Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные братья и сестры! Господь ради нашего спасения Сам пришел на землю, и называют Его Новым Адамом. И то, что первозданный Адам не совершил, ибо пал в грех, Господь все исполнил. Что ожидалось от Адама? Он сотворен был из земли, и дал ему Господь от Себя дыхание жизни (Быт. 2, 7). Великое – некая часть Божественного – вложилось в его душу, он знал правду, истину, добро, имел свободу, самовластие, мог с Богом беседовать. Тишиною и миром веяло в раю эдемском ради чистоты и святости Адама. Он был бессмертен и духом, и телом. Если бы он не согрешил, мы могли бы сейчас видеть его ходящим среди нас. Звери не знали мясоедения, могучие не трогали маленьких, все вместе ходили по раю. Не трудился Адам, не возделывал землю, она сама давала большие урожаи. И вот этот мир, который царил во Эдеме, надо было перенести на всю землю, чтобы тишина, благодать распространились везде, чтобы обожение получили небо и земля. Вот что ожидалось от Адама. А что получилось? Он подчинился диаволу, и беда великая случилась. Еве обещал диавол быть богиней, а стала она кровоточивой, познала болезни чадородия. Смерть появилась среди людей. И мы теперь видим плоды этого преступления. Как люди живут? Человек стал подобен скотам (см. Пс. 48, 13, 21), зачинается в беззаконии, как пророк Давид говорит сам о себе: «В беззакониих зачат есмь» (Пс. 50, 7). С человеком происходит по верной пословице: «пес возвращается на свою блевотину», и: «вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2, 22). Вот какие мы стали – живем как бы по образу ветхих людей. Поэтому и пришел Господь Сам, и совершил неисполненное Адамом первозданным – человека приготовил к обожению. И апостол Павел говорит: «есть душевный человек и есть духовный» (см. 1 Кор. 15, 44, 46). Мы, увлеченные суетой этого временного мира, не вникаем в это откровение Божие. А нам Господь определил здесь для покаяния только семьдесят-восемьдесят лет, чтобы подготовиться к настоящей жизни, вечной. В таинстве Крещения Он порождает нас для этой новой благодатной жизни. К Богу теперь можем мы взывать как к Отцу своему Небесному. Поэтому должны любить Бога всем сердцем, душой и помышлением (см. Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27), любить Его святые заповеди (см. Мф. 19, 17; Ин. 14, 15–23), любить друг друга (см. Ин. 13, 34; 15, 12–17; Мф. 22, 39; Мк. 12, 31; Лк. 10, 27). И преподобный Сергий показал нам образ покаяния, богообщения. Он избран был из чрева матери. Будучи еще младенцем, он возлюбил воздержание и в среду и пятницу даже грудного молока не вкушал. И в течение всей жизни преподобный строгий пост проводил. Трудная была пора, когда жил преподобный Сергий. На Руси господствовало татаро-монгольское иго, жестокое состояние переживали люди: кровопролитие, смерть, пленение. А когда успокоились татары, положили подать не особенно большую, дали свободу Церкви. В Орде открывались церкви, создавались епархии, даже в самой столице, которая чуть выше Астрахани находилась; теперь там ничего нет, только протекают две речушки – Большая Ахтуба и Малая Ахтуба. И совершали русские люди богослужения, крестили, отпевали, и ханы были спокойны, давали ярлыки. Кажется, трудное было время, а сколько появилось светильников православных, сколько церквей, монастырей создалось! Тогда же на Западе страшное беззаконие совершалось, прелюбодеяние великое, отступление от веры. А тут как бы кордон стоял между Западом и Востоком. Сначала, как мы знаем, при святом равноапостольном князе Владимире была Киевская Русь, потом какое-то время Владимирская. Благоверный князь Андрей построил во Владимире прекрасный собор, до сих пор он стоит. А потом, по повелению Матери Божией, центр русской жизни был перенесен в Москву. И в это время Господь прославил преподобного Сергия, который в собирании Руси большую роль сыграл, большой подвиг понес. Преподобный много потрудился: умирял князей, всех приводил к вере, строил монастыри. И созидалась Московская Русь. И когда мы стоим на службе, часто слышим, как священник возглашает: «Христос Истинный Бог наш…» Кто сотворил небо и землю? Христос. Кто Судия наш? Кто дарует благодеяния подвижникам Своим? Кто наказывает? Кто будет судить нас? Христос Истинный Бог. Ему нужно служить. Едина вера, едино крещение (Еф. 4, 5). И такое служение своей жизнью показал преподобный Сергий. И великую благодать даровал ему Господь, дары прозорливости, чудотворений, исцелений болезней, изгнание бесов, даже отрока умершего воскресил здесь. И то, что Господь совершал, ходя по земле в Палестине, такую же силу и власть дал Он ученикам Своим, чтобы они продолжали