В дни попразднства Сретения Господня в Вознесенском Оршине монастыре традиционно проходят мероприятия, связанные с днями памяти подвижников благочестия XX – начала XXI веков. После утреннего богослужения совершаются панихиды, на могилах служатся литии, на которых стараются присутствовать все насельницы монастыря. В этом году поминальные молитвы были дополнены небольшими сообщениями о тех, чья память особенно почиталась в этот день. В первую очередь эти занятия ориентированы на воспитанниц Детского центра «Родник» и на тех сестер, которые поступили в монастырь недавно.
20 февраля – день отшествия ко Господу всероссийского духовника архимандрита Кирилла (Павлова, 1919-2017).
После панихиды вниманию всех присутствующих в монастырской трапезной был предложен рассказ о приснопоминаемом батюшке. Его любовь, духовная рассудительность и мудрость были известны всем. Огромным авторитетом он пользовался у всей полноты Русской Православной Церкви: митрополитов, епископов, монахов, мирян, простых людей и интеллигенции. Для братии Лавры его слово было непререкаемо. За советом к нему приезжали тысячи людей. У него исповедовались Святейшие Патриархи Алексий I, Пимен и Алексий II. Приходил на исповедь к отцу Кириллу во время посещения Лавры, еще будучи простым семинаристом, Святейший Патриарх Кирилл. Особый акцент был сделан на благоговейнейшем отношении отца Кирилла к Священному Писанию. Каждый, кто обращался к нему как к духовнику, слышал его неизменный совет: «Читайте Евангелие! Вы не представляете, какое сокровище вам откроется!» «Евангелие нам дано, принесено с неба, — и это слово не простое, слово Божественное, и оно нас учит только добру, как нам прожить здесь, на земле, миновать искушения, соблазны, избавиться от мучащих нас страстей, пороков, грехов, беззаконий», — говорил отец Кирилл.
21 февраля молитвенно вспоминали матушку Евдоксию (Жегунову) — первую игумению Оршина монастыря после преобразования его в женскую обитель. 120-летие этого значимого события празднуется в текущем году.
Традиция совершать поминальные богослужения именно 21 февраля начинается с 1999 года — после того, как летом 1998 года стало известно со слов одной пожилой женщины, уроженки Оршинской слободы, место погребения матушки.
В конце 2004 года было получено и документальное подтверждение — на сохранившейся в фондах архива Конгресса США дореволюционной фотографии монастыря, выполненной побывавшем здесь в 1910 г. царским фотографом Прокудиным-Горским, отчетливо видна могилка игумении Евдоксии как раз на том самом указанном месте – напротив алтаря.
На панихиде и литии на могилке приснопоминаемой матушки Евдоксии молились игумения Евпраксия (Инбер) с сестрами обители и воспитанницами Детского центра «Родник», а также настоятельница Свято-Екатерининского монастыря г. Твери игумения Иулиания (Ритониеми), работники и прихожане обители.
После этого был прочитан доклад на основе архивных источников «Игумения Евдоксия (Жегунова). Материалы к биографии». Присутствующие смогли увидеть увеличенную копию послужного списка матушка за 1908 год (оригинал хранится в Государственном архиве Тверской области): «63 года. Грамоте обучалась в монастырской школе. Из купеческого звания. В мире Екатерина. Девица. В 1880 г. пострижена в монашество в Новоторжском Воскресенском девичьем монастыре. Проходила послушание клиросное и благочинной монастыря. Указом Тверской Духовной Констистории определена настоятельницей Тверского Вознесенского Оршина женского монастыря». Были показаны старинные виды города Белый Смоленской губернии (ныне Тверская область) – родного города матушки Евдоксии, дореволюционные фотографии Новоторжского Воскресенского монастыря, фотографии Оршина монастыря, сделанные в 1910 г. С.М. Прокудиным-Горским. Было сделано уточнение относительно года кончины игумении Евдоксии: в брошюре Е.А. Веригина «Оршин Вознесенский монастырь: историческое описание» (Тверь: Изд. Тверской ученой архивной комиссии, 1913) ошибочно указан 1908 год, тогда как и в послужном списке, и в метрической книге значится 1909 год. В грядущем, 2024 году предполагается почтить 115 лет со дня кончины первой настоятельницы Вознесенского Оршина монастыря особенно торжественно.
22 февраля, в день памяти монахини Фаддеи (Былинкиной Татьяны Ивановны, 1905-1999) духовного чада священномученика Фаддея (Успенского), в Оршине монастыре вновь собрались те люди, для которых Татьяна Ивановна стала наставницей и помощницей в деле спасения. Именно от нее стали известны и многие интересные факты из жития владыки Фаддея.
После панихиды и литии на могилке матушки Фаддеи все собрались в монастырской трапезной. Сестрами монастыря было подготовлено небольшое сообщение о жизненном подвиге Татьяны Ивановны с демонстрацией фотографий из ее архива. Рассказ дополнили воспоминания знавших матушку лично.
В следующем году будет отмечаться 25 лет со дня праведной кончины монахини Фаддеи. К этой дате планируется завершить и подготовить к печати ее жизнеописание.
23 февраля, в день третьей годовщины со дня смерти, сугубо поминали Алексея Ивановича Сидорова (монаха Кирилла, 1944-2020) — профессора Московской духовной академии, доктора церковной истории, выдающегося патролога, переводчика святоотеческих творений.
После Божественной Литургии была отслужена панихида, а затем на могиле приснопоминаемого монаха Кирилла, погребенного за алтарем Вознесенского собора Оршина монастыря, совершена заупокойная лития.
Молитвенно почтили память почившего профессора вдова А.И. Сидорова Светлана Викторовна, настоятель храма свт. Василия Великого села Васильевское Калининского района, духовник Тверской епархии протоиерей Николай Дикий, родные и коллеги Алексея Ивановича, гости монастыря.
Затем в трапезной монастыря состоялась поминальная трапеза, после которой родственники и ученики поделились благодарными воспоминаниями. Также были показаны фильм протоиерея Павла Великанова «Лица Академии» с участием Алексея Ивановича Сидорова и слайд-фильм, созданный сестрами Оршина монастыря в качестве подарка еще к 70-летнему юбилею.
Молитвенное поминовение и живой рассказ о подвижниках благочестия, с некоторыми из которых были знакомы лично даже совсем юные воспитанницы, являются той «веков связующей нитью», которая позволяет сохранять преемственность поколений и почувствовать соборную причастность к Святой Церкви.