Вознесенский Оршин женский монастырь

Преподобномученик Иларион (Громов) и его почитание в Вознесенском Оршине женском монастыре

 

Доклад игумении Евпраксии (Инбер), настоятельницы Вознесенского Оршина женского монастыря Тверской епархии, на межрегиональном круглом столе «Почитание местных подвижников благочестия и новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях» в Свято-Троицком Болдине мужском монастыре Смоленской епархии, 14 ноября 2023 г.

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства,
досточтимые отцы и матушки игумении, дорогие братья и сестры!

В 2017 году, когда скорбно вспоминалось столетие революции, мы обнаружили в списке новомучеников и исповедников Российских святого, который был родом из находящейся всего в двух с половиной километрах от Оршина монастыря деревни Крупшево – преподобномученика Илариона (Громова). Детство и юность его были связаны с нашей обителью, ведь скорее всего, именно сюда, как в ближайший храм, ходили молиться жители Крупшева, а прпмч. Иларион (в миру Иван Андреевич Громов), как тяготевший к монашеству, конечно любил монастырские службы, и, возможно, именно здесь созрело его решение посвятить свою жизнь Богу.

Преподобномученик Иларион (в миру Иван Андреевич Громов) родился в 1867 году в крестьянской семье в селе Крупшево Клобуковской (ныне Каблуковская) волости Тверского уезда Тверской губернии. В 1895 году на 28-м году жизни он посетил Афон и был принят в русский Пантелеимонов монастырь. В том же году был пострижен в рясофор с именем Иоанн, а в 1902 году в мантию с именем Иларион. Послушание проходил на подворье в Одессе, а в самой обители – на книжном складе.

С 1908 года исполнял послушание на подворье в Москве. С 1910 по 1912 год вновь проживал в обители. В 1912 году его опять отправили в Москву.

Афонское подворье в Москве, учрежденное в 1879 году на частные пожертвования, размещалось в небольшой дворянской усадьбе на Большой Полянке. Настоятелем подворья в ту пору был великий старец — преподобный Аристоклий (Амвросиев). Именно через него на протяжении многих лет осуществлялась связь с Пантелеимоновым монастырём на Святой горе Афон.

Несмотря на тяжелый недуг (бо́льшую часть жизни он страдал водянкой и болезнью ног), преподобный занимался благоустройством обители, руководил издательской деятельностью, а кроме того, окормлял духовно множество людей, которые шли к нему со всей России. Иеросхимонах Аристоклий обладал дарами прозорливости, исцелений, изгнания бесов. В день преподобный принимал иногда более тысячи человек. Старца очень почитали святитель Тихон (Беллавин) и епископ

Трифон (Туркестанов). В тяжелое революционное время по молитвам прп. Аристоклия люди спасались от голодной смерти, выходили из тюрьмы, избегали расстрела. Благодаря ему многие неверующие обратились к Богу.

По инициативе святого старца на Афонском подворье в Москве издавалось периодическое издание «Душеполезный Собеседник», которое рассказывало о жизни русских монахов на Святой Горе, знакомила с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам. Благодаря этим публикациям, вызвавшим огромный интерес, русский Афон воспринимался читателями как неотъемлемая часть России. В результате русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми послушниками, на щедрые пожертвования россиян восстанавливались пострадавшие от пожаров монастырские постройки, возводились новые храмы. Ктиторы и настоятели российских храмов

стали заказывать через Афонское подворье иконы с ликами святых для своих церквей, как в двух столицах, так и в провинции.

В конце XIX – начале XX веков трудами братии подворья в Москве вышли десятки книг Свято-Пантелеимонова монастыря: «Собрание писем святителя Феофана»; «Письма Святогорца к друзьям своим о Св. Горе Афонской. В 3 частях», «Афонский патерик или жизнеописания святых на Св. Афонской Горе просиявших. В 2 частях» и многие другие; 384 издания Афонских листков, сотни номеров журнала «Душеполезный собеседник» и т.д. Некоторые издания не только раздавались на подворье, но и бесплатно рассылались по стране. «Каталог книг, изданных Афонским Русским Пантелеимоновым монастырем», выдержавший около 20 изданий, также выпускался в Москве, и по нему можно было заказать различные книги и брошюры, которые отправлялись заказчикам с книжного склада при подворье. Издательское дело и стало основным послушанием о. Иллариона (Громова) на Московском подворье.

