Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). СЛОВО НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ. О ЗВАННЫХ НА БРАЧНУЮ ВЕЧЕРЮ

 

 

<…> Господь утвердил в этом мире Царство Свое — Церковь Христову. Как Царь и Владыка Он господствует над всем миром властью Своею Божественною, а в Церкви в особой силе проявляется власть и благодать Христа Спасителя над приходящими по доброй воле, по желанию, по вере, по любви ко Христу Жизнодавцу.

И Господь призывает нас, чтобы мы пришли к Нему, призывает в Небесные обители, говоря: «Се, стою при дверех и толку (Откр. 3, 20) в сердца всех: Приидите чада, послушайте Мене (Пс. 33, 12)». Господь призывает нас к блаженству. И сегодня в Евангельском чтении мы слышали, как Господь говорит: Мнози бо суть звани, званных в Царствие Божие, мало же избранных (Мф. 22, 14; 20, 16; Лк. 14, 24). Какая глубина, какая премудрость во святом Евангелии! Хотя оно и кратко, но все там есть для нашего спасения, только надо понимать смысл.

Под Царствием Небесным, как и в других притчах Спасителя, так и в этой притче, разумеется собственно царство благодати. Царь, Который сделал брачный пир — Бог Отец; царский сын — Единородный Сын Бога Отца, Господь наш Иисус Христос. Хотя Царство Христово предназначено к распространению по всему лицу земли, между всеми народами, однако предпочтение было предоставлено призвати званныя, то есть одному избранному народу Израилеву. Но иудеи не оценили сделанной им чести: и, по слову притчи, не хотяху приити. Когда они увидели, что Христово Царство не от мира сего, то не только не вошли в него, но и распяли своего Царя.

Когда Господь Иисус Христос окончил земное Свое служение и вознесся на небеса, тогда совершилось окончательное устройство основанной Им Церкви. Сошел Святой Дух с многоразличными Своими дарами и соделал апостолов совершенно новыми людьми, иными — ины рабы. И эти други Христовы, апостолы, проповедью своей стали приглашать жестоковыйных иудеев на брачный пир, но большая часть званных, с прежним упорством пренебрегши то, пошли, кто на село свое, кто на купли своя. Прочие же схватили рабов, досадиша им и убиша их, воздвигли против них жестокое гонение, и одних из них подвергли бесчестью и позору (апостолов Петра, Иоанна, Павла), а некоторых из них (архидиакона Стефана, апостолов Иакова Заведеева и Иакова, брата Господня) умертвили, и проповедь апостольская между иудеями была задержана. Прошло 36 лет по Вознесении Господнем, и суд Божий над ними совершен был римлянами, погуби убийцы оны и град их зажже: иудеи лишились града своего и храма, многие погибли, остальные рассеяны по лицу всей земли.

Званнии, отказавшиеся прийти на брачный пир, не быша достойни предложенной им чести. Тогда царь повелел рабам своим звать на пир всех, кого только найдут они на распутиях, то есть на перекрестках дорог, где обыкновенно встречается много разных людей, злых же и добрых. Под этими людьми должно разуметь язычников, которые до времени призвания их в Христову Церковь, ходили своими путями (Деян. 14, 16), и блуждали вдали от истинного богопочитания, по распутиям суеверий и ложных учений.

Призывая в Царство Свое добрых и злых, Господь показывает, что все они равно нуждаются в Его спасающей благодати. И хотя не все призванные пользуются благодатью к своему освящению и спасению, многие из них живут не по-христиански, но святая Церковь и таковых не отсекает от своего состава, ожидая их покаяния и исправления. Когда пир исполнится возлежащими, то есть когда, по слову апостола, в Церковь войдет полное число язычников (Рим. 11, 25), тогда последует разлучение добрых от злых, и одни перейдут в царство славы, другие пойдут во тьму кромешную.

Когда царь вошел посмотреть возлежащих, то увидел человека, не оболчена во одеяние брачное. Под брачной одеждой в духовном смысле разумеется риза правды (Ис. 61, 10), то есть благодать оправдания перед Богом силой искупительных заслуг Богочеловека, которая каждому из нас дается в дар от Бога в таинстве крещения, как необходимое условие вступления в Церковь. В сию брачную одежду облекаемся мы внутренне верою, через которую вселяется Христос в сердца наши (Еф. 3, 17), и во святом таинстве крещения уподобляемся мы, по великой даруемой нам благодати, первозданному чистому человеку. И святитель Иоанн Златоуст говорит: «Одежда брачная есть истинная вера, которая дается через веру в Иисуса Христа и правду Его». Внешним образом сию брачную одежду показываем мы, когда отлагаем прежний образ жизни ветхаго человека тлеющаго в похотех прелестных и облекаемся в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины (Еф. 4, 22, 24).

