Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). СЛОВО НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ. О ГАДАРИНСКОМ БЕСНОВАТОМ (2001 г.)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Господь наш Иисус Христос великой любовью любит человека. Этот прекрасный, чудный мир, всю вселенную Господь создал для человека и в него ввел человека как князя, как царя, чтобы он блаженствовал и был в общении с Богом. Промысл Божий был такой, чтобы человек вошел в обожение, чтобы вся тварь обожилась, потому что Бог пребывает в святости, любит чистоту, добро, правду и желает, чтобы Его творение тоже было обожено.

И Адаму, как говорят святые отцы, нужно было тот рай, который Бог насадил во Едеме, перенести на всю землю. Какое было состояние в раю? Мир, тишина, чистота, все благоухало. Не было громов и молний, не нужно было прилагать труд для обрабатывания земли, она сама давала изобилие плодов. Все звери жили в мире, большие не трогали маленьких, не поедали друг друга. Вот был пост настоящий, воздержание во всем. Никто не знал греха. И это блаженное состояние должен был Адам перенести во всю землю и сам, пребывая в послушании, любви, восходя в духовности, стать подобным Ангелу. Вот что нужно было, чтобы земля и небо обожились. Но этому помешал диавол.

И Господь по милосердию, по любви к нам пришел исполнить то, что по Промыслу Его не осуществилось: ветхий Адам не пришел в обожение, и не обожилась из-за него вся природа. Видите, какую великую ответственность несет в этом мире человек. Человека называют микрокосмосом: он имеет образ Божий и связан с землей, и от него зависят многие судьбы Церкви и мира. Господь пришел победить диавола, победить смерть и даровать нам воскресение, чтобы повернуть людей к добру, к истине, к святости. Господь возвещал Евангелие не как простой Проповедник, а как Всемогущий Бог: Он и говорил, Он и творил чудеса. И когда всем открылась Его Божественная сила, то при посещении Им какого-нибудь селения, города сразу разносился слух: «Идет Иисус Христос», — и приходили больные, хромые, приводили слепых, приносили расслабленных, толпы народа собирались, все улицы заполнялись. Это в Евангелии по краткости описаны некоторые чудеса. Как говорят отцы, Евангелие кратко, но оно велико, а жизнь со Христом показывает величие Его силы и всемогущества. Он воскрешал мертвецов, изгонял бесов, исцелял многие болезни, говоря: «Прощаются тебе грехи твои. Встань… и ходи» (Мк. 2, 5, 9—11; Мф. 9, 2, 6; Лк. 5, 20, 24; 7, 47—48).

И в нынешний воскресный день святая Церковь нам предлагает 38 зачало Евангелия от Луки (8, 26—39) о посещении Господом страны Гадаринской. Раньше это была богатая земля с очень большим населением, целая провинция. И в ту страну приплыл на лодке Господь с учениками Своими. Когда Он вышел на берег, встретил Его один человек из города, с давнего времени одержимый бесами. Это такой человек, в которого за его грехи вселился диавол, и он так был мучим им, что не находил нигде покоя. Он ходил и бегал по горам, не мог жить в селениях и скитался вдали от них, в непогоду прятался в пещерах, жил в гробницах с мертвецами. Его пробовали связывать, даже цепями сковывали, но диавольская сила помогала ему, и он, как нитки, разрывал эти цепи. И люди не могли помочь ему, все боялись его и не знали, что делать и что будет дальше.

Когда гадаринский бесноватый увидел Спасителя, то вскричал, потому что бесы увидели перед собой не простого человека, а Богочеловека, они узнали Его и затрепетали, а страдалец припал к Нему и закричал: Что нам и Тебе, Иисусе Сыне Божий; пришел еси семо прежде времене мучити нас (Мф. 8, 29). Господь запретил этим бесам и спросил: Что ти есть имя (Лк. 8, 30; Мк. 5, 9). Он отвечал: Легеон: яко беси мнози внидоша в онь. Легион — воинская единица, наподобие нашей дивизии, где около 10 тысяч солдат. И вот представьте себе, какое множество бесов пребывало в телесной природе этого человека. Как они его мучили, как терзали, и никто не мог ему помочь.

