Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). СЛОВО НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ. О БОГАЧЕ И НИЩЕМ ЛАЗАРЕ (2 ноября 1986 г.)

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Господь наш и Спаситель мира открыл нам благость Свою, открыл вам величие, сотворил этот мир прекрасный, все было добро зело (Быт. 1, 31), все прекрасно, чисто. Адам был украшен дарами Духа Святаго, звери считали его за царя, приходили к нему, и он знал их, и жили все мирно. В раю птички щебетали, земля сама давала плоды. И ждал Господь от Адама ответной любви, ибо Он показал величие благости, любви хотел, чтобы человек понял эту любовь и Господа Бога любил. Но диавол смутил первых людей, они согрешили и не принесли покаяния, потеряли одежду белую — благодать Духа Пресвятаго. И диавол научал людей жить по-своему, по-новому. Он научил тому, что Каин убил Авеля, брата своего. Появилось всякое непотребство, великое злодеяние во всем мире.

И наше Евангелие, которое мы читаем каждый день, говорит нам сегодня, что был некий богач, который не знал Бога, не любил Христа, а был рабом диаволу и жил по его учению. Он был очень богат, любил веселиться, любил хороший стол, вино, ходил в дорогих одеждах, копил богатство, бил рабов. И у врат его дома лежал некий нищий, болящий Лазарь. Толкова­тели говорят, что поскольку не знал Бога этот богач, то даже и имя его недостойно упоминания, и неизвестно, как его звать. А нищий, как записанный в книгу жизни, назван именем Лазаря (Лк. 16, 20). Он лежал в гнойных ранах и часто терпел великие скорби от голода, от всякой непогоды, и никто ему не оказывал сострадания, он лежал у ворот, значит, хозяин дома, богач, часто ходил по этому пути и видел страдания Лазаря, видел его состояние и не оказывал ему никакой помощи. А животные, псы, оказались более сострадательны, видя муки Лазаря. Они подходили и облизывали гной с его ран и этим облегчали его страдания. И вот окончили земную жизнь оба: богач и бедный Лазарь. Ангелы Божии пришли и за великую веру, за долготерпение унесли душу умершего Лазаря в райские обители, там Авраам, отец верующих, принял его в лоно свое. И умер также богач, но за то, что он оставил путь Божий и возлюбил сатану, за то, что провел жизнь в жестокосердии — попал в ад. Пребывая там, он увидел, что жил неправильно, ибо хотел в этой жизни земной веселиться и жить в богатстве. Но жизнь эта временная коротка, и он потерял богатство, потерял веселие, утешение в земной жизни и не приобрел там вечного блаженства. И он, уже глядя на ло­но Авраамово, просил праведника великого послать Лазаря к братьям его, которых было пять, чтобы он проповедал им истину, и они познали ложный путь свой, поверили бы Евангелию, Христу и не попали бы в это место мучения (Лк. 16, 28).

И часто в жизни людей мы видим, братья и сестры, что многие забывают о Боге, забывают о Евангелии, ищут здесь увеселений, богатства, утешения. А эта земная жизнь обманчива, она много предлагает, но дает многое для страдания. Человек здесь стареет, болеет, уходит из этой жизни и должен дать ответ за всю свою жизнь. И вот христиане показали всему миру отношение к богатству, что самое дорогое для нас — не золото, не парча, не богатые угощения, не красивые дома, не слава, не честь, а Христос наше богатство.

