Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). Слово о Богоявлении (19 января 1986 года)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

          Возлюбленные братья и сестры! Нынешний день для нас, православных христиан, — великий праздник. Мы слышим глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф. 3, 17), видим Сына Божия, стоящего в Иорданских водах, и голубя, как символа Духа Святаго, сходящего на Него. Мы увидели Троицу. Раньше, в Ветхом Завете, было явление Троицы Аврааму в образе трех Ангелов, а теперь для нас, христиан, явление Бога Отца и Сына Божия и Духа Святаго видимым образом.

Святые отцы говорят: если во Адаме все умирают, то во Христе все оживут. Пришел Господь, как мы слышим, поет Церковь, спасти первозданного Адама. Когда Господь сотворил первых людей, то даровал им покров Свой, даровал им Духа Святаго, но Адам и Ева не сохранили эту благодать, потеряли покров благодатный. Диавол стал князем мира сего, стал научать человека греховной жизни. И мы знаем, что к пришествию в мир Христа много было неправды среди сынов человеческих: убийство, ложь, воровство, прелюбодеяние, идолослужение и всякие чарования. Люди забыли Творца и поклонялись творению Божию, за богов почитали людей, обожали их, и никто не творил правду. Но Господь, любя Свое творение и желая спасти человека, желая даровать Духа Святаго, Сам пришел на землю. Посмотрите, братья и сестры, какая любовь явилась роду человеческому! Творец неба и земли, перед Которым трепещут Ангелы и Архангелы, Который словом сотворил эту вселенную, смирился. Как Он смирился? Он Себе умалил, зрак раба приим (Флп. 2, 7), пришел на землю, родился от Девы Богородицы, жил на земле, подавая нам образ покаяния. Он трудился, ибо Иосиф, Его мнимый отец, был древодел и плотник. А как Он возвещал покаяние? Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Когда Господь взошел в воды Иорданские, Он освятил естество человеческое, потому что Дух Святой опять сошел на человека, как прежде при творении был дарован Им Адаму. И Господь понес клятву: Он умер на кресте. Умер для того, чтобы эту смерть победить, потому что Господь воскрес и мы теперь – сыны воскресения. Мы слышим, как поет Церковь: Елицы бо во Христа креститеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). И мы, когда принимаем крещение, так же Дух Святой сходит на нас, как сходил во Иордане на Сына Человеческого. Господь прощает согрешения наши, Господь дарует нам благодать Свою, укрепляет нашу волю к добру. И мы теперь уже можем беспрепятственно совершать заповеди Божии, которые нас и усыновляют.

Перед нами прошла история Церкви Христианской. Многие грешники, разбойники, прелюбодеи, чародеи оставили свои беззакония, тьму, пришли к свету, уверовали в Евангелие и сподобились великой благодати от Христа Спасителя. Поэтому, братья и сестры, надо помнить всегда эту любовь Христову. В мире совершилось, как говорят святые отцы, таинство Богоявления Христа Спасителя в мир, превышающее все, что было до этого, даже творение мира, потому что здесь явил Господь великое милосердие и смирение, великую любовь к падшим сынам Адамовым. И нет теперь ни на небе, ни на земле, ни в преисподней никого другого, кто бы нас мог спасти, кроме Иисуса Христа. И когда мы посмотрим на жизнь угодников Божиих, то увидим, что они совершали на земле покаяние для того, чтобы очиститься, чтобы принять явную благодать Духа Пресвятаго и быть со Христом в небесных обителях. Вот преподобный Сергий. Он с виду был обыкновенный человек, но любил Христа, непрестанно молился, соблюдал все заповеди Божии, и Господь еще здесь, на земле, дал ему многие благодатные знамения того, что ожидает нас в будущей жизни. Он имел дары прозорливости, дары чудотворения. А этим, братья и сестры, как бы всем нам явно возвещается, что мы здесь, на земле, можем уже примириться с Богом, можем ощутить в себе воскресение души нашей и на смерть уже будем смотреть как на успение, как на переход в вечную блаженную жизнь.

Мы, братья и сестры, должны непрестанно помнить о любви Христовой к нам. Любить надо Евангелие, любить надо заповеди Божии, Церковь Христову. Господь даровал нам свободу от греха. Стойте в свободе, — пишет апостол Павел, — которую даровал нам Христос (Гал. 5, 1); освободившись же от греха, вы стали рабами праведности на дела святые, рабами Богу (Рим. 6, 18-22). В послании к Филимону, богатому человеку, который уверовал во Христа, апостол просил его принять Онисима, некогда бывшего ему рабом, но у Бога ставшего свободным: Прими его не как уже раба, но выше раба (Флм. 1, 12, 16). И мы знаем, что апостол Павел бывшего раба благочестивого, свободного во Христе, поставил епископом. По мирским понятиям сан епископа равен чину генерала. И богатые, и прочие все христиане уже приходили к нему, получали благословение и причащались от рук его, потому что он был весь во Христе. У людей он был раб, а у Бога свободен.

