Вознесенский Оршин женский монастырь

ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО (XV-XVI ВВ.). Занятия по иконографии.

18 июля, в день обретения мощей прп. Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых и любимых в нашей обители святых, сестры и воспитанницы Детского Центра «Родник» ознакомились с историей иконографического изображения Игумена земли Русской. Наш преподаватель инокиня Кира (Акопян) подробно рассказала о древних иконах и вышитых покровах XV века, об особенностях сюжетов житийных клейм и о сохранившихся личных вещах прп. Сергия, используя многочисленные исследования своих наставников-преподавателей иконописной школы при Московской духовной академии.

 

***

Преподобный Сергий Радонежский — величайший подвижник земли русской, основатель Троице-Сергиевой Лавры и некоторых других монастырей, воспитавший множество учеников, которые также организовали монастыри по всей Руси. Скончался преподобный Сергий 25 сентября 1392 года, а спустя 30 лет, в 1422 году, его мощи были обретены. Почитание началось сразу после кончины местночтимо, а с середины XV века оно становится общерусским. Иконография преподобного Сергия основана на житиях, составленных иноком Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым в 1417-1418 годах и афонским иеромонахом Пахомием Сербом (Логофетом) около 1459 года, а также старцем Симоном Азарьиным.

В иконописном подлиннике, изданном в МДА  под редакцией архимандрита Луки (Головкова) содержится следующее описание: «Преподобный Сергий, согласно традиции, изображается в полном монашеском облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, схиме на плечах и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке)».

Вместе с тем иконография прп. Сергия очень разнообразна, его изображения встречаются в иконописи и храмовых росписях. Изображают преподобного как в полный рост, так и в поясном варианте, с развернутым или свернутым свитком.

Существует много икон с клеймами. Есть образы, написанные на сюжеты жития, например, «Явление Богоматери прп. Сергию», встречаются изображения преподобного с избранными святыми. Конечно, его образ включается в такие композиции как «Собор всех святых, в земле Российской просиявших», «Собор Радонежских святых» и в другие композиции, сюжеты которых посвящены русским святым.

Шитая пелена («первый» покров)

Иконописный образ святого Сергия начал формироваться в русском искусстве в XV веке после обретения его святых мощей. Но самым первым из иконографических памятников, дошедших до нас, считается не икона, а датируемый 1420-ми годами вышитый покров на мощи святого.

Известно, что обретение мощей состоялось в 1422 году и предварялось чудесным знамением. Прп. Сергий явился благочестивому мирянину со словами: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» Мирянин рассказал о своем сне игумену Троицкой обители прп. Никону. Этот сон был воспринят и как воля святого Сергия, и как знак к действию. Отсюда можно сделать вывод, что шитый покров не мог быть создан заранее и был выполнен, скорее всего, вскоре после обретения мощей.

Этот шитый образ считается уникальным по двум причинам. Во-первых, по мнению многих исследователей, это был первый надгробный покров на Руси; во-вторых, образ похож на портрет своей характерной, почти живописной манерой, не свойственной для шитья.

В дальнейшем было создано много покровов на раку преподобного Сергия, однако черты святого на лике уже имеют строго канонический, лишенный индивидуальности характер.

Видимо, художнику лик святого был настолько дорог, что он боялся упустить малейшие подробности и поэтому передал их с особым трепетом: рисунок скул, асимметрию лика, близко поставленные к переносице глаза, неодинаковые брови, тонкую линию носа, густую шапку волос. Лик вышит удивительно прозрачно, и если приглядываться, то линии вышивки идут по формам лика.

Есть предположение, что рисунок для покрова на раку преподобного Сергия сделал Андрей Рублев, но оно ничем не подкреплено. Но именно в славу, память и честь своего великого учителя преподобный Андрей написал икону Святой Троицы.