Друже, под именем друга, не имеющего одеяния брачна, разумеются неистинные христиане, лицемерные и ложные. Они с прочими присутствуют на браке, слушают слово Божие, употребляют таинства благодатные и пользуются всеми благами, приобретенными воплощением Христовым, но делают это притворно. И всех тех христиан, которые веруют только во Христа, а не исполняют воли Его, не доказывают веры своей деланием добрых дел, осудит Господь на вечное мучение, связавше им руце и нозе.

Мнози бо суть звани, мало же избранных (Мф. 22, 14; 20, 16; Лк. 14, 24), — такими словами закончил Господь притчу свою. Всех Он призывает ко спасению, в Царствие Божие: и иудеев, и язычников. Но мало избравших благую часть (Лк. 10, 42) и достойных получить жизнь вечную. <…>

Мы знаем, что перед всемирным потопом страшное было развращение на земле. Исполинами были люди, а жили в прелюбодеянии, воевали, богохульствовали, служили диаволу, а Бога все забыли, и до пятого поколения не призывали Его. И Он говорил: Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6, 3). А теперь Господь Иисус Христос даровал Духа Святаго Церкви Своей, но только четвертая часть из живущих по лицу земли, которых шесть с половиной миллиардов, верует в Евангелие, а православных христиан, принявших крещение, совсем малая часть. И среди них есть ли единство, есть ли святость и благочестие?

Еще пророк Ездра удивлялся, что много людей живет на земном шаре (3 Езд. 11, 32), а в раю будет мало, «что больше тех, которые погибнут, нежели тех, которые спасутся, как волна больше капли» (3 Езд. 9, 15). «Этот век Всевышний сотворил для многих, а будущий для немногих, — отвечал Господь Ездре. — Многие сотворены, но немногие спасутся. Ибо они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его, а еще и праведных Его попрали, и говорили в сердце своем: «нет Бога», хотя и знали, что они смертны» (3 Езд. 8, 1, 3, 56—58).

И мы, братья и сестры, веруем в Евангелие, веруем в Церковь, как и поем в символе веры: «Верую… во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь…», — и должны исполнять заповеди Божии. Господь говорит: Имеяй заповеди Моя, и соблюдаяй их, той есть любяй Мя. (Ин. 14, 21), — и: — Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14, 15, 23). О чем говорят заповеди? Не прелюбодействуй, не убивай, не лги, не лжесвидетельствуй, люби Бога всем сердцем, душой и помышлением, люби ближнего своего, живи в чистоте.

А как мы живем? Многие из нас, живя в семье, живут плотской жизнью и не слышат правду о Боге; многие, хотя и учились годы, десятки лет, но тоже ничего не знают о Нем. Ни в школах, ни в высших учебных заведениях не говорили о Боге, о создании мира, об Ангелах, о Божием Промысле о нас, потому что распространялось такое обучение, при котором внушалось отчуждение от Бога, от Православия, от Церкви. Многие сейчас кичатся, что окончили два-три высших учебных заведения, знают языки, знают историю, полководцев, все их деяния, а о Боге-то они ничего не знают.

Было время, старшее поклонение его пережило, когда так и говорили: «Христа не было, потопа не было, Ноева ковчега нет, ни Гоморры, ни Содома — все выдумка». А вот теперь водолазы нашли на дне Мертвого моря, где Гоморра и Содом были, остатки строений, вымощенные улицы. Ученые подтвердили, что там были города, и время строений относится как раз к 1900 лет до Рождества Христова. А о потопе свидетельствуют и осадочный слой по всей земле, и Ноев ковчег на горе Арарат. Все теперь подтверждается научно, и соглашаются, что Библия права <…>.

Господь призывает нас, а многие отказываются, как те званные, которые начаша вкупе отрицатися (Лк. 14, 18) и небрегше отидоша… на купли своя (Мф. 22, 5). Господь говорит нам: Гряди в след Мене (Мф. 19, 11; Мк. 10, 21; Лк. 18, 22), — а мы, привязавшись к своему богатству, приобретениям, уподобляемся тому богатому юноше, который пожалел свое имение и не пошел за Христом. Не будем же мы, братья и сестры, отрицатися, отказываться от зова Спасителя, не будем копить богатства. Зачем оно нам? Зачем роскошные дома, машины? Зачем лишнее образование, которое вредит нашей душе и отводит ее от Бога? Какая польза в том, что мы будем знать о знаменитых людях, царях, полководцах, писателях, спортсменах? Господь Просвещение наше и Спаситель наш (Пс. 26, 1).

