Вознесенский Оршин женский монастырь

ОРШИНСКИЙ СИНОДИК. 31 января – день памяти монахини Иоанны (Юнаевой, † 2017 г.)

 

31 января – пятая годовщина со дня преставления монахини Иоанны (Юнаевой), погребенной на монастырском кладбище в деревне Иверовское.

Монахиня Иоанна, в миру – раба Божия Елена, родилась на берегах Каспийского моря, в солнечном Дагестане в 1960 году. В раннем детстве Промыслом Божиим определено было Елене переболеть в тяжелой форме полиомиелитом, после чего на всю жизнь у нее осталось увечье – изуродованная правая рука. Эту скорбь Елена несла по жизни, преодолевая ее своим светлым, абсолютно беззлобным характером. Чувствуя в ней это беззлобие, окружающие люди как-то сразу к Елене располагались, тянулись и даже доверяли свои тайны.

После окончания Дагестанского государственного университета по специальности «английский язык и литература» Елена поступила в аспирантуру Ленинградского педагогического университета им. Герцена. Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Семантика и номинативно-коммуникативные функции отглагольных имен лиц». Впоследствии работала преподавателем в Израиле, а позже – в ВУЗах Москвы.

Там же, в Ленинграде, Елена пришла к вере и крестилась.

В «лихие девяностые» семья Елены вынуждена была переехать из Дагестана в Израиль, где Елена прожила шесть лет. Годы жизни в Израиле были нелегкими: чужбина, чуждая культура и обычаи, подозрительное и даже откровенно враждебное отношение к христианам. Каждый выходной день Елена проводила у Гроба Господня, куда так стремилась ее душа. Для этого нужно было ехать из Тель-Авива, где жила Елена, в Иерусалим, что зачастую было сделать непросто: по пятницам и субботам в государстве Израиль объявлялся шаббат – день покоя, а значит, и прекращал работу весь транспорт; а воскресный день был первым рабочим днем недели. Тем не менее, подвиг регулярного посещения святых мест стал неизменным деланием для Елены на все время ее пребывания в Израиле. Любовь ко Гробу Господню осталась у Елены на всю ее недолгую жизнь! Переехав с родителями, по благословению архимандрита Наума, в Москву, Елена до конца своих дней тосковала по благодатным местам Св. Земли.

Живя в Москве, Елена мужественно претерпела все отпущенные ей Промыслом Божиим скорби, до самых последних своих дней ухаживала за престарелыми и тяжело больными родителями. «Раба Божия страдалица», – говорил о ней отец Наум. Наконец, не выдержав натиска скорбей, сама заболела онкологическим заболеванием.

Еще в начале 2000-х годов Батюшка архимандрит Наум благословил Елене сшить монашеское облачение «на смерть» и принять постриг перед кончиной. Около 15 лет прошло с того старческого благословения, и момент принятия пострига настал. Весть о своей близкой кончине Елена приняла без малейшего сопротивления, спокойно и осознанно. За 12 дней до смерти над ней был совершен монашеский постриг с наречением имени Иоанна – в честь св. Пророка и Предтечи Господня, так как день пострига пришелся на Собор Иоанна Предтечи.

Всего 12 дней побыла Елена на земле монахиней Иоанной, но за простоту и незлобие, за самоотверженное, даже до смерти, служение ближним, за способность прощать обиды монахиня Иоанна была удостоена удивительной кончины. Мать Иоанна уже не вставала, лежала в своей московской квартире. Но по Промыслу Божию и вопрос о постриге был решен всего за один день, и приходской священник согласился каждый день причащать умирающую. В самый день смерти, когда мать Иоанна была уже в коме, батюшка причастил ее в последний раз. Когда капля Св. Крови коснулась губ, омертвевшее тело, не имеющее уже никакого глотательного рефлекса, ожило и смогло проглотить святыню. Тогда же было совершено и Таинство соборования. И через 20 минут после Причастия и соборования монахиня Иоанна, под чтение «отходной», тихо и мирно перестала дышать.

Когда тело новопреставленной монахини в полном облачении покоилось в гробу, близкая мирская подруга м. Иоанны с изумлением констатировала, что «Лена в гробу – как царица» (монахини позволили родным и близким приоткрыть покров на лице, хотя, по канонам Церкви, тело усопшего монаха должно быть сокровенным). Так величествен и спокоен был лик монахини! Страдальческая кончина монахини Иоанны, принятие ею пострига и, особенно, величественный вид в гробу были для ее подруги настоящим откровением и даже своего рода проповедью: вот как умирают монахи, и «совсем не страшно», и лицо ее «не страшное и черное» как у мирских людей, – так говорила подруга. Она была так потрясена кончиной матери Иоанны, что и всем своим родственникам и знакомым рассказывала о том, «как надо умирать».

Той же подруге монахиня Иоанна приснилась вскоре «в светло-бежевых струящихся одеждах, улыбающаяся, и со стаканом апельсинового сока».

За 10 дней до кончины монахини Иоанны умерла ее мама, престарелая и тяжело больная Людмила. Долгое время Людмила не могла отойти ко Господу: падает, теряет сознание и признаки жизни, кажется, вот-вот отойдет – но нет, опять оживает и продолжает страдать. Никак Господь не хотел забирать ее душу. Но – о, чудо! На следующий день после принятия Еленой ангельского образа Людмила неожиданно тихо скончалась. Так нужен был ей, маме, постриг дочери, для того, чтобы неосужденно явиться перед Богом в вечности!

 



Все новости