После постройки в 1909 г. нового комплекса зданий подворья вблизи ул. Большая Полянка в одном из них были размещены издательство православной литературы и большой книжный склад, откуда продолжалась рассылка изданий по стране. Так, например, 2 марта 1914 г. председатель Совета Донского Союза русского народа (в г. Новочеркасске) статский советник Л. Епифанович выслал игумену Мисаилу письмо с благодарностью за отправку этой организацией заведующим книжного склада Московского подворья Руссика монахом Илларионом (Громовым) 87 наименований книг, брошюр и листков.

С началом Первой мировой войны при подворье был открыт лазарет, где монах Иларион также самоотверженно трудился. Вот что пишет он игумену Мисаилу 5 мая 1915 года: «У меня на подворье взяли тоже четырех моих помощников, без которых мне приходится трудненько. Теперь нужно в каждое дело вникать самому. Кроме того, еще и лазарет, да приходящих к нам на перевязку хватает с четырех других лазаретов. За всеми нужно смотреть».

После кончины в 1918 году старца Аристоклия отец Иларион возглавил

московское подворье. Несмотря на наступившие трудные времена, он имел тесную связь со старцами афонского монастыря. С 1913 по 1929 год из Москвы он постоянно писал письма отцу Мисаилу.

9 ноября 1920 года Патриарх Московский и всея Руси святитель Тихон рукоположил отца Илариона во иеродиакона, а затем и во иеромонаха.

Но вскоре большевистское правительство перешло в наступление на духовенство и Церковь. Подворье было закрыто. Вот как пишет об этом отец Иларион в своем письме к игумену Мисаилу от 21 декабря 1922 года: «Батюшка! Дополнительно посылаю Вам настоящее письмо о нашем великом испытании, которое постигло нас, а именно: наше Подворье отобрано и теперь перешло в коммунальное хозяйство Горной Академии студентов. Нам пока временно для жилья дали уголок — помещение бывшего приюта. Из церкви, а также из могилки вывезли

все. Только гроб старца [отца Аристоклия] пока находится в усыпальнице, которая запечатана. Мы стараемся тело старца перевезти на одно из кладбищ московских монастырей. Одним словом, с закрытием храма мы теперь лишены духовного утешения. Дорогой Батюшка! Тяжело и горько нам живется. Нет слов выразить Вам посетившей нас печали. Мы — Ваши дети, находимся здесь как сироты, застигнутые судьбой бушующего житейского моря. Вся цель и стремление здешней вверенной мне братии — уехать в святую обитель».

Но отец Иларион с братией подворья так и не смог вернуться на Афон.

Он много хлопотал о выдаче заграничных паспортов для себя и для братии, но этим только привлек к себе внимание властей. Начались преследования. До некоторого времени отцу Илариону удавалось избегать ареста. С 1922 года он служил сверхштатным священником в храме святого Григория Неокесарийскаго в Москве. Но гонения на духовенство усиливались, и отец Иларион был вынужден скрываться. Его приютил у себя дома Николай Александрович Рейн, будущий мученик. На его квартире отец Иларион совершал богослужения.

В декабре 1930 года ОГПУ по распоряжению советского правительства начало проводить мероприятия по выселению из Москвы священнослужителей, монахов и монахинь закрытых монастырей и активных мирян. Всего в Москве в декабре 1930 года было арестовано, допрошено и подготовлено к выселению более четырехсот человек.

28 декабря 1930 года отец Иларион был арестован. Убедившись из расспросов, что перед ним иеромонах, следователь спросил его, ведет ли он агитацию против советской власти, а также: что он отвечает верующим, когда те спрашивают, есть ли в настоящее время в стране советов гонения на религию? Отец Иларион ответил: «Агитации против советской власти я не веду. Верующим, которые обращаются ко мне по вопросу о гонениях на религию, я всегда объясняю так, что всякая власть дается от Бога, а поэтому всякой власти надо подчиняться и переносить все гонения на религию». Выяснив, что иеромонах Иларион считает, что при советской власти гонения есть, следователь отпустил его, взяв подписку о невыезде.

29 января 1931 года следственные действия, касающиеся той группы, в которую входил иеромонах Иларион, были закончены и составлено обвинительное заключение, где писалось, что они, «монахи, монашки, бывшие домовладельцы и торговцы, будучи активными церковниками-монархистами, группируясь вокруг реакционных московских церквей, систематически ведут антисоветскую агитацию о религиозных гонениях, чинимых советской властью… Квартиры их являются убежищем для всякого рода контрреволюционного элемента».

