Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ, ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЕЦ (8 октября 1984 г.)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! В нынешний день мы прославляем великого угодника земли Российской преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Святые отцы говорят, что явление в мир праведника — это великая милость Божия, ибо праведник сияет своей благодатью и дарами Божественными для верных, ради Церкви, для спасения многих, ищущих спасения. Когда мы прославляем преподобного Сергия, то именуем его воистину Ангелом земным и небесным человеком. Матерь Божия Сама называла его избранником Своим, ибо Царица Небесная, имея покров над Российской землей, избирала угодников Себе, молилась за них, покрывала через них Русскую землю. Мы знаем, что крещение Руси совершилось 1 августа, а это начало Успенского поста. Это особое благодатное время, когда Церковь и все христиане ублажают Деву Богородицу. Угодно было Ей призвать Российскую землю к евангельской жизни, и Царица Небесная взяла Русь под Свой покров.

Благодатная икона, от которой великие чудеса совершаются, называемая теперь Владимирская, по благоволению Божией Матери была перенесена в Суздальскую землю. Святой Андрей Боголюбский в 1155 г. молился, и было ему веление от Божией Матери идти с этой иконой в Северную Русь. С тех пор на Руси и стало процветать благочестие. Мы знаем, что много было угодников Божиих: благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский, митрополиты Петр и Алексий. И вот в эти времена Господь даровал нам преподобного Сергия. Он избрал его от чрева матери. Господь еще прежде рождения освящал многих пророков для служения истине и правде, как, например, Иеремию освятил прежде его рождения. Иоанн Креститель, который был самый великий праведник из всех рожденных женами, был освящен еще во чреве матери своей. И когда Дева Богородица посетила Елисавету, то младенец Иоанн Креститель Духом Святым узнал Господа и прославил Его, взывая устами матери своей Елисаветы: И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне (Лк. 1, 43). Так и праведный Сергий освящен был к великому служению еще во чреве матери своей. Однажды, когда его мать Мария стояла в храме, то трижды возгласил младенец, находившийся в ее утробе. Это было знамением того, что он будет верным служителем Живоначальной Троицы. Когда преподобный Сергий подвизался, на Руси было тяжелое время, ибо татары пленили Русскую землю. Кругом было бесчестие, кругом была неправда, пьянство, многоженство, воровство, богохульство, татары такой страх нагнали, что бывало только крикнут: «Татары!» — все разбегались в лес, бросали все, потому что, действительно, татары были дикие, необузданные, кровожадны. И в это время преподобный Сергий поднял дух русского народа, призвал к благочестию и постоянно ко всем взывал: «Надо нам молиться Богу, надо нам всем, православным христианам, объединиться, тогда Господь поможет нам и избавит нас от этого ига татарского».

Преподобный Сергий пришел сюда (здесь был раньше дремучий лес), построил церковь во имя Живоначальной Троицы и стал подвизаться. Великую брань он здесь перенес, демоны его искушали, смущали, но Господь помогал ему, и он постом, молитвой и слезами стяжал чистоту сердечную. И даровал ему Господь благодать Духа Пресвятаго, власть над бесами, дар прозорливости получил преподобный Сергий от Бога, дар исцеления и многие благодатные дары, потому что Господь готовил его быть светильником для земли Российской. Многие приходили сюда, желая научиться благодатной жизни, желая наследовать Царствие Небесное.

Мы знаем, что и в наше время почти все люди на земле веруют в Бога, но многие живут беспорядочной жизнью и многие верования есть небогоугодные. А на Руси евангельская православная вера просияла через угодников Божиих как живая жизнь с Богом, как богообщение. Когда мы с кем-то разговариваем, мы этого человека видим, мы знаем его. Так и угодник Божий, когда говорит, обращается к Богу, он знает, что Бог слышит его и Бог дает ему Свое вразумление, слышит он голос Божий, голос Божией Матери и угодников Божиих. При такой живой вере благодатной кто его может смутить? Кто его может поколебать? Или кто отторгнет такого угодника Божия от любви Христовой? Вот такую благодатную веру имел преподобный Сергий, имел живое общение с Богом. Он видел небо отверстое, видел Ангелов. Когда совершал Божественную литургию, Ангел Божий с ним присутствовал на служении. Видели некоторые достойные из братий, что благодатный огонь осенял престол, пребывал в Чаше и этим огнем благодатным причащался преподобный Сергий.

