24 марта, в четверг третьей седмицы Великого поста, в нашем монастыре митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил постриг в малую схиму трех послушниц. Они были наречены в честь святых жен – блаженной Ксении Петербургской, великомученицы Параскевы Пятницы (III в.) и преподобной Кассии Песнописицы (сер. IX в.).
После пострига архипастырь поздравил новопостриженных с принятием ангельского образа, настоятельницу и сестёр обители — с событием нового пострига и обратился ко всем со словом наставления:
Замечательный классик, светский и одновременно духовный писатель Николай Васильевич Гоголь однажды написал такие слова: «Мне нужно уединение. Решительное уединение. Я не рожден для треволнений и чувствую с каждым днем и часом, что нет выше удела на земле, чем звание монаха». И тот, кто пошел по этому пути, знает, о чём помышлял и о чём писал наш знаменитый классик. Человек, который в какой-то момент своей жизни вдруг услышал зов Христов, заставивший его в корне изменить свою жизнь и пойти по пути отречения от мира, поистине счастлив. Мир не понимает монашества, мир очень часто его порицает, клевещет на него, потому что живет своими страстями. Неслучайно авва Дорофей говорит о том, что мнение о людях есть зеркало собственной души. И когда мир восстает на монашество, он проецирует на него себя. И подобно тому как человек отражается в зеркале, он, пытаясь увидеть всё нехорошее в других, на самом деле видит в них то, чем живет сам.
Монашество — это не путь стерильный. Стерильного в нашей жизни вообще ничего нет. Но монашество — это удивительно благодатный путь, который сопровождается, конечно, и падениями, и восстаниями. Этот путь изобилует скорбями и духовными утешениями. И кажется, в обычной христианской жизни всего этого тоже хватает, но монашество — это как бы максима всего христианства. Неслучайно мы знаем такое выражение — «свет мирянам — монахи, а свет монахам — ангелы». Мы, конечно, не способны к бестелесной ангельской жизни, абсолютно бесстрастной, воздушной и только наполненной славословием, но стремление к этому. Путь к этому, преодоление себя ради этого составляет ежедневный непростой труд, труд борьбы с самим собой, и одновременно являет нам плоды благодатной радости; радости, которую никакие иные земные радости заменить не могут. Но для того, чтобы получить это благодатное утешение, необходимо терпение, болезни, и преодоление собственного эгоизма и в словах, и в мыслях, и в своих чувствах по отношению к окружающим людям и к окружающему миру — всё то, что производит в нас терпение, а через терпение — вкушение благодатной жизни во Христе.
Сегодня, дорогие сестры, вы получили имена святых, которых Церковь любит, знает и почитает. Они жили в разное время, у каждой из них был свой путь, свои характеры, свои удивительные и подчас очень необычные истории. И, конечно, получив эти имена, вы не призываетесь повторить их жизнь, потому что это невозможно. Но в тех примерах, которые даны вам в именах прежде живших, а ныне предстоящих у престола Господа преподобных, мученицах и святых женах, вы можете найти то, что вас воодушевит; воодушевит быть по-настоящему монахинями; воодушевит преодолевать в себе всё то, что так непросто преодолевать обычному человеку; в послушании, в смирении получать очень непростую, жесткую, а иногда по отношению к самим себе жестокую огранку сердец. Но именно таким образом и никаким другим из алмаза рождается бриллиант; из золота неочищенного получается золото очищенное, которое блестит, переливается, удивляет и радует глаз. Именно таким образом, только через терпение, через преодоление себя, через послушание, через отрицание от всего того, что раньше было желанным, но было мирским, и получается божественная красота; божественная красота, которая начинает сиять в человеке, несмотря на преклонение к закату жизни, несмотря на физическое увядание. И эта красота в виде внутреннего света, незаметного физическому глазу человеческому, обязательно светит другим. И сердце верующее воспринимает этот свет и видит, и чувствует эту красоту. Поэтому тот высший удел на земле, который переживал и Николай Васильевич Гоголь, и многие преподобные отцы и жены, — это и есть удел нетленной божественной красоты, который отображается в человеке, когда он отрицается от мира и когда он обещает быть всё время с Богом, оставляя на периферии своей жизни всё то, что прежде составляло какую-то ценность.
Я желаю вам терпения, я желаю вам молитвы, я желаю никогда не бояться искушений, которые могут любого человека приводить и в охлаждение, и в расслабление; но с терпением переживать эти периоды кажущейся нам богооставленности, потому что именно в эти периоды богооставленности, если Господь определит вам через них пройти, Он будет ближе всего к вам. И потом, стиснув зубы и пройдя через эти периоды, вы поймете, что именно в эти периоды, когда нужно особенно потерпеть и особенно внутренне попереживать и пострадать, лишиться каких-то утешений, — именно в эти периоды Бог был как никогда близок к вам. Спасайтесь в монашеском чине.
Сердечно поздравляю матушку игумению Евпраксию, сестер обители, всех прихожан и всех, кто здесь учится, с тем, что вы стали свидетелями и участниками сегодняшнего события. И хотя Церковь учит о том, что у нас есть семь Таинств, но все же относительные цифры. Многие святые отцы постриг монашеский тоже определяли как Таинство. И это действительно так, ведь это тоже тайна рождения человека в новую жизнь, которую мы лишь немного наблюдаем со стороны, но которая по-настоящему является рождением в жизнь вечную, в жизнь будущего века.
Подробнее о постриге можно прочитать на сайте Тверской епархии