И бесы просили Господа, чтобы не повелел им идти в бездну, и здесь не хотели, как говорится, в воздухе на природе оставаться, и говорили: Посли ны во свиния, да в ня внидем (Мк. 5, 12; Мф. 8, 31; Лк. 8, 32). Господь разрешил. И бесы вышли из этого страждущего, болящего человека и сразу вошли в свиное стадо, а их было около двух тысяч. Когда седоками свиней стали бесы, то не могло стадо находиться в покое и бросилось с крутого берега в море. И кто путешествовал по святым местам и бывал в тех пределах, видел, какой это высокий и обрывистый берег. С него-то и бросилось огромное стадо, понуждаемое бесами, и утонуло. А человек освободился от этих тиранов, стал совершенно здоровым, оделся в одежды, какие там оказались у него, и сидел у ног Иисусовых, слушал, здраво говорил и рассуждал.

Пастухи, которые пасли свиное стадо и видели происшедшее, пришли в ужас. Они знали этого бесноватого, страшились его свирепости, теперь же видели его здравым, а свиное стадо, которое пасли, на их глазах потонуло в пучине морской. И побежали они возвестить хозяевам, жителям города, что стада свиного нет, и все рассказали. Жители, собравшись в великом множестве, пошли к Иисусу. И что вы думаете? Бесы познали Божество Иисуса Христа и кричали: Что нам и Тебе, Иисусе Сыне Божий, Сыне Бога Вышняго. А жители не познали Божество, у них веры была меньше, чем у бесов, и они в страхе, в трепете стали просить, чтобы отошел от их пределов. Господь кротко, смиренно ничего им не стал говорить, вошел в лодку и переправился на другой берег.

Вот, видите, как совершается проповедь Евангелия. Господь возвещает вечное Царство, дарует свободу от тирании бесов, жизнь вечную, а люди привыкли скитаться по земле, строить здесь города, жилища, красиво и богато одеваться. А что потом? Все знают и видят, что потом смерть похищает каждого человека и по всей земле имеются могилы, гробницы, кладбища, однако не хотят познавать Истины. Это Евангельское чтение открывает нам, что, хотя бесы свирепые и лютые и могут много бед натворить, но по существу не имеют никакой власти. Им захотелось войти в свиное стадо, но не смогли, потому что не имели своей власти, и стали просить Всемогущего Бога. И только когда разрешил Иисус Христос, они вошли в свиное стадо.

Теперь спросим себя: «Как же так, что бесы не могли сами по себе войти в свиное стадо, в бессловесных животных, а почему входят в людей? Мы говорим, мыслим, созидаем, строим. Почему же бесы входят в людей?» А потому, что диавол тогда приобретает власть над человеком, когда человек уходит от Бога. Как он уходит? Господь говорит: Не прелюбы сотвори (Исх. 20, 14), — а человек прелюбодействует, значит, он слушается диавола, поэтому благодать Божия покидает его и вселяется бес. Не укради (Исх. 20, 15), — говорит заповедь, а человек ворует, значит, у него наставником, учителем является не Христос, а диавол, который и вселяется в него. И если так разобрать всякое зло, все страсти и противопоставить им заповеди Божии, то увидим, что человек должен жить в чистоте, в святости, в добре, а он от этого уходит. И вот поэтому он лишается Божия покрова, благодати Божией и становится жилищем бесов.

И мы посмотрим на себя, на окружающих нас — сколько бесноватых людей на земном шаре, сколько блудников, сколько вокруг воров — все ученики сатаны. Сколько убийц! Ежегодно убиваются миллионы детей, матери должны рожать, а они их убивают. Животные рожают и любят своих детенышей, а матери ненавидят, убивают их. За что детей убивают? Никто не может дать ответ. Почему одни люди идут путем жизни, другие избирают путь смерти. Где путь жизни? Путь жизни в Евангелии, это путь добра, путь истины, путь святыни, и мало кто по нему идет. Что мы ищем? Некоторые увлекаются большими познаниями, по два-три диплома приобретают, а в этом обучении нет просвещения ума. Изучают языки, три, пять, семь языков могут знать и больше; изучают народоведение, природоведение, биологию, химию, математику, астрономию и многие другие науки, а о Боге, о своей душе бессмертной, которая есть образ Божий, ничего не знают. Этот образ Божий имеют только Ангелы и человек. И желает Господь, как говорят отцы, чтобы умопостигаемые существа, то есть Ангелы и человек, постоянно стремились к Богу, человек искал Бога, искал правду, истину.