В древней Руси особенно любили повесть об Алексии, человеке Божием. И храмов было много в похвалу святого угодника, много имен в честь этого святого давали детям своим наши прародители. Это был, действительно, угодник Божий. Жил он в великом Риме, где много было богатства и много было людей. Он родился в богатой семье, и родители старались во всем его утешать. Когда Алексий возрос, нашли ему невесту, тоже богатую, и обручили их. И он стал рассуждать. Господь дал ему премудрость и разум, он, как мудрец, долго себя разглядывал, окружающий мир, и говорил: «Ну, что будет со мной, если я вступлю в брак с этой богатой девицей? Кругом меня богатый дом, много рабов, много богатства, буду я в парче ходить, в роскоши, как богач евангельский. И куда он пошел, туда и я пойду. Нет, для меня должно быть другое искание богатства, искание добродетели, искание добра, искание Христа. Ну, как мне здесь спастись?» И что он сделал? Положил обручальное кольцо, положил пояс и скрылся из дома богатых родителей своих, оставил невесту и ушел искать другое богатство. Многие не могут этого понять. Как это он так оставил все, стал нищим? Но нет, братья и сестры, он желал другого, духовного богатства, искал жизнь вечную, и он это приобрел. Мы зна­ем, что после многих лет скитаний он по Промыслу Божию пришел к вратам дома своего, к родителям богатым, и там совершил великий подвит. Отец хо­тя и не узнал его, но проявил сострадание, дал ему место покоя, он жил в его саду, давал ему и пищу со своего стола. Но праведник Алексий старался как можно меньше брать от этого мира, питался самой простой пищей, а ту пищу, которую ему подавали, раздавал другим братьям своим, нищим.

И он часто видел, как к окну подходила ждавшая его невеста, слышал вопли матери, которая взывала: «Увы, мне! Где чадо мое возлюбленное? Куда ты ушел, что с тобой, жив ли ты, где ты скитаешься? Или ты уже где-то умер?» И плакала невеста, которая не знала ласки своего жениха. И отец сетовал. И много, конечно, плакал и сын их, но он понимал и знал, что нужно искать другое богатство. Праведный Алексий много молился, умолял Бога за родителей своих, за невесту, за весь Рим, который утопал в богатстве, роскоши, где было много богатых и много рабов. И вот когда пришло время его упокоения, было открыто римскому архиерею, что этот великий праведник — утешение для большого Рима, по его молитвам Господь будет давать поздний и ранний дождь, и отраду многим, и защиту от врагов. Потом, когда мать, отец и невеста узнали, что это их сын и жених, как они плакали, и в тоже время радовались, что обрели на небе великого заступника и молитвенника. И Господь призвал их к вечной жизни по молитвам человека Божия Алексия.

И вот это новое отношение к богатству во всем проявляет христианство. Мы знаем, что еще в первохристианской общине, когда уверовали все во Христа, приняли крещение, не было среди верующих ни богатых, ни нищих. Если у кого было излишество, продавали все, приносили к ногам апостолов и делили поровну. Пребывали в молитве, в любви, в приобщении Хлеба, то есть Евхаристии Божественной, и искали одного: добродетелей, любви и вечной блаженной жизни.

Мы прославляем преподобного Сергия. Как гово­рит Епифаний, списатель его жития, великая милость Божия проявляется к тому народу, которому Господь дает праведника для утешения. Действительно, прп. Сергий просиял, как солнце. Ведь в этой земле жили раньше племена полуязыческие, искали иное утешение, искали другое богатство, но не знали внутренней, духовной, сокровенной жизни, не знали благодати Духа Пресвятаго. Хотя многие были христианами и жизнь проводили в деянии, но не знали, что такое восход к Богу. А преподобный Сергий показал нам величие любви к Богу, труд, покаяние, искание Бога в борьбе со страстями и непрестанной молитве. Господь подавал ему помощь и еще здесь, на земле, дал вкусить великую благодатную жизнь. Мы знаем, что, когда он служил литургию, Ангел Божий сходил с небес и сослужил ему. Во времена великих бедствий здесь, на Руси, преподобный Сергий открыл глаза многим нашим людям, и они стали искали другого богатства. Прп. Сергий открыл здесь Фиваиду русскую: покрылась Русская земля многими монастырями и церквами. Мы знаем, что к концу монгольского периода 512 монастырей было открыто только в чисторусской, как говорят, Руси, то есть в державе Иоанна Грозного. И всему положил начало прп. Сергий.

