Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). СЛОВО НА АКАФИСТЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ. О преподобном Серафиме Саровском (1990 г.)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Слово Божие говорит нам: Бог есть Дух, и покло­няющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 24). «Святым Духом всякая душа живится», — воспевает Святая Церковь. И Господь по любви к нам и Церкви Своей даровал Духа Святаго. Мы — сыны вос­кресения (Лк. 20, 36). Когда мы приняли святое кре­щение, Господь возродил нас для жизни вечной и дал нам Духа Своего. Этот Дух Святой пребывает в человеке. Если мы почитаем жития угодников Божиих, вспомним жизнь святых отцов, то заметим, что они искали Духа Святаго, они жили в этом Духе Святом. И цель всей нашей жизни — это стяжать благодать Духа Святаго.

Мы прославляем преподобного Сергия, преподобно­го Серафима; они были стяжателями, искателями Духа Святаго. Вся их жизнь — это искание воли Божией и спасение своей души и ближних. Преподобный Сера­фим особенно почитается нами, потому что он показал подвиг, который превосходит подвиг многих угодников Божиих, он показал нам величие духа человеческого, когда он ищет Бога и соединяется с Богом, он показал нам величие Церкви Христовой. Как он любил Церковь, любил ее каноны, любил богослужение! Преподобный Серафим, как избранник Божий, с ранних лет послужил Госпо­ду Богу. И вот он-то вместе с преподоб­ным Сергием открывает нам путь богопознания, путь очищения и путь единения с Богом. Сам Господь говорит: «Аз есмъ путь и истина и живот (Ин. 14, 6). Мною (то есть Христом) аще кто внидет (в эту жизнь, в Церковь и веч­ность), тот спасется (Ин. 10, 9)». Несть бо иного имене ни на небе, ни на земле, ни в преисподней, о немже подобает спастися нам (Деян. 4, 12). И препо­добный Серафим открыл нам эту тайну богообщения. Когда он пришел в Саровскую обитель, то постоянно бывал на службах. И он так любил круг церковного богослужения, что, живя уже один, в уединении, в пустыни, исполнял все, что чита­ется и совершается в Церкви. Преподобный Серафим вставал ночью в начале первого часа, исполнял утрен­нее правило, вычитывал утреню, которую мы слышим в Церкви, потом первый час, третий, шестой, девятый и вечерню. Он имел свое особое правило по­движническое, которое исполнял на Псалтири. Пре­подобный так любил Евангелие святое, что прочиты­вал Новый Завет в течение недели: в понедельник он читал Евангелие от Матфея, во вторник — от Марка, в среду — от Луки, в четверг — от Иоанна Богослова, а в оставшиеся дни недели прочитывал Деяния и все Послания апо­стольские. И говорит преподобный Серафим, что дух человеческий должен как бы дышать Духом Божиим, знать во всякое время, во всяком обстоятельстве волю Божию, чтобы эту волю Божию творить.

Сам Господь сказал ученикам, как надо молиться. «Отче наш» — это самая важная для нас молитва. «Отче наш, да будет воля Твоя». Что бы мы не делали, что бы мы не собирались предпринять, или даже ска­зать, или решить, надо поставить себе вопрос: будет ли предпринимаемое нами во славу Божию, по воле Божией и во спасение души. Вот мы хвалимся верою своею, многими обширными познаниями, но говорит слово Божие: «Да не хвалится мудрый мудростью своей, да не хвалится сильный силою своей, да не хвалится богатый богат­ством своим. Но хвалящийся хвались только Господом» (Иер. 9, 23—24).

И преподобный Серафим как раз всю хвалу возда­вал Господу Богу, непрестанно на устах его была молитва. Он говорит нам: «Ты делаешь, идешь, трудишь­ся — ни о чем не думай, не помышляй о суетном, грехов­ном, а только взывай: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Сам преподобный до обеда призывал Иисуса Христа в помощь непрестанно, непрерывно, на огороде когда бывал или что-либо еще делал. А в послеобе­денное время он молился Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся» — или читал: «Господи Иисусе Хри­сте, Сыне Божий, Богородицы ради помилуй нас». И он говорил, что, если кто желает ангельского жития, но не имеет непрестанной, внутренней, сердечной молитвы или гласной, или духовной, то он не монах, а черная головешка.

Посмотрим мы на самих себя. Многовековая история прошла перед нами, и видим, что многие верова­ли. И сейчас, в наши дни, никто не может сказать, что Бога нет, потому что человек — часть Господня (Втор. 32, 9; Пс. 141, 6). Веруют даже бесы. Но для того, чтобы быть с Богом, надо Бога любить, сливаться с во­лей Божией, сливаться с Его благостью и быть во всем подобным Господу.

