Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). СЛОВО О СЕЯТЕЛЕ (26 октября 1997 г.)

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Великая милость Божия, любовь Божия явилась нам, что Сам Бог, Владыка неба и земли, пришел на землю и посетил народ Свой. Он Сам возвещал, как надо приходить в Царствие Божие, как надо жить. И Он говорил не просто, как говорили люди, а с силою. Он воскрешал мертвецов, ходил по воде, изгонял бесов, исцелял болезни, поэтому слово Его было сильное и действенное.

И вот Господь говорит нам в притче Своей: Вышел сеятель сеять (Мф. 13, 3; Мк. 4, 3; Лк. 8, 5). Здесь глубокий богатый смысл заложен. Сеятель — Сын Человеческий, Сам Господь наш Иисус Христос; семя — слово, которое Он говорил; и земля, в которую сеял сеятель, была и при дороге, и каменистая, и тернистая, и хорошая, добрая. Здесь отображается состояние наших сердец человеческих. Всем возвещается Евангелие, кругом блистают кресты животворящие на куполах, люди ходят в церковь, имеют много книг, читают Евангелие, толкование, богословские трактаты, слушают проповеди — и многие остаются глухими и незрячими. Почему это так бывает?

Бог Един, для всех открыта красота Божественной силы и славы. Небо какое чудное! Что мы там видим? Солнце совершает свой путь, луна, звезды. Кто повесил их туда? Кто определил им путь движения по небесной эклиптике? Тот, Кто сотворил небо и землю. А какая краса в этом мире человек! Человек не может разуметь, почему и как глаз у него видит, кто его сотворил. Какая сила благодати у Бога! И вся природа покоряется воле Божией. Дан закон и духу нашему, и в совести нашей он пребывает. Любой человек, даже не читающий Евангелие, знает закон Божий. Вор знает, что воровать нельзя, но как совесть его уже отступила от правды, он делает это тайно, чтобы никто его не обличил. Все знают, что есть тюрьмы, некоторые преступники хорошо знают законы, кодексы, какие могут быть наказания, однако же идут вопреки и совести, и всех правил. Почему? Совесть стала сожженной.

И мы видим, что семя Божие, евангельское слово, падает при пути, что означает слушающего слово Царствия, учение о спасении, и не разумеющего, то есть у кого ум так омрачен и сердце от лености так огрубело во грехе, что он не понимает и не принимает слово Божие, и приходит лукавый, сам или в виде греховных помыслов и пожеланий, и через них восхищает всеянное в сердце его, чтобы человек, уверовав, не спасся. А на камени сеянное означает того человека, который, услышав слово, с радостью приемлет, но не имеет в себе твердой воли, крепкой веры и решимости терпеть до конца, не имать же корене в себе, в своем уме и сердце, чтоб получить спасение; он малодушен, непостоянен и боязлив, падает духом и гибнет от зноя искушений, как растение без корня. А сеянное в тернии — это образ того, что человек принимает слово о спасении, но думает и о земном, о временном, суетном, греховном, забывает о небесном, о вечном. Он строит дачи, много учится, познает законы природы, находит всякие там себе увеселения, чем-то забавляется, и семя слова Божия без плода бывает.

Почему, спрашивают многие отцы, слово Божие, Евангелие и совесть напоминает нам о Боге, но не все приходят ко спасению. Еще древний пророк Ездра, который часто беседовал с Богом, говорил: «Господи, как много людей живет здесь, на земном шаре, но мало будет с Тобою в Твоих обителях». «Да, Ездра, — отвечал Господь, — это так. Этот век Всевышний сотворил для многих, а будущий — для немногих. Многие сотворены, но немногие спасутся. Ибо они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли закон Его и оставили пути Его (3 Езд. 8, 1, 3, 56)». Потому что сеется семя, а попадает на разную землю.

И тайна тут вот в чем. Адам и Ева жили в раю, они были святые. Тишина и мир царили ради их святости. Звери все — и большие, и малые — были кроткими; сильные не нападали на слабых. Не вкушали мяса ни зверюшки, ни люди, потому что, чтобы питаться мясом, надо убивать козленка, например, а это уже явилось бы нарушением мира, и был там пост особый. Земля сама давала изобилие плодов.

И Господь желал, чтобы Адам рай, который был во Едеме на востоце, распространил по всей земле и, пребывая в послушании, любви, восходил к ангельскому состоянию. И когда стали бы первозданные духовными, то обожились бы и земля, и небо. У них уже была какая-то полу-ангельская телесность. Адам и Ева были, как брат и сестра, у них не было способности к чадородию, не было семенной влаги. Но диавол позавидовал их блаженству, их святости и отторгнул от закона Божия. Он обманул Еву, обманул Адама, они не покаялись, ожесточилось их сердце, и Господь облек их в кожаные ризы и изгнал из рая.