Трудное было время. Казалось всем, что Русь погибает. Грозный Мамай, который хотел овладеть всей Золотой Ордой, а владел только половиной, от Волги до Каспия, собрал громадную армию, как пишут летописцы, 900 тысяч и 30 человек. И он перед тем, как идти на Тохтамыша, своего соперника, хотел совершить поход на Русь, истребить все мужское население, прекратить русскую народность, прекратить веру православную. Это было лютое время. Бывало, крикнут: «Татары в селе!» — бросали все: и дома, и скотину — бежали в лес, лишь бы только свою голову спасти. Потому что татары были жестокие, суровые, не знали правды, воистину были сыны диавола. И преподобный Сергий умолил Господа Бога, чтобы Русь не погибла, чтобы вера православная была здесь, чтобы предки наши, постоявшие за веру, дали нам право на жизнь, сохранили народность, язык родной и веру православную, чтобы нам получить жизнь вечную. И мы знаем, что прп. Сергий пошел в Переяславль Залесский к Димитрию Ивановичу, крестил его сына и просил великого князя собрать съезд всероссийский. 19 князей прибыли на съезд, преподобный Сергий увещевал их и говорил: «Господь поможет нам, если у нас будет единодушие и будет мир между нами. Примем святое лобзание, уверуем крепкою верою в Евангелие, облобызаем Крест Животворящий, объединимся, тогда Господь пошлет нам помощь и Мамай не победит нас». И мы знаем, что союз русских князей смирил бунтующую Тверь, — которая приняла сторону Мамая и воевала против Москвы восемь лет, этим же союзом пошли на поле Куликово. И хотя врагов было в четыре раза больше, Господь послал помощь: страстотерпцы Борис и Глеб были ратоборцами, руко­водили сражением. Это было в день Рождества Божией Матери 8 сентября. И полегло 196 тысяч русских мучеников-страстотерпцев за веру православную, за святые церкви, за Русь нашу, чтобы мы могли жить, и жить по православному. А татар полегло в 4 раза больше, потому что они шли как захватчики, как богоборцы, как губители, которые не хотели возделывать свою землю, а пошли в чужие пределы грабить и жечь церкви православные.

И мы, братья и сестры, читая и вспоминая угодников Божиих, как они жили, должны им подражать. Что самое главное в жизни святых? Главное то, что они имели веру крепкую, живую, православную, они любили церковь, любили заповеди Божии, вечную жизнь. И этот род, то есть род страстей и бесов, изгоняется только постом и молитвой. Веру эту они показали доб­рыми делами и старались непрестанно молиться. И те, которые принимали здесь великую милость от Бога — благодать Духа Пресвятаго, непрестанно пребывали с Богом. Они, кажется, были нищие, гонимые, убогие, но они были богатые верою, и эта вера давала им власть над этим миром.

Вспомним жизнь преподобного Сергия. Кажется, он был беден и нищ: ходил в простой одежде, пища была самая простая. Он в среду и пятницу не принимал никакой пищи, и так всю жизнь от младенчества. Но он имел силу такую, что за четверых трудился. Преподобный жил в великих трудах, в посте, а прожил почти 80 лет — 78 лет. И он, кажется, ничего не имел, а всем обладал. Когда не было здесь воды, то помолился великий старец, и забил источник воды. Когда приносили к нему мертвецов, молитвой он оживлял их. Приводили бесноватых, он призывал Бога, богатого милостью Своей, и тот несчастный получал здравие. Он имел дары чудотворений и прозор­ливости. Находясь в обители, видел, как шла битва на поле Куликовом, и когда она кончилась, он сказал: «Братья, вознесем благодарственную молит­ву Господу Богу. Русь великая победила, много воинов пало, а великий князь идет домой». В то время не было телефона, не было телеграфа, пять дней нужно было скакать, и то на быстрых конях. А преподобный Сергий уже видел, что победа совершилась, потому что он имел Богатого и Сильного в душе своей, имел Самого Христа Спасителя.

