Вознесенский Оршин женский монастырь

«ПРИИДИТЕ ВСИ ДУХОВНЕ ВОЗВЕСЕЛИМСЯ О ПАМЯТИ СВЯТЫХ». Занятия по основам иконографии.

14 июня, в Неделю Всех святых, накануне начала Петрова поста, в Оршине монастыре продолжились занятия по иконографии. Инокиня Кира (Акопян), преподаватель Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих женских монастырей Тверской и Кашинской епархии, рассказала новоначальным сестрам монастыря и старшим воспитанницам Детского Центра «Родник» о самых древних сохранившихся иконах, пояснила, как должно понимать язык иконописи, по каким признакам определяется принадлежность к тому или иному лику святых. Приводим в сокращенном виде содержание лекции.

***

«Утверждение христологических догматов оказало основополагающее влияние на становление иконографии. Так на смену изображениям Христа, характерных для раннехристианского периода (таким как рыба, агнец, Добрый Пастырь и т.д.) пришли иконы. Уходя от скульптуры и достаточно натуралистических раннехристианских изображений, церковное искусство становилось все более условным, тяготеющим к плоскостности. Тела, изображаемые на иконах, как бы истончалась, подчеркивая духовную наполненность образа».

По словам замечательнейшего искусствоведа, недавно почившего доктора искусствоведения, профессора МГУ Ольги Сигизмундовны Поповой, к сожалению, время не сохранило самые ранние иконы. Они, несомненно, создавались в IV — V вв., после того, как христианство было включено Константином Великим в 313 г. в число признанных государством религий. Церковное предание говорит, что иконы писались и раньше, в первые века христианства, когда оно преследовалось, и исповедавшие его люди совершали церковные службы тайно в катакомбах. Но все же первые дошедшие до нас иконы относятся уже к VI в. К этому времени христианское искусство имело уже немалый опыт, о которых мы знаем по сохранившимся ансамблям мозаик.

Все ранние иконы выглядят внешне весьма скромно по сравнению с великолепием и блеском мозаик   IV — VI вв., цель икон —показать внутреннюю глубину образа.

По своему назначению икона — это образ, который должен максимально приблизиться к своему Божественному прототипу, икона — это некое звено, которое связывает земное с Божественным.

Большая часть сохранившихся ранних икон находится в монастыре святой Екатерины на горе Синай. Это не значит, что там они были созданы. Иконы присылались из городов и крупных центров, имевших художественные мастерские. Три из этих икон — «Христос Пантократор», «Богоматерь на троне со свв. Федором и Георгием» и «Апостол Петр» —  выполнены с высочайшим художественным мастерством и могут быть отнесены к константинопольским работам.

Самая важная по содержанию и самая прекрасная по исполнению из ранних икон — это «Христос Пантократор», благословляющий правой рукой и держащий Евангелие в левой.

Христос Пантократор Синай

Именно такой образ, иконография которого, как видно по этой иконе, уже сложилась в VI в., будет играть ключевую роль во всем византийском искусстве. Здесь также сохраняются многие элементы античного иллюзионистического портрета, но уже явно преобладают особенности, свойственные именно иконе, то есть образу, предназначенному для молитвы.

Икона «Богоматерь на троне со свв. Федором и Георгием», также объединяет в себе классические элементы со свойствами уже совершенно иконописными.

Богородица Синай

К первым относятся перспективная архитектура фона, изображения ангелов, живых, эмоциональных с красивыми обликами, очень похожими на античные фигуры. Ко вторым — строгость фигуры Девы Марии, окутанной темными одеждами, будто подчеркивающими Её отстраненность от мирской суеты; изображения Федора и Георгия исполнены духовной сосредоточенности.

Икона «Апостола Петра» наиболее близка классическому искусству и похожа на портрет реального человека.

Апостол Петр. Синай

Иконография этой иконы еще весьма свободна. Во всем — и в стиле, и в иконографии —  пока еще больше натурального, чем идеального.

Во второй половине XI в. появляется новый тип иконы — минологий, то есть месячная икона (Святцы), или икона с изображением праздников и святых, отмечаемых и почитаемых по церковному календарю в течение данного месяца. Минологии на одной иконой доске могли писаться на один месяц, на три месяца и даже на целый год (последние были обычно диптихами, то есть состояли из двух складывающихся створок.