Они стали подобны скотам, и пошло греховное человечество. Если Адам и Ева были сотворены, то дети, потомки их, стали уже рождаться, как рождаются овцы и телята. Дан был закон рождаемости и смерти как наказание за грех. И земля уже не стала давать плоды, как раньше давала, нужен был большой труд. И появились засухи, и громы, и молнии, и бури, и болезни — все это за грехи наши.

И вот мы ходим по этой земле. Падает семя Божие, Господь Евангелие возвещает всем народам, живущим по лицу земли. Дан закон древний, новый закон: не прелюбодействуй, не убивай, не кради. Если бы все исполняли этот закон, слушали голос совести и голос Евангелия, Самого Господа, то не надо было бы сторожей, не надо было бы армии, тюрьмы не нужны были бы, люди жили и блаженствовали бы здесь. Значит, земля наша грубая, каменистая, тернием покрыта, не принимает слово Божие.

Почему же человек, зная закон Божий, зная добро, веруя в Бога, не идет к Нему? А вот почему. Человек сам по себе, как говорят святые отцы, микрокосмос. У него тело подобно животным, а дух подобен ангельскому духу. Ангелы сами по себе теперь разделены на два лагеря, нравственный союз их распался: есть ангелы злые и Ангелы добрые. И когда человек делает злые дела, ворует, прелюбодействует, его покидает Ангел Хранитель, в него вселяется демон, и становится этот человек пленником темной супротивной силы. Даже чего не хочет человек делать, делает, потому что заставляет его сатана, которому он покорился, когда стал убивать, воровать, прелюбодействовать. Земля сердца его стала каменистая, он и слышит слово Божие, видит крест, видит церковь, читает Евангелие и говорит: «Да, все это хорошо, но все не для меня». Он уже избрал другой путь своего шествования, у него не заповеди Божии, а заповеди человеческие, заповеди греховные. Вот как грех отчуждает от Бога.

Читая и Евангелие, и Библию, и святых отцов, мы видим, что все как бы взвешивается на духовных весах. Когда Бог творил вселенную, вспомним Его первые слова: И се добра зело (Быт. 1, 31). Все прекрасным, добрым, хорошим, чистым вышло из рук Божиих. А чему диавол научил людей? Служить не Истинному Богу, а демонам, придумал много-много богов. Кто изучал древнюю историю, то заметил, что особенно у греков описывается много богов: и Артемида, и Зевс, и Венера у блудников, у пьяниц свой бог, у моряков — свой. Так диавол научил людей служить своим страстям, демонам, а Истинного Бога забыли. И прямо отцы говорят, что единственный способ богопознания, возвращения ко Христу, к Богу — доброделание, обращение к добру. Вспомним мы притчу о блудном сыне (Лк. 15, 11—32). Как он попал в объятия Отца Небесного? Когда раскаялся, осознал, что он забыл отчюю любовь, избрал путь жизни со свиньями и стал хуже рабов, и решил смириться и идти к своему родителю, чтобы тот принял его.

Вспомним мы пророка Илию. Великий был чудотворец, у него был послушник Елисей, который видел его чудеса, знамения и исполнен был страха Божия и ходил по воле Божией. Когда Илия вознесен был Богом на небо в колеснице огненной, то Елисей вместо него стал пророком, совершавшим еще большие чудеса. С пророком Елисеем ходил Гиезий, который был таким же учеником, как некогда Елисей у пророка Илии, и он должен был стать пророком. Но он не стал пророком, потому что был вор. Язычник Нееман сириянин получил исцеление, хотя был необрезанный, не знающий закона Божия. А Гиезий, хотя и был из избранного народа, был обрезан, знал пророческие деяния, знал закон Божий, и однако же он покрылся проказой, и был отвержен, и не стал пророком (4 Цар. 5, 27).

И в жизни Церкви встречается, когда возглашается некоторым анафема. Был такой патриарх Несторий, поставлял в епископы, священники, а его анафематствовали — отлучили от Церкви. Почему? Потому что изменил преданию Церкви, он хулил Богородицу и не почитал Ее как Истинную Чистую Деву Богородицу. Исполненный такого зла, он отлучен был от объятий церковных. И вспоминая жизнь святых, и на себя глядя, на наших окружающих, видим… Кто сидит в тюрьмах? Воры, преступники. Кто прославляется среди людей? Добродетельные, милостивые и кроткие. Так вот Господь желает, чтобы мы возвратились в рай, чтобы пришли в объятия отча, подобно блудному сыну, пришли с покаянием, встали на путь добра. Единственный способ богопознания — доброта. И любит Господь делающих добро.