Цель нашей жизни — стяжать это богатство. Говорит Священное Писание, что вы, то есть мы — христиане, имеющие души бессмертные, храм Бога живаго (2 Кор. 6, 16), и Христос недалеко от нас, Он в нашей душе пребывает. Мы приняли крещение, приняли Духа Пресвятаго, обновление, усыновление, и мы теперь со Христом, особенно те, которые с верою и чистым сердцем присту­пают к таинству причащения.

И нам это богатство — Христа — нужно искать. Как Его будем искать? — Сначала нужно показать Богу веру, с этой верой растворить любовь. Господь говорит: На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис. 66, 2). Нам нужно любить Церковь, она матерь наша, она ведет нас от колыбели и до гроба, и за гробом возносят молитвы о нашем упокоении, о нашем блаженстве, и все, что церковь повелевает нам, мы должны принять и исполнять. Потому что Церковь — это общество верующих, куда входят и Ан­гелы, и Архангелы, и Матерь Божия, и все угодники, которые здесь подвизались, на земле, и прославили Господа Бога. Они вложили в Церковь для нас все самое бесценное, самое дорогое, самое необходимое, все блага и все догматы, правила благочестия для нашего спасения. И посты нужно любить, и угодников Божиих почитать и идти их путем. И нужно, братья и сестры, кроме церковной молитвы водворять и домашнюю молитву. И кроме домашней нужно возложить на себя подвиг хранить ум, готовить себя к непрестанной молитве подвига. Потому что все угодники Божии непрестанно молились. И апостол Павел нам дает заповедь в Первом послании к Фессалоникийцам, 5 глава, 17 стих: непрестанно молитесь. А как это можно? Надо Иисуса Христа призывать везде. Вот хозяйка что-то делает, скажем, готовит обед, никого нет, она одна в доме, и призывай вслух: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицы ради помилуй нас. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». И эта молитва, как покаянная, как исповедание веры, самая главная, она отгоняет помыслы. Только взывать нужно в глубине сердца, там, где пребывает дух наш, там нужно в глубоком смирении, с плачем душевным умолять Бога. И мы тогда познаем нашу веру, мы познаем и ум, и разум, и как в церкви стоя, мы можем совершать молитву в сердце и в то же время лучше, проникновенно слушать пение и чтение церковное. Вот какой человек богатый! Каким его Господь сотворил! И призываем Бога, с Богом пребываем, и слушаем то, что поют, прославляют святого угодника. И когда мы так проводим дни покаяния, то дверь закрывается для злых помыслов. Как диавол обманул Адама? Стал влагать ему помыслы, и Еве, а они стали слушать их и верить. Если мы эти помыслы будем принимать и с ними соглашаться, то потом уже начнем и злые дела делать. А когда мы их будем отсекать, то диавол будет бежать. «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», — везде призывай, где бы ты ни был, куда бы ты ни шел. Вспомним странника, как он о себе рассказывал: «Бывало, стужа лютая приступает ко мне, начинаю усиленно призывать Иисуса Христа, и сразу становится теплей. Голод одолевает меня, начинаю молиться усердно и чувствую, что уже нет такой жажды». Во всем везде помогает Христос. Трудно задачку решить, сбился с пути — помолись Богу, страх одолевает тебя, призывай: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги мне». И Господь, скорый в помощи, пошлет Ангела Хранителя и утвердит нас в любви Своей.