Окружающая нас вселенная, как говорят святые отцы, имеет верхние грани, средние и нижние, что есть умопостигаемые существа, Ангельский мир и разумный человек, все живущие птицы, животные и вся природа, которая окружает нас. И в Ангельском мире Господь поставил высшую иерархию, она окружает на небе Престол Божий, свет Божий: Серафимы, Херувимы, Престолы. Этот первый чин умопостигаемых существ предстоит Богу; если по-детски рассуждать и в подобие взять воинскую часть, то это как бы генералы. Они от Самого Бога принимают озарение и просвещение и передают их второй степени Небесной иерархии: Господствам, Силам и Властям, которые как бы капитаны в воинской части. Потом и эти средние чины передают Божественное озарение младшим себя, низшей иерархии: Началам, Архангелам и Ангелам.

И человек имеет образ Божий: ум, слово и дух. Даже есть разделы в обучении: психология ума, психология воли, психология чувств. Ум видит истину и ложь, воля — добро и зло, чувства — святость и нечестие. Человек имеет самовластие, свободную волю. Один ворует и в этом делании такое приобретает искусство, что не могут поймать его, обличить, даже особые сотрудники, которые разбирают и изучают их всякие мудрования. Другой прелюбодействует и похваляется, как обольщает женщин. И когда после смерти находят его дневники, читают и узнают, что он имел 129—130 «побед», хотя писал стихи, считается великим человеком, а он великий блудник. И так каждый избирает то, что пожелает: кто пьяница, кто наркоман, кто вор, кто блудник, кто тунеядец, кто спекулянт, кто торгует и обманывает. И мало-мало кто идет честным путем, ищет истины, добра и святости, их в Церкви именуют святыми, и эти святые еще здесь на земле стали на путь обожения.

И святые отцы говорят, что Господь прежде создания мира пожелал, чтобы человек был обожен. Много говорят, много пишут, но каждый должен разобраться, что для него важней: изучать деяния пророков, их чудеса, их проповедь или стараться освоить каких-нибудь писателей бесноватых, марксистов, которые пишут, сами не знают что. Сейчас должна вызывать интерес и почитаться славянская Библия, потому что в ней точный перевод с греческого языка, а другие переводы уже потеряли ценность из-за искажения мест, где говорится о Иисусе Христе, о Спасителе. Но сначала нужно разобраться и понять: кто такой я. Почему мы говорим: моя рука, моя нога? А кто хозяин моей руки? Кто повелевает моей руке залезть в чужой карман или, наоборот, из своего кармана достать и кому-то подать? Кто сочиняет хорошие песни, стихи, и кто, наоборот, пишет развратное?

И нужно, братья и сестры, избрать путь жизни, путь истины, путь добра. Евангелие, хоть и кратко, но велико, оно дает ответ на каждый вопрос. И давайте изберем этот евангельский путь добра, будем искать это добро. Если кто занимался нехорошими делами, нужно отбросить все нечистое, все злое. Как говорят отцы, зло есть умаление добра, зла нет в существе нашем, оно пребывает в нашей воле, в самовластии, поэтому надо отказаться от него и стать на путь добра, на путь, говорят, богочеловечества. И Господь желает, чтобы мы пришли к обожению. Многие святые уже здесь на этот путь становились, как преподобный Сергий, и о нем мы поем, что он «земный ангеле и небесный человече». У него был освящен дух, освящены душа и тело, и он пребывает с нами.