Вот недавно совершалась память великомученика Плакиды, он был язычник, не читал Евангелия, но жил по закону совести. Совесть нам напоминает, что нельзя делать зло. Плакида был добрым, милостивым, кротким, и Господь Сам ему явился на кресте среди рогов оленя, за которым он гнался на охоте, и сказал: «Ты делаешь добро. Я хочу, чтобы добро стало освященным. Иди к христианскому священнику и прими крещение». И он послушался гласа Христа Спасителя, принял крещение. Потом пошел благодарить Бога на то место, где Он ему явился. «Господи, — обратился он. — Что мне делать?» И услышал голос. «Евстафий, — сказал к нему Господь, как к чаду Своему, — надо Мне испытать твою веру, испытание и Адаму было, ему дана была заповедь не вкушать с древа познания добра и зла. Когда тебе послать искушение и скорби? Сейчас, в молодые годы твои, или же при старости?» И, как сын, отвечал отцу своему: «Господи, как благоволит Твоя святая воля, если уж нужно мне испытание перенести, то пошли их сейчас, пока еще силы у меня. Только, Господи, я немощной, хилый, Ты никогда от меня не отступай, помогай мне». И Господь сказал ему: «Мужайся, Евстафий, благодать Моя будет с тобою и охранит тебя. Я пошлю тебе уничижение и сильные искушения, ты много потерпишь, но не унывай, Я буду помогать тебе, потом опять войдешь в славу среди сынов человеческих и Мою славу. Только веруй».

И что же Господь послал ему? Стали болеть служители дома его, многие умерли, другие разбежались, воры разграбили все его имущество, и он стал почти нищим. У него была жена, молодая и красивая, и двое ребятишек-мальчиков. И решили они от стыда и горя ехать в другую землю. Они пришли к берегу на пристань, сели в корабль, а как отплыли, узнали, что он разбойничий. Хозяином корабля был атаман шайки, он увидел красивую жену и задумал оставить ее себе. И когда они доехали до места, где хотели сходить, атаман ссадил Плакиду с детьми, а жену его оставил на корабле вместо платы за перевоз. Когда он возмущался, плакал, просил, то разбойник вынул меч и сказал: «Голову отрублю, если будешь мне еще тут перечить». И корабль отплыл. Тяжела была разлука, но, принимая все от руки Господа и утешаясь, что без воли Его ничего не бывает, пошел он дальше.

Переходить нужно было реку. Он одного мальчика взял на плечи, перенес на другую сторону и пошел за другим. И с середины реки увидел: лев схватил одного мальчика и понес в пустыню, а на другой стороне волк потащил второго. «Увы мне, — рыдал в великой скорби Плакида, — жену потерял и детей. Буди благословенно имя Божие». Потом устроился он каким-то сторожем на поле, молился, и плакал, и терпел, но верил, что Господь посетит его милостью. И вот случилась война, не было полководца умного, и послали искать Плакиду, и нашли. Во время одного похода он встретил жену, нашел сыновей, которые стали уже воинами, одержал победу, пришел с триумфом в Рим. Славили его люди, славил его и Бог. И он как великомученик потом предстал Богу.

Вот так, братья и сестры, испытывается вера каждого человека, каждому дан крест. Временная жизнь проходит, как сон, и дана нам на покаяние. И будем просить Бога, чтобы Он наше сердце, это поле, куда сеется слово Божие, соделал доброй землей, принимающей слово благое, чтобы не было там дороги, по которой ходят разбойники, не было камня глухого, где нет земли и росток не произрастает, не было терния, увлечения суетой, богатством этого мира. Будем искать Царствия Божия и правды Его, искать волю Божию и просить Христа Жизнодавца, чтобы добрую совесть в нас утвердил. А подкреплять совесть нужно словом Божиим, Евангелием святым, молитвой. Древние монахи изучали Евангелие и Псалтирь наизусть. И те, которые здесь получали от Бога уверение в прощении грехов и в святости, непрестанно молились: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Необходима молитва, чтобы ограждать себя от бесовских наветов.

И будем, братья и сестры, обращаться к добру и жить доброй жизнью, чтобы не было среди нас блудников, не было воров, гордецов, чтобы мы, взывая к Богу, воистину были чада Его, исполненные страха Божия и любви к Нему. Если мы этим путем пойдем, Господь укрепит нас, вразумит, даст нам понимание Священного Писания, воли Божией, благодарить за все мы будем, и Царствие Божие ощутится, может быть, у нас еще здесь, на земле, в мире Христовом. Дай Бог, чтобы Господь всех нас на Страшном суде поставил по правую сторону и, как сынам воскресения, сказал благодатные слова Свои: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие Божие от сложения мира. Аминь.



Все новости