Какая же часть Господня в человеке пребывает? Посмотрим на человека, са­мих себя рассмотрим. Что мы видим? Видим в себе как бы двойственную природу. Телесная природа, которая живет по закону природы, подобна животным. Чело­век рождается младенцем, обязательно от родителей, растет, в нем пребывает все, что видно и у животно­го, например, желание пищи. И все, что происходит у животного, происходит у человека. Человек в природе своей телесной имеет чувства: слух, зрение, вкус, обо­няние, осязание. Человек чувствует телесную волю, же­лания телесные, чувствует в себе пребывание страстей. Но в человеке есть душа. И когда мы глубо­ко будем разбирать учения святых отцов, то они говорят, что душа есть и у животных. И в Библии мы чи­таем, что душа всякия плоти (животного) кровь его есть (Лев. 17, 11). Так вот в душе животного имеются две части: раздражительная и вожделевательная, то есть область пожеланий. Зверь раздражается, гневается, ярость проявляет; животное имеет желание, скажем, покушать, у него возникает желание к размножению рода своего — много желаний в телес­ной природе. Но у животного, поскольку у него нет третьей части души, которая есть у человека — умной, духа вечного, то сразу же, как возникает желание, если не действует рефлекс условный, безусловный, — возникает действие. И мы видим, как ведет себя животное, иной раз без­образно, что на него и смотреть-то противно, нет стыда, нет воздержания. А в человеке пребывает дух вечный — это дыхание Бога Вседержителя. Сам Господь сотво­рил первых людей, как мы читаем в святой Библии: И созда Бог человека, перст взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни (Быт. 2, 7). Это дыхание жизни, как говорит святитель Григорий Богослов, луч Божественный, усыновляет нас с Богом, дает нам образ Божий. И сотворил Бог человека по образу Своему (Быт. 1, 27). Образ Божий в человеке видится в его бессмертной душе, именно в умной силе, в духе вечном. Этот дух тоже имеет свою жизнь. Видим мы тут разум, волю и чувствования. Но видим не ту волю, которая бывает в телесной природе, не того человека, которому мы го­ворим: «Моя рука, мое тело, на время данное мне», — подобно как будто бы лошадь ведешь и говоришь: «Моя лошадь». Разум, пребывающий в нашем духе веч­ном, видит истину, видит ложь, имеет способность по­знания, мышления. Имеется воля в духе человеческом. И эта воля видит добро и зло. Есть и чувствования у души нашей, у духа нашего бессмертного, которые раз­личают святость, благочестие и нечестие. И вот когда, как у преподобного Серафима, очищается душа, то дух соединяется с Богом; этот дух воздействует на раздра­жительную часть и на вожделевательную, ревность предает душе чистоту и благочестие, и вся душа ста­новится богоподобной. И тогда уже эта благодатная ду­ша, очищенная Духом Святым, воздействует на нашу телесную природу и проявляется уже в благочестии, в скромности, в воздержании. Душа руководит нашей те­лесной природой.

Человек переживает великую брань: тело желает господствовать над духом, проявляет свои по­желания, страсти, требования. Даже апостол Павел го­ворит: В членах моих вижу иной закон, противобор­ствующий закону ума моего и делающий меня плен­ником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим. 7, 23). И порой человек, не умудренный благода­тью Духа Пресвятаго, поддается власти плоти своей, и тогда ум становится прислужником плотских удоволь­ствий. Посмотрим на пьяницу. Какая цель его жизни, его исканий? Он только и желает напиться, желает до­быть себе это удовольствие, ум его ищет и изобретает средства, как найти деньги, чтобы купить вина, водки, и порой человек этот поступает нечестно, прибегая к обману, лжи, даже к воровству. Другой увлекается объедением, тре­тий ищет себе много жен. И вот этот ум бедный, попав­ший в плен плоти, страстей и бесов, работает плоти и греху, он работает диаволу, он поклоняется страстям, и его душа погибает, потому что пьяницы, блудники и убийцы Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10). И вот идет великая брань и борьба. Апостол Па­вел также ее переживал и говорил: Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим. 7, 15). Такова великая сила пло­ти, она влечет человека к требованиям своим, влечет, чтобы человек исполнял то, что она ему напоминает. И поэтому преподобный Серафим говорит: «Предсто­ит великая борьба, великая брань, чтобы преодолеть господство этой плоти». И Сам Господь говорит, что род сей, то есть наши страсти и душевные, и телесные, из­гоняются только молитвою и постом (Мф. 17, 21).