Иногда человек по виду кажется неключимый, презираемый, а в очах Божиих он дороже всего мира, дороже всего богатства, которое есть, потому что имеет чистоту сердечную. Вот что Господь ценит в нас: чистое сердце, чистую жизнь. А порой люди бывают образованные, призванные воспитывать, учить молодое поколение, а Христа не знают, молитвы «Отче наш» не знают. Поэтому надо смотреть не на высшее образование, не на дипломы, а на чистоту сердца.

Мы, братья и сестры, получили новое рождение во святом крещении, мы члены Православной Церкви и надо хранить свою веру православную. Дал нам Господь, как святые отцы говорят, великую радость, великое утешение взывать к Богу, Царю Небесному, как к Отцу своему: Отче наш… Мы теперь имеем право называться детьми Божиими, между собою мы братья и сестры, поэтому должны любить Бога, любить Богородицу и любить друг друга. Матерь Божия является и нашей Матерью, потому что, как говорят святые отцы, ум, душу и тело Господь восприял от Богородицы. И когда мы приступаем к таинству причащения, приобщаемся Тела и Крови Христовой, то соединяемся и с Богородицей — мы дети Божии и дети Пресвятой Богородицы. Поэтому после Бога великой любовью нужно почитать Богородицу, как Матерь нашу, Покровительницу.

Эта жизнь временная проходит как сон, 70—80 лет, а кто еще меньше живет. Здесь мы как странники, пришельцы, и смертью кончается жизнь на земле. Дух, дыхание (Быт. 2, 7) Бога Вседержителя, несотворенный, дарованный только человеку, отходит от него по смерти его. Как и говорит пророк Екклисиаст: И дух возвратится к Богу, Иже даде его (Еккл. 12, 7), — чтобы дать ответ за все деяния, сотворенные вместе с телом.

И в это малое время нам нужно искать Бога, водворять чистоту сердечную в сердцах наших и готовиться к вечной жизни. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши: И со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17, 26—27), — говорит Священное Писание. Если у нас родители благочестивые, окружение благочестивое, будем и мы благочестию научаться. А если дружить с людьми порочными, то они приведут к своему житию. Не будем общаться с такими людьми. И вместо всяких басен, развратных книг будем читать Евангелие, Псалтирь, жития святых, которые благочестию научают и подготовляют к жизни вечной. Человеку нужно пройти, как говорят святые отцы, очищение своей жизни, просвещение ума своего и потом входить в совершенствование.

Когда мы читаем жития святых, то переживаем их жизнь, особенно тех, которые, будучи блудниками, ворами, разбойниками, бросили всякое зло, грех, неправду. Все они проходили путем очищения от страстей, от нечестия, неведения и помрачения ума, путем просвещения ума Священным Писанием, молитвой, церковным богослужением, познанием воли Божией. И тогда только открывалась любовь к Создателю своему, любовь ко Христу. У таких угодников Божиих, говорят святые отцы, воля человеческая сливалась с волей Божией: они хотели и делали то, что повелевал им Господь. Это как в Богочеловеке человеческая воля сливалась с Божественной.

Ведь Евангелие учит нас, как мы должны жить, как должны мыслить, как говорить и от чего хранить себя. Надо читать его ежедневно, насыщать им ум свой. В древности Псалтирь и Евангелие учили наизусть. И те, которые здесь на земле получали благодать Пресвятаго Духа, непрестанно пребывали в Боге, исполняя заповедь: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслею твоею (Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27).

И бывает как бы разница и в жизни нашей духовной, и в благодати. Вот деньги собирательное понятие: и рубль, и тысяча рублей, и миллион — и все деньги. Так и в духовной жизни: одни просто верующие, а другие, которые любят Бога, творят волю Божию и входят в созерцание, в совершенствование, и им Господь доверяет уже благодать. И тогда они видят помышления других людей, имеют власть над бесами, исцеляют болящих от недугов, творят чудеса, и по воде могут ходить, и воскрешать мертвецов.

