Вознесенский Оршин женский монастырь

«О ВСЕБЛАЖЕННИИ РУСИ СВЯТОЙ ЗАСТУПНИЦЫ, МОЛИТЕСЯ КО ГОСПОДУ, ДА ПОМИЛУЕТ СИЮ ОТ ГНЕВА СВОЕГО». Занятия по основам иконографии

В 1997 году, когда начали благоукрашать разоренный древний оршинский собор Вознесения Господня, одной из первых святынь стала копия иконы матушки Иулиании (Соколовой) «Все святые, в земле Русской просиявшие». Испрашивая молитв и благословения у подвижников российских, сестры получали и помощь, и утешение. Со временем краски несколько выцвели из-за технического несовершенства полиграфии, но благодать, подаваемая святыми, изображенными на иконе, не оскудела. Сейчас икона хранится в центральном алтаре.

21 июня, в Неделю Всех русских святых, инокиня Кира (Акопян), наш преподаватель иконографии,  ученица учеников монахини Иулиании, рассказала сестрам Оршина монастыря и старшим воспитанницам Детского Центра «Родник» об иконе «Всех святых в земле русской просиявших», взяв для образца детали изображения  как нашей иконы, так и той, которая хранится в Троице-Сергиевой лавре.

***

Лекция началась с рассказа о величайшем иконописце XX столетия – монахине Иулиании (Соколовой М. Н.), написавшей эту икону в 30-х годах прошлого века.

Наталья Евгеньевна Алдошина, внучатая племянница и ученица Марии Николаевны (так все называли её – постриг был тайным), пишет о значении трудов монахини Иулиании следующее: «В её жизни и творчестве отобразились лучшие черты русского народа: подвижнический труд, скромность и глубокая православная вера. Жизненный путь Марии Николаевны совпал с труднейшим в истории нашей страны временем. В первые же десятилетия советской власти в России началось гонение на Церковь и православных людей. Настало время дикого разгула воинствующего атеизма, когда закрытие и разрушение храмов и монастырей сопровождалось массовым уничтожением икон и других святынь русского народа. Нетрудно понять, каким могло быть официальное отношение к иконописанию в то время и насколько сложным был путь для тех, кто пытался сберечь традиции русской иконописи. Но Господь незримо сохранил это искусство, которое является существенной частью жизни Православной Церкви. Монахине Иулиании было дано сохранить и передать преемникам и последователям живые традиции древнерусского иконописания в один из самых скорбных периодов в истории нашего Отечества. И потому столь велико ее значение для современных иконописцев».

Родилась Мария Николаевна 8 ноября 1899 года в семье священника Николая Александровича Соколова, выпускника Московской Духовной Академии, настоятеля московского храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, что на Гончарной улице, близ Таганки. Он ревностно исполнял свои обязанности по храму, любил богослужение, совершая его с благоговением, был справедливым, строгим к себе и не терпел никакой лжи. Вместе с тем отец Николай был музыкально и художественно одаренным человеком.

С ранних лет маленькая Мария любила читать Священное Писание, жития святых и посещать богослужения. Уже с четырехлетнего возраста она много рисовала, а в девять лет поступила в Московскую женскую гимназию ведомства императрицы Марии Феодоровны.

В двенадцать лет девочка лишилась отца, который был для нее примером и учителем. Чувствуя потребность в духовном руководстве, она молилась и просила Николая Чудотворца указать ей путь жизни. Кто-то посоветовал пойти в храм святителя Николая на Маросейке — к отцу Алексею Мечеву.

   

Батюшка встретил ее словами: «Давно я ждал эти глаза», — и стал её духовником. Духовное окормление этого дивного подвижника благочестия и определило весь дальнейший духовный, творческий и жизненный путь Марии Николаевны. Путь человека ко спасению, к Богу должен заключаться, по учению батюшки, в следующем: «Надо полюбить Господа всем своим существом и отдать ему всего себя. Все мысли, чувства, желания направлять на то, чтобы угодить Господу, и стараться направить душу свою, характер свой так, чтобы ближнему было легко с нами жить. И как в жизни и поступках надо забывать свое «я», забывать себя, быть как бы чуждым себе, а жить скорбями и радостями каждого человека, с которым нас Господь поставил, так и в молитве нужно искать не для себя радостей и утешения, а, забывая себя, отстраняясь от себя, просить только силы у Господа исполнять Его повеления на земле, куда Он нас послал для того, чтобы мы, исполняя Его волю, работали Ему и трудились для Него». Этот путь избрала для себя монахиня Иулиания, следуя заветам духовного отца до конца своей жизни. Впоследствии она составила наиболее полное воспоминание о святом праведном Алексие Мечёве.