Несколько архивных источников упоминают о существовании прижизненного изображения преподобного, написанного иконописцем и племянником Сергия — святителем Феодором Ростовским. Об этом сказано в Клинцовском подлиннике (рукопись XVII вв. — место хранения неизвестно, однако на нее ссылаются ученные XIX в.: Евгений Голубинский и Федор Буслаев). Цитату из него приводит в своей книге «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра» церковный историк Евгений Голубинский: «Святой Феодор, архиепископ Ростовский, сродник сый святого Сергия, писал святые иконы; той, егда бысть архимандритом в Симоновском монастыре на Москве, написал образ дяди своего, святого Сергия чудотворца, зело чудно». Однако никаких следов этого портрета не сохранилось, по замечанию священника Сергия Чуракова, заместителя руководителя иконописной школы при МДА.

Второй четвертью XV столетия датируются два других ярких изображения:

  • Гравированный медальон — на одной из серебряных пластин-«застенков» оклада Евангелия боярина Феодора Андреевича Кошки (РГБ) изображен лик преподобного Сергия. Имеется внешнее сходство с древнейшем троицким покровом, но в данном случае приобретает более сглаженный, смягченный облик.

    Фрагмент изображения на «застенке» обреза Евангелия боярина Федора Андреевича Кошки. 1420–1430-е.
  • Фрагмент разрозненного шитого походного иконостаса 1420-1430 годы (ГИМ) из собрания графа А. С. Уварова и других владельцев. Преподобный Сергий изображен более хрупким, силуэт смягчен, волосы и борода аккуратно приглажены.

    Шитый походный иконостас

Следующей по хронологии следует считать упоминаемую в летописи 1446 года «Икону иже на гробе прп. Сергия: Явление Богородицы со двема апостолами», которую, пытаясь умилосердить своих врагов, берёт с собой в поход Василий II (не сохранилась).

Аналогичная сцена включена в состав композиции резного запрестольного креста, приписываемого монастырскому резчику 1450-х годов прп. Амвросию.

«Второй» покров преподобного также хранится в Сергиево-Посадском музее. Его датировка колеблется в пределах середины-последней трети XV века. Смягченность и благообразность черт отныне становятся определяющими в образной трактовке преподобного, следуя этике московского изобразительного искусства. Лик очень симметричен.

Икона начала XV века «Богоматерь с Младенцем, архангелом Гавриилом и предстоящим в молении прп. Сергием Радонежским» —  одно из первых дошедших до нас изображений прп. Сергия именно в иконописи. Пресвятая Богородица с Богомладенцем восседает на престоле. Трон символизирует Царственное величие Богородицы. Она указывает на прп. Сергия, который молитвенно предстоит перед Богородицей. Пропорционально фигура прп. Сергия меньше, чем Богородицы и Христа. Это иконописный прием, по которому более значимый образ изображается крупнее, чтобы подчеркнуть его главенство. В верхнем левом углу в медальоне изображен архангел Гавриил. Икона была написана для местного ряда Троицкого собора Троицкого Стефано-Махрищского монастыря. В настоящее время находится в Государственном Историческом Музее.

Большие житийные иконы прп. Сергия появляются во второй половине XV века. С периодом творчества второго великого московского иконописца Дионисия связано создание серии житийных икон русских святых, основателей монастырей и иерархов Церкви. Очевидно, что все эти иконы создавались по заказу митрополии или великокняжеского двора.

Среди них известны две масштабные иконы конца XV века: в Успенском Соборе Московского Кремля и Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. И если местоположение кремлевской иконы в храмовом пространстве тех лет остается неясным, икона Троицкого собора создавалась специально для местного ряда (не исключено, что она некоторое время находилась при гробе прп. Сергия).

                                       

Икона 1480–1490-х годов. Успенский собор Московского Кремля                       Икона Троицкого собора. ТСЛ. XV в.

На иконе Успенского Собора святой предстает в полный рост, в Троицком соборе его изображение поясное. Состав клейм на этих иконах абсолютно схож, имеются лишь некоторые разночтения в композиции сцен, что дополнительно свидетельствует о причастности авторов икон к единой группе несмотря на разницу манеры исполнения. Житийный образ святого Сергия в Успенском Соборе написан легко, как бы «акварельно». Образ из Троицкого собора написан многослойно, с обилием лессировок (лессировка — один из приемов живописной техники, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя). Обе иконы относятся к самым выдающимся образцам художественного творчества последних десятилетий XV века.