Это великая милость Божия — явление благодати среди людей. Мы знаем, что до сих пор в Великую Субботу, перед Пасхой, на Гроб Господень сходит благодатный огонь. В Великую Субботу, в 12 часов дня архиерей Божий (в этом году патриарх Диадор) взошел в Кувуклию и там молился, а в первом часу появился какой-то луч особый и облако светлое стало продвигаться от Голгофы, где пострадал Христос, к кувуклии. Потому что храм Воскресения в Иерусалиме очень большой, и он покрывает и Гроб Господень, и Голгофу. И это облако взошло в кувуклию, и некоторые видели, что как бы шары огненные образовались. Патриарх руками как бы сдвигал эти маленькие шары, и получился большой шар. Этот огонь благодатный первое время не жжет никого. Зажигались свечи (по 33 свечи обыкновенно бывает в пучке), все ликовали, прыгали, махали, свистели, кричали — так выражали радость, потому что благодать Божия открылась людям, и веровали, и радовались люди, что еще этот год Господь благословил нам жить на земле.

Так вот такой же благодатный огонь постоянно пребывал с преподобным Сергием. В душе он чувствовал этот огонь, как свет. Такой огонь не жжет, он вразумляет, он просвещает ум, очищает помыслы и подает мир благодатный. Преподобный Сергий молился за Русь, строил монастыри. Он сам научился богообщению и научил своих учеников, и те получали такую же благодать Духа Пресвятаго, как и их духовный наставник. Приходили князья, благочестивые люди, просили: «Отче! Мы желаем, чтобы и в наших областях воссияли светильники благочестия, мы желаем строить и открывать монастыри. Пошли нам учителей благочестия». Еще при жизни преподобного 25 монастырей было открыто, и туда посылал настоятелями преподобный Сергий своих учеников, и после смерти его еще много монастырей открылось.

В это время Мамай, наущаемый диаволом, восстал на землю Русскую. Советники его лукавые говорили ему, что надо Русь истребить, надо уничтожить все мужское население, церкви разорить, веру православную уничтожить. И Мамай, побуждаемый диаволом, стал собирать громадную рать. К этому времени он уже имел власть над землями между Волгой и Доном, над Северным Кавказом, Причерноморскими степями, Крымом. Много народа населяло эти земли, и собрал он громадное войско: 900 тысяч и еще 30 человек, как записано в Устюжской летописи. 900 тысяч! По тем временам это было великое множество. Для покоренных народов устанавливалась еще военная дань, и по требованию хана не только зерно везли в Орду, но и каждый третий мужчина, а иногда половина или даже все мужское население с конями и вооружением направлялись в ханское войско. И вот 900-тысячное войско пришло на реку Воронеж. Москва еще не знала о большой опасности. И когда дозоры донесли в Москву о надвигающейся беде, великий князь послал гонцов и собрались на Девичье поле 150 тысяч воинов. Все воины были разделены на десятки, на сотни, на тысячи, и были поставлены воеводы. 18 августа, в день святых мучеников Флора и Лавра, великий князь Димитрий Иванович с воеводами прибыл в обитель к преподобному Сергию. Преподобный отслужил литургию, покропил всю дружину святой водой и сказал им: «Я молился Живоначальной Троице, и Господь открыл мне, что победа будет за русским православным воинством». Господь видел беззакония ордынцев, видел, что они разбойники и богоборцы, и поэтому послал Господь страстотерпцев Бориса и Глеба руководить сражением. Великий князь посылал по совету преподобного Сергия много даров Мамаю: и шкурки ценные, и золото — и увещевал: «Не будем воевать, давай мир хранить. Хватит нам земли, всем жить можно мирно. Земля дает богатые урожаи». Но Мамай-богоборец не находил покоя: «Нет, я всех вас истреблю!» Преподобный Сергий послал двух своих схимонахов Александра и Андрея как благословение для войска. Он сам не пошел, но духом пребывал с русскими воинами.

Воины пришли на поле Куликово. К 150 тысячам добавилось 70 тысяч воинов из Полоцка, Брянска и Пскова, а дорогой еще добровольцы присоединились — всего русских получилось 248 тысяч, а татар — 900 тысяч. Господь так устроил, что Мамай завел свои войска как бы в мешок: Дон, Непрядва, другие мелкие речки облегали Куликово поле, кругом болота, — туда и зашли татарские войска. А русские пришли заранее, стали на горке. Татары, когда узнали, что русские там остановились, то всю ночь шли. Наконец достигнув Куликова поля, хотели было отдохнуть, а им не дали: затрубили трубы, и они, уставшие, голодные, неспавшие, сразу же вступили в бой. А тут что получилось? Восемь километров всего ширина этого поля — значит, если стоять будут ряд к ряду, только 16 тысяч могут участвовать в сражении, а остальные должны давить друг друга, мять, гибнуть от тесноты. Господь так устроил, что богоборцы были посрамлены. Преподобный Сергий стоял на молитве, видел духом своим воинов, все, что совершалось на поле брани, молился с братией и говорил: «Упал такой-то воевода убитый, упал такой-то князь, воины такие-то погибли, будем молиться за них». И хотя было далекое расстояние, он сказал: «Победа полная. Бог победил богоборцев силою русского оружия». Потом, через пять дней, когда прискакали гонцы, все подтвердили: так действительно и было.

