Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). СЛОВО НА ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ (27 сентября 1984 г.)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! В нынешний день мы прославляем Честный и Животворящий Крест Господень. Мы прославляем Христа Распятого, Божию Силу, Божию Премудрость. Из Евангелия мы знаем, что когда первосвященники и служители приступили к Пилату и кричали: «Распни, распни Его!» (Ин. 19:6) — Пилат говорил им: «Поимите Его вы и распните, аз бо не обретаю в Нем вины» (Ин. 19:6). «Отвещаша ему иудеи: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори» (Ин. 19:7). Услышав это, Пилат убоялся и «искаше пустити Его» (Ин. 19:12). И, «видев же Пилат, яко ничтоже успевает, но паче молва бывает, прием воду, умы руце пред народом, глаголя: неповинен есмь от крове Праведнаго сего» (Мф. 27:24). Но Христос Спаситель ради нашего спасения жаждал умереть за народ, чтобы победить смерть, тление, чтобы даровать Крестом Животворящим благословение, воскресение и жизнь вечную. Иисус Христос, как Сын человеческий, взывал к Отцу Небесному: «Отче, прослави имя Твое» (Ин. 12:28) Крестом Моим Животворящим». И Сам Господь говорил: «Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Аз «есмь путь и истина, и живот» (Ин. 14:6). «Аз есмь свет миру (Ин. 8:12). «Веруйте во свет, да сынове света будете» (Ин. 12:36).

О силе Животворящего Креста возвещали святые пророки. Когда пророк Моисей с народом израильским подошел к Чермному (Красному) морю, то все были в страхе и трепете: впереди была бездна морская, а сзади колесницы египетские с множеством воинов. Начертал Моисей крест на пучине морской, и крестом сотворилось великое чудо: воды морские стали стеною до самого дна, и путь прохода обозначился. И прошли сыны израильские по дну, как по суше, и спаслись от погибели. Пророк Иона, когда был во чреве китовом три дня и три ночи, крестообразно распростер руки, и сам был спасен от пучины морской, и нам прообразовал спасительную силу Креста Христова.

Когда Господь пострадал и воскрес, то сила Животворящего Креста возвестила всем спасение. Вся вселенная покрылась храмами, которые украшались в небесной выси крестами. Языческие императоры пытались уничтожить в человечестве всякое воспоминание о священных местах Иерусалима, где пострадал Господь, и в начале II века Голгофу и Гроб Господень засыпали землей, а на искусственном холме поставили капище богине разврата и сладострастия Венере и статую Юпитера.

Промыслом Божиим великие христианские святыни: Гроб Господень и  Животворящий Крест — как знамение силы Божией, мира и любви были явлены всему миру. Это произошло в IV веке. В Риме был императором жестоковыйный Максентий, который совершал кровавые жертвы, был жестоким мучителем народа римского. И жители Рима просили императора Константина прийти к ним на помощь. Максентий, узнав об этом, собрал огромное войско, стал прибегать к помощи бесов, закалая им в жертву отроков, девиц и жен, и поднял оружие на Константина.  У Константина было малое войско, и он стал молиться Единому Истинному Богу, прося помощи. И явилось ему на небе изображение Креста Господня в сиянии света с надписью: «Сим побеждай». Это чудесное явление видели все воины. Ночью императору Константину явился во сне Сам Христос Господь. Опять показал ему знамение Креста Господня и сказал: «Сделай наподобие сего знамения и повели носить перед полками, и тогда победишь не только Максентия, но и всех врагов твоих». Мастера сложили на шлемах и на щитах изображение креста. И когда была битва, то множество воинов тирана Максентия погибло. Сам мучитель с воинами при бегстве погиб при разрушении Божией силой моста на реке Тибр, подобно фараону. Это было 28 октября 312 года. Силою Честного и Животворящего Креста Рим был освобожден. В Риме соорудили большой Крест с надписью: «Сим спасительным знамением град сей от ига мучительского освобожден бысть».

Император Константин одержал великую победу над Ликинием, правителем Восточной Римской империи, и в 323 году сделался единодержавным правителем всей Римской империи. Силою Креста победил он врагов на Дунае. Он повелел соорудить три креста из драгоценных материалов и написать золотыми письменами на них: «Иисус Христос победил». Один крест был поставлен на возвышенном месте на восточной торговой площади, другой крест — наверху пурпурной колонны на главной городской площади, третий — на прекрасном мраморном помосте на хлебном рынке. И совершалось там ради Креста Христова много чудес и знамений. Ангел Господень ночью в светозарном сиянии сходил с небес и, обходя, кадил Честный Крест, воспевая сладкогласно Трисвятую песнь, после чего снова восходил на небо. Это было трижды в год: в сентябре месяце, в ночь на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Христова; второй раз — седьмого мая, в ночь на воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме; и третий раз — в Великий пост, в святую Четыредесятницу, в Крестопоклонную неделю. И многие из благоговейных людей, жившие праведно и свято, видели сие схождение Ангела и слышали его пение.