А полное обожение откроется в достойных на Страшном суде, когда будет всеобщее воскресение, люди восстанут и уподобятся Христу. Как Себя Господь показал после воскресения? Через двери заключенные проходил (Ин. 20, 19, 26). Вот какое у Него тело стало — духовное. И не будет ни мужского естества, ни женского, желудка не будет у нас, значит, никакой вещественной пищи не понадобится, люди воссияют светом и будут подобны Богу. Какое блаженство наступит! В Небесном Иерусалиме, как Сам Господь открыл преподобному Григорию, ученику преподобного Василия Нового, соберутся только чистые, святые, праведные, а те, которые шли путем стяжания богатства, греха, путем смерти, будут отлучены от Небесного града Иерусалима. И апостол Иоанн Богослов говорит: «И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21, 27).

И давайте, братья и сестры, изберем чистоту, правду, святыню, изберем Христа и будем Его искать. Бесноватый, когда получил исцеление, не отходил от Христа и просился идти с Ним на проповедь. А Господь сказал ему: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог (Лк. 8, 39) и как помиловал тебя (Мк. 5, 19)», — чтобы он шел по городам, где его знают, и проповедовал, как Господь Бог даровал ему исцеление. А жители просили, чтобы Иисус удалился от них. Сколько нас таких — очень много. Посмотрим на лицо земли — великое множество людей живет на земном шаре, сейчас более шести миллиардов. А сколько таких, которые ищут Христа, живут в добродетели, в чистоте, молитве? Очень мало. От нас зависит. Хочешь стать разбойником — можешь стать им; хочешь стать подобным Ангелам — тоже можешь, становись. Пути открыты, человеку дарована свобода.

Если мы, братья и сестры, приобрели какие-то познания вещей человеческих, земных, они нам не принесут особой пользы, к этому познанию нужно приложить еще душевное и духовное. Евангелие — это книга книг, оно истинно великое богатство, сокровище для всех живущих по лицу земли; надо иметь эту святую книгу в каждом доме, читать ее и размышлять, прилагать к себе, к своей душе. Кто такой я? Я устал, я скорблю. Устал человек, а скорбит духовное существо, дух от скорби приходит в уныние. Так вот надо разобрать двойственность: есть тело, есть дух бессмертный. Когда душа выходит из тела, тело рассыпается в прах, а мы для него так усердно стараемся: одеваем в дорогие одеяния, хорошо питаем, доставляем ему удовольствия, делаем всякие упражнения, чтобы оно красивое было, увлекаемся комфортом, имеем дачи, автомобили, чтобы меньше ходить и не утомляться. И что получается? Хороним друга, ближнего своего, он лежит в гробу, а все его богатство уже не приносит ему никакой пользы. А через полтора-два года там одни косточки останутся, а дух вечный идет к Богу давать ответ, как мы жили: воровали или подавали нуждающимся, утешали других или вводили их в скорбь своими грехами.

Значит, чтобы иметь добрый ответ на Страшном судилище, нужно избрать доброе, избрать истину, святость, и Господь будет в этом помогать. Первое, что вводит нас в общение с Богом, это таинство крещения, богоздание, как называлось оно в древности. Человек пребывает в первородном грехе, а когда принимает крещение, переживает новое рождение, прощаются все его согрешения, укрепляется душа к деланию добра, Господь дарует ему Ангела святого, чтобы охранял его, оберегал, и покров Божий пребывает над ним, и Церковь хранит его, питает тайнами своими в таинствах церковных. Вот как Господь любит человека, для него сохраняет этот мир, эту вселенную и Церковь Свою святую.