А перед этим была большая тяжба с Тверью. Тверский князь хотел стать великим князем. И что же он умыслил? Он с погаными татарами и с литовцами вошел в союз — восемь лет воевали против Москвы, но не могли ее одолеть, потому что был уже построен Кремль — каменная крепость. Великий князь в печали своей призвал преподобного Сергия в город Переяславль крестить своего сына Юрия. Когда преподобный Сергий пришел, то, увидев печаль русских людей, сказал: «Княже, пригласи всех князей русских и воевод, пригласи всех епископов, священников, собери великое собрание, как было в древние времена у народа Израилева. Мы будем решать вопрос, как нам дальше жить и как нам наследовать жизнь вечную». Когда все собрались, преподобный Сергий стал увещевать всех объединиться вокруг веры православной, перед крестом и перед Евангелием смириться и водворить мир, не воевать православным с православными. И все эти князья сказали: «Послушаемся голоса твоего, святый отче. Раз Тверь стала предательницей, и князь тверской вступил в союз с врагами нашими, мы смирим эту Тверь бунтующую». Был только полк московский, а когда 19 князей вернулись домой, а потом пришли со своими полками, то стало 19 полков — великая сила. Окружили Тверь, и Тверь покорилась. И тверской князь сказал: «Не буду я больше домогаться начальствования, буду младшим братом князя Московского, в случае войны с Ордой пойду на татар». Так и было.

Преподобный Сергий, когда вернулся великий князь Димитрий с победой, всех призывал благодарить Господа Бога. Стали строиться монастыри на реке Дубенке и на том месте, где похоронили воинов, а воинов погибло 198 тысяч человек — такое множество! И установила Церковь, по совету преподобного Сергия, перед праздником Димитриева дня, в субботу, совершать память всех воинов, погибших на поле Куликовом.

Преподобный Сергий для всех нас опора и украшение, краса Церкви Российской. Он и до сих пор нас не оставляет. Многие, достойные из братий, видели, как он по лавре ходит, как стоит на клиросе и поет. Он внимает каждому прошения, и кто с верою и любовью приходит к нему, к раке его святых мощей, и просит — все получает по его молитве. Великую благодать имеет преподобный Сергий, он любит Русскую землю, любит каждого человека и о всех молится, чтобы все наследовали жизнь вечную.

В самые лютые времена преподобный не оставлял Россию, помогал русскому народу одолеть врага. Когда поляки приходили сюда, преподобный Сергий молился, умолял Господа Бога, и Господь даровал победу русскому оружию. Наполеон пришел в Москву — преподобный Сергий опять молился. И когда Наполеон посылал сюда, на лавру, большой отряд воинов, то по молитвам преподобного нашел такой густой туман, что воины не видели пути перед собой, страх напал на них, хотя были они с пушками и с оружием. Дважды они пытались подойти к лавре, но возвращались с полпути и сюда так и не пришли.

Когда преподобный молился за Русь, то Господь посылал ему великие дарования, великое дерзновение. Наполеон, поднявшись на колокольню Ивана Великого, видел три армии, идущие на него. Впереди шел вождь с крестом, в черном одеянии. Это был преподобный Сергий, который так устрашил этого Наполеона надменного, что тот весь пришел в тряску, весь побледнел и кричал: «Кто это такие?» А это были три армии, которые стояли в резерве — армии Тормасова, адмирала Чичагова и Витгенштейна. Эти армии выступили наперерез Наполеону, когда Кутузов начал наступление. И вот Наполеон стал спрашивать: «Видели вы это видение?» Маршалы отвечали: «Нет, Ваше Сиятельство, никого не видели». — «Это был монах в черном одеянии, с седой бородой, с крестом! Он — начальник войска, он — предводитель! Кто он такой?!» — не унимался Наполеон. Спросили одного старца. Он привел Наполеона в Благовещенский собор и показал: «Вот он, наш предводитель!» Увидев икону преподобного Сергия, французский император обомлел: «Да, это был он». С этого времени Наполеон не мог найти себе покоя: то в Петровский собор уедет, то в Кремль, то еще куда-нибудь — нигде не было утешения. Наконец он дал приказ уходить из Москвы.