8 февраля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило всех арестованных к трем годам ссылки. Половина арестованных была отправлена в Казахстан, а половина, в которую попал и иеромонах Иларион, – в Северный край на строительство железнодорожной ветки в глухой тайге, где условия работы и жизни были самые тяжелые. Сюда было сослано много духовенства, и многие здесь умерли от болезней и непосильного труда. Что пережил там о. Иларион, и как ему удалось остаться в живых, остается неизвестным.

В 1934 году отец Иларион вернулся в Москву, но в выдаче паспорта ему опять было отказано, и он поселился в поселке Новые Петушки (ныне г. Петушки) Владимирской области у своего духовного сына. Здесь он прожил несколько лет, время от времени приезжая в Москву для окормления духовных чад.

В Москве он часто ходил в храм Ризоположения на Донской улице, но служить здесь не мог из-за запрета властей. Службы отец Иларион совершал на частных квартирах, где были устроены домашние церкви, в частности, на квартире дьякона Иоанна Хренова, будущего священномученика. Материально помогал ему его духовный сын Николай Рейн.

26 августа 1937 года иеромонах Иларион был вновь арестован, заключен в Бутырскую тюрьму в городе Москве и допрошен. Отец Иларион не признал себя виновным, и следователь не настаивал, для него было достаточно показаний лжесвидетеля, с которым отец Иларион был знаком, а также и того, что священник был судим за контрреволюционную деятельность в 1931 году. 5 октября 1937 года следствие было закончено. Отца Илариона обвинили в том, что «он являлся активным участником контрреволюционной церковно-монархической группы, на квартирах своих единомышленников совершал тайные богослужения, проводил систематическую антисоветскую агитацию, высказывал фашистские настроения, распространял контрреволюционные провокационные слухи о якобы существующем в СССР гонении на религию и духовенство».

8 октября 1937 года особой тройкой при УНКВД по Московской области иеромонах Иларион (Громов) был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 11 октября 1937 года. Честное тело священномученика покоится в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Постановлением Священного Синода РПЦ от 7 мая 2003 года священномученик Иларион (Громов) был причислен к лику святых. Начиная с 2017 г., когда стало известно о связи прпмч. Илариона с Оршиным монастырем, в обители стали активно работать над тем, чтобы имя святого стало известно его землякам. В дни памяти святого в монастыре совершается торжественное богослужение.

Сохранился дом в д. Крупшево, где родился и вырос отец Иларион, нашлись его родственники, многие из которых оказались воцерковленными людьми, одна из них инокиня, другая певчая. Даже те, кто пока еще на пути к храму, весьма утешились, узнав о таком великом предстателе и за их род, и за деревню, и за тверскую землю, и за всю нашу многострадальную Отчизну. Возле дома Громовых в день памяти преподобномученика Илариона, 11 октября, и в 4-ю субботу по Пасхе в день памяти Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, мы служим молебны и просим его небесного заступничества. На молебны собираются родственники святого и местные жители.

В иконописной мастерской Оршина монастыря написаны две иконы прпмч. Илариона: аналойная поясная и ростовая, где святой изображен вместе со своим наставником прп. Аристоклием Афонским. Было напечатано краткое житие прпмч. Илариона для раздачи.

Сведения о прпмч. Иларионе были размещены на сайтах монастыря, Тверской епархии, «Монастырского вестника», в светских региональных СМИ. С учащимися местных школ проводятся занятия об их святом земляке. Ведутся архивные работы по уточнению биографических данных преподобномученика Илариона (Громова).

Мы всегда также молимся, чтобы открылась судьба сестер, изгнанных вместе с матушкой Виталией в 1919 г. из Оршина монастыря, и постепенно Господь исполняет просимое. Шесть лет назад мы узнали о месте упокоения благочинной – монахини Алевтины (Лебедевой), вскоре нам указали и могилу послушницы Александры. Надеемся, что станет известно и о тех сестрах, которые нашли пристанище при Успенской единоверческой церкви на Волыни и в других тверских монастырях, и о тех, кто переселился в соседние деревни, и о тех, кого сослали в 1931 г. в казахстанские лагеря.

Молитвами всех новомучеников и исповедников Церкви Русския, Господи, спаси и помилуй нас!

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

https://tvereparhia.ru/news/prepodobnomuchenik-ilarion-gromov-i-ego-pochitanie-v-voznesenskom-orshine-zhenskom-monastyre/



Все новости