И вот нужно, братья и сестры, отложивши искание земного богатства, земной чести и славы, искать высшее богатство, вечное, духовное — Христа Спа­сителя. И оно открывается в глубоком смирении, в любви, в покаянии. Если мы познаем, что такое смирение, то Господь даст нам познать все, что напи­сано в Евангелии, что говорит Церковь. Но смирение такое очень трудное. Трудно это смирение приобрести, потому что нужно много претерпеть вся­ких злостраданий, нужно прощать, нужно любить не только тех, которое любят нас, а любить врагов наших. И как это трудно! Когда мы читаем жития угодников Божиих, то там это борение открывается, оно действительно трудно. Как они бороли себя, чтобы заставить отречься от богатства, заставить себя искать только Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33)! Даже те, которые идут путем Божиим, как говорится в псалме: На пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне (Пс. 141, 4), и то трудно. Вот один семинарист мне рассказывал. «У меня было борение. Я, — говорил он, — открыл тумбочку нашего брата-семинариста, смотрю, лежит 50 рублей, никого нет. Думаю: «Возьму», — взял, поносил часа два. — «Да что же я сделал? Грех!» — пошел, положил. Сколько-то времени прошло, опять взял, потом все-таки поборол себя, пошел, положил, и больше уже не брал». Даже те, которые знают закон Божий, и то как трудно им заставить себя смириться. Но мы призваны к вечной блаженной жизни, мы должны, братья и сестры, веровать в Евангелие и идти узким евангельским путем.

Мы удивляемся, как это вот мытарь, язычник, шел сначала путем диавольским, но, когда уверовал в Евангелие, заставил себя жить по-другому. Это, действительно, великое чудо. Он после того, как уверовал, раздал свое богатство, снял с себя дорогие одежды, рабов отпустил на свободу, деньги им дал, стал сам нищим. Мало того, оделся в простую одежду, упросил друга своего продать его в рабы, и проходил долгую жизнь в образе раба. И он испытал то, что испытали многие те, кого он много обижал. Он говорил так: «Есть рабство духовное, и есть земное. Я потерплю от господина земное рабство, но он обладает только моим телом, заставит меня работать, жить суровой жизнью, но дух мой свободен, он избрал Христа, он избрал Евангелие. Никто меня не заставит воровать и убивать, а я буду любить Бога всем сердцем, душой и помышлением». Он непрестанно молился, жил в простоте, и Господь, видя такое его суровое покаяние, даровал ему Духа Пресвятаго.

И преподобный Серафим говорит нам: «Ищите здесь самое главное богатство — Духа Пресвятаго». Он сам Его искал и получил. И многие угодники Божии всю жизнь искали это некрадомое богатство духовное, и Господь даровал им его. Оно открывается в терпении, в любви, в искании вечного блага. Человек уже не мстит никому, терпит обиды, за все благодарит и, самое главное, непрестанно пребывает в молитве и за себя, и за род христианский.

И мы, братья и сестры, в нынешний день, внимая евангельскому чтению, не будем искать богатства земного, как некий богач имел его. Потому что, уходя из этой жизни, он оставил это богатство, оставил свои дорогие одежды — и тут ничего не приобрел, и там потерял, попал в ад. А тот, который скорбел, терпел, болел и пребывал в вере, получил вечное богатство. Здесь малое время, 70—80 лет, а многие живут и меньше, а тем вечность, и времени уже не будет (Откр. 10, 6), как повествует апостол. И эту вечность нужно искать. Говорит прп. Григорий Синаит: «Блаженны христиане еще и потому, что они, хотя имеют веру, надежду и любовь, но им эта надежда открывает­ся и подкрепляется еще здесь, на земле. Это блаженство они предвкушают, как бы завеса открывается для них еще здесь, укрепляя их веру и укрепляя их любовь». И многие здесь, на земле, видят то, во что многие только веруют. Скажем, мир Ангелов, помощь Божию, сокровенное, что совершается в этом мире. Потому что носителям Духа Святаго даются дары прозорливости, чудотворения, как преподобному Сергию. Ищите этих дарований, Господь радуется, когда мы просим у Него милости, просим очищения от страстей и просим Духа Пресвятаго. Но просить нужно, не просто взывая, а просить всей нашей жизнью, в терпении, в смирении, в молитве, и любить нужно Бога и ближних. Ну, ближних любить, которые нас любят, это просто, любят и язычники так, а вот любить врагов — как это трудно! Как любить? Скажем, человек или пьяница, или обидел нас, или украл, но надо сказать: «Господи, не поставь ему во грех». Как вот молился св. Василий Блаженный. Когда его обижали и били, он видел, как демоны ставили знаки на спине этих людей и говорили: «Теперь мы будем мучить их за то, что они праведника Божия уничижают». А Василий Блаженный подбегал, стирал эти знаки и взывал: «Господи, не дай права этим бесам мстить за меня. Не поставь обижающим меня во грех. Они не знают, что делают». Вот любовь какая!

