Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Возлюбленные братья и сестры! Для нас, христиан, самый большой праздник — это Воскресение Христово. Каждую неделю мы совершаем это празднование: в воскресный день прославляем Воскресшего Спасителя, поем о Воскресении Его. В нынешний день мы слышали Евангелие, как Господь воскресил дочь Иаирову. В великой печали был отец, потому что его больная дочь была еще молодая, она была у него единственная. И он просил Господа помочь больной дочери. Но когда он говорил с Господом, пришел некто из дома начальника синагоги и сообщил ему: Умре дщи твоя, не движи Учителя (Лк. 8, 49). Но Иисус, услышав это, сказал ему: Не бойся, только веруй, и спасена будет (Лк. 8, 50). Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме трех учеников Своих, и отца, и матери девицы. Господь подошел к умершей отроковице и сказал только слово: Отроковице, востани! (Лк. 8, 54). И восстала отроковица живой. И Он сказал: «Дайте ей кушать».
Мы знаем, что также легко Господь воскресил и сына вдовицы наинской. Когда выносили ее умершего сына, то Он, подойдя, прикоснулся к одру и сказал: Юноше, тебе глаголю, востани (Лк. 7, 14). Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить, и возвратил его Господь матери своей.
Но самое главное чудо воскресения было с Лазарем, когда он уже четверодневный, зловонный лежал во гробе. Господь подошел к нему и сказал только слово: Лазаре, гряди вон! (Ин. 11, 43), и вышел мертвец, опутанный пеленами, облитый маслом, и перед всеми явился живым и здоровым. Господь это совершил для того, чтобы учеников Своих в вере утвердить, чтобы всем нам показать, что так легко Господу воскресить не только одного, но всех сынов человеческих. И когда Каиафа и священники узнали об этом великом чуде, то стали рассуждать: если оставим Его в живых, то все в Него уверуют, надо предать Его смерти. Сего же о себе не рече, но архиерей сый лету тому, прорече, яко хотяше Иисус умрети за люди (Ин. 11, 51). Потому что Господь Сам пожелал умереть и даровать избавление от смерти через славное воскресение. И Господь воскрес в третий день, восстал от смерти. И теперь мы, христиане, веруя славному Христову Воскресению, принимая благодатное крещение, получаем залог всеобщего воскресения.
Когда Господь стоял во Иордане, то Дух Святой сходил на Него, таким же образом мы, принимая крещение, получаем этого же самого Духа Святаго. Человек получает как бы залог благодатной жизни со Христом. Но если мы, живя здесь, на земле, совершали грехи, уходили от Бога, то, чтобы нам не погибнуть, дал нам Господь покаяние, чтобы мы с Богом примирились. Господь дал силу благодатную — воскрешать мертвецов — и Своим апостолам, и ученикам. Мы знаем, что апостол Павел воскрешал мертвецов. Преподобный Сергий, живя здесь, в этой обители, воскресил одного отрока, которого принес к нему поселянин, потому что Господь действует и Сам, и через Своих избранных учеников. Святые отцы говорят, что прежде всеобщего воскресения бывает воскресение душ человеческих. Ведь Адам был сотворен бессмертным и по душе, и по телу. Он имел Духа Святаго, он был чистым, не знал никакого греха, но, когда он отошел от Бога, нарушил заповедь — Дух Святой покинул его и стал он человеком смертным. Душа его уже умерла для благодатной жизни, а потом и тело его рассыпалось в прах. Так вот и мы с вами имеем душу и тело, и каждый из нас может стать Ангелом и может стать демоном по жизни своей.
Мы имеем много примеров из жизни святых, когда они проводили жизнь греховную, не веровали во Христа, но, когда познали верою Христа, достигли того, что благодать Божия обновила, воскресила их души. Вспомним мытаря Петра. Известный всем пример. Петр был князем очень богатым и жестоким, жил развращенной жизнью, не умел разговаривать тихим, кротким голосом, копил богатства. Но когда он уверовал во Христа, он получил от Бога благодать, раскаялся и все оставил. Он раздал все свое богатство, отпустил рабов на свободу, все, что имел, отдал другим, а сам стал нищим рабом и стал проводить суровую подвижническую жизнь. И он пережил славное воскресение души своей, потому что благодать Духа Пресвятаго посетила его.