Отбор сцен для иллюстрирования на основе литературного повествования представлял один из важнейших этапов в процессе создания обеих икон, как и других житийных икон мастерской Дионисия. Трактовка персонажей, облачений, архитектуры и деталей интерьера в иконе дана в традиционно условном варианте. «Национальные» черты архитектуры и других элементов начинают активно проявляться лишь в третьей четверти XVI столетия.

На протяжении двух-трех десятилетий XVI века появляется несколько икон, схожих с кремлевским произведением, не все они сохранились или полностью раскрыты от поздних поновлений. Наиболее сохранной считается икона из Успенского Собора Дмитрова (ок. 1510 г., ЦМиАР) – утонченный по живописи и трактовке образ. В иконописной технике автора просматриваются традиции Дионисия, вполне возможна его связь и с мастерской Феодосия, сына и преемника Дионисия.

Прп. Сергий Радонеж, с житием. Икона нач. XVI в. (около 1510). Музей им. Андрея Рублева

Приведем краткое описание клейм этой иконы:

  1. Рождество Варфоломея
  2. Научение грамоте
  3. Пострижение в монахи
  4. Изгнание бесов
  5. Поставление в диаконы
  6. Поставление во иереи
  7. Изведение источника
  8. Чудо воскрешения отрока
  9. Возвращение прп. Сергием живого отрока отцу
  10. Видение прп. Сергием Божественного огня на Литургии
  11. Явление Богоматери прп. Сергию
  12. Приход послов от константинопольского патриарха Филофея
  13. Исцеление от слепоты греческого епископа
  14. Исцеление Захарии Бороздина
  15. Исцеление бесноватого вельможи
  16. Погребение прп. Сергия
  17. Исцеление слепого у гроба прп. Сергия

Перечислим также ряд наиболее известных изображений прп. Сергия:

  • Лицевое житие прп. Сергия Радонежского XVI века из собрания Троице-Сергиевой Лавры.
  • Преподобный Сергий с житием (1591 г., келарь ТСЛ Евстафий Головкин, Сергиево-Посадский музей-заповедник). Икона написана на доске от гроба прп. Сергия.

    Мастер Евстафий Головкин. Прп. Сергий Радонежский, с житием. Икона. 1592. СПМЗ
  • Преподобного Сергия часто изображают в числе других святых на иконах Богоматери.
  • Преподобного Сергия почитали новгородцы и часто изображали рядом со «своим» Варлаамом Хутынским. Известны изображения прп. Сергия и на иконах-святцах, так называемых «таблетках», из Софийского собора.
  • Одно из самых ранних эпизодов жития, ставшее излюбленным иконографическим сюжетом, — явление прп. Сергию Матери Божией.

    Явление Богоматери прп. Сергию Радонеж. Шитая пелена. 2-я пол. XV в. Музеи Московского Кремля
  • Икона прпп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия, с житием.

Необходимо упомянуть известную икону святителя Алексия, митрополита Московского с житием, написанную в конце XV — начале XVI веков Дионисием для Успенского Собора Московского Кремля (ныне в ГТГ). На двух клеймах изображен прп. Сергий:

  • 7-е клеймо. Святитель Алексий просит прп. Сергия отпустить его ученика Андроника на игуменство в Спасский (ныне Спасо-Андроников) монастырь, который свт. Алексий основал в 1361 году. Перед сидящим свт. Алексием стоит прп. Сергий и сопровождающие его два троицких монаха. Прп. Сергий не отверг просьбу святителя и отпустил Андроника.