Многие угодники Божии ясно показали веру нашу, показали, что проповедь Евангелия в силе Божества, в Духе, только нужно веровать и любить Бога. Потому что многие веруют, даже беси веруют и трепещут (Иак. 2, 19), боятся Бога и не любят Его. А угодники Божии любили Бога, и многие стали даже выше ветхозаветных пророков, как оптинские старцы, как преподобный Сергий. Они имели благодать Духа Святаго, ходили по водам, воскрешали мертвецов, изгоняли бесов, исцеляли болезни — явное свидетельство величия Божия и правоты нашей веры православной. Явил Господь силу и всемогущество, воскресив Лазаря четверодневного. Кто может из какой-то другой веры, какой язычник совершать такие дела? Никто. Только некоторые святые силою Христа. Вот о преподобном Сергии мы говорим, что он земной ангел и небесный человек. Он жил здесь на земле, а уже беседовал с Богом, с Ангелами, воскрешал мертвецов, изгонял бесов <…>.

Только Христос может нас избавить от диавола. Господь победил диавола, победил смерть и Воскрес. О Христе вси оживут (1 Кор. 15, 22), — говорит апостол. Благодатию Своею Господь помогает нам восставать для новой жизни со Христом. Поэтому жить нужно в непрестанном покаянии, чтобы принять ту благодать, какую имел Адам, чтобы ощутить, почувствовать Христа, что Он около нас, Он в нас пребывает, мир дает нам.

Будем, братья и сестры, хранить веру православную, любить Бога всем сердцем, душой и помышлением (Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27), любить Христа Спасителя, ублажать Богородицу, всех святых, прославлять Крест Животворящий, почитать мощи угодников Божиих, праздники церковные, соблюдать посты, каяться, смиряться, непрестанно молиться, отгонять помыслы блуда, уныния, отчаяния, всякой нечистоты, которые диавол влагает, и взывать: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Тогда наши Ангелы Хранители будут неотступно с нами, Господь даст нам покров Свой, будет нас вразумлять, приучать к добродетели, награждать миром благодатным, и мы понимать станем смысл Священного Писания и утвердимся в нашей избранной вере православной, и никакие другие верования не смогут нас смутить.

И, вспоминая евангельскую притчу о брачном пире, святые отцы вот что еще говорят. Под браком разумеется также непостижимое ипостасное соединение Сына Божия с естеством и плотью человеческой, когда Слово плоть бысть и вселися в ны (Ин. 1, 14). Это таинственное соединение в воплощении Сына Божия так тесно, что Бог и душа избранных как бы обручены. А как драгоценны дары сего соединения и сего обручения с Богом верной души! Все, елицы прияша Его, пришедшие на брак благодатного учения, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его (Ин. 1, 12).

Мы получили любовь Божию, излиянную в сердца наша Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 5) в таинстве крещения. Через сию самую любовь Бог в нас пребывает, и мы в Нем (1 Ин. 4, 13), и един дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17), и исполняем заповеди Его (Ин. 14, 23). А, соблюдая заповеди, делаемся спасенными, в силу слов Самого Спасителя: Аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19, 17). Вот как велики плоды воплощения Христова и обручения нашего с Ним на браке, к которому в сей притче приглашаемся.

Встанем, братья и сестры, на этот путь жизни, на путь добра и покаяния в надежде на то, что Господь дарует нам Царствие Небесное, в которое войдут только чистые сердцем, кроткие, милосердные, любящие Бога, добрые и святые. А в будущем веке, когда совершится обожение, уже откроется совершенно новая жизнь. Там не будет ни начальства, ни власти, никаких учреждений, которые мы видим здесь на земле, а воссияет Солнце Правды (Мал. 4, 2) — Господь наш Иисус Христос. И общение с Ним будет непосредственно каждой души человеческой. Эти души, сподобившиеся оного века, обновятся вместе с телами своими и будут предстоять Богу как духовные существа, беседовать с Ним, прославлять Его. И каждому будет казаться, что Бог смотрит на него, человека уже духовного, и говорит с ним, и отвечает ему, и будет радость и веселие.

Поэтому будем, братья и сестры, искать спасения, любить Церковь, где таинства совершаются, где подается благодать Пресвятаго Духа. Нужно благодарить Бога, что Он дал нам достояние чадом Божиим быти (Ин. 1, 12), сынами воскресения (Лк. 20, 36), что призвал нас, даровал нам крещение, новое рождение в таинстве великом, что хранит Церковь Свою Православную. И будем, подражая угодникам Божиим, жизнь проводить в покаянии, в чистоте, в доброделании, в исполнении заповедей Божиих, непрестанной молитвы, чтобы быть достойными чадами Отца Небесного и Богородицы.

И, дай Бог, чтобы в день Страшного суда Господь отделил нас от всего человеческого рода, поставил по правую сторону и призвал к Себе в Небесный Иерусалим, в Небесное блаженное Царство, где Господь с нами будет пребывать и причащать нас Духом Святым. Дай Бог, нам услышать глас Христа Спасителя: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

2 сентября 2007 г.



Все новости