1 июля, в день празднования Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, мы молитвенно вспоминаем приснопамятную монахиню Марию.
Монахиню Марию (в миру Марию Семеновну Добромыслову) знают, прежде всего, как создателя замечательной книги «Житие иеромонаха Никона». Это рассказ о её духовнике преподобном Никоне (Беляеве), последнем старце Оптиной пустыни.
Родилась Мария в 1900 г., отец ее, Симеон, был священником в Белёве, маму звали Зинаида. Воспитывала ее бабушка, которая жила в Козельске, «и она часто водила меня в Оптину. Бабушка была нетороплива в походке и неспешна в движениях, и мы обыкновенно приходили в Оптину к самому концу службы». Девочка никогда не возвращалась из Оптиной без цветов – скит был весь в цветах, и монахи обязательно дарили девочке на дорогу букет, протягивали его через калитку. Еще совсем юной девушкой Мария Семеновна оказалась на приеме у старца Нектария, он посоветовал ей учиться живописи – так она и стала ученицей Льва Бруни, который тогда жил в Оптиной. Потом она училась во ВХУТЕМАСе, преподавала рисование в сельской школе, написала много акварелей, на которых — отцы и старцы Оптинские, сама Оптина…
Старец Нектарий передал Марию Семеновну под духовное руководство отцу Никону, а в 1930 г. она приняла тайный постриг в мантию от епископа Павлина, бывшего некогда келейником отца Иоанна Кронштадтского. После разгона Оптиной Мария Семеновна работала вместе с Надеждой Александровной Павлович в оптинском музее. Когда и музей закрыли, устроилась санитаркой на санэпидемстанцию, там и трудилась всю жизнь, тихо и незаметно, жила в Калуге и пела на клиросе в храме.
«Человеку надо следить за своими делами и словами, но этого недостаточно. Нужно наблюдать еще за своими чувствами и мыслями. В миру это невозможно. Поэтому раньше люди уходили в пустыни и становились отшельниками», — эти слова Марии Семеновны приоткрывают нам тайну её внутренней жизни. Она и была этим отшельником среди большого города. «Сокровище», — говорил о Марии Семеновне старец архимандрит Наум (Байбородин).
Ко Господу монахиня Мария (Добромыслова) отошла 1 июля 1985 года.
Через семь лет, 1 июля 1992 года, именно в день кончины Марии Семеновны, на Орше была первая Литургия. Во время Евхаристического канона видели, как в Чашу спустилось пламя – огненный язык с неба.
По благословению архимандрита Наума Матушке Евпраксии вместе с ещё некоторыми духовными чадами старца выпала честь получить послушание послужить Марии Семеновне в последние дни её земной жизни. Подробнее об этом можно прочитать в рассказе «Оптинский колокол» (стр. 34) https://orshin.ru/wp-content/uploads/2020/06/rasskazy-igumenii-evpraksii-o-zhizni-ryadom-so-starczem-naumom-format-pdf.pdf ).