческой Церкви к началу IX века. Три указанных степени совпадали с тремя ступенями духовного совершенства: начинающих, совершенствующихся и совершенных. Соответственно монашествующие строго отличались друг от друга и во внешнем одеянии.
Иконография преподобных
В иконографии преподобные всегда изображаются в полном великосхимническом облачении, т.е. в куколе, аналаве, хитоне, поясе, мантии и сандалиях.
Самое раннее изображение, дошедшее до нас — это синайская икона X века преподобных Павла Фивейского, Антония Великого и Ефрема Сирина, где мы видим уже полностью сложившуюся иконографию преподобных. С тех пор не было изменений в облачении на иконах. Кукуль и аналав преподобных изображаются чаще всего синего цвета.
Кукуль имеет форму круглую или остроконечную, иногда изображается опущенным на плечи. Часто на кукуле изображаются кресты красного цвета, как они были у иноков Пахомия Великого, или белого.
Головной покров рясофоров, камилавка, позднейшего происхождения. Все древние монахи носили кукуль.
Появление современных камилавки и клобука относится ко времени реформы Патриарха Никона. В чинопоследованиях до XVII века клобук заменяется наметкой, символическое значение которой то же, что и клобука, и кукуля.
Аналав изображается иногда коротким, чуть ниже пояса, иногда – доходящим почти до края нижней одежды. Также на нем изображаются кресты и иногда простой геометрический орнамент. На некоторых иконах мы можем видеть, как аналав изображается сзади.
Хитон может быть с широкими рукавами, а может быть с узкими; доходящим до пола и реже спускающимся немного ниже колен; цвета может быть различного, но в основном светлых тонов. Древние греческие монахи носили хитон. Он походил на прямую до колен рубашку без рукавов. Впоследствии вид хитона изменился, так стали называть длинную одежду, простирающуюся до пят, с доходившими до локтей (иногда и далее) рукавами, немного разрезанными на концах и соединенными тесьмой или пуговками. Таким образом хитон превратился в одежду длинную, рукавную и с глухим передом. От мирских одежд монашеский хитон отличался тем, что шился из материи самого низкого сорта и походил более на «рубище бедняков». Таким изображен хитон в минологии Василия II: длинная до пят рубашка, не разрезанная спереди, с узкими до кисти руки рукавами, имеющими на концах поручи или запястья, в таком виде греческий хитон перешел и на Русь. Древняя свитка и современная ряса есть лишь его воспроизведение с некоторыми изменениями. Изменения эти состояли в разрезе передней стороны хитона по длине на полы для удобства движения.
Слово ряса означает одежду вытертую, невзрачную, из дешевой грубой материи нищенского вида.
Сверху хитон и аналав обвиваются веревочками, которые перекрещиваются на груди и уходят на спину, нужные для того, чтобы широкая одежда не мешала движению и работе.
В большинстве случаев преподобные монахи изображаются препоясанными.
Поверх хитона надета мантия. В основном, она изображается темного цвета, разной формы и длины.
Обувью являются сандалии или сапожки, а в некоторых случаях мы видим босые ноги.
На некоторых иконах или житийных клеймах мы можем видеть вместо кукуля черный клобук похожий на современный, но с круглым завершением. Причем одновременно на одной иконе могут быть изображены преподобные в кукулях, а рядом – преподобные в клобуках.
В руках у преподобных изображается крест, как символ добровольного мученичества, свиток свернутый или развернутый, как символ учительства, у настоятелей монастырей изображается жезл.
Современное великосхимническое облачение почти не отличается от того облачения, которое принято изображать на иконах.
Женское облачение
Женское облачение практически не отличатся от мужского, то есть хитон, кукуль, аналав изображаются так же, но у преподобных жен шея закрыта платом.
Атрибуты преподобных
Существует разнообразие атрибутов, облачений и дополнительных подробностей, которые указывают или на особенный подвиг, или на особенность жития, что делает образ святого узнаваемым.
Например, преподобный Ефросин-повар, преподобный Лазарь-иконописец и другие.
Некоторых преподобных можно узнать по особенностям их облачения. Например, головной убор у преподобных Иоанна Дамаскина и Ефрема Сирина указывает на их происхождение. Особенно интересно в этом смысле изображение преподобного Иоасафа-царевича, которого мы видим в царской короне и монашеском облачении, поскольку знаки царского достоинства никогда не опускались в иконописи.
Преподобные, несущие особенный подвиг, отличались и по виду своих одежд.
Так, особую группу составляют отцы-пустынники (прпп. Онуфрий Великий, Петр Афонский, Макарий Египетский). Преподобный Павел Фивейский изображается в одежде из плетеных финиковых ветвей.
Преподобные столпники всегда изображаются в полном облачении и на столпе.
Преподобная Мария Египетская, не бывшая в монашеском постриге, но жизнью своей явившая подвиг покаяния и пребывающая в чине преподобных жен, всегда изображается в ветхом рубище.
Преподобный Алексий, человек Божий, который нес совершенно особый подвиг, изображается обычно в рубахе, а иногда сверху неё может быть надет аналав.
С монашеской темой связано изображение Лествицы. Это путь аскетической праведности, путь христианского восхождения к жизни вечной. Монахи поднимаются по лестнице, ступени которой являются добродетелями. Ангелы поддерживают их, приносят им венцы, а бесы своими крючковатыми палками стараются стащить их в бездну.
Поскольку в древности не было разделения на чины монашеские, все преподобные изображались в полном схимническом облачении. Со временем произошло разделение на рясофор, малую схиму и великую схиму, соответственно и святые стали изображаться в одеждах, соответствующих своему чину. В современном иконописании существуют два подхода к написанию преподобных: или разрабатывают новую иконографию с облачением, близким к современному, или независимо от чина пишут в полном монашеском облачении, что не является ошибкой (как пример – преподобномученица Елизавета Феодоровна или оптинские новомученики).
В нашем храме мы можем видеть много разных изображений преподобных: это фресковые композиции, местный и деисусный ряды иконостаса, иконы соборов преподобных и отдельных святых, вышитая икона преподобного Савватия Оршинского.