Время духовного становления Марии Николаевны совпало с особенно тяжелыми и бурными событиями в России. В 1917 году она окончила гимназию и стала заниматься в студиях художеств, некоторое время преподавала рисование в московской школе, где ей было велено прочитать детям атеистическую лекцию. Мария Николаевна решительно отказалась, ушла из школы и начала работала художником-графиком. В 1923 году отец Алексей окончил свой земной путь. Попечение о пастве и церкви он передал своему сыну, иерею Сергию, который благословил Марию Николаевну обучаться иконописи у Василия Осиповича Кирикова. В 1928 и 1929 годах она совершила поездки по северным городам, желая изучить древние фрески. Она делала зарисовки с фресок в Новгороде, Пскове, копии с фресок в Ферапонтовом монастыре. Нужно было обладать твердостью духа и мужеством, чтобы одной ездить рисовать фрески в закрытые храмы и монастыри в этот период воинствующего атеизма. Мария Николаевна сумела осознать необходимость сохранения и развития древних традиций иконописи, твердо сохранить веру в то, что все это не должно умереть. 30–40-е годы для Марии Николаевны были временем накопления богатых знаний и материалов в области иконописания. Она пишет десятки различных копий с древних икон из частных собраний и на их основе создает творческие образы. Копирование для нее стало, с одной стороны, ступенью познания, а с другой — вдохновенным творчеством.

В 1946 году, была вновь открыта Троице-Сергиева Лавра, предстояло возрождение обители. Как иконописец Мария Николаевна получила приглашение в Троице-Сергиеву Лавру. С этого времени начался основной период ее творческой жизни. Одна из первых больших работ была роспись Серапионовой палаты.

 

Мария Николаевна написала ряд икон для Троице-Сергиевой Лавры. Самые значимые из них: икона прп. Сергия с клеймами (список с иконы XV века, приписываемый иконописцу Дионисию или мастеру его школы — помещена в местном ряду, у раки прп. Сергия); икона прп. Никона с житием (находится над гробницей с мощами прп. Никона); иконы святителей Московских с Владимирской иконой Божией Матери и святителей Киевских с изображением Божией Матери Печерской; икона явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию и икона явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму Саровскому, а также многие другие.

Тема русских святых занимала особое место в творчестве Марии Николаевны Соколовой. Уже в 30-е годы, по благословению епископа Ковровского Афанасия (Сахарова), она углубленно работает над иконой «Образ всех святых, в земле Русской просиявших». Создавая свой изобразительный материал по русским святым, находила подобие лика каждого святого по разным источникам, подробно изучала житийный материал.

В 1953 году владыка Афанасий завершил свой многолетний труд по составлению службы Всем русским святым.  В 1954 году его келейная икона Всех русских святых, написанная Марией Николаевной, побывала на первом престольном празднике в Троице-Сергиевой Лавре, в храме в честь Всех святых.

Первая икона такой композиции, написанная по особому благословению и указанию Преосвященного Афанасия, имеет еще и особую историю. Как только открылось в Москве метро, владыка Афанасий проехал с этой иконой от «Сокольников» до «Парка культуры» и позднее говорил: «Это метро освящено мною иконой Всех русских святых. Я проезжал с этой иконой и прочитал все молитвы на освящение этого метро».

К теме русских святых Мария Николаевна обращалась на протяжении всей своей жизни. Ею были созданы иконы «Собор святых града Владимира», «Собор Ярославских святых», «Собор святых Первосвятителей всея России», «Собор святых святителей, в земле Российской просиявших», и четыре иконы «Собор русских святых»

В 1958 году в стенах МДА она организует иконописный класс, которым руководила в течение двадцати трех лет, сделала очень много учебных образцов для студентов.

Мария Николаевна не только писала иконы, но и реставрировала их со своими ученицами — в 1976 году в Лавре она создала и возглавила реставрационную иконописную мастерскую.

В 1970 году Мария Николаевна приняла тайное монашеское пострижение, к которому стремилась еще с ранней юности, с именем святой мученицы Иулиании, память которой празднуется 30 августа вместе с преподобным Алипием, иконописцем Печерским.

В этом же году она была награждена Святейшим Патриархом Алексием I орденом Святого князя Владимира III степени, а Святейший Патриарх Пимен наградил монахиню Иулианию орденом прп. Сергия Радонежского.