Диптих Синай начало 11 в.

Поверхность таких икон разделялась горизонтальными полосами на ряды, в которых помещались маленькие фигурки святых и праздников, расположенных друг за другом в соответствии с церковным календарем.

Синай. начало 11 в.

В это же время, в XI в., создается большое количество письменных минологиев — рукописных книг, сборников житий святых.

В монастыре святой Екатерины на горе Синай сохранилось достаточно много подобных икон-минологиев, которые до сих пор выполняют в храме свою роль наглядного литургического календаря.

Разберем, как изображаются на иконах святые каждого лика, и предварим нашу беседу тем, что ознакомимся с именованиями и описанием древних одежд.

Хитон — довольно свободная, с широкими рукавами одежда, по длине доходящая до ступней ног.

Гиматий — плащ, представляющий собой длинный и широкий отрезок ткани, который надевался поверх хитона.

Клав — нашивное украшение в виде вертикальных полос, идущих от плеч до нижнего края туники. Это символ посланничества (миссии), поэтому он имеется на одеждах апостолов и пророков как Божиих посланников, возвещавшим людям волю и словеса Божии. Цвет клава всегда отличается от цвета хитона. Очень часто он бывает желтого цвета разных оттенков и почти всегда украшается золотым ассистом.

Мафорий — женская верхняя широкая одежда, в разложенном виде круглая, с достаточным по величине круглым же прорезом посередине, чтобы прошла голова. Края этого прореза около шеи обшивались широкой или узкой каймой. Мафорий надевался поверх туники и по длине опускался немного ниже колен. Под мафорием на голове носился легкий плат, подбирающий и закрывающий волосы.

Одеяние Пресвятой Богородицы

Туника голубого цвета разных оттенков как символ девственной чистоты.

Мафорий коричнево-красного цвета, цвета крови, свидетельствует о том, что от Нее, чистейшей Девы, заимствовал Свою земную порфиру — плоть и кровь — Сын Божий. На мафории всегда изображаются три звездочки — символ Ее Приснодевства, которые пишутся на обоих плечах и на челе: Она — Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече), Дева — в самый момент непостижимого рождения Сына Божия (звездочка на челе) и остается Девой по рождении Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече покрывала).

   

Иконография ангелов

Изображения ангелов встречаются уже в катакомбах в контексте определенных событий, например, Благовещения. Общая устойчивая иконография сложилась к IV — V вв.: ангелы изображаются в образе длинноволосых юношей с нимбом и крыльями, облаченных в хитон, гиматий или иные одежды.

Крылья обозначают:

  • отрешение от всего земного и чувственного, несмотря на их близость к нам;
  • быстроту и пламенною ревность в исполнении воли Божией;
  • готовность Ангелов служить людям и охранять их своим покровом;
  • крылья Серафимов, закрывающих свои лица и ноги, говорят о том благоговении, смирении, страхе и трепете, с какими они предстоят лицу Божию.

Одежды Ангелов на иконах разнообразны: иногда они изображаются в хитонах и плащах, как апостолы или пророки, и тогда на плечах их — клав, как у небесных посланников. Иногда их хитоны богато украшены золотом вокруг шеи и по подолу, иногда, как высших слуг Небесного Царя, их пишут в одеждах ближайших царских сановников византийского двора, и тогда они имеют широкий длинный орарь, перекрещивающийся на груди.  Так мы видим на изображении V в. — Санта Аполинаре — Ангелов в сапожках и триумфальных одеждах.

Архангел Михаил. Санта Аполинаре

С VI в. Ангелы могут изображаться в одеждах, разных по степени знатности (заимствуется или все облачение, или только детали — оплечье и поручи, плащ с нашивкой).

Ангелы обычно держат в руке зерцало — диск, на котором монограмма Христа, изображение Спасителя или Богородицы.

Принадлежностью Ангелов также являются

слухи (или тороки) — символ особого слышания Бога и послушания воле Его;

мерило — посох, символ посланничества;

лор или лорум — широкая украшенная лента.

