Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). СЛОВО НА ВОСКРЕСНОЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ В НЕДЕЛЮ СВ. ОТЕЦ. О ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ПРАВЕДНИКАХ (4 января 1981 г.)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Святая Церковь Христова прославляет основателя Своего — Господа нашего Иисуса Христа. Мы прославляем славное Рождество Христово. Если ранее Бога никто никогда не видел, то сейчас Господь пришел на землю, явился людям так, что Его видели, слышали. Он сподобил великой милости нас быть чадами Божиими, даровал нам Духа Святаго. Мы прославляем в нынешний день ветхозаветных праведников и всех святых угодников Божиих, которые своей жизнью, своей верою это славное пришествие Христово возве­щали, то есть сознание людей подготавливали к тому времени, когда Господь придет и посетит народ Свой. Господь сотворил этот прекрасный мир, эту вселенную, как бы царский дворец, и сотворил первых людей, и они были святыми. Благоухание было кругом, земля давала плоды свои многочисленные, воздух был чистым, кругом было тихо, чисто и свято. Господь дал малую заповедь первым людям, как бы завет заключил, веру им преподал, чтобы они проявили послушание к Нему. Но диавол смутил Адама с Евой, они согрешили, отошли от Господа, и стали люди работать диаволу. И диавол научил людей всякому безза­конию, всякой неправде. Господь говорил о правде, истине, святыне, а диавол все делал наоборот. И вот все великие злодеяния: убийства, ереси, гордыня, идолослужение, всякое непотребство, которое совершается на земле, — все это стали делать люди по научению сатаны. Преподоб­ный Макарий Египетский говорил, что диавол, когда по­лучил в свою власть Адама и род человеческий, как бы гарцевал, ибо воссел в делах, чувствах и в сердцах этих людей. Он тиранил людей и заставлял их творить всякие беззакония. А праведники, угодники Божии, призывали людей отстать от тьмы, от неправды, от гордыни и познать Единаго Истиннаго Бога.

Ведь Господь сотворил небо и землю, эту чудную вселенную: даровал человеку воздух, даро­вал воду, даровал множество птиц всяких, покорил человеку все, что есть во вселенной. Господь — Хозяин этой вселенной, Он Благодетель наш — надо Его почитать, надо Его прославлять. А диавол восхитил честь, которая должна принадлежать Богу, и потребовал, чтобы ему поклонялись, ему подчинялись. Чему он научил? Научил всякому непотребству. И праведники говорили всем людям: «Покайтесь, обратитесь к Живому Истинному Богу, отойдите от дел тьмы и беззаконий».

Вспомним Ноя. Это был великий праведник. Он много времени призывал людей к покаянию. «Покайтесь, — говорил он, — потому что Господь, видя наши беззакония, посетит землю водным потопом». Но люди смеялись над ним и говорили: «Сколько лет мы живем, и не было ничего подобного. О чем ты говоришь?» Он строил ковчег, великий громадный корабль, который теперь стоит на горе Арарат, 300 локтей (почти 140 м) длины, в три этажа — широкий, высокий. Сколько лет он строил, а над ним смеялись. Но пришли воды потопные, и спаслись только восемь душ — Ной и его семья, а также животные и птицы, которые были в этом ковчеге. В водах потопа погибли учителя нечестия и вся закваска беззакония. И вот угодники Божии, патриархи призывали людей, чтобы они обратились к истине, к свету правды.

Вспомним Авраама. Как говорит Иоанн Златоуст, в те давние времена он был единствен­ный человек, который хранил правую веру в Истинного Бога, и хотя много было людей на земле, но он только один признавал Истинного Бога. Господь извел его из своей страны, из среды людей, чтобы он забыл идолослужение и служил верно Богу.

А Моисей пророк. Это был великий угодник Божий, и называется он Боговидцем. Когда народ израильский умножился (а вошло в землю Египетскую лишь 75 душ, и через 420 лет стало больше двух миллионов), Моисей вывел его из страны рабства. Когда они пришли к Красному морю, он жезлом рассек это море, призывая Бога в помощь, и огромное море расступилось, воды стали стеною по правую и левую сторону, и весь народ израильский прошел по дну, как по сухой земле. А египетское войско с колесницами осталось на другой стороне. Когда же они погнались (они хотели пройти этим проходом), то воды морские сошлись, и они погибли.

Вспомним Иова Многострадального. Сколько он потерпел ради Господа Бога скорбей. Он потерял дом свой, потерял детей, которых у него было десять, великое богатство и весь скот свой. Диавол искушал его и говорил: «Мне поклоняйся, забудь Бога». А он же отвечал: «Наг я вышел из чрева матери, наг я и пойду. Господь дал мне богатство и благополучное здоровье, Господь и взял. Буди имя Господне благословенно отныне и до века». И он не хулил Бога в великих скорбях. Он сидел на навозной куче, перстом соскабливал гной с ран своих и Бога благословлял. Вот какой был праведник!

А вспомним Даниила пророка, который жил в плену Вавилонском. Как он любил Господа Бога, любил закон Божий и всех призывал чтить этот закон Божественный! И вот его за то, что он почитал Истинного Бога, не поклонялся идолам, бросили в ров. В этом рву глубоком сидели львы голодные, но львы познали, что это человек Божий, они к нему не прикоснулись, и он находился там в полной безопасности.