И мы, братья и сестры, живя здесь, на земле, должны стремиться к тому же: просить у Бога и молитвой, и всей нашей жизнью, чтобы Господь воскресил наши души прежде всеобщего воскресения. Святой Иоанн Златоуст говорит, что, если жестокий человек станет кротким, развращенный станет целомудренным, гордый смирится — это признак того, что душа его познала блаженное воскресение. И тогда этому человеку уже не страшен ни Страшный суд, не страшна ему и смерть. И нам вот к этому нужно стремиться, чтобы стать добрыми, чистыми, целомудренными, любить надо не только любящих нас, но и врагов своих. Как трудно, говорят отцы, любить врагов своих, благословлять проклинавших и делать добрые дела тем, которые стремятся нам делать зло. Но это необходимо, потому что Христос Сам так поступал на земле, уча нас, и все угодники Божии. Это нам необходимо, чтобы Господь дал нам благодать Духа Святаго. И будем, братья и сестры, стремиться к этому, непрестанно молиться, как говорит апостол Павел, все терпеть и за все благодарить.
И мы знаем, что Господь благоволит к роду человеческому. Он всем напоминает об этом славном воскресении. Когда приближается Пасха Христова, то в Великую Субботу Господь посылает благодатный огонь у Гроба Своего, где Он пострадал. И те, которые там бывали, переживали это благодатное состояние. В первое время этот огонь небесный, благодатный не обжигает; огнем касаются рук, волос, головы, и он не жжет, как не жгло огнем трех юношей в пещи Вавилонской. Этим Господь явно показывает, что великая для нас тайна здесь, великая милость Воскресения Христова. И будем, братья и сестры, просить Господа сил, чтобы Он дал нам дар умиления, дар покаяния, чтобы мы возлюбили истину, добро, святыню и непрестанно Его призывали: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Даруй мне, Господи, прежде смерти своей познать воскресение души моей, чтобы душа моя была кроткая, добрая, целомудренная, чтобы любила трудиться, любила врагов своих и за все благодарила». Если мы этим путем пойдем, братья и сестры, тогда Господь и нам даст познать это благодатное воскресение, даст нам познать любовь ко всем, даст непрестанную память о Боге, любовь ко Господу Спасителю, к Матери Божией и ко всем святым. И будем просить, чтобы Господь дал нам эту благодать познать. Мы взываем к Богу: «Отче наш! Отец наш Небесный». Мы — дети великого Бога и Отца нашего, поэтому мы должны любить друг друга, как братьев и сестер, должны подражать Господу нашему, иметь добродетели, которые явил Господь здесь, на земле. И тогда, братья и сестры, когда загремит труда архангельская, соберет Господь наши тела, рассыпанные по земле, и наши души воскреснут с нашими телами. Тела станут духоносными, легкими, каким Господь явил тело Свое после воскресения. И как Господь взошел на небо, так и нас возведет туда и будет с нами царствовать во веки веков. Аминь.
ИЗ СЛОВО НА АКАФИСТЕ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ
(19 февраля 2006 г.)
<…> И вот Господь показал нам торжество веры, чтобы мы не боялись смерти. Когда Лазарь умерший лежал, Он говорил: Лазарь друг наш успе: но иду, да возбужу его (Ин. 11, 11). Святые отцы смотрят на смерть как на сон. И когда начальник синагоги Иаир пришел к Иисусу Христу, то просил: «Дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива (Мк. 5, 23; Лк. 8, 42). Мы очень любим ее, помоги нам». Господь пошел с ним. Пришедши в дом, Он увидел много народа, все плакали и рыдали, кричали, разрывали одежды, потому что умерла девица. Он сказал: «Что смущаетесь и плачете? Девица не умерла, но спит» (Мк. 5, 39; Лк. 8, 52). И смеялись над Ним: «Что нам говоришь: спит! Разве мы не понимаем, глупые мы что ли!» В Евангелии написано, как было на самом деле. Он тогда не разрешил никому входить в комнату, где лежала девица, зашли три ученика, отец и мать. Потом взял ее за руку и только сказал: «Девица, тебе говорю, встань» (Мк. 5, 41; Лк. 8, 54). Видевшие пришли в великое изумление.
И еще, как предание говорит, вместе с матерью и отцом девицы и учениками вошла Проскулла, жена Пилата. Она была очень близкой знакомой этому семейству и стала свидетельницей великого чуда. Потом Проскулла напоминала своему мужу Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф. 27, 19). Будет страшное наказание людям, если Его убьют».
Теперь мы видим, что две тысячи лет нет храма в Иерусалиме, нет храма Соломонова, ни других храмов, которые были бы потом построены. Это наказание за убийство Праведника. А жены уже семь с половиной веков ходят в нечистоте за то, что Ева забыла Бога, послушала, поверила змею лукавому, ползучему гаду, захотела стать богиней. И до сих пор жены ходят в крови, и какие болезни терпят, когда рождают младенца, и сколько скорбей в семейной жизни. <…>