Вознесенский Оршин женский монастырь

Проповеди архимандрита Наума (Байбородина). Слово в день памяти благоверного великого князя Александра Невского (6 декабря 1997 года)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Мы прославляем великого угодника земли Российской благоверного князя Александра. Суровое, трудное время было, когда он жил. Только основывалось молодое православное государство, и напали татаро-монголы. Это подобно вулкану, который взорвался, и извергаемая лава его все на своем пути заполняла и уничтожала. Огромные полчища двинулись на Русь, объединилась вся Монголия, все Орды собрали воинов своих, и 600 тысяч Батый повел на Русь и на Европу. Все сокрушали они на своем пути, города разоряли, жителей убивали, уводили в плен, и никто не мог им противостоять, такая была страшная сила. И Русь была разорена, и Владимир опустошен, и все города вокруг сожжены. Батый же ушел дальше в сторону Киева.

И в это время отец князя Александра великий князь Ярослав собирал разбежавшихся жителей, успокаивал народ, и восстанавливали мосты, дороги, строили дома, погребали убитых. И Церковь молилась, призывая Божию помощь, утешала народ, что эти скорби временные и нужно их переносить, чтобы потом избежать вечных скорбей, потому что это время здесь, на земле, дано всем для покаяния. Так судил Господь, что здесь временное проходит в скорбях. И мы знаем, что даже Сам Господь, когда пришел на землю, много терпел скорбей, потому что этот мир весь во зле лежит (1 Ин. 5, 19).

Если раньше в раю была тишина, мир и благодать, то, когда диавол обманул первых людей и стал князем этого земного мира, научил людей жить по-новому, творить разврат, убийство, блуд, всякое беззаконие, идолослужение. И это зло разливалось по земле. Господь за грехи часто посылал наказания, всякие бедствия. И то, что переживала Русь, говорят историки, было для нее в тот момент как бы таким мерилом, спасавшим веру православную, потому что здесь надо было спасать народ, спасать веру, добывать пропитание, заниматься трудом, и все в великих скорбях. А на Западе тихо было, люди жили в довольстве, безбедно, развратно, блудницы ходили по городам, и забывалась правая вера христианская.

Благоверный князь Александр имел от Бога великую мудрость, был, как Соломон премудрый, и он понял всю тайну совершавшихся событий. Призывал народ смириться, восстанавливать свои жилища, засевать землю и молиться Богу. Он много раз путешествовал в Орду и увлек сына Батыя Сартака к вере в Евангелие. Тот принял крещение, и они вместе стали уговаривать могучего завоевателя, чтобы он отложился от великого хана, который находился в Монголии. И уговорили его, и он сказал: «Я завоевал эти простоты, я и буду ими владеть, сам буду великим ханом и подчиняться никому не буду».

Это был великий вклад в дело спасения России. Потому что монгольский хан мог всякие злодейские приказания издавать, а здесь Батый был более веротерпимый. Тем более, что великий князь Александр и Сартак постоянно уговаривали его, и он согласился в Сарае, столице Золотой Орды, открыть епархию. Много было построено церквей, священники служили, совершалось богослужение, крестили пленников, отпевали, причащали святых Таин Христовых. Что самое главное было нужно для православных? Это жить с Богом, и они все получали, и бедствия переносились уже более просто.

Но враг рода человеческого не успокоился и стал возбуждать западные народы против Руси. Они потеряли веру православную и в гордости великой жили по своим законам, отметая многие Божественные законы. И пришлось обессиленной Руси сдерживать напор шведов, немцев, литовцев, западных народов. И молились все, и Господь помог отстоять веру православную. Великое было побоище. С малою дружиною разбил немцев благоверный князь Александр. Тысячи, многие тысячи врагов погибли, а русских — всего 20 человек. Немцы, также и шведы, и литовцы были разгромлены. И западный мир успокоился, он понял, что хотя Русь и была разорена и ослаблена татаро-монголами, но в русских таится глубокая внутренняя сила, и эта сила подкрепляется верой православной, дает им мужество, и помощь они получают от Бога. И Русь непоколебимо стояла в вере.

Благоверный великий князь Александр Невский был очень могучий и здоровый телом, у него один меч только весил 46 килограмм. Если он вступал в битву, то легко врага рассекал пополам и страшен был для врагов. А самое главное было то, что Бог помогал россиянам хранить веру православную. Прославление благоверного князя началось среди россиян в день Куликовской битвы. Было чудное видение Фоме, когда с 7-го на 8-е сентября перед началом битвы видел он святых страстотерпцев Бориса и Глеба, которые подошли к гробнице благоверного князя и сказали: «Княже, вставай скорей, пойдем помогать на поле Куликово нашему сроднику Димитрию и российским христианам».

Великая была беда. Шла на Русь огромная армия, еще большая, как Батыева, собрал Мамай 900 тысяч воинов. А на Руси еще малое было население, в основном переселенцы с юга. Поэтому поднялись все от мала до велика защищать веру православную, было собрано 248 тысяч человек. 150 тысяч пришло на Девичье поле, 70 тысяч привели братья Ольгердовичи, 28 тысяч по дороге присоединилось ремесленников, поселян, даже разбойники выходили из лесов — все шли на поле Куликово, чтобы умереть за Христа, за веру православную, защитить Русь.