Преподобный Серафим, как и преподобный Сер­гий, и святитель Николай, соблюдал пост всю свою жизнь. Мы имеем неправильное понятие о посте. Если посмотрим, как учат святые отцы, то правильное поня­тие в чем состоит? Человек хранит девятицу, — читаем мы в летописи, — значит, он до девятицы, то есть до третьего часа дня, не вкушал вообще ничего. Если человек хранит пост до вечера, хранит пост два дня, то в переводе на наш грубый язык современный это значит, что он до вечера голодает или два дня ничего не вкушает. Мы видим в Евангелии, что Господь соблюдал пост сорок дней. Это не значит, что Он не ел скоромную какую-нибудь пищу — Он вообще ничего не вкушал, голодал. И мы знаем, некоторые угодники Божии имели от Бога благодать и укрепление своей воли, так что подражали Господу и постились по сорок дней, некото­рые даже больше. Так вот нам не надо кичиться, что мы не едим мяса, скажем, вот сейчас, ни сыр, ни яйца, ни молоко, ни рыбу. А если будем три раза в день вкушать хоро­шо сваренную постную пищу, обильную калориями, то можем даже прибавлять в весе. Ученые лю­ди говорят, что пусть ты не вкушаешь, допустим, животную пищу, а много кушаешь сладкого и мучного, то ты при­бавляешь в весе. Посмотрим в таблицу калорийности, и оказывается, что самую большую калорийность имеет высококачественное растительное масло: 100 грамм дает 730 килокалорий. Хлеб имеет большую калорий­ность, чем мясо: 100 грамм хлеба дает 200 килокалорий, а 100 грамм мяса — от 90 до 140 килокалорий. Святые отцы говорят, преподоб­ный Иоанн Дамаскин, например, подробно изъясняет, что когда мы вкушаем мясо, то мы готовую слизь воспринимаем в наш организм и те компоненты, которые пребывали в организме животного, скажем, быка, ощущаются в на­шей крови — гнев, ярость, похоть. Вот поэтому святые отцы, которые искали большой чистоты духа, в особые постные дни не вкушали даже растительного масла, как делал преподобный Паламон, ученик преподобного Пахомия Великого. Нужно, когда мы чита­ем святое Евангелие, читаем Жития святых, вникать в сущность их подвига. Они не просто что-то делали, они делали по внушению старцев, по внушению Духа Святаго и искали чистоты сердечной.

Преподобный Серафим сподобился такой чи­стоты духа, что замечали приходящие к нему чудесные явления. По его желанию, по его молитве зажигались часто фитильки в лампаде, он видел на­стоящее и будущее человека, приходящего к нему, он предвидел даже большие события, которые могли произойти и в России, и во всем мире. Преподобный Серафим лю­бил Дивеевскую обитель, для которой много потрудил­ся. Собственно, по его желанию эта обитель процветала, и здесь были открыты святые мощи преподобного Серафима. Даже синодалы, митрополиты не хотели прославлять препо­добного Серафима, а царь настоял. И когда в Дивеево приезжала царская семья, то преподобный Серафим внушил и сестры встретили царя. 850 сестер стояли по обе стороны, и блаженная Параскева, встречая царя, на подносе поднесла ему письмо и сказала: «Батюшка Серафим нам передал, что когда придет время и при­будет сюда пятый царь от него, то дайте ему это письмо. Это письмо никто не читал, оно не распечатано». Ко­гда царь принял это письмо и, прочитав здесь же, склонил голову — ему бы­ло открыты преподобным Серафимом и судьбы России, и его судьба. Мало того, эта Параскева открыла поднос, на котором стояли солдатики. Она взяла палочку и, как бы копьем, снесла им головы. Дух Святой тогда видел, что должно было быть девять мучеников, хотя впоследствии их стало одиннадцать, потому что еще по­желали двое присоединиться к свите и уехали в ссылку вместе с царем. Преподобный Серафим предсказал, что будет Восьмой Вселенский Собор, предсказал будущее Рос­сии, все, что ожидает нас. Потому что Дух Святой в нем пребывал, за чистую жизнь, за непрестанную мо­литву он получил великую благодать.

Когда мы читаем Откровение Иоанна Богослова, — тут еще больший срок нас отделяет, почти две тысячи лет, — удивляемся, как это так он мог написать! А как он написал? В день воскрес­ный он был в Духе Святом (Откр. 1, 10). Дух Святой внушал ему, и он на острове Патмосе написал это От­кровение со своим учеником. И мы видим, что ожидает мир, какие события. Святые отцы — и Афонские, и наши Российские — все видели, все знали и оставили нам в на­зидание пророчества о судьбах мира, чтобы мы искали Царствия Божия, и правды Его (Мф. 6, 33).

И нам нужно готовиться к вечной жизни. Спорят, доказывают: «Этот поступает так, этот не так. Почему так случилось? Потому что тот поступил так». А люди все под Промыслом Божиим. Мир Анге­лов и человеков исполняет волю Божию. Если мы гре­шим, если мы преступники, то нам нет от Бога благо­словения, нет нам награды, и нас ожидают наказания и муки. Вот поэтому, чтобы мы получили от Бога благодать, чтобы наши дети жили в мире, блаженстве, не­обходимо с Богом иметь мир. Если хозяин вселенной — Бог, если в Его руках жизнь и смерть, и дождь, и роса, и голод, и чума, и войны — все Господь может предот­вратить, если мы будем иметь с Богом мир. Что значит иметь с Богом мир? Исполнять Его заповеди, любить Его, искать волю Божию. Некоторые из нас хвалятся верою, а когда посмотришь на эту веру — подобна бе­совской. Ведь говорит слово Божие: И бесы веруют и трепещут (Иак. 2, 19). Как они веруют в Бога? Они веруют, что Иисус Христос — Творец неба и земли, Он сотворил вселенную. Господь сотворил Адама и Еву — веруют в это бесы. Господь управляет вселенной, про­мышляет о ней — веруют. Господь пострадал на кресте и воскрес — веруют в Бога и трепещут. Знают бесы, что будет Страшный суд и они будут наказаны — все это знают. Но они не могут принести покаяние.