Вспомним трех отроков Ананию, Азария и Мисаила. Царь вавилонский приказал, чтобы эти отроки исполнили приказ об идолопоклонении. А вот за то, что они сохранили веру в Истинного Бога, приказал царь громадную печь приготовить. Какое было сильное пламя! Такой был огонь невыносимый, что на десятки метров нельзя было подойти к этой печи. И когда отроков бросили туда, то Господь чудо сотворил. Мы знаем, что огонь имеет силу жечь и светить. Но когда этих отроков бросили в эту печь раскаленную, Господь разделил силу огня: силу жжения отнял от этого огня и огонь только освещал. А они ходили как бы в росе, как в прохладе какой-то. Удивлялись все: «Как это так? На десятки метров от этой печи идет сильный жар, а они в самом пекле находятся и ходят невредимые». И познали люди силу Великого Бога, извели из печи отроков и прославляли их. Так постепенно сознание людей отводилось от идолослужения, от тьмы, от злобы, и постепенно люди приучались к заповедям Божиим, к познанию Истинного Бога.

Вспомним Илию пророка. Это был ревнитель благочестия. Как он любил Господа Бога! Но не мог терпеть, когда поставили истуканов железных, деревянных, золотых, поклонялись и говорили: «Вот наш бог! Никого мы другого не знаем». И вот он стал молиться: «Господи! Господи! Я Твой раб! Я хожу пред Тобою непорочно. Если Ты любишь меня, если Ты ревнуешь о том, что я прошу, то наведи голод на землю, пусть эти идолопоклонники познают, что не могут они сами добыть себе ни воды, ни пищи — ничего». И навел великий голод на землю. Три с половиной года не было дождя, реки высыхали, трава засыхала, скот падал, не было пищи. И что же получилось? Ахав, великий беззаконный царь, и все идолослужители искали пророка Илию, чтобы убить его: «Это он на нас навел. Он виноват». Не он виноват, а эти люди-беззаконники, которые творили всякую нечистоту и всякую неправду. И вот Илия сам пришел к царю беззаконному народа израильского и сказал: «Вы меня ищите — вот я пришел. Давайте рассудим: какой Бог сотворил небо и землю, какой Бог питает нас?» Когда сотворили жертвенник и положили тельца рассеченного, говорит им пророк Божий: «Призывайте своих богов, а я посмотрю, что будет». И вот эти 850 ложных пророков Вааловых, идолопоклонников, призывали диавола в помощь и кричали: «Ваал, пошли нам огонь с неба, попали эту жертву!» И кричали до вечера, встали, кололи себя ножами, кровь текла у них, но никто их не слышал. И смеялся пророк Илия и говорил: «Ваш, наверно, бог уснул, или с кем-то он там говорит, или чем-то занимается; может куда-то ушел. Хватит вам тут кричать. Я сейчас призову Истинного Бога». И призвал он Бога, Который сотворил небо и землю, и сказал: «Господи, ответь мне огнем». Огонь сошел на эту жертву, попалил и камни большие, и вола рассеченного; вода, которая была во рве, вся высохла. И все прославили Истинного Бога. Илия помолился, и пошел дождь на землю и напоил всю землю, и был урожай в тот год.

Вот так праведники прославляли Бога, призывали народ к благочестию, чистоте, истине, правде и постепенно приготавливали сознание людей к тому, что придет уже не пророк, не Ангел, а Сам Творец неба и земли.

Матерь Божия среди лика ветхозаветных праведников как бы завершает их служение. Она родила Сына Божия, родила Сына Человеческого и родила Его сверхъестественно и непостижимо. Он родился от Жены, как говорят святые отцы, но без отца земного. Он родился от Отца Небесного, От Духа Святаго, и был в то же время подобен нам: Он имел тело такое, какое и мы имеем; имел душу, испытывал подобно нам немощи — жажду, голод. Он был Совершенный Бог и истинный Человек. И вот поэтому Он спасает нас. Как Он спасает? Когда Господь взошел в воды Иорданские, то Дух Святой сошел на Человека и освятил Его. И мы принимаем крещение — воскресение нашей души. Это как бы первое наше рождение и воскресение в жизнь вечную. Если мы этот залог сохраним, мы себя приготовим для вечной блажен­ной жизни.

Господь основал Свою Церковь, и возродился уже лик новых праведников — новозаветных. И мы знаем, что велик этот сонм. Они превзошли Адама, потому что великую любовь показали своей жизнью. Появились Российские святые: и препо­добный Сергий, и Серафим Саровский. Они только одно имели в своей жизни: это искать Бога, искать волю Божию, искать святыню. Господь даровал нам разум и свободную волю. Наш разум должен отвергать всякую ложь, искать только истину. Воля должна искать добро, всякое зло нужно отметать, наши чувства должны стремиться к святыне, к чистоте, отметая всякую нечистоту. Бог свят, поют Ему: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис. 6, 3). Мы Его дети, мы так же должны стремиться к святыне.

Души ветхоза­ветных праведников теперь пребывают на небе, они с Ангелами прославляют Господа Бога, у них там радость, веселие, блаженство. А сколько здесь претерпели они ради послушания к Своему Созда­телю, ради мира и любви друг к другу и к Богу. И нам нужно водворять мир между собою, любовь к закону Божию, любовь к истине, добру и чистоте.

И вот мы сегодня будем просить всех праведных, которые угодили Господу Богу, просить Пречистую Деву Богородицу, чтобы Господь дал нам эту ревность искать волю Божию, искать благочестие, искать славу Божию, искать спасение душе и спасение наших ближних. И за молитвы праведников, за молитвы Царицы Небес­ной мы теперь как бы должны осудить себя, измениться и идти этим путем спасения. Ведь это краткое время земной жизни дано нам на покаяние. А когда мы умираем — это не конец нашей жизни, а новое бытие начинается, уже духовное. И к этой вечной жизни нужно стремиться, приучая себя к святыне и чистоте. Будем просить, братья и сестры, всех святых и Матерь Божию, чтобы Господь дал нам эту ревность ко спасению, чтобы нам искать во всем волю Божию, искать славу Божию, искать спасение своей души и ближних наших. Аминь.



Все новости