Такой был подъем духа, и такая молитва возносилась — и была помощь Божия. Потому что Мамай возымел гордое намерение покорить Русь, уничтожить веру православную, сжечь церкви, все мужское население истребить, а жен и девиц раздать воинам, чтобы по четыре жены имели. Потому что Магомет, привлекая к своей вере, говорил, обольщая своих учеников похотью плоти, что они могут здесь иметь четыре жены и в будущей жизни будут жить в сладострастии. И эти вот мусульмане стали богоборцами тогда, и они не хотели слушаться Бога, подчиняться закону Божию, и пошли воевать. А русские призывали Бога в помощь, и Русь отстояла веру. И преподобный Сергий тогда молился.

И мы, братья и сестры, прославляя благоверного князя Александра, должны подражать его вере, мужеству и терпению. Пусть никакие скорби нас не смущают, никакой недостаток — ничего нас не отводит от веры православной. Все, что мы здесь видим, временное: и дома, и богатство, и честь, и слава — все кончается, когда душа выходит из тела. По всей вселенной мы видим много кладбищ, могилами покрыта вся земля после грехопадения, и все уходят туда. А бессмертная душа дает ответ Богу за все, что она здесь совершила. Диавол старается поколебать веру православных христиан, старается привлечь их к страстям, порокам, блуду, к убийству, гордыне, чтобы они служили ему, а не Богу, искали богатство временное, а не вечное, небесное. Вот в чем состоит тайна спасения. Потому и борет диавол сынов человеческих похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской. А что потом?

Как попался диаволу Иуда? Соблазнил его богатством, деньгами, и он стал воровать, предаваться другим страстям, стал предателем. Сначала диавол обманул его, а потом навел такое сильное отчаяние, навивая смущающие помыслы: «Что ты сотворил? Ты Кого предал? Ты Праведника предал? Смотри, даже Пилат Его не обвинял. Это фарисеи и книжники ошиблись и Его казнили. Нет теперь жизни и спасения». И он не вытерпел и удавился. И паломники по Святой Земле в V веке еще видели дерево, на котором он погубил себя, оно стояло в долине Тофет, или называют ее долиной сынов Енномовых, или геенна огненная, около Иерусалима, за кладбищем Акелдама — если идти по правой стороне Кедронского потока к Мертвому морю. Вот и нас враг смущает: надо жить вот так, надо искать богатство, большое образование, страсти всякие нам прививает. А мы, не различая его тайные борения, попадаемся часто, как говорится, на его улов.

И поэтому нам нужно просить у Бога и у святых Божиих, чтобы дал нам Господь веру непоколебимую, ревность ко спасению, чтобы не увлекаться богатством земным, временным, а искать богатство вечное. А какое богатство вечное? Христос, наша вера. Как поет Церковь: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем». По вере нашей мы должны любить Церковь, исполнять все церковное повеление, сохранять церковный устав, каждый в своем чину выполнять свой долг. Если ты воин — довольствуйся своим жалованием; учитель — учи добру; семьянин — заботься о семье, береги свою жену, детей, чтобы не было убийства, не было блуда, не было беззакония. Бог Свят и хочет со святыми пребывать вечно в Своем Царстве. Вот какая простота. Адам был свят, Ева была святая. И когда они были в святости, в чистоте, то видели Бога, беседовали с Ним. Звери были мирные, кроткие, никто не знал ни болезней, ни скорбей, земля сама давала плоды без всяких трудов.

А когда первозданные потеряли богообщение, когда стали подчиняться диаволу, грех творить, то благодать Божия отступила. И землю теперь нужно обрабатывать с великим трудом, и звери многие стали хищными, злыми, некоторые стали нападать даже на человека, и у людей стало много пороков. Научил их диавол жить по-новому: забыть святые заповеди Божии, блудить, убивать, совершать всякие беззакония. Это диавол для чего делает? Чтобы лишить людей святости, чтобы они были мучимы в геенне огненной. Изгнали диавола с небесных высот, и он теперь не может принести покаяние по злобе великой, и завидует нам, и хочет, чтобы мы стали подобны ему, все стали ворами, гордецами и всякими беззаконниками.

И будем просить Господа Бога, Его угодников, чтобы дали нам веру такую, какую имел благоверный великий князь Александр Невский и святые угодники, чтобы мы с усердием искали Царствия Божия и правды Его, любили Евангелие, любили Церковь, исполняли заповеди Божии, чтобы среди нас, христиан, не было блудников, не было воров, убийц, гордецов, служителей диавола. И надо полюбить молитву — это беседа с Богом, это призывание помощи Божией; молиться и в церкви, и дома и приучать себя к непрестанной молитве во всяком месте, чтобы не беседовать с лукавыми мыслями, от диавола всеваемыми, а беседовать с Богом: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Если мы будем проводить такую жизнь в покаянии, будем бояться греха, искать Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33), то Господь укреплять будет нашу душу, исполнит ее миром, верою, любовью, смирением, терпением, мы перестанем бояться смерти, скорбей и будем похожи на Господа. И у нас, как у чад Божиих, охраняемых благодатью Его, отобразится образ Христа Спасителя и угодников Его. А когда труба архангельская загремит и Господь весь род человеческий воскресит и разделит на две части, то по правую сторону поставит праведников, каждого в своем чину: мученики, святители, преподобные и другие полки. По левую сторону станут те, которые остались блудниками, ворами, убийцами, гордецами и не покаялись.

И великое будет изменение на Страшном суде, произойдет преображение, люди станут духовными, не нужна будет пища, не нужны все эти утехи, которые здесь окружают нас, люди будут подобны Ангелам. Соберутся все святые, ликование будет великое, и радость, и свет. И давайте желать Царствия Божия и правды Его, искать трудом, покаянием, молитвой, добрыми делами, чтобы Господь нас поставил по правую сторону и услышать нам благодатное слово Христа Спасителя: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

 



Все новости