Описывается в житии преподобного Антония Вели­кого (только в славянском переводе) такой случай. Бес подошел к своему товарищу бесу и сказал: «Слушай, я хочу пойти к стар­цу Антонию, чтобы испытать его, искусить». — «У-у, — говорит тот друг, — он тебя попалит». — «Знаешь, я попробую». — «Ну, иди». И он, придя к преподобному в ви­де человека, в виде юноши, стал горько плакать: «Ой, старче Божий, я окаянное отродье диавольское, — так он называл себя, — все спасутся, а я погибну. Как я буду в огне гореть? Есть ли мне спасение? Могу ли спастись? Помолись за меня Господу Богу». И хотя преподобный Антоний Великий имел великое ведение, — он среди отцов считался самым чистым и был созерцателем, — однако Господь в этот момент закрыл от него природу этого мечтательного юноши. И Антоний сказал: «Хорошо, я помо­люсь за тебя Богу. Завтра ты приди, и я скажу, есть ли тебе спасение». Преподобный Антоний, проведя день с братией в трудах, ночью стал на молитву и воззвал: «Господи, приходил ко мне юноша. Так он смирил себя словами и плакал, называл себя отродьем демонским и говорил, что все спасутся, только он будет в муках вечных. Неужели ему нет спасения?» Сразу же Господь Ангела святого послал, и тот сказал ему: «Антоний, это был не юноша, а бес в виде юноши, и он желал испы­тать тебя о спасении. Так вот слушай, что Бог велит тебе сказать ему завтра: если он, падшее создание, по­желает принести глубокое покаяние, смириться перед Богом, Господь может и его, демона, вернуть в перво­начальный свет, он может стать опять светлым Ангелом и может блаженствовать. Только когда он спросит, что ему нужно делать, скажи, чтобы он три года стоял на восток и взывал: “Помилуй мя, падшее создание Твое, Господи”». Потом Ангел сказал, какие молитвы, ка­кое правило надо выполнять. «Если он это исполнит, то Господь может принять и его покаяние», — закончил Ангел.

Наутро пришел этот юноша, — на самом деле это бес был, принявший вид юноши, — и сра­зу спросил: «Ну, старче, что тебе Бог сказал?» — «Во-первых, Он сказал, что ты не юноша, а ты демон в виде юноши, но…» — «А еще что сказал?» — допытывался демон. «А еще сказал: если будешь каяться и просить у Бога прощения, Он тебя помилует». — «А что нужно делать?» — «Должен ты стать, как ты сейчас, в виде юноши, на восток и взывать: Творче и Создателю мой, помилуй мя, падшее создание Твое». Сказал Антоний, как надо молиться. А этот юноша-демон закрутился на одной ноге: «У-у, это я так буду смиряться, это я так буду каяться! Я князь этого мира. Мне все люди по­корены, все в страстях, все исполняют мою волю, кру­гом творится блуд, убийство, беззаконие, богохульство, идолослужение, они меня призывают, мне поклоняют­ся. Нет, этого не будет!» — и взлетел, и зловоние ощутил преподобный Антоний Великий. Так вот, кажется, глу­бокая вера у бесов, однако же им уготованы вечные муки. Почему? Потому что они избрали путь злой, путь богоборчества, смерти.

Посмотрим на себя: правильно ли мы живем? Приходят матери, а посмотришь — они все убийцы. Спрашиваешь: «Почему же ты убила ребенка?» — «А что мне с ним де­лать? У меня два (или три)». Ну, как же? Ведь у многих бывает и восемь, и девять. Ты берешь ярем супруже­ской жизни, входишь в семью. Какова цель супружества? Благословляет Церковь венцом святым супругов на благочестивую жизнь, на рождение и воспитание детей, сколько Господь определит, хоть пятнадцать! Вот позавчера приходила мать; у нее 17 детей было, один, правда, умер, 16 живых. Она боялась Бога, не убивала никого. Как же мы имеем дома иконы, имеем Евангелие, носим крест, читаем «Отче наш», а убиваем детей в утробе своей?! Разве может такой чело­век хвалиться своей верой?! Эта вера подобна бесам. А пьяницы, а блудники, а те, которые не почитают заветы Святой Церкви? Вот поэтому преподобный Серафим и говорит, что надо любить святое благочестие, апостольские правила исполнять, правила Вселенских Соборов, надо принять и исполнять заповеди евангельские, заповеди церковные, любить посты, хранить пасхалию православную.