дела Его. Так и преподобный Сергий здесь нам показал, что есть душевный человек и есть духовный. Мы, совершающие покаяние, должны теперь больше сами изучать закон Божий, потому что нигде не преподавали нам познаний о Боге, о вере. Нужно Евангелие читать, разбирать каждое слово, каждый стишок, понимать смысл. Жития святых угодников Божиих читать, особенно преподобного Сергия. Знать хорошо Апостольские правила, как мы должны жить здесь, на земле, знать устав Православной Церкви, ибо православная вера спасала Русь и вселенную. Что есть человек? Надо хорошо знать об этом. Лучше всех говорит апостол Павел и преподобный Антоний Великий: «Дух и душа и тело» (1 Фес. 5, 23). Хотя многие толкуют по-разному, а истина полная: дух, душа и тело. Если Адам был сотворен, то человек теперь рождается подобно скотам. Тело человека имеет чувства: слух, зрение, вкус, обоняние, осязание. И животная часть его души, состоящая из раздражительной и вожделевательной частей, тоже подобна скотам. И когда человек умирает, дух – дыхание Бога Вседержителя – выходит, тело наше погребают, и оно рассыпается вместе с животной частью души. И когда человек живет, не имея веры, не принимая крещения, то в сердце его гарцует диавол. Тогда, по внушению диавола, он и говорит, и пишет, все делает. Даже ученые люди, философы в великом заблуждении бывают. А что есть эта философия? Много философов: и в древние времена они были, и в классические, и до сих пор есть. В конечном счете философия к чему сводится? К мировоззрению каждого из них. Как философ понимает мир, что для него ценно, какие страсти дороги, то он и превозносит, и доказывает, и воспевает. И одни философы противоречат другим, идет постоянная вражда и спор. А на самом деле это что? Это неправды, сказки, мифы, как и апостол Павел пишет: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2, 8). А истина в философии христианской, она у богословов, она у святых отцов. Поэтому надо, братья и сестры, познать самого человека. Когда он принимает крещение, то изгоняется благодатью Святаго Духа демон из его сердца, и потом он гнездится в наших удах, ногах или еще где-нибудь. А место в глубине сердца человеческого занимает уже благодать. Как говорит Писание: «Христос в вас есть» (2 Кор. 13, 5). Вот мы сейчас стоим, говорим, ходим, а у нас в сердце светится как бы огонек после благодатного крещения, и на небе Ангелы и святые видят нас, ходящих и служащих здесь. И Ангел Хранитель святой есть у каждого здесь, и есть он у церкви. Великая благодать у Истинного Бога, и эта Истина должна познаваться. И преподобный Сергий познал эту Истину. Есть внутренний человек – дыхание Бога Вседержителя, дух бессмертный; и есть внешний, который живет в этом мире, ходит, имеет чувства. И надо нам здесь, как преподобный Сергий показывает, понять красоту души нашей, красоту внутреннего человека и входить в богообщение. Многие молятся, перемешивая молитву со всякими помыслами, которые диавол внушает. А как правильно молиться? Как духовный человек должен общаться с Богом? Преподобный Сергий получил великую благодать, и он учит нас, как и другие святые отцы, что без непрестанной молитвы к Богу не приблизиться. «Непрестанно молитеся. О всем благодарите» (1 Фес. 5, 17–18), – говорит Священное Писание. До сих пор некоторые спорят, не соглашаются: «Невозможно молиться непрестанно. Люди живут в миру, работают, ходят, что-то делают. Когда молиться?» И те, которые не знают тайны молитвы непрестанной, в уме покупают, продают, строят, по луне ходят, прелюбодействуют, богатеют, то есть беседуют с диаволом. И они сами того не замечают и не поймут, что падший демон, гнездящийся в них, предлагает суету временного жития. Мы видим, как многие стараются в этом мире преуспеть и строят дачи, приобретают автомобили, копят богатство, живут в роскоши. Некоторые учатся, по три, по пять дипломов получают, а Бога не знают. Другие любят женщин, постоянно прелюбодействуют. Иные увлекаются вином, курением, да и все страсти процветают среди людей. Они живут здесь, а сами не понимают, для чего живут. А каждому человеку предстоит после смерти проходить мытарства, и если у него нераскаянные грехи, если он нечист сердцем, то не пройдет их. Например, человек захотел украсть велосипед красивый и ждал, пока хозяин отойдет. Но хозяин сторожил, и не удалось ему увести велосипед, однако в очах Божиих он вор, потому что имел намерение, согласие было на помысл. Так и в каждом деле. Возлюбил какую-то женщину, захотел ею обладать, прелюбодействуешь с ней в сердце, в уме, она даже может и не знать, а ты уже блудник. Другие соблазняют женщину, подарки дают, хвалят женщину, чтобы возобладать