Особая иконография свойственна Архистратигу Михаилу, который первый восстал против отпавшего Денницы, призвал на брань с ним прочих Ангелов и, по низвержении отпавших, не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих и за дело спасения рода человеческого. Он часто изображается в воинских доспехах, с копьем или мечом в руке. В XVII в. еще более усложняется иконография — появляются изображения на коне с богатой атрибутикой. Такие иконы любили в XIX в., но в XVI в. нельзя представить подобную приземленность.

Архангельский Собор Московского Кремля. 14 в.

В XVI в. встречалась иконография Ангелов в облачениях архиерейских (в омофоре) или же в иерейских или диаконских одеждах.  В XIX в. появляются изображение ангела с кадилом.

Тогда же возникает стремление обозначить каждого Архангела особой атрибутикой.

 

Ангелы с орарем

Иконография ветхозаветных святых

Первыми в катакомбах появились изображения ветхозаветных святых в древних одеждах (хитон, на нем клав, гиматий, сандалии). Иконография лика имеет много вариантов. У пророков в руках свитки с текстом пророчеств о Христе.

Цари с ранних времен изображались в царских одеждах, причем не в исторических, иудейских, а чаще всего в византийских одеяниях (цари Давид, Соломон).

Византия Фреска.

У первосвященников — особые головные уборы, длинные бороды, свиток с текстом (Аарон, Захария, Моисей).

Византия Фреска

Иконография Иоанна Предтечи разная, но иконография лика стабильная. Написание одежд имеет несколько вариантов: может быть гиматий с мехом, может быть власяница на теле и гиматий сверху, хитон и гиматий

   

или одна милоть.

В руках обычно держит свиток со словами о покаянии. В поствизантийский период изображался с крыльями согласно богословию исихазма – Ангел пустыни.

Ангел пустыни

Пророк Илия одет в хитон, на плечах милоть, «видом космат».

Святые, жившие в Вавилоне пишутся в особых одеждах, не иудейских – в своеобразных головных уборах, в штанах (пророк Даниил, отроки Анания, Азария, Мисаил).

Иконография апостолов

Апостолы изображались в хитонах (на нем клав) и гиматиях.

Иконография сложилась быстро, апостолы узнаваемы уже на самых ранних изображениях. В руках у них свиток в знак проповеди, апостол Петр — с ключами.

Евангелисты почти всегда держат книги, обычно закрытые, но встречаются изображения Иоанна Богослова с книгой приоткрытой, с пером и чернилами. У Павла может быть несколько свитков в знак множества его посланий. Апостолы от 70-ти могут быть с омофорами, потому что многие из них были епископами (Тимофей, Варнава, Ермолай, Сила), цвет одежды каждого указан в Подлинниках. Иногда изображались апостолы в полиставрионах (полиста́врион, полиста́врий — в древности богослужебное одеяние епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, представляющая собой фелонь со множеством нашитых на неё или вытканных на ней крестов), хотя они их не носили. Диаконы-апостолы — в хитоне с орарем на правом плече.

Иконография мучеников

Святых мучеников, несмотря на разнообразие их одежд (в этот лик входят представители всех сословий и возрастов: цари и рабы, старцы и младенцы, мужи и жены), можно сразу же узнать по кресту – знамению победы над смертью и диаволом.

Первые мученики изображались в одеждах, подобных апостольским: хитон, гиматий с клавами.

Позднее мучеников-воинов начали писать в воинских одеждах, в кольчугах, с щитами и копьями. В головном уборе (шлеме) встречается только изображение мученика Меркурий.

Часто встречаются указания на профессию святого. Так о врачебном искусстве вмч. Пантелеимона свидетельствует ящичек с лекарствами и специальная ложечка.

На национальность вмч. Иакова Персянина указывают серьга в ухе и характерная шапочка.

Царственные страстотерпцы и князья-мученики изображаются в одеждах, соответствующих их высокому положению.

Иконография святителей

В начале церковной истории все святители облачались, кроме подризника, епитрахили, пояса и поручей, в фелонь, поверх которой возлагался омофор (ярким примером этого является икона святителя Николая). Саккос был принадлежностью только константинопольских патриархов. Но со временем в церковной практике саккос вошел в облачение всех епископов, фелонь же осталась принадлежностью пресвитерского облачения.

