Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА (9 октября 1981 г.)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Бог есть Лю­бовь. И любовь эта Божественная изливается по всей вселенной. Кто познал эту любовь, тот имеет чувство любви к Богу и ко всем людям. Эта Божественная любовь познается в Духе Святом.

Вот уже второй день мы прославляем преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Он познал эту Божественную любовь. Ведь он возлюбил Господа Бога всем сердцем, всей душой и помышлением, возлюбил ближних. И эта любовь изливалась по его молитвам на Российскую землю. Мы прославляем преподобного Сергия как Ангела Хранителя Российской земли.

В нынешний день Святая Церковь чествует Иоанна Богослова — апостола Христова. В нем обитала эта Божественная любовь в полноте. Он возлюбил Господа Бога, пришел, услышал Его проповедь и стал апостолом Божественной любви. Он оставил нам Евангелие, оставил нам послания Христовой любви и откровение о судьбах мира и Церкви. Апостол любви провел всю свою жизнь в служении Господу и ближним своим. Он пошел за Христом, он всегда был с Ним и был самым любимым Его учеником. Господь и его всегда избирал в числе трех учеников Своих и открывал ему особенные тайны Свои. Иоанна Богослова был на горе Фавор, когда Господь явил славу Божества Своего. Когда Господь был на кресте, Иоанн Богослов неотступно пребывал около Него и был свидетелем Его последних минут. Здесь же, у креста, стояла Пречистая Дева Богородица, и Господь усыновил весь род человеческий, всех верных Пречистой Деве Богородице, когда, указывая на Иоанна Богослова, сказал: Се сын Твой. И, обращаясь к Иоанну Богослову, сказал: Се Мати твоя (Ин. 19, 26—27). Мы теперь имеем на небе Бога — Отца своего. Мы имеем Церкви Христовы и Матерь — Пречистую Деву Богородицу. Она Матерь Божия и Матерь всех христиан. Царство Божие Господь изливает на всех, которые приходят к Нему с верою и любовью и ублажают Богородицу.

Иоанн Богослов хранил Пречистую Деву Бого­родицу. И когда настало время Ее успения, он шел перед Ее гробом с финиковой райской ветвью, которую принес Архангел Гавриил с неба, и с другими апостолами похоронил Пречистую Деву Богородицу. Затем он пошел на проповедь Еван­гелия в Малую Азию и другие города. Он пришел в Ефес и там творил великие чудеса и проповедо­вал Евангелие Христово.

Семь лет Иоанн Богослов с учеником своим Прохором работал в бане и нес великие труды: подогревал котлы, воду носил, убирал. И эти труды не пропали даром. Здесь еще в древние времена, когда строили баню, язычники зако­пали живыми девицу и юношу как жертву бесам. Случалось, что каждый год в этой бане диавол удавливал юношу или девицу. И в тот год, совершилось знамение великое — явление великой благодати Божией. Когда диавол удавил одного юношу, по имени Домна, а этот юноша был сыном градоначальника, то великий плач был в доме начальника. Все пришли в смятение, потому что все любили этого юношу. Тогда помолился апостол Иоанн Богослов и воскресил этого юношу, воскресил он и отца, умершего от печали. Хозяйка бани — Романа, которая заставляла Иоанна работать с утра до вечера и даже била его, смирилась и приняла святое крещение. Это было великое начало, великая проповедь Евангелия любви. Многие уверовали во Христа и стали христианами. Стали строиться церкви. Апостол любви поставлял епископов, священников, диаконов и проповедовал всем о новой жизни, о благодати Христовой, о том, как нужно от тьмы неведения приходить к свету и призывать Бога как Отца, любить Церковь, Деву Богородицу ублажать.

В те времена в Римской империи правил жестокий царь Домициан. По его приказу христиане предавались смерти. Когда апостола Иоанна Богослова привели к мучителям, то ничего с ним не могли сделать. Ему приготовили смертоносный ад, он, осенив его крестным зна­мением, выпил и никакого вреда не получил от этого смертоносного ада. Тогда приго­товили мучители огромный котел, наполнили его маслом, нагрели и бросили туда апостола Иоанна Богослова. Но он остался невредимым и в этом горящем котле. Тогда обезумевшие мучители, не зная, что с ним сделать, стали взывать: «Он бессмертный» — и отправили его к Римскому императору, который сослал апостола на остров Патмос. Когда Иоанн Богослов плыл на корабле, случилась великая буря, казалось, что гибели не избежать. Многие стали взывать к идольским богам — демонам, но никто им не помогал. Тогда приступили к Иоанну Богослову и сказали: «Ты нам можешь помочь, у тебя сильный Бог, помолись за нас». И когда апостол любви вознес молитву к Богу, буря сразу же утихла. Один юноша упал с корабля в бушующее море. Апостол помолился о нем, и волна выбросила его на корабль живым. Не было пресной воды, все изнемогали от жажды. Помолился апостол любви — и соленая вода стала свежей, пресной водой. Когда прибыли на остров Патмос, то там был храм языческий; не знали там истинного Бога, поклонялись идолам. И здесь апостол многих исцелял, многих привел к вере Христовой: и начальников городских, и всех простых жителей.

