Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Возлюбленные братья и сестры! В нынешний день наша Российская Церковь прославляет великих угодников Божиих – благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского. Князь Даниил был четвёртый сын великого князя Александра Невского. Трудное было время тогда на Руси. Татаро-монголы хозяйничали на нашей земле, и вся она была в развалинах.
И в это тяжёлое время Господь даровал заступника земли Российской, великого князя Александра, дал ему и силу, и твёрдость ума, и он сохранил веру и заложил основы могучего Российского государства. Когда хан Батый пошёл для завоевания себе земель, то у него была армия в 600 тысяч человек. Он покорил Волжскую Болгарию, потом через Урал спустился и стал разорять российские города. Татары проявляли свою жестокость, свирепость, и их было великое множество. И в это время благоверный князь Александр Невский утешал народ, хоронил и погребал убиенных и сожженных, строил храмы и налаживал отношения с ханами. Хотя ханы сами по себе были очень свирепые и воины жестокие, но когда война кончалась, они становились веротерпимыми, терпели все веры и давали свободу вероисповеданию.
И благоверный князь Александр ездил в Орду и привёл к вере старшего сына Батыя Сартака, и он принял крещение. Вместе стали уговаривать хана Батыя отделиться от Монголии, потому что там был верховный их хан, который давал распоряжения, и все должны были исполнять его повеления. И когда послушался Батый сына своего Сартака, Александра Невского, то это было великое благодеяние, то есть они сами уже стали управлять своими делами и не слушаться того верховного хана. И здесь уговорили Батыя и образовали Сарайскую епархию, в которой пленники православные, их было много, стали строить церкви, монастыри, и полилось славянское родное пение православное, и крестили людей, и погребали. Совершалось здесь самое главное, как мы знаем из Евангелия, искали Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Кажется, скорби великие, смятение кругом царило, и в то же время налаживалась церковная жизнь, увеличилось число спасаемых.
И в это время западные наши соседи, католики, называют их ложные христиане, видя, что Русь потерпела большой урон от монголов, хотели добить совершенно, как говорили они «заблудшую Самарию», потому что считали, что на этой земле неправильно веруют. Приступали шведы, литовцы, немцы, но святой благоверный князь Александр, призывая Бога в помощь, с малой ратью выходил на врагов и побеждал, и