ею и удовлетворить похоть свою. Вот для чего эта «любовь» у мужчин бывает. Чистой любви почти ни у кого нет. Поэтому, когда девица выходит замуж, знать должна правило церковное. Как вот у преподобного Сергия родители жили, общение имели только для чадородия. Детей нужно рождать всех. А сейчас что получается? Диавол научает одного родить, а других не надо. Некоторые даже сначала делают аборты, говоря: «Зачем мы будем связывать себя пеленками, ребятишками? Потом, когда выучимся, получим квартиры, хорошие зарплаты». А что получается? После аборта повреждается организм, это для него глубокая травма. Женщины почти все потом раковыми заболеваниями страдают, а ребенок, рожденный после аборта, хилый, слабый. Вот чему учит диавол, и многие живут по его внушению. И такие даже ученые есть, которые живут по его подсказке. И что они пишут? Как они хулят Бога, хулят Христа! А Христос, пришедши на землю, чудеса совершал, показал, как надо жить, как каяться. Однако всего лишь четвертая часть людей на земном шаре веруют в Евангелие, и то многие веруют с отступлением. Только наша вера Православная самая истинная и Христос Истинный Бог. И преподобный Сергий поучает нас, как надо молиться, чтобы внутренний наш человек, где благодать Божия пребывает после Крещения, постоянно был с Богом. Значит, всегда: идешь, сидишь, лежишь – не покупай, не продавай в уме, не прелюбодействуй, не воруй, а призывай Иисуса Христа. И надо стараться образ жизни такой установить, чтобы работа была спокойная, общение иметь с людьми простыми, добрыми. И надо, как говорят отцы «Добротолюбия» – в этой книге собрано сокровище, богатство духовной жизни, – сначала ум заставить, чтобы он не блуждал по этому миру, от которого лес помыслов идет. Если записать, что человек с утра до вечера передумал, о чем мечтал, какие строил планы, куда деньги расходовал, то и тетради не хватило бы. Надо ум с вдыхаемым воздухом, как преподобный Сергий молился, ввести в глубину сердца через ноздревое дыхание, особенно это важно запомнить, через ноздри. Потому что многие философы, даже богословы, совсем опускают это ноздревое дыхание. И когда будем читать славянское «Добротолюбие», то там часто об этом говорится. Когда ум погружается в глубину сердца, где благодать – «Христос в вас есть» (2 Кор. 13, 5), по слову Писания, – там его и заключить, чтобы он не блуждал, и призывать: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». И к тому же нужно придерживать дыхание, как будто бы приходится время от времени нырять. Ум, введенный в сердце через ноздревое дыхание и придерживаемый этим же дыханием, будет принужден как бы задержаться там. И сами потом почувствуем, как можно ум удерживать в общении со Христом: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Есть, говорят святые отцы, около тысячи разных способов, как молитва совершается. Некоторые под удар сердца произносят слово; некоторые первую половину молитвы говорят с вдыхаемым воздухом, а при выдохе «…помилуй мя грешнаго». Делатель молитвы Иисусовой трудиться должен – Сам Господь установит, ибо благодатная молитва – это дар Божий. Сначала она умная, потом умно-сердечная. И причем такое внимание надо иметь, подражая угодникам Божиим, чтоб только Иисуса Христа призывать. В египетских монастырях были такие молитвенники, что от глубокого внутреннего внимания даже как бы теряли ощущение внешнего окружавшего их мира, не чувствовали. У одного там петух был и очень громко кричал, а он его не слышал. Приходили к нему за рукоделием, а древние монахи жили не так, как мы теперь живем на всем готовом, – они занимались рукоделием и питались от дел рук своих: плели корзины, циновки, веревки. И вот пришедшие говорили: «Отче, мы в Александрию на верблюде поедем. Где твои корзины? Давай поменяем их и привезем тебе сухари, хлеб». Раза два-три обращались к нему, а он не слышал. А потом, пришедши в чувство, говорил: «А? Ах! Сейчас-сейчас». Вот видите, какое внимание глубокое. Еще в первом веке Матерь Божия устраивала это умное делание, и тогда многие уходили в уединение, жили в пустынях. Кто бывал в пределах Иерусалима, на Синае, видел, что там все горы изрыты пещерами, в которых подвизались тысячи, десятки тысяч иноков. И они строили келлии друг от друга на вержение камня (Лк. 22, 41): кидали камень и, где он падал, метров сорок – пятьдесят, поселялись, и никого близко рядом не было. Так избавлялись они от брани трех видов: не видели никого, не слышали, не разговаривали – только молились. И преподобный Сергий, живя здесь, на этой горе, старался не видеть, не слышать, не говорить ничего суетного, временного, греховного. Приходилось ему иногда выходить в мир: идти по городам, умирять князей, наводить благочестие, устраивать монастыри, но молитву он никогда не оставлял. И нам нужно так стараться подражать преподобному Сергию и древним отцам. Идем, сидим, лежим, что-либо делаем, руки работают, даже в церкви стоим, а в глубине сердца будем призывать: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». На что, повторяем мы, надо особо обратить внимание при молитве? Как преподобный Сергий и древние отцы, собственным подвигом все испытав, нам показывают необходимость ноздревого дыхания: не через рот дышать, а через нос спокойно. И когда ум будет сходить в сердце, тогда, придерживая дыхание, там дать ему труд, чтобы он призывал Иисуса Христа: «Иисусе, – с благоговением, с любовью, – Сыне Божий, – и как бы с плачем нашего духа просил: – помилуй мя грешнаго». Вот так надо молиться. Без непрестанной молитвы к Богу не приблизиться. «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» о благодатном действии молитвы Иисусовой хорошо говорят, как надо учиться молитве, как ее стяжевать. Странник прочитал: «Непрестанно молитеся» (1 Фес. 5, 17). Ходил, переживал, спрашивал: «Что значит непрестанно молиться?» – «Что допытываешься? Прочитал “Отче наш” – вот тебе и помолился, потом иди, трудись». Никто не знал тогда об умном делании. Но потом Господь так устроил, что он встретил схимника, который и объяснил, и научил непрестанной молитве. И преподобный Сергий напоминает нам, что есть внешний человек, есть внутренний. Мы живем, размышляем и замечаем, что иногда появляются какие-то нежеланные даже для нас самих помыслы, а это диавол их всевает, который гнездится в наших телесах – внешнем человеке. И нам, братья и сестры, нужно потрудиться, чтобы внутренний духовный человек был с Богом. Сейчас все мы как люди, облеченные телом материальным, подходим, например, к двери, хотим пройти, а дверь закрыта, и останавливаемся. Мы душевные люди, как говорит апостол Павел. А каким должен стать духовный человек? Как преподобный Сергий стал приближаться к этой духовности здесь, на земле? Будет Страшный Суд, и Господь откроет нам, и мы переживем, испытаем тайну. Какую? Двери заключены были, а Господь прошел и предстал перед учениками. Они смутились. «Что смущени есте… яко Сам Аз есмь» (Лк. 24, 38–39), – сказал Он им. Господь Иисус Христос имел и плоть, и кости, но они были обожены, стали как дух, и потому Господь проходил через закрытые двери, например, как свет проходит через окно. Вот такими мы должны стать. На Страшном Суде Ангелы Хранители наши души принесут к останкам нашим телесным, воскресят их. И станем мы подобны Иисусу Христу, через стены, двери сможем проходить, как радиоволна. Сейчас ученые посылают спутники с мощными радиотелескопами, и датчики точно определяют реликтовые остатки первозданного света и какие события происходили в течение 7525 лет от сотворения мира. «Да будет свет» (Быт. 1, 3), – Господь сказал, и начала быть вселенная, и началось летоисчисление. Есть сказки разные: миллионы лет мир существует, Большой взрыв был – все это сказки. А иудеи считают, что от сотворения мира прошло только 5777 лет. Видите, какие сказки предлагают. А истину хранит наша Православная Церковь, мы, православные люди. Давайте, братья и сестры, почитать преподобного Сергия, подражать его покаянию, хранить веру Православную, любить Бога всем сердцем, душой и помышлением. Давайте жить в простоте, не строить лишние дома, не покупать машины, не получать лишние всякие дипломы высшего образования, где мифов много, не мечтать, не покупать, не блудить в уме, не воровать, даже в мыслях. Будем любить Священное Писание, читать жития святых, Апостольские правила знать, «Добротолюбие» – у кого есть усердие, любить Церковь, праздники, пост, непрестанно молиться, за все благодарить. И дай Бог, чтобы нам Господь вложил этот путь покаяния, чтобы мы, подражая преподобному Сергию, взывали к Богу как к Отцу: «Отче наш… да святится имя Твое: да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя…» (Мф. 6, 9–13; Лк. 11, 2–4). И жили так, чтобы и имя Божие святилось, и воля Божия исполнялась, и Царствие Божие приходило в сердца в Духе Святом. Перед тем как что-либо делать, подумаем: угодно ли это Богу, будет ли на то Его святая воля. Тогда Господь, видя наше покаяние, видя наши труды, мир даст вкусить еще здесь, на земле, и в день Страшного Суда поставит по правую сторону, соделает нас духовными, откроет перед нашим взором прекрасный Небесный Иерусалим. И дай Бог нам туда войти и услышать глас, как в Евангелии говорится, как мы в молитве преподобному Сергию читаем: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25, 34). Аминь.