И будем, братья и сестры, любить Евангелие, ежедневно читать, хотя бы понемногу, любить Церковь Божию, как можно чаще ходить в нее. И что Церковь, мать наша, заповедует и повелевает нам: и посты, и молитвы, и прославление святых — все любить и исполнять свято. Любить нужно домашнюю молитву, любить и непрестанную молитву. Где бы ты ни был, куда бы ты ни шел, везде можешь призвать Бога в помощь, и Он тебя услышит. Не трудно попасть на прием к Владыке нашему, только воззвал: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Как шел однажды Пантелеимон, будущий святой и великомученик, видит: лежит младенец, умерщвленный змеей, и змея рядом. И он говорит: «Господи, укрепи мою веру, исцели, восставь этого умерщвленного младенца, и вера моя умножится». Господь, видел, что он Его не искушает, а по-детски, в простоте сердечной взывает к Нему, чтобы, действительно, укрепилась его вера, потому что язычники говорили другое, хулили Христа, и Господь восставил этого умерщвленного и отрока Пантелеимона укрепил в вере духовной, апостольской. Так и у нас. Может быть, есть среди нас некоторые, кто сомневается. Преподобный старец Силуан учит: «Если ты чем смущаешься, то призывай: «Господи, если Ты, правда, есть на земле, Ты меня слышишь, откройся мне, укрепи меня в каком-нибудь познании, чудо сотвори, или Сам знаешь как, и я тогда, уверовавши, послужу Тебе и буду исполнять Твои заповеди». Вот как говорит прп. Силуан для тех, которые сомневаются и не научены были ни родителями, ни ближними своими. А мы же научены от пелен материнских, мы знаем Евангелие, знаем заповеди Божии. Мы не будем на месте пребывать, надо возвышаться, восходить от силы в силу, как бы по лесенке: на одну встали, пойдем дальше, дальше и зайдем наверх. Будем возрастать в терпении, в смирении и охранять ум наш от помыслов. Эта краткая молитва пусть возродится, пусть непрестанно пребывает в нашем сердце. Странник искал Христа Спасителя, читал по 3 тысячи, по 6 тысяч, по 12 тысяч сначала вслух, громогласно, в глубоком покаянии, а потом почувствовал, что в сердце у него молитва совершается непрестанно. У него богатство было совсем малое: сумка, в этой сумке сухари, Добротолюбие, Евангелие, и он ходил по сибирским дорогам и искал высшее богатство — Христа, и нашел Его. Он познал язык твари, познал, что в мире совершается, познал любовь к Богу, к людям, познал вечную жизнь.

И давайте мы, братья и сестры, искать это богатство, искать Христа, искать терпением, смирением и любовью, непрестанно призывать Бога, не беседовать с помыслами, не покупать, не продавать, не богатеть неправедно, ничего нам не надо. Есть необходимое — и слава Богу за все. И тогда, когда это богатство мы приобретем, даст нам Господь усыновление и милость Свою великую. А когда загремит труба архангельская, наши души соединяться с телами, тела станут духовными, поставит Господь нас по правую сторону и познаем мы это высшее богатство, это блаженство, Солнце правды с нами будет, лик всех святых и Матерь Божия. И это-то богатство будем искать. Тогда Господь нам скажет: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

 



Все новости