Поэтому придем в Церковь, к богозданию, к покаянию, к любви Божией. Бог нас любит, все для нас сотворил и дал нам образ такой, какой у Него: ум, слово и дух. Ум — образ Отца, слово — образ Сына Божия, и как Дух Святой пребывает в Отце и в Сыне, так и наш дух в уме и в слове. И когда мы говорим, окружающие ощущают наше слово в его духовности: или оно гневливое, или ложь в этом слове, или доброта, мир, простота. Мы носим образ Живоначальной Троицы, образ Отца и Сына и Святаго Духа. И Господь желает, чтобы мы стали богопричастными в Его благодати через Его Божественные энергии, таинства. Надо принести глубокое покаяние, бросить все грехи, которые мы раньше совершали, потому что эти грехи прощает только Бог, а для этого нужна вера и добрый путь шествия. И тогда Господь нас усыновит, будет укреплять нашу духовную силу, свет Христов будет просвещать наш разум, нашу душу. Этим путем прошли многие наши отцы и братия, и к этому пути призывает нас Церковь.

Братья и сестры, станем на путь добра, бросим грех, бросим блуд, убийство, воровство, всякое непотребство, будем молиться, и станет много добрых людей на земле, зло уменьшится, тюрьмы опустеют, дети наши будут наслаждаться миром, изобилием плодов земных, и век продлится. Многие боятся, что скоро может быть Страшный суд. А когда он будет? Зависит от нас. Какие города цветущие были Содом и Гоморра, а жители их занимались страшным грехом. И когда Господь шел погубить их, встретил Его праведный Авраам и сказал: «Неужели Ты погубишь эти города, если в них окажется пятьдесят праведников?» «Не погублю ради пятидесяти», — отвечал Господь. «А если сорок пять?» — «Буду терпеть, пусть живут остальные, и злые, и добрые». Авраам сбавил число праведников до десяти человек. «Не истреблю ради десяти, — говорил Господь, — потерплю всех, которые живут в этих городах непотребной жизнью». Но не оказалось там десяти, и поэтому они погибли (Быт. 18, 23—32). Для чего погибли? Для нашей же пользы, чтобы они не учили разврату людей, чтобы учители греховной закваски отошли и не оскверняли общество.

Почему людей сажают в тюрьму? Чтобы изолировать их от добрых трудовых людей. И так везде и всюду. Почему был мировой потоп? Потому что мало оставалось праведных людей. Скажем, бурлаки тянули баржу на Волге, даже мускулистые здоровые люди ослабевали, таща такой груз против течения, а если, предположим, один бросил бы канат, другой, третий, то баржа, оставшаяся сама по себе, с водным потоком понеслась бы вниз и погибла. Так и человечество, так и Церковь, так и люди: если будут такие, которые будут тянуть, как бурлаки, весь мир, то есть молиться за всех людей, живущих по лицу земли, то будет и изобилие плодов земных, и мир устоит, и дети наши познают красоту и радость этого мира. Поэтому надо, чтобы стало больше праведных, добрых, правдивых, трудолюбивых, смиренных, кротких. Будем стараться уподобляться тому исцеленному, который сидел у ног Иисусовых и поучался от Него, уподобляться святым, а их так много, и Матерь Божия научит нас, вразумит.

И возлюбим святую Церковь, ее устав, возлюбим заповеди Божии, возлюбим святыню, трудолюбие, смирение, кротость, молитву церковную, и домашнюю, и непрестанную: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Диавол влагает каждому человеку помыслы нечестия, гордыни, мало того, приставляет своего злого беса, который постоянно наблюдает и научает злу. Иногда мы видим со стороны: идет старенькая женщина, плюет в левую сторону, приговаривая: «Отойди от меня, сатана». Она считает, что слева от нее находится злой ангел, который в помыслах ей нашептывает или обиду на соседку, или украсть где-то, или что-то еще сделать плохое, а справа добрый Ангел. И она сразу замечает помыслы недобрые, разговор злого ангела, не считает их за функцию мозга, за плод мышления, как учат в школах, а прогоняет его: «Отойди от меня! Я не дурней тебя и знаю твои злые речи, льстивые беседы. — И призывает: — Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешную».

Если мы, братья и сестры, будем идти путем добра, истины, святости, Господь усыновит нас и укажет здесь путь спасения. И когда загремит труба Архангельская и в долине Иосафатовой соберутся все добрые и злые люди, Господь удостоившихся спасения приведет к полному обожению. И давайте, братья и сестры, жить такой жизнью, чтобы быть наследниками Царствия Божия. Аминь.



Все новости