И мы, братья и сестры, в нынешний день прославляя преподобного Сергия — великого угодника и молитвенника за Русь Православную, должны так же любить веру православную, любить свое отечество, молиться о благоденствии всех живущих по лицу земли и подражать его житию. Он оставил нам свои советы, говоря: «Любите друг друга, храните чистоту душевную и телесную, непрестанно молитесь, за все благодарите». Будем просить в этот день у Господа Бога, чтобы нам пребывать под покровом Божией Матери, ради молитв преподобного Сергия и всех русских святых, чтобы нам сохранить святую веру православную, будем просить у Бога терпение. Непрестанно нужно приучать себя к молитве. Идем, сидим, лежим, что бы мы ни делали, куда бы мы ни шли — непрестанно нужно в уме, в глубине сердца призывать Господа Бога, Матерь Божию, святых угодников и преподобного Сергия. Надо стараться не делать грехов. В наше время матери не хотят иметь детей — это великий грех. Если мы молимся Богу, живем в чистоте, то хотя и приступают к нам злые люди, приступают демоны, но ничего не могут нам сделать злого, потому что Бог посылает Ангелов Своих святых и по молитвам угодников Своих нас сохраняет.

В Житиях святых описывается такой случай. Привели бесноватого, в котором демон сидел громадной силы, и стали просить помощи у угодника Божия. Когда святой угодник сказал: «Выйди, диавол, из Божиего создания», диавол отвечал: «Куда я пойду? Некуда идти, некуда идти!» «Иди в меня, — сказал подвижник и открыл рот. «Что ты! — кричал диавол. — Я к тебе боюсь подойти и на десять шагов. Огонь идет от тебя, опаляет меня». И убежал в пустыню. Так вот праведники Божии, как преподобный Сергий, имели власть над бесами, потому что жили богоугодной жизнью, в чистоте, в целомудрии. А в нашей жизни что мы видим? Бес имеет власть над нами. Почему? Потому что мы слушаемся диавола и творим беззакония. Ведь когда Адам и Ева были в раю, они имели благодать. Но как послушались диавола, нарушили заповедь Божию, так демон их взял в свою власть. Так и мы творим блуд, убийство детей, воровство, гордость допускаем, не соблюдаем посты, всякие беззакония совершаем. Поэтому покидает нас Ангел Хранитель, благодать Божия нас оставляет, и приступает к нам демон. И какой меры мы делали грех, такой силы вселяется в нас сатана и искушает. И мы видим, что такие люди бывают послушниками диавола, некоторые даже служат ему. Есть сейчас в Америке церковь сатаны, где сатану прославляют, поклоняются ему, поют гимны, кадят ему. За что спрашивается? За то, что он разрешает блудить, предаваться гордыне и всякому беззаконию. Мы, братья и сестры, призваны к вечной блаженной жизни, приняли мы святое крещение, Духа Святаго приняли, но многие из нас не сохранили эту благодать таинства крещения, поэтому Господь нам дарует покаяние. Давайте мы теперь в нынешний день рассмотрим всю нашу жизнь, сравним ее с проповедью евангельской, перед крестом и Евангелием осудим себя и отложим всякие беззакония. Будем помнить, как преподобный Сергий говорил: «Храните чистоту душевную и телесную», чтобы каждый из нас оставил блуд, всякую гордыню, воровство, непотребство, леность, чтобы каждый трудился, молился, терпел всякие скорби и непрестанно нужно приучать себя к молитве: молиться в церкви, молиться дома, молиться в дороге, молиться при всех наших трудах.

Если мы, братья и сестры, пойдем этим путем, каким прошел преподобный Сергий и все святые, то покров Матери Божией будет пребывать над нами, Ангел Божий, хранитель наш, неотступно будет с нами. Непрестанно будем призывать Бога в помощь: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Будем молиться: «Пресвятая Богородице, помогай нам», «Преподобный отче наш Сергие, моли Бога о нас». И этот путь узкий — путь молитвы и поста — приведет нас к усыновлению. Мы воистину будем чадами Божиими. Если мы взываем: «Отче наш, Иже еси на небесех!» — значит, мы творим волю Его, значит, мы Его дети. А раз мы Его дети, мы наследники вечных обетований, которые Господь уготовал для любящих Его детей. А это что? Это вечное Царство, это блаженство, это жизнь во свете, духовности великой, жизнь со святыми. И к этой жизни призывают нас своим примером и благодатным подвигом все святые. Преподобный Сергий жил на земле, но он воистину уподобился Ангелу земному. И нам нужно теперь потрудиться в этом делании: исполнять заповеди Божии, непрестанно молиться, за все благодарить и идти евангельским путем, каким прошли все наши святые отцы и матери. А когда мы примем от Господа благодать, Господь усыновит нас. И в день Страшного суда, когда явится Крест Животворящий на небе, Господь соберет всех, которые по лицу земли живут, и изменятся все, станут духовными, а мертвые воскреснут, и Господь поставит всех нас по праву сторону и скажет тогда нам слово Свое: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.



Все новости