Христианство положило предел и рабству, и битвам гладиаторским, и всякому нечестию, и всякой неправде. Господь возвысил женщину. Господь даровал всем нам великие блага. Во Христе мы все равны, нет ни еллина, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 11), и все мы братья и сестры. Мы взываем: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое». А как оно святится? Доброй, благочестивой нашей жизнью, если мы кроткие, если мы любим правду и истину. И говорят святые отцы, что если бы народы земли все приняли Евангелие, уверовали во Христа Спасителя, приняли святое крещение, исполняли заповеди Божии, то жили бы райской жизнью здесь, на земле. Все бы трудились, никто бы не воровал, никто бы никого не обижал, все признавали бы Бога Творца, не было бы никакого идолослужения. Тогда тюрем не надо было бы, потому что не было бы убийц, грабителей, разбойников. Тогда не надо было бы и войско держать, потому что не нужно было бы воевать, все жили бы в мире и любви. И тогда бы рай был на земле. Но многие люди заблуждаются и не хотят отстать от своих грехов. А мы, христиане, призваны быть светом для мира и солью для земли (Мф. 5, 13-14).

Когда вспоминаем первых монахов на Востоке, в Египте, то убеждаемся, что они воистину были Ангелы во плоти. Там преподобный Пахомий собрал многие тысячи иноков, и жили они как Ангелы. Пища и одежда были самые простые, в жилищах ничего лишнего не было, всегда трудились, но самое главное – непрестанно молились, взывая: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». С этой молитвой они жили в пустыне, исполняли всякую работу, даже в храме на богослужении молились в сердце своем, призывая Христа в покаянии. Они знали только Бога, искали Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Однажды в пустыню пришел очень богатый человек из Рима и у входа в храм, куда приходили монахи на молитву, поставил большую корзину с золотыми монетами, сказав: «Кто хочет, берите себе на нужды свои». И что же? Пришло в храм 1400 монахов, и никто не взглянул даже на эту корзину, никто не взял ни одной монеты. Почему это так? Потому что эти иноки, жители пустыни, нашли другое Сокровище, нашли Христа. И жили они в великом мире, хотя там было много тысяч монахов, не было ни тюрьмы, не было начальников, а один Пахомий управлял всеми словом кротости и любви. И удивлялся этот богач: «Почему не берут мои деньги?» Ему сказали: «Иди в город, там найдутся люди, любящие деньги, и разберут твои монеты».

И мы, братья и сестры, должны знать, что Христос наше богатство, наше сокровище. Как говорят святые отцы: все раздай, отдай богатство, оставь страсти, откажись от помыслов, а ищи Христа, и ты станешь храмом Духа Божия (1 Кор. 3, 16). Христос – наше Сокровище, потому что в нем богатство дарований, в Нем жизнь, свет, надежда наша и воскресение.

И в нынешний день, когда Господь явил нам великую милость Свою, мы, братья и сестры, будем приносить покаяние и пообещаем Господу Богу отстать от всех наших страстей. Кто воровал – пусть не ворует, а трудится; кто прелюбодействовал – живи теперь целомудренно и чисто; кто увлекался всяким колдовством – бросить все нужно. Нужно любить Евангелие, любить Церковь, любить все, что Церковь для нас устроила, и любить Иисуса Сладчайшего. Как говорит Евангелие: Да любите друг друга (Ин. 15, 12) и мир имейте между собою (Мк. 9, 50). И пусть призывание Христа будет нашей пищей, нашим желанием: «Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Веру нужно возгревать. Но мало одной веры, нужно глубокое искреннее благочестие, не только внешнее, но и внутреннее, чтобы мы в уме не желали ничего богопротивного.

Господь желает нас усыновить, дал нам право называться чадами Божиими. «Отче наш!» — взываем мы. Поэтому будем, братья и сестры, трудиться в благочестии и покаянии, чтобы стать достойными великого звания христианина, наследника Царствия Небесного. И Господь утешит нас здесь, как утешал многих Своих угодников и избранников, даст нам радость, мир нашей душе, и при многих скорбях и недостатках мы всегда будем иметь мир с Богом, искать только Царствия Божия и правды Его (мф. 6, 33). Пусть эта краткая молитва покаянная всегда сопутствует нам в наших делах. Идем, сидим, лежим, что-либо делаем: «Господи, — взывать будем в сердце нашем, — Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», чтобы дух плакал, душа приносила покаяние, чтобы мы смирялись и очищались от наших страстей. Когда Господь соберет всех в долине Иосафатовой, то поставит чад Своих по правую сторону и откроет Царствие Божие, которому не будет конца, потому что Господь для того и пришел, чтобы нас усыновить, чтобы нас обновить, очистить и чтобы с нами царствовать во веки веков. Аминь.



Все новости