Некоторые говорят: «А что особенного: новый стиль или старый соблюдать?» Да, как это, что особенного? Ведь, во-первых, явное знамение Господь показывает нам в Великую Субботу в Иерусалиме, тем самым подтверждая правильность старого стиля. Огонь благодатный сходит как раз по старому стилю. И апостольское правило го­ворит: кто Пасху празднует вместе с иудеями, по ветхозаветному обряду, или раньше них, да будет из­вергнут из сана. Многие пытались получить благодат­ный огонь именно в свою пасху, как они считали, а Бог им не давал. Разве может человек заставить, чтобы Бог служил нашим страстям? Нет.

Надо, наоборот, свою волю, свой дух направить к то­му, чтобы покориться Богу, иметь страх Божий, бла­гоговейную любовь, почитать заповеди Божии и тво­рить волю Божию. Только тогда человек спасется, ко­гда воля человеческая сольется с волей Божией, ко­гда скажет человек: «Я желаю то, что желает Бог. Я буду делать то, что Бог повелевает и велит, буду от­метать всякое нечестие». Надо любить Церковь, надо любить святых, которые прославлены в Церкви Свя­той, любить посты, почитать праздники Божии, молит­ву церковную любить и молитву домашнюю. Восстав от сна, молиться нужно Богу. Перед едой молиться, благословлять пищу крестным знамением. Аще и что смертное испиют (или вкусят), не вредит их (Мк. 16, 18), потому что крестное знамение — это сильное оружие немощному, небогатому, нищему, убогому, чтобы силою креста очищалось, освящалось все. Нам перед всяким делом нужно усмотреть волю Божию. Отходя ко сну, также молиться и все освящать.

Вспомним жизнь Древней Руси. Откроем требник, где молитвы собраны. На освящение дома есть молит­ва, на освящение соли — молитва, на освящения стада, которое мы выгоняем в поле — молитва, благословение от Бога, на освящение пчел есть молитва, на освяще­ние колодца. Печку думаем делать — сначала надо по­молиться, иерей благословляет, и только тогда делаем печку. На все освящение Божие. В Древней Руси Бо­га призывали всегда: «Господи, благослови». Берет кто топор, как свалить дерево? — «Господи, благослови».

Этим летом я наблюдал, как один семьянин живет. Задумал он свалить высокий тополь и стал рассуждать так: «Если спилю у корня, он и на дом мо­жет упасть с таким весом и силой, и виноградники по­портить, и ограду, и людей задеть может. Нет, я залезу наверх и буду по частям пилить». И когда залез и стал без молитвы пилить, то поранил себе пальцы, придавил, а потом и вовсе упал и долго болел. А того, кто живет с молитвой, все по-другому складывается. Там же один Григорий рассказывал: «Сколько мы свалили, деревьев, еще больше его, длиннее! Я любое дерево направлю так, что оно упадет туда, куда мне надо. Бог мне помогает. Делаю сначала заруб пониже, куда мне нужно направить, а пилить начинаю повыше, пусть даже наклон в другую сторону; потом беру жердь, толкаю, и дерево падает туда, куда мне нужно».

Бог дает разум любящим Его, кто ищет волю Божию, просит благословения на всякое дело. Посмотрим на старых людей. Рассказывала одна раба Божия. Де­душка ее любил хозяйство, любил семью, и Господь его умудрял. Однажды приехали в Сибирь переселенцы на крупных, больших конях. И потом, когда стали гото­виться к посевной, то одно им непонятно, то другое, то как за­прягать, то как плуг делать — бегут к дедушке с вопросом: «А это как?» Она даже подсчитала, что они 37 раз в день прибегали спросить. А это, потому что дедуш­ка был всегда с молитвой, любил старцев, почитал их, и они передали ему глубокий опыт, как на­до общаться с землей-кормилицей, как надо времена и сроки соблюдать, как надо и землей управлять, и до­мом, и людьми. И всегда у него созревал хороший урожай. И еще был он очень милосердный. Бывало, придет к нему кто-нибудь из поселенцев, у кого не хватает хлеба, и просит его: «Дай нам взаймы хлеба». Он говорит своей жене: «Надо ведь дать». — «Ко­нечно, можно немножко дать, чтобы вернули». И он пойдет, а у него урожай всегда был хороший, насыплет им пять мер, а сам предупредит: «Вы скажите, что две меры я вам насыпал. Идите задами, чтобы моя старуха не видела. Потом ей принесете, отдадите две меры». И Господь ему давал и благословлял весь его дом.

Надо любить святых отцов, любить преподобно­го Сергия, который здесь основал русскую Фиваиду и ввел умное делание, непрестанную беседу с Богом, сонм святых воспитал. 70 монастырей было открыто им са­мим и его учениками, и учениками его учеников. Надо лю­бить преподобного Серафима, который показал вели­чие русского духа, русского Православия, духовного подвига. Святые отцы даже так сравнивают: все угодники Божии как бы простая свеча, а преподобный Серафим, его подвиг — свеча многопудовая. Действительно, дух его понес до предела такой подвиг, который никто не мог совершить. Непрестанно был с Богом, непрестанный пост: в среду и пятницу всю жизнь не вкушал ничего, как и преподобный Сергий и святитель Николай.

