Прославление родившегося в Вифлееме Христа Спасителя
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные братья и сестры! Мы с вами уже несколько дней прославляем великий светоносный праздник Рождества Христова. Святые отцы говорят, что это великая милость Божия – Бог явился в мир – великая тайна благочестия совершилась. Бога никто никогда не видел. Господь, смирившись, сошел на землю, стал Человеком, чтобы научить нас богопознанию, даровать нам Духа Святого. Дух Святой сошел на землю, чтобы освятить Церковь Христову и всех верных рабов Христовых. Еще Матери Божией было сказано: Дух святой найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя, темже раждаемое Свято, наречется Сын Божий (Лк. 1, 35). Как говорил пророк Исаия: Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Ис. 7, 14; Мф. 1, 23). С нами Бог и теперь на земле пребывает, как говорят святые отцы.
Матерь Божия, принявши в благовещении великую благодать Духа Святаго, пошла навестить праведную Елизавету, и когда Она ее приветствовала, то сила благодати передалась праведной Елизавете, и младенец, будущий Креститель господа Иоанн узрел эту силу и устами матери воскликнул: И откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне! (Лк. 1, 43). Какая благодать, какая милость Божия явилась на Деве Богородице! И прославляется Она превыше Ангелов и Архангелов, Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим.
Пришло время явиться Христу в мир. В те дни вышло от кесаря Августа повеление, сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город (Лк. 2, 1-3). Матерь Божия пошла в Вифлеем, потому что Она была единственной наследницей имущества родителей Своих и имела права старшего брата. И когда они пришли туда, то для них не нашлось места в гостинице. И уготовал им Промысл Божий ясли убогие, где волы и ослы пребывали. Здесь Пречистая безболезненно, тихо родила Богомладенца. И как говорит предание, вол и осел дыханием своим согревали Младенца. Ангелы, видя это дивное зрелище, воспели чудную песнь, взывая: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14). В эту ночь близ вифлеемской пещеры пасли свои стада пастухи. И когда Ангел Божий возвестил им великую тайну о рождении Бога Слова, то они решили: Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь (Лк. 2, 15). Они самые первые принесли поклонение Богомладенцу и прославили Его. Затем на поклонение пришли волхвы-мудрецы. Как говорят святые отцы, это было ученое сословие, весьма многочисленное в Вавилоне при пророке Данииле. А Даниил был юноша иудейский, которого увели в плен при взятии Навуходоносором Иерусалима. Он был велик в очах царя вавилонского, и поставил его царь после себя вторым повелителем в огромной вавилонской империи. Он начальствовал над всеми этими мудрецами. Предсказал им о звезде Иакова, которая воссияет, о седминах своих, когда родится господь, о том, как другие пророки говорили о Его великом служении. это предание передавалось из поколения в поколение. И хотя прошло более 400 лет, они помнили его. Когда, наконец, звезда воссияла, мудрецы узнали, что это та самая звезда, которая возвещает всему миру: и иудеям, и язычникам – о рождении Богомладенца. Взявши дары с собою, они отправились в большое путешествие. Звезда вела их, а около Иерусалима вдруг стала невидима. Волхвы вошли в город и думали, что великую радость всем возвестят. «Где родившийся Царь Иудейский? – спрашивали они, — ибо мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему (Мф. 2, 2). Мы долго ждали этого великого дня». Когда же об этом узнали жители Иерусалима и Ирод, то все смутились. Казалось, надо радоваться, что Бог посетил народ Свой. Но Ирод особенно встревожился. Он рассуждал: «Вот я царь здесь в Иудее. Родился новый Царь, вырастет Он, народ имеет к нему любовь, знает пророчества, примет Его, а меня отвергнет». Жестокий и коварный царь побоялся потерять свое царство и решил убить новорожденного Младенца – Царя Иудейского. Он долго беседовал с книжниками и фарисеями, и они ему сказали: «Да, царь, есть древние пророчества, которые говорят о Вифлееме. В Вифлееме должен родиться Царь Иудейский». Тогда Ирод призвал этих волхвов-мудрецов и с лестью говорил им, что и он рад этой великой вести и желает тоже поклониться Ему. И сказал: «Мы пока не знаем, где Он находится, поэтому идите вы, найдите, принесите сами поклонение, потом придите и мне скажите, и я тогда воздам Ему должное поклонение», Умыслил Ирод жестокий, узнавши о рождении Богомладенца, предать Его смерти. Предание говорит, что он был такой жестокий, что не жалел даже сродников своих, предавал смерти жену, ближних и приближенных вельмож.