Кроме того, она награждена тремя церковными медалями за реставрацию храмов Лавры и за преподавательскую работу.

16 февраля 1981 года последовала блаженная кончина монахини Иулиании. Архимандрит Иоанн (Маслов, 1991) за час до кончины причастил ее Святых Христовых Таин.

Духовник Лавры и Академии архимандрит Кирилл прочитал разрешительную молитву. Первым простился с покойной прибывший в Лавру Святейший Патриарх Пимен.

Погребена мон. Иулиания на кладбище в поселке Семхоз.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «О матушке Иулиании надо и должно вспоминать не как об иконописце только, но как о человеке-христианине, жившем Богом не только своей специальностью, но всеми своими проявлениями. А это в наше время становиться исключительной редкостью, и это блестки Руси уходящей, Святой Руси».

С 1990 года при МДА открыта первая у нас в стране Иконописная школа. Многие нынешние преподаватели школы были некогда учениками незабвенной монахини Иулиании, её образцы и метод обучения легли в основу программы.

Икона «Всех святых в земле русской просиявших» 

Иконографическую концепцию образа всем русским святым разработал свт. Афанасий епископ Ковровский (Сахаров), исправлявший и редактировавший со значительными дополнениями текст службы Всем святым, в земле Русской просиявших, по решению Поместного Собора 1917-1918 гг.  Словесное изображение Святой Руси нашло свое иконописное воплощение. По замыслу епископа Афанасия, группы святых должны были располагаться по кругу, по ходу солнца, по­следовательно отображая юг, запад, север и восток России, просвещенной светом православной веры. Круговая композиция, идеально отражая Божественную вечность и полноту церковной соборности, подчеркивается освящающей собор русских святых иконой Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, заключенной в круг. Изображаются также Киев и Москва: первый город — как основание русского Православия, второй – как его сердцевина; Успенский собор Московского Кремля — как главная святыня Руси, три иконы Богородицы, связанные с Русью – Владимирская, Казанская и Новгородское «Знамение», а также множество святых. По описанию свт. Афанасия было изначально созданы две разные иконы разными авторами, но каноническим стал образом стал образ письма монахини Иулиании (Соколовой).

Замечательно проанализировала соотношение иконографии и гимнографии заведующая сектором редкой книги Третьяковской государственной галереи Чинякова Галина Павловна.

В самой верхней части регистра иконы Собора русских святых изображен Небесный Иерусалим:

в середине — в круге Святая Троица, по сторонам — Пресвятая Богородица и святой Иоанн Креститель, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Варфоломей и Андрей, святитель Фотий и семь Херсонских священномучеников, великомученики Георгий и Димитрий Солунский, святитель Николай Мирликийский и просветители словенские Кирилл и Мефодий, а также множество других угодников, связанных исторически с Русской Церковью.

Ниже — образы непосредственно русских святых, они соединены между собой по территориальному принципу в группы, которые сливаются в единый поток. Слева расположены сонмы подвижников освящающие западные пределы. Справа – те, кто подвизался на востоке Руси.

В центре иконы дивный поток святости разделяется на два рукава (половины), которые огибают белые стены Успенского Собора Московского Кремля. Перед его престолом с возлежащей на нем Ризой Господней под покровом Владимирской иконой Божией Матери стоят московские святители. Сначала Петр и Алексий, за ними — Феогност, Иона, Гермоген, Филипп, Иов, Фотий, Макарий. Рядом — преподобные, юродивые, благоверные. Имена каждого написаны в нимбе вокруг лика. Литургическое служение московских святых у главного престола страны раскрывает основную тему иконы — причастие Русской земли Богу.

Центральная часть иконы соответствует четвертой песне канона русским святым: «Радуется славный град Москва, и веселия исполняется вся Россия…»

Справа от Москвы — Свято-Троице-Сергиева Лавра с преподобным Сергием Радонежским и его ближайшими учениками.

На иконе внизу по центру, равноапостольный князь Владимир вместе со своей семьей — святой бабкой княгиней Ольгой, сыновьями — страстотерпцами Борисом и Глебом и другими киевскими святыми.

Это место соответствует месту символического корня духовного древа русской святости. С двух сторон от него в темных пещерах — Киево-Печерские преподобные. В Киево-Печерском монастыре мощи святых покоятся в двух пещерных комплексах — Ближних и Дальних пещерах. Слева изображены святые Ближних пещер, и впереди всех — преп. Антоний Печерский, основатель русского отшельнического монашества.