И мы, братья и сестры, не должны хвалиться одной только верой, обширными познаниями. Вот философ рассуждает об од­ном, о другом, о третьем — кажется, много знает, а в жиз­ни христианской нет строгости, нет благочестия. Поэто­му не хвались обширными знаниями, ни богатством, а хвались Богом, потому что все богатство — это Христос. Человек называется храмом Божиим (1 Кор. 3, 16), и вселенная вся, как великий храм. И везде можно Бо­гу молиться, в глубине духа можно пребывать всегда с Богом: идешь, сидишь, лежишь. Наша храмина — это ме­сто, где можно возносить молитвы Богу. И вот нужно, чтобы наша храмина была освящена, выметена, чиста, чтобы был свят наш дух, чтобы святая душа была. Преподобный Серафим, преподобный Сергий сподобились такой чистоты, что тела их стали моща­ми, сила невидимая пребывает в их телесной природе. К преподобному Сергию приходим и ощущаем эту силу, если просим по воле Божией, для нашего спасения. По­этому помимо церковной молитвы, помимо домашней молитвы надо любить еще Евангелие, читать постоян­но и водворять в себе постоянную память покаянной молитвы Иисусовой. Где бы ты ни был, куда бы ты ни шел, везде тебя сопровождает твой Ангел Хранитель и бесенок, потому что диавол приставляет к человеку тоже беса для наблюдения. И этот бес хорошо знает повад­ки каждого человека, его слабые и сильные стороны, его склонности. И если кто любит футбол, или богатства, или наряды, или яства, или красоту телесную, то бес только это и внушает этому человеку. И сидит девица бедная и два-три часа перед зеркалом «штукатурит» себя, наводит губки, чтобы понравиться какому-то мужчине. А что ожидает этого человека и эту девицу через какое-то время? Ожидает могила. На кладбище можно разные надписи прочитать: «Спи душа моя», или «Мой дух уже упокоил­ся», или «Человек, не топчи мой прах. Я уже дома, ты еще в гостях». И не только старые люди там погребены, но даже младенцы есть. Мы не знаем, когда Господь призовет нас.

Много спорят о Страшном суде, спорят о тех событиях, которые раньше были, а не этим надо за­ниматься. Заниматься надо очищением души своей и молитвой за весь мир. Мы говорим: мир надобен ми­ру этому. В славянском языке видим, что «мир» пишется в одном случае через краткое «и» — i, в другом — через дол­гое, потому что мы выражаем словом «мир» и вселен­ную, и мир наш внутренний. У греков вселенная назы­вается «о космос», а мир душевный — «ирини». И когда диакон-грек, скажем, молится, он всегда взывает так: «Эн ирини ту Кириу деифомен», — то есть миром душев­ным помолимся Господу Богу. Так вот этот мир с Богом стяжевается через примирение с Ним. Может нам Бог дать изобилие плодов земных — об этом мы мо­лимся. В Житиях святых мы читаем, что бывали го­лодные годы, что закрома пустели, не было зерна, и вдруг, по молитве какого-то богоугодного старца, прихо­дили и видели: полно зерна. Вот какой мир имели эти святые, что ходили по воде, как по суше, воскрешали мертвецов, наполняли закрома хлебом, исцеляли боль­ных. Вот такой мир и нам нужно искать с Богом. А если мы предаемся блуду, предаемся беззаконию, убийству детей, богохульству, то не мир нам, а бич посылается: и правители подаются строгие, и нет у нас мира ни в душе, ни в семье, неурожаи, болезни, скорби. А когда мы будем думать о настоящем, глубоком, благодатном мире, то мы должны прежде всего оставить грех. Говорит старец Силуан: «Маленький грех влияет на судьбу мира».

Некоторые интересуются: «А когда наступит Страш­ный суд?» Этого Бог не открыл никому. Только можем предположить, читая греческих отцов, пророчества. Например, преподобный Нил Мироточивый за сто лет пред­сказал, то есть в 1817 г., события 1917 года, которые пережила Россия. Потом он еще писал, что в течение трех 25-летий после 1917 г. будет еще большое смущение в мире — это, значит, будет 1992 г.

Порфирий Успенский пишет одной даме пись­мо: «Милостивая государыня, извольте, хочу Вам написать письмо…» Пишет он высокопар­ным языком, как интеллигенты писали, высоко, краси­во, а Бога забыли и изменили Христу, поэтому и появились всякие идеи, учения из-за того, что интеллигенция не соблюдала заповеди Божии, не любила Церковь. И вот он пишет примерно так: «Я прочитал пророчества Нила Мироточивого, великого угодника на Афонской горе, и не могу написать Вам то, что ожидает нас в 1992 году. Рука не может это начертать, дух смущается. А если бы Вы прочитали то, что там написано, какие скорби ожида­ют нас, то Вы бы потеряли покой душевный».

