20 декабря 2024 г. в Нило-Столобенской пустыне под председательством Высокопреосвященнейшего Митрополита Тверского и Кашинского Амвросия состоялось собрание монашествующих Тверской епархии.
Заслушав вступительное слово Его Высокопреосвященства и доклады выступающих о нынешнем состоянии монашеской жизни и ее проблемах, монашеское собрание Тверской епархии постановляет:
1. Воздать благодарение Милостивому Богу за Его бесчисленные благодеяния, изобиловавшие в 2024 году и призвать всех монашествующих Тверской митрополии к сугубой молитве о мире и об Отечестве нашем, к усердию в посещении богослужений, к благочестивой и добродетельной евангельской жизни.
2. Участники конференции подчеркивают важность сохранения памяти о монашествующих, архипастырях и пастырях Русской Православной Церкви, принимавших участие в Великой Отечественной Войне. Их подвиги, мужество и самоотверженность являются ярким примером любви к Небесному Отечеству, а также духовного и нравственного служения своей Родине.
3. Монашествующие Тверской епархии призывают к дальнейшему изучению их жизненного пути, популяризации их наследия через образовательные программы, публикации и мемориальные мероприятия. Считаем необходимым продолжить работу по увековечению памяти этих героев веры и Духа, чтобы будущие поколения монашествующих и мирян могли черпать вдохновение из их примеров верности Богу и Родине, любви к своему земному Отечеству.
4. Напомнить слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, обращенные к монашествующим: «Монашеская традиция неслучайно такая строгая. Строгость направлена на создание самых лучших условий для того, чтобы человек мог спасти свою душу. Когда монах берет в руки мобильный телефон, чтобы войти в Интернет, не должен ли он подумать — а стоит ли ему вообще в монастыре находиться?». От этого же предостерегает Его Святейшество в своем докладе на Епархиальном собрании г. Москвы 20 декабря 2024 года: «Болезненным явлением нынешнего времени стало использование мобильных телефонов в алтаре. <…> Привносит неприемлемую суету и явно мешает общей молитве и распространившаяся привычка использования мобильных устройств как мирянами, так и порой, увы, участвующим в соборных службах духовенством для фото- и видеосъемки».
5. В связи с этим вновь обратить внимание на осторожность при использовании смартфонов монашествующими. Чаще всего использование смартфонов отнимает у монашествующих время, которое они могли бы посвятить молитве, наполняет их жизнь соблазнами. В порядке исключения смартфоны могут быть благословлены только тем насельникам, кому они необходимы при исполнении административных послушаний, и только под строгим контролем настоятеля или настоятельницы. Использование смартфонов монашествующими в образовательных целях также небезопасно. Предпочтительнее традиционное образование, для чего в монастырях должны быть хорошие библиотеки и учебные занятия с братией или сестрами.
6. Стоит напомнить о проблеме привязанности монашествующих к родственникам. Согласно «Положению о монастырях и монашествующих РПЦ МП» перед принятием в обитель новоначального послушника игумен должен разъяснить ему, что вступление в монастырь означает оставление мира и всех мирских отношений, расспросить его об оставшихся в миру родственниках, а также о наличии собственных детей. Необходимо выяснить, есть ли среди его близких тот, кто способен и согласен обеспечивать больных, престарелых и немощных родственников. Все эти вопросы следует решить до поступления в монастырь. Напомнить монашествующим о том, что с момента поступления в обитель его семьей становится монастырское братство. Монах должен следить за тем, чтобы относиться к родным своим так же, как он относится ко всем остальным, всецело предавая свое сердце Богу. Господь не запретил любить отца или мать, но прибавил: Кто любит отца или мать более, нежели Меня (Мф. 10:37). Заповедь Христа о любви к Богу и ближним должна выражаться прежде всего в молитве о спасении души родных и близких.
Принять к сведению, что в наше время в виду человеческой немощи по благословению игумена допускается посещение и общение родственников в монастыре. В таких случаях желательно с почтением и любовью оказать внимание им и, пользуясь ситуацией, больше говорить им о Боге, о величии монашеской жизни, также о высоте христианского учения и привлекать их к таинствам Церкви. Монаху надо помнить, что в это время он несет большую ответственность перед Богом и весьма внимательно должно относиться к своему сердцу, дабы оно не изменяло Христу.
Стоит допустить в случае болезни родных или иных сложных ситуаций временный отъезд монашествующих из обители с обязательным условием соблюдения всех монашеских обетов и правил и сохранением регулярного общения в доступной форме с игуменом/игуменией и испрашиванием совета при всяких возникающих недоразумениях. Возможно также привлечение благочестивых мирян для оказания помощи родственникам при категорической нежелательности отъезда монашествующего из обители.
7. Напомнить о великой ответственности всех вступивших на путь монашества перед Богом и людьми. Согласно «Положению о монастырях и монашествующих РПЦ МП» основное служение, которое монахи призваны совершать в Церкви, – это непрестанное пребывание в богообщении и молитве за весь мир. Монахи должны благовествовать о Христе живым примером деятельного покаяния, любви к Богу и служения Ему. Монахи, тщательно исполняющие свое призвание, становятся нравственными ориентирами для православных христиан и всех людей.