Справа — святые Дальних пещер, первым среди них стоит преп. Феодосий Печерский — основатель русского общежительного монашества.

Святые Киево-Печерского монастыря вместе с киевскими святыми и равноапостольным Владимиром являют собою фундамент символического храма русской святости и знаменуют начало домостроительства Духа Святого на Русской земле. Живописный образ тесно связан со словесным. Созвучны этой части иконы слова третьей песни канона: «Рай мысленный еси, Печерская святая горо…»

Слева от Киево-Печерских преподобных изображены святые Южной Руси: Черниговские чудотворцы (князья-мученики Михаил и Феодор) и Волынские чудотворцы с прп. Иовом Почаевским.

На северо-западе прославились Новгородские

Псковские чудотворцы.

Им посвящается пятая песня канона: «Едемскаго рая, приидите, видим цветы присножизненныя и богопрозябенныя, подвиги отец, в пределех Новгород­ских просиявших…» Подобно Богородичну, над сонмом новгородских святых сияет древний образ Матери Божией «Знамение».

Крону великого русского древа образует чудная Северная Фиваида, воспетая в шестой песне: «Ликуй, Фиваидо Русская, красуйтеся, пустыни и дебри Олонецкия, Белоезерския и Вологодския, возрастившия святое и славное отец множество…». Слева направо в верхней части иконы изображены Петроградские, Олонецкие, Белоезерские, Архангелоградские,

Соловецкие, Вологодские,

Пермские угодники Божии.

Следуя седьмой песне канона, в правой части иконы предстоят в молении Христу все святые среднерусских земель: угодники Ростова и Яро­славля, Углича и Суздаля, Мурома и Костромы, Твери и Рязани, древнего Владимира и Переславля Залесского.

Тверским святым посвящен отдельный тропарь: «Тверская похвало, Арсение святителю, Михаиле, княже и мучениче, и Анно, града Кашина сокровище, Ниле и Макарие преподобнии, Ефреме, града Торжка просветителю, со Аркадием и Иулианиею, цветом целомудрия, о нас Христа молите».

Ближе к востоку наш взор встречает тамбовских, сибирских и казанских чудотворцев. Казанская явленная чудотворная икона Богоматери осеняет восток Святой Руси. Замыкает круговое движение изображение святых древних Церквей Кавказа: Иверии, Грузии и Армении, в правом нижнем углу. Иконописному образу соответствует восьмая песнь канона русским святым: «Красуйся, граде Казань… Веселися, Сибирская страно… Радуйся, Иверие и вся земля Грузинская, торжествуй, Армение…».

Словесная богослужебная икона Русской Церкви, равно как и иконописное ее изображение, с возможной полнотой представляют единство разнообразного и безграничного множества путей достижения святости, служения Богу. Преподобные и великие князья, святители и блаженные, праведные жены и мученики имеют равное достоинство перед Богом, Который взирает не на лица, а на горящие сердца человеческие. Прекрасно духовное небо русской святости, светила отличаются множеством оттенков, яркостью горения, но все соединены светом Христовым, просветившим и освятившим Русь.

Ныне образ, написанный монахиней Иулианией, вместе со списком ее же работы хранится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Другая икона ее работы находится в Патриаршей Резиденции, в храме Всех Русских Святых и еще одна в Воскресенском соборе города Романова-Борисоглебска Ярославской области.

Икона матушки Иулиании легла в основу иконографии, созданной в Русской Зарубежной Церкви, где она была дополнена изображением святых царственных страстотерпцев и новомучеников российских. После канонизации в 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви святых новомучеников и исповедников Церкви Русской изображение их собора также стали изображать на иконах, написанных в России. На множество размышлений и сопоставлений наводит чудная двоица: служба и икона Всем Святым, в земле Русской просиявшим. Но лучше всего заключит наше слово священное песнопение: «Русь Святая! Храни веру православную, в нейже тебе утверждение!»

***

О вели́цыи сро́дницы на́ши, имено́ваннии и безыме́ннии, явле́ннии и неявле́ннии, Небе́снаго Сио́на дости́гшии и сла́ву мно́гу от Бо́га прии́мшии, утеше́ние нам, в ско́рби су́щим, испроси́те, ве́ру на́шу па́дшую возста́вите и лю́ди расточе́нныя собери́те, от нас, я́ко дар, песнь благодаре́ния прие́млюще. (В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земли Русской просиявших, канон на утрени, песнь 9)



Все новости