Благоговея перед силой Святого Животворящего Креста, царь Константин в 313 году своим Миланским эдиктом дал великую свободу Церкви Православной, дабы сокровища веры, благочестия и свет евангельский стали достоянием всего мира.

Признав силу распятого на Кресте Христа и уверовав, что Он есть Единый Истинный Бог, Константин крестился во имя Живоначальной Троицы вместе с достохвальной матерью своей Еленой, которую по ее великому благочестию послал в Иерусалим с большим богатством для обретения Честного и Животворящего Креста Господня. Тогда патриархом Иерусалима был Макарий. Царица Елена в Иерусалиме святые места очистила от идольского осквернения и изнесла на свет многие мощи святых. Она, созвав иудеев, просила их показать место, где скрыт был Животворящий Крест Господень. Указали на старца Иуду, который якобы мог знать то место. Старец долго противился, но потом вынужден был сообщить, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Разрушив это диавольское капище и совершив молитву, начали копать землю. Во глубине расчищенного места в одной стороне открыли в виде пещеры гроб — место Воскресения Христова, а в другой стороне найдены были три креста и четыре гвоздя, пронзившие тело Спасителя. Чтобы узнать Животворящий Крест, патриарх Макарий велел возлагать поочередно кресты на мертвеца. И когда был возложен Крест Господень, то умерший ожил от Божественной силы Животворящего Креста. Это было в 326 году. И стали воздавать поклонение святому Кресту. Патриарх Макарий, став на высоком месте, творил воздвижение, показывая Крест народу, и взывал: «Господи, помилуй». Многие иудеи и старец Иуда уверовали во Христа и приняли святое крещение. Иудей Иуда, в крещении названный Кириаком, впоследствии был патриархом и мученически скончался при Юлиане Отступнике. В Иерусалиме много было построено святых храмов и в Вифлееме, и на горе Елеонской, и в Гефсимании. Был построен величественный и обширный храм Воскресения Господня, включавший в себя Гроб Господень и Голгофу. От Голгофы, где на Кресте пострадал Спаситель, каждый год, в Великую Субботу, исходит благодатное облако, свет невещественный, который объемлет Кувуклию в храме Воскресения. Этот благодатный огонь сообщает для православных христиан великую радость, ликование и утешение. Огонь первое время не жжет, а только светит. Его можно держать в руках, прикладывать к телу. И великая тишина и мир ощущается у присутствующих в это время.

Крест являет нам великую милость и любовь Божию. Здесь снисхождение Бога к человеку и восхождение человека к Богу — обожение. Сим Крестом Господь принес нам славу усыновления, славу Царствия Божия и явление Духа Божия. Одно знамение Креста Животворящего верным приносит утешение. И каждый христианин должен отвергнуть свое плотское мудрование, взять Крест Христов и следовать за Ним. Как говорит Марк Подвижник, при деятельной и созерцательной жизни несение креста полагает три делания: первое — терпение находящих скорбей, второе — очищение помыслов, третье — непрестанная молитва. Ибо образ Божий восстанавливается в человеке только благодатью Божией и верою, соблюдением заповедей, хранением доброй совести и непрестанной молитвы. Непрестанная молитва и богохваление привлекают благодать Божию. Во всяком делании призывай: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Странник, неведомый делатель Иисусовой молитвы, с детской простотой оставил нам свой труд, который привел его к озарению. Его несение креста заключалось в том, что он непрестанно вслух произносил по несколько тысяч раз: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Непрестанно призывая Христа в помощь, он все внимание заключал в словах молитвы. Отрешаясь от всего земного, ничего не воображал, ни о чем земном не помышлял. И ум его в этом глубоком внимании и сердечном умилении, внутреннем плаче, неотступно пребывал в сердце. Неся крест непрестанной молитвы, он благодатью Божией был избавлен от страстей, восприял от Бога благодатный мир и в нем радость о Господе. И каждый христианин, шествуя путем делания заповедей Христовых, совершая все во славу Божию и для спасения своей души, непрестанно призывая Христа в помощь и с верою и благоговением осеняя себя крестным знамением, будет всегда укрепляем силою Честного и Животворящего Креста, благодатью Святого Духа. Аминь.



Все новости