Был на том острове чародей Кинопс, страшный в своих злодеяниях. Он повелевал бесами, чары свои творил, так что многим казалось, что он воскрешает мертвецов. Но когда он неистовствовал и призывал на апостола любви бесов, то ничего не мог с ним сделать. По молитве апостола он был ввергнут в море и не там погиб. Все прославляли Бога и апостола Его, который избавлял их от тьмы идолослужения и приводил к свету.

Когда умер римский царь Домициан, вступил на престол другой царь — Нерва, который отличался добрым нравом и освобождал всех узников, заклю­ченных за веру. И тогда апостол любви стал прощаться с жителями острова, которых почти всех обратил ко Христу. Они его умоляли остаться, здесь дожить свои дни, потому что он уже был в преклонных годах. Иоанн же говорил им: «Меня ждут другие братья, другие Церкви, я пойду туда». «Тогда, — говорили ему, — оставь нам что-нибудь на память». И он объявил пост для всех жителей, и сам стал поститься. А после трехдневного поста с Прохором, учеником своим, взошел на горы, и благодать Святаго Духа осенила его вдохновением, и он стал говорить, а ученик его Прохор писать: В начале бе Слово, и Слово бе у Бога, и Слово бе Бог (Ин. 1, 1). Итак, оставил он нам Евангелие Божественной любви. И это Евангелие особенно возвышается над другими Евангелиями, потому что здесь писал его с благословения Духа Святаго, в совершеннейшей любви пребывающе, апостол любви.

Евангелист Иоанн Богослов изобража­ется как бы орлом, который парит над всеми. Эта парящая птица орел видит все вокруг, потому что летает на большой высоте. Оставил нам апостол богословской рукой написанное откровение о последних судьбах мира и Церкви Божией.

И вот нам, братья и сестры, надо этой любовью исполняться, просить у Бога, чтобы Господь нас, злых, жестокосердных, упрямых, гордых, соделал кроткими и любвеобильными. Нужно много смиряться, нужно искать не временное богатство, не гордиться всякой суетой преходящего мира, а искать благодать Духа Пресвятаго. Эта благодать Духа Святаго всех украшает, обогащает, делает богатыми и богоподобными. И вот эту благодать нужно искать. Христос пришел на землю в образе раба, как бедный уничиженный плотник. Ничего у Него не было: ни жилища, ни богатства, ни учеников богатых. Но Он имел все, потому что Он, как Бог, повелевал стихиями, повелевал природой, повелевал всей тварью. Он воскрешал мертвецов, ходил по морю, изгонял бесов, исцелял. И эта благодать Духа Святаго сообщалась и апостолам, и всем тем, которые с верою и любовью приходили ко Христу.

Уже перед своей кончиной апостол явил чудо, силу благодатную. Пришел к нему однажды заимо­давец, который обнищал, и говорит: «Что мне делать? Я должен очень много денег, и если я не отдам их, то много бед будет мне и моей семье. Я уже приходил к волхву-чародею, просил у него яда смертоносного, чтобы уйти из этой жизни. Но перед тем как идти от него, я крестным знамением осенял себя, и этот яд не мог мне повредить». Этот несчастный человек не раз приходил к чародею-волхву и говорил: «Какой ты мне яд дал? Дай мне сильнейший, чтобы я мог уйти от этой своей печали». Изумленный чародей приготовил сильнейший яд, но тот человек, когда, осенив себя крестным знамением, выпивал его, не получил никакого вреда. Когда же псу дали попробовать остатки этого яда, пес сразу же умер. И вот этот страждущий и сам чародей пришли к апостолу любви и стали взывать, чтобы он помиловал их и дал им сокровище веры Христовой. Тогда Иоанн Богослов крестил этого волхва, а этому страждущему сказал: «Принеси мне охапку соломы». Когда тот принес, он крестным знамением осенил, и эта солома стала золотом — большим куском. Апостол сказал: «Отдай то, что ты должен. И остатком, а у тебя его будет много, пользуйся сам со своей семьей».

Апостол любви постоянно повторял в последние дни своей жизни: Возлюбленнии, возлюбим друг друга (1 Ин. 4, 7). Он был уже стар. Больше ста лет прожил, ему трудно было говорить, ходить. И только часто он повторял, когда приходили к нему ученики его: «Дети! Любите друг друга!» В этой любви все наше искание, все наше стремление, все наше богатство. Бог есть Любовь. И апостолы Христовы исполнены этой любви, ученики Христо­вы должны принять эту любовь. Если Бог — Любовь, а Бог — наш Отец, мы — Его дети, то мы должны любить Отца своего, должны любить друг друга, потому что мы все — дети Единого Бога, Единого Отца. Не надо никого обижать, не надо лгать, не надо творить нехорошие дела, надо все терпеть, за все Бога благодарить и изливать эту любовь и мир прежде всего в сердце свое и ближним нашим. И вот эта любовь, братья и сестры, есть все для нас: она дарует нам свет, дарует нам жизнь вечную. И нужно приложить все наши силы, чтобы стяжать эту любовь Христову, эту благодать Духа Пресвятаго.

Будем просить апостола любви, будем просить преподобного Сергия, всех святых и Матерь Божию, чтобы Господь дал нам вкусить эту любовь, чтобы нам смириться, терпеть, за все благодарить, любить Бога всем сердцем, душой и помышлением, любить ближних наших. И Господь откроет нам эту любовь Свою. И эта любовь введет нас в чертог Царя Небесного. Аминь.



Все новости