Святителей изображали в катакомбах V — VI вв. с Евангелием (обычно закрытым) как проповедника слова Божия. Встречаются изображения в апостольских одеждах, при этом епископ изображался в омофоре, священник без омофора. В XI в. святителей пишут в фелонях и несшитых епитрахилях, что отражает древнюю практику. Появляется и крестчатая фелонь — особенность значимых кафедр.

Византия. Фреска

Особо почитаемые святые изображались на престоле, но весьма редко.

Святители первоначально изображались без головных уборов. На практике такое встречается только у свт. Кирилла Александрийского,

Кирилл Александрийский посередине

а святитель Спиридон Тримифунтский изображается в пастушьей шапочке.

свт. Спиридон

В XIV в. святители пишутся в белых куколях, реже в митрах, что отражает скорее всего реальную практику того времени. Нельзя сказать, что только у нас была такая практика, это также мы видим на Балканах, в Греции (последняя — в более позднее время).

Основная атрибутика облачений святителей:

  • митра — в Русской Церкви с XVII в., в Западной — с более раннего времени;
  • двойная епитрахиль — одна снизу, другая поверх саккоса;
  • рукава у саккоса короткие;
  • жезл (в позднее время);
  • свиток (в позднее время – символика служения);
  • крест (апостольское или мученическое служение).

В послевизантийское время в практику входит новая митра, могут быть особенные атрибуты. Жезл появляется у епископов в XVIII — XIX вв. как знак административной власти (раньше Евангелие и благословляющий жест). Иконография традиционна, белый клобук.

Епископы иногда изображались в клеймах и в быту епископами, например, ходящими по городу, переезжающими куда-то в полном святительском облачении. Некоторые епископы изображаются в монашеском облачении, ничем внешне не отличаясь от простых монахов.

В позднее время (XVII в.) появляется практика изображать в неполном облачении, например, в мантии и омофоре.

Иконография священников почти не отличается от святительской —  также с Евангелием в руках, только вместо саккоса фелонь и нет омофора. Характерное для св. Иоанна Кронштадтского изображение с Чашей в руках (русский народ стал причащаться чаще благодаря его проповеди) является исключением.

В древности встречались изображение священников не в пресвитерском облачении, а в ином, например, если пострадал как мученик, то в мученическом одеянии.

У монаха-священника его сан почти не отражается в иконографии.

Диаконы изображаются в полном облачении, с кадилом и ладаницей. Данная иконография стабильна с ранневизантийского времени.

Византия. Фреска

Иконография преподобных и праведных

Преподобные изображаются в житийных иконах по-разному: в полном облачении, в подряснике, на босую ногу, в схиме и т. д.

В иконах малых размеров другой принцип.

В современной практике применяется принцип разнообразия образов.

Начиная с древности, преподобные изображаются в полном монашеском облачении, головной убор мог быть особенный или отсутствовать.

Некоторые преподобные и праведные держат кресты (у греков очень распространено, но это не знак мученического подвига),

иногда свитки, которые могут быть развернуты или свернуты. Тексты были всегда предельно небольшими и говорили о путях спасения.

Бороды и волосы самые разные. Преподобные Востока в характерных головных уборах (прпп. Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Иоанн Дамаскин).

У прп. Иоасафа Индийского особый головной убор — корона как у царевича, схима спущена на плечи; поэтому он узнаваем.

 

Иоанн Кущник изображается с Евангелием — это связано с особенностями его жития.

У преподобного – строителя монастыря в руках может быть изображение храма.

Некоторые святые изображаются с иконами в руках (прп. Антоний Новгородский, афонские новомученики).

Праведные изображаются в полном облачении своего чина (те, кто не приняли мученическую смерть и не были монашествующими).

Одежды святых жен

На иконах одежды мучениц и праведных очень схожи с одеянием Пресвятой Богородицы.

Обувь святых жен — сапожки, несколько выступающие из-под длинной туники.

Византия. Миниатюра

***

Крести́теля и Предте́чу, апо́столы, проро́ки, му́ченики, священнонача́льники же, по́стники и преподо́бныя, священному́ченики, ку́пно боголюби́выя жены́ и пра́ведныя вся, и а́нгелов чи́ны, до́лжно пе́сньми увязе́м моля́щеся, сла́ву сих получи́ти от Христа́ Спа́са (Неделя всех святых, свети́лен).



Все новости