    Свт. Алексий 7 клеймо
  • 13-е клеймо. Митрополит Алексий, чувствуя приближение своей кончины, призывает прп. Сергия на первосвятительское служение. Преподобный сидит в мантии на широком седалище напротив свт. Алексия, митрополит — на святительском престоле, между ними возвышается киворий (киворий – сень над престолом, поддерживаемая колоннами; в иконописи изображения кивория символизирует алтарь). По великому смирению прп. Сергий не принял предложения, и митрополит Алексий, утешив преподобного духовными назиданиями, отпустил его в свой монастырь.
Свт. Алексий 13 клеймо

Сестрам также показали фотографии сохранившихся личных вещей прп. Сергия, которые хранятся в Троице-Сергиевой Лавре:

  • Иконы, доставшиеся от родителей – этими святыми образами Кирилл и Мария незадолго до своей кончины благословили любимого сына, перед ними прп. Сергий молился всю свою жизнь (Келейная икона «Одигитрия» XIV в., Николай чудотворец XIV в.).
  • Фелонь, сшитая из грубой крашенины, на ней нет никаких украшений. Хранится в монастырской ризнице.

 

 

  • Дискос и Чаша, на которых совершал Божественную Литургию прп. Сергий. Скол на ножке Чаши, по преданию, образовался вследствие действия Благодатного огня: однажды во время Божественной Литургии, которую совершал прп. Сергий, огонь ходил по Престолу, осеняя алтарь, а когда преподобный захотел причаститься, огонь вошел в Святой Потир. Чаша и Дискос хранятся рядом с мощами преподобного.

  • Параманный крест прп. Сергия хранится в Серапионовой палате. Однажды в Троицкий монастырь прибыли послы из Константинополя и поднесли в дар прп. Сергию схиму и параманный крест-мощевик. Этими дарами Вселенский патриарх Филофей почтил монашеский подвиг великого подвижника.
  • Сандалии хранятся в музее церковного искусства Московской Духовной Академии Лавры.

  • Деревянный гроб-колода прп. Сергия

 

  • Рака наших дней прп. Сергия.

Инокиня Кира также рассказала, что древние источники свидетельствуют о тесной связи поселян с обителью в пору её становления: монастырь стал своеобразной школой не только благочестия и грамоты, но и разнообразных ремесел, в том числе и художественных. Со временем иконопись, ювелирное дело и особенно резьба по дереву становятся вторым занятием местных крестьян, а привитые монастырем художественные вкусы наложили отпечаток на всю последующую историю Посада. Троицкое искусство, соединившее в себе искусство книги (искусство книги – единство видов художественной и творческой деятельности по задумыванию (проектированию), воплощению (художественному решению) и воспроизведению книги), резьбы по дереву, кости и камня, а также тонкого литья и еще более тонкого ювелирного дела было широко известно в нашем Отечестве.

Известно, что сам прп. Сергий был не только прекрасным плотником и столяром, но и вырезал игрушки и раздавал их детям (этот комментарий весьма заинтересовал младших воспитанниц).

***

Лекция оказалась весьма значимой для систематизации и упорядочения тех знаний, которые уже были у сестер – ведь практически все молились у святых мощей преподобного, не раз посещали Лавру, прикладывались ко многим святыням, упомянутым на занятии.

Возникло и много вопросов, требующих дальнейшего уточнения:

  • в Успенском соборе находится гроб прп. Сергия, в котором покоились его честные мощи до их обретения, или же первая деревянная рака?
  • Какую икону традиционно берут на торжественный крестный ход в день праздника?
  • Копией с какой лаврской иконы являются многочисленные ростовые иконы прп. Сергия? Когда и где они могли быть написаны (подобные иконы сейчас хранятся и в нашем монастыре, и в Кашинском Николо-Клобукове)?

К дню преставления прп. Сергия Радонежского 25 сентября/ 8 октября планируется провести следующее занятие, на котором слушатели получат ответы на заинтересовавшие их вопросы, познакомятся со святынями Серапионовых палат и узнают историю становления архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры.

***

С Небесными воинствы ныне Троице предстоя и с лики всех святых водворяяся, верно почитающим память твою грехов прощение испроси, и светло празднующим обретение честных мощей твоих спасение нам даруй, да, радующеся, поем: благословите, вся дела Господня, непрестанно Господа (Минея. Июль, 5-й день. Обретение честных мощей прп. Сергия Радонежского. Канон на утрени, песнь 8).



Все новости