В Книге пророка Даниила, в 12-й главе, говорится, что этот сын беззакония, ко­торый объявит себя мессией, Христом, будет всемирным монархом, правителем над всем миром, он объ­явит себя богом. И время его пребывания именно в этой ложной божественной славе — 1290 дней. Так вот, если кто доживет до тех дней, проживет эти 1290 дней, — но лишь Богу одному ведомо, когда это будет, — тогда только знай, что приблизилась именно кончина века. И далее пророк Даниил пишет: Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трех­сот тридцати пяти дней (Дан. 12, 12), — значит, пророк Даниил еще поминает о 45 днях. А Иоанн Богослов говорит, что сатана выйдет обольщать народы (Откр. 20, 7). А когда пройдет 1290 дней, то Иисус Христос этого ложного царя, мнимого бога, который не может даже хлеба дать, сокрушит в озере огненном и серном. Святые-то наполняли закрома хлебом, а когда этого все­мирного правителя станут просить: «Дай нам хлеба», то он ответит: «Где я возьму хлеба? Видите: небо не дает дождя, земля не дает жита». Земля будет трескаться, море будет кипеть, зловоние будет, многие реки, пруды пере­сохнут, золото потеряет цену, будут через него прыгать, а он скажет: «Где я возьму хлеба?» И тогда сами иудеи восстанут: «Ах ты, обманщик! Моисей-то давал нам и хлеб, и манну, сорок лет питался весь народ, хотя был в пустыне, и не оскудевал в крепости своей. Так ты мень­ше Моисея! Ты не пророк, а лживый человек!» И тогда они от него отрекутся и примут крещение в Иисуса Хри­ста. Вот тогда-то остаток Израиля спасется, о котором писал апостол Павел (Рим. 9, 27).

Антихрист вме­сте с лжепророком будут производить ложные чудеса: и горы передвигать, и воскрешать мертвецов. Но это все будет казаться, потому что будет такое обольщение, ко­торое почти весь мир тьмой поглотит.

В житии преподобного Макария Египетского мы читаем такой случай. Семьянин пришел домой после работы. И что же он увидел? Он чувствует духом, что должна быть это его жена, а стоит лошадь. И с одной стороны посмотрит, с другой — лошадь и лошадь. Чув­ствует, что это его жена, а ему кажется лошадь. Сосе­дей призвал: «Что вы видите?» — «Лошадь». Пошел к священнику — лошадь это. Что такое?! Накинул ве­ревку, повел свою жену, которая всем казалась лоша­дью в скит к преподобному Макарию Египетскому. Ведет дорогой, а священники, которые встречались на пути, спрашивали: «Ты куда ведешь скотину?» Монахи на него тоже удивля­лись: «Что ты ведешь лошадь? Куда ты ее ведешь?» В скит пришел, где пустынников много жило, и все монахи ста­ли смеяться: «Ты что лошадь привел? Кому привел?» — «Мне надо авву Макария». А преподобный в великой благодати был, очищенный, как преподобный Серафим. И когда он вышел на крыльцо своей келлии, увидел, что это была женщина, а всем казалась лошадь.

Это мы потому говорим, что если такое обольщение наступит, при котором будет многим казаться что-то, — не надо верить, надо просить Бога, осенять крестным знамени­ем все. Так вот и антихрист возьмет горсть листьев, махнет рукой — и жабы полетят, скажет горе: «Переходи туда!» — она пойдет, повелит — и мертвецы восстанут. Но все это ка­жущееся и будет представляться воображению людей, а не на самом деле будет.

Почитаем и вспомним житие священномученика Киприана (память 2/15 октября). Двадцать три года из­учал эту премудрость бесовскую, и так его диавол по­любил, такую власть ему дал, что целый полк бесов под­чинялся этому Киприану. Он мог луну поворачивать, наводить гнев на целый город, мог дождь посылать, бо­лезни, потому что люди были язычники, истинного Бога не призы­вали. Но когда он хотел обольстить и покорить Иустину, святую мученицу, благодатную Христову невесту, то сила Креста Животворящего его всю диавольскую си­лу повергла в прах, и тут он стал взывать: «Увы мне! Я двадцать три служил моему повелителю, а оказалось, что он бессильный. Осенение крестным знамением прогоняет полки бесов. Призывание Иисуса Христа всю силу де­монскую низводит ни во что. Значит, есть другая, Высшая сила, святая, добрая, которая выше моего хозяина». И он отверг диавола, сжег книги диавольские, чародейские, отрекся от диавола, принял крещение, потом был епи­скопом и стал мучеником.