Когда волхвы вышли из Иерусалима, опять звезда появилась перед ними и повела их к вифлеемским яслям. Она несколько спустилась и стала над вертепом, где находился Богомладенец. И пришли эти мудрецы, увидели сияющего Младенца, свет великий, радость, мир ощутили в душах своих. Они поклонились Ему как Царю и принесли дары свои. И говорят святые отцы, что в лице этих трех мудрецов вся вселенная как бы принесла поклонение, как бы народы всех стран, потому что Мельхиор, который принес золото, был потомком Сима; Гаспар, молодой юноша, потомок Хама, принес ладан; и Валтасар, который принес смирну, елей благовонный, был потомком Иафета – родоначальника всех народов, живущих в Европе. Восточные мудрецы, получивши откровение во сне не возвращаться к Ироду, тайно ушли в свою страну. Они всем возвещали о том, что родился Тот, о Котором писали пророки, о Котором много говорил пророк Даниил.
И мы, братья и сестры, прославляем в этот день богоотцев, прославляет наша Святая Церковь всех тех, которые с верой и любовью приняли Господа, послужили Ему, приняли Его в сердца свои и принесли Ему истинное благоговейное поклонение. Эти волхвы, как говорит предание, приняли крещение от апостола Фомы и стали благовестниками Царя Небесного. Они закончили жизнь свою в вере и благочестии.
Ирод долго ждал волхвов и когда узнал, что они тайно скрылись от него, не зашли к нему, как бы разгадали его коварство, его злой умысел, очень ожесточился. И так как он выведал у волхвов о времени появления звезды, и прошло уже около двух лет, то он задумал совершить великое злодеяние. Он, желая сохранить царство свое, престол царский, захотел убить Царя, чтобы Тот не царствовал вместо него. Он послал воинов убить в Вифлееме и в его предместьях всех младенцев от двух лет и ниже. Священное Писание говорит, что великий плач был в Раме, в Вифлееме и во всех его окрестностях. Плакали матери, плакали во всех семьях, потому что многих младенцев невинных убивали. Около 14 тысяч младенцев было избито по повелению жестокого царя. Чтобы избежать злодеяния Иродова, Ангел повелел Иосифу взять Богомладенца, взять Матерь Его и идти в Египет. И пошли в Египет Иосиф Обручник, Пресвятая Богородица, пошел с ними и Иаков, брат Господень, сын Иосифа. Мы знаем, что Иосиф Обручник много потрудился для Богомладенца и для Пречистой Девы Богородицы. Пречистая была Девой до рождения, и в рождестве сохранила девство, и после рождения осталась Девой. Она почитается Приснодевой, то есть вечной Девой. И чтобы прикрыть эту великую тайну Боговоплощения, священники Иерусалимского храма, где воспитывалась Отроковица Мария, избрали праведного Иосифа, которому уже было 84 года. Древний старец, который раньше имел жену и много сыновей и дочерей, был родственник Деве Богородице. Призвали его священники и сказали: «Вот эта Девица дала обет девства, но дальше Она при храме находиться не может, потому что Ей уже более 13 лет. Она должна где-то жить в другом месте, поэтому возьми Ее, храни под видом супружеской четы до тез пор, пока Господь Ей явит тайну Свою». И он хранил Ее, оберегал ЕЕ. Взял ее в свой дом. Когда же Она родила Богомладенца, он верно служил Ей, изумленный великой тайной, как Она безболезненно, без кровей, тихо родила, оставшись девой, как и говорил об этом пророк. Они пошли, сопровождаемые Иаковом, в дальний путь ночью, чтобы не нагнали их служители Иродовы. А Иаков как послужил Господу Богу? Он был старший сын Иосифа Обручника. И когда был спор между братьями, давать ли Иисусу надел земли, то все братья говорили: «Он же не наш. Мы знаем матерь свою, мы все, значит, братья, должны поделить ту землю, которая есть у нас, между собой, а Ему, чужому, не давать». Но Иаков говорил: «Давайте пожалеем Его, ну как же Он без земли? Хотя бы малый надел, хотя бы огород пусть имеет. Если вы жалеете свою землю, я дам Ему свой надел, моя земля, которая мне полагается по наследству, принадлежит этому Отроку». И за то, что он пожалел Господа, пожелал дать Ему свою землю, Тому, Который владеет всей землей, Который сотворил вселенную, у Которого необъятные просторы и все обилие на земле и в морях, за то, что возлюбил Господа Бога, Иисус Христос его стал называть братом Своим. Так он в предании нашей Церкви везде именуется Иаковом, братом Господним. Предание говорит о нем, что он проводил праведную, подвижническую жизнь. После вознесения Господа на небо он находился неотступно при храме Иерусалимском, молился. И хотя он был последователем Иисуса Христа, однако его не гнали долгое время, любили его за праведность, за строгий пост, за чистоту его жизни. Он имел право входить во Святая святых и совершать там свои молитвы. Но когда злоба иудеев увеличилась, то собрались первосвященники и книжники, уже в 62 году, и говорили: «Что нам делать с этим праведником Иаковом? Многих он приводит к вере в распятого Христа. Сделаем же так: мы поднимем его на кровлю храма, на большую высоту, и скажем, чтобы он перед всем народом отрекся от Христа и объявил, что Христос распятый не Бог. Если же он этого не сделает, мы напугаем его, что предадим смерти, и он сделает такое заявление народу». Но когда праведника подняли на кровлю храма и на большой высоте стали принуждать, чтобы он похулил Иисуса Христа, то он, наоборот, Христа прославил и всему народу, который стоял внизу, сказал: «Иисус Христос – тот самый Мессия, Спаситель, о Котором писал пророк Исаия, и пророк Даниил, и Аггей, и Михей, и Иеремия, и Моисей, и все пророки. Тот самый, другого ждать не надо». И видя это, озлобленные фарисеи сбросили его с большой высоты. Иаков упал, разбился, но был еще живой, и, собравши последние силы, он встал на колени и молился: «Господи, не поставь им греха, не знают они, что делают. Помилуй их, дай им, чтобы они познали Тебя как Бога и Спасителя!» Но один, особенно злобный иудей, ударил его с большой силой и убил. Говорили другие иудеи: «Что вы делаете? Он праведник. За нас за всех молится, а вы убиваете его». За то, что иудеи побивали праведников, пророков, распяли Самого Христа, Господь послал наказание. А какое было наказание? А то, о котором говорил Господь, когда плакал об Иерусалиме и взывал: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, и в не захотели. Се, оставляется дом ваш пуст (Лк. 13, 34). Через два года пришли римляне. Они осадили этот славный, великий город, куда собрались многие иудеи к великому празднику. Город был разрушен, и многие погибли за то, что не приняли Христа, стали богоборцами, так как сами закляли себя перед Пилатом: Кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27, 25).
И мы, братья и сестры, вспоминая это древнее событие, как Господь бежал в Египет с верными Своими, должны подобно Иисусу Христу смирять себя, смирять во всех напастях, смирять во всех обстоятельствах жизни. Как говорит Господь, Он приближает к Себе и любит тех, которые любят Его, которые ищут чистоту жизни, любят Царство Божие и Бога, Создателя своего. Мы помним, как Господь говорил, проповедуя Евангелие: Кто Матерь Моя и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои. Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 48-50), то есть которые слушают слово Божие, исполняют заповеди Божии и живут во святыне.
Дал нам Господь великую милость. Когда ученики просили Господа: Господи! научи нас молиться, Господь сказал им: Когда молитесь, говорите: Отче наш, Иже на небесех (Лк. 11, 1-3). И что Он этим нам сказал? Он сказал, что теперь Бог для нас – Отец, что мы теперь – Его дети и что мы теперь большая человеческая и Божественная семья. Нужно жить в мире и любви. И прежде всего искать Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Как Господь стоял во Иордане, как Богочеловек принял Духа Святаго, Который сходил в виде голубя на Него, так и мы, братья и сестры, принимая это великое таинство крещения, принимаем такую же благодать Духа Святаго. Так Господь возлюбил нас, что даровал Своей Церкви и каждому верному Духа Святаго. Мы теперь сыны, мы теперь наследники вечной блаженной жизни. Наше место – быть с Богом, наше жилище там, на небесах, поэтому нужно готовиться к этой вечной блаженной жизни. А как нужно готовиться? Нужно воспитать в себе Божественные добродетели, которые открылись в Господе нашем Иисусе Христе, которые явила нам Пресвятая Богородица, явили нам апостолы святые и все угодники Божии. Это какие добродетели? Это прежде всего Божественное смирение. И как говорят святые отцы, вся наша жизнь – это борьба за смирение. Это есть милосердие, незлобие, которые Господь показал, когда распинали Его, а Он молился за распинателей. Как и первомученик Стефан, которого мы вчера прославляли, молился за убивающих, и как апостол Иаков просил Господа о милости для тех, которые предавали его смерти. Вот это есть Божественное милосердие. Любить истину, любить добро, любить святыню. И говорят святые отцы, что теперь Христос в нас пребывает. Благодать Духа Святаго, которая даруется нам в крещении, в таинстве покаяния, причащении Тела и Крови Христовой, напоминает нам в сердце нашем о любви, о правде, о милосердии. Господь избирает чистых сердцами, именует их братьями, сестрами и матерями Своими. И мы, братья и сестры, вспомним служение богоотцов Иосифа Обручника, царя Давида, который написал богодухновенную Псалтирь – это великое богохваление, которое содержится в псалмах. И как говорит святитель Василий Великий, лучше пусть солнце зайдет, но не прекратится богохваление по Псалтири. Царь Давид много потрудился для славы Божией, он написал Псалтирь, как бы великий хор составил. И хотя были у него немощи, потому что он жил в подзаконное время, когда мало было наставников благочестия, он искупил смирением свои грехи. Он пожелал построить храм Господу Саваофу, но Господь сказал ему: Ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему (1 Пар. 22, 8). И он приготовил весь материал: много древес, много камней, много золота, украшений для храма Господня. Но Господь говорит нам, что Он живет в нерукотворенных храмах, и этим храмом является душа человеческая, там Христос пребывает.
И будем, братья и сестры, жизнь проводить праведную, в покаянии, чистоте и святыне, чтобы Господь пребывал вместе с нами, чтобы Ангел Хранитель напоминал нам о делах Божиих, чтобы постоянно была молитва в устах наших, чтобы дела наши были исполнены смирения и правды. И если мы будем проводить такую жизнь, то Господь пошлет нам милость Свою, благодать Свою, Ангелов святых, которые сохранят нас от всяких бед и напастей. Приготовит Господь души наши для вечной блаженной жизни. В этой вечной блаженной жизни нет уже слез, нет воздыхания, радость будет непрерывная, там все будут пребывать около Престола Божия, не будет наставников, не будет учителей, но всем для всех будет Сам Господь наш Иисус Христос. Это будет вечная Пасха и вечная радость и этой радости у нас уже никто не отнимет. Аминь.