Святые отцы говорят, что антихрист родится от переносного семени. За 15 веков преподобный Ефрем Сирин (память 28 января/10 февраля) предсказывал, что наступит власть демократическая, вид социализма, так греки и пишут сейчас. Итак, все нам известно, что ожидает мир, но когда будет… Как некоторые шутят: вот гармошку мы сжали — она маленькая, а если ее растягивать — большая станет. Так и период от 92-го года. Великие скорби будут до того, как объявит он себя богом, построит храм в Иерусалиме, и будет его время 1290 дней. Такое вот испытание. А потом уже и жди конца. Отцы говорят, что Страшный суд будет в месяце авиве-нисане — это месяц март. Значит, воцарение его будет примерно в октябрьские дни, чуть пораньше.

И нам, братья и сестры, не надо особенно раз­мышлять о будущих событиях. Одна старица, когда придешь, бывало, к ней, говорила: «Только кончи­ла читать Откровение апостола Иоанна Богослова. Ой, вот что будет!» На другой день приходишь: «Вот опять прочитала». Не надо особенно гадать и размышлять, потому что для нас Страшный суд тогда, когда душа от­ходит из тела. Не будет покаяния после смерти нашей. «Егда душа моя распрягается», как пишется в каноне, тогда дух возвращается к Богу. Вот, скажем, лошадь. Ее впря­гли в телегу, хомут на ней, дуга, оглобли, и она, бедная, и рада бы побежать куда-то на поле, в озеро за­лезть — нельзя, она запряжена. И возит на ней хозяин мешки, груз, сено — что хочет. Но когда приходит окончание работы, распрягается эта лошадка. Кто зна­ком с жизнью сельского хозяина, видит, что сначала гужи он ослабляет, хомут, потом снима­ются оглобли, дуга, хомут — и она выходит из телеги. Так вот хоро­шо написано славянским текстом в каноне: «Егда душа моя распрягается».

Мы запряжены как бы в колесницу с нашим телом на время. В теле действует природа, а в душе дух бессмертный напоминает закон Божий, страх Божий, волю Божию. Идет великое испытание. Посмотрим, что мало идут по пути Божиему, многие живут телесной природой. «Эх, как бы мне дачу построить, машину хорошую выиграть по лотерее, платье дорогое купить», — говорят. Или: «Ох, какая девушка красивая и умная, какая она счастливая! И ей достался жених бо­гатый, у него дом какой, смотри, двухэтажный, машина, он ученый, денег много получает. Какая она счастливая!» А может быть, она и несчастная, не знает Бога, даже некрещеная может быть. Говорят святые отцы, что все богатство во Христе. Святые от­цы нищими, убогими ходили по земле, а творили чудеса, они имели богат­ство — Христа. Вот это богатство предлагает преподоб­ный Сергий, преподобный Серафим, и Матерь Божия вразумляет нас искать волю Божию, искать спасение своей души.

Поэтому давайте принесем глубокое покаяние, бу­дем любить святое Евангелие, читать его ежедневно, любить Церковь, как можно чаще ходить в храм Бо­жий, внимать молитве церковной, молиться дома, за все Бога благодарить. Особенно у нас нет смирения. За сми­рение дается благодать. Говорить мы умеем, читать мы умеем, знаем события, историю, а когда говорим о сми­рении — смирения у нас ни у кого нет. А надо это сми­рение добывать многими скорбями и терпением, за все надо Бога благодарить. Господь Сам явил нам образ сми­рения — умывал ноги ученикам (Ин. 13, 15). Святые отцы говорят, что у нас нет врагов среди людей, наши вра­ги только демоны и наши страсти. И давайте водворять Иисусову молитву. Сначала надо много читать вслух, уединяться и стараться, чтобы молитва была покаян­ной в глубине нашего сердца, нашего духа, без мечта­ний, без воображений: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», чтобы дух плакал и очищался глубоким покаянием. Если мы пойдем путем покаяния, будем подражать преподобно­му Сергию, преподобному Серафиму Саровскому и всем святым, Матери Божией, просить их молитв, то они будут возносить за нас свои сильные молитвы. Господь даст нам ревность, и мы будем хранить веру пра­вославную, благочестие апостольское, благочестие пра­вил Вселенских Соборов, потому что вера православная спасает мир, вера православная дает изобилие плодов земных и мир посылается нам. Молиться нужно за весь мир, чтобы мир пришел к богопознанию, отверг всякие страсти, неверие, гордыню и безумие и вернулся к свое­му Создателю. Непрестанно будем призывать: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Если мы этим путем пойдем, то ясно покажем, что носим в себе образ Божий, мы ясно покажем, что ищем во всем волю Божию и спасение души своей и ближних наших, что мы сыны воскресения. И мы не будем бо­яться смерти, потому что смерть именуется у христиан успением, это переход в иную жизнь, когда дух наш вечный уйдет к Богу. И если сподобимся милости Его, чистоты сердечной, то в день Страшного суда Господь восставит нас, воскресит, по­ставит на правую сторону и скажет нам Свои благодат­ные, желанные слова: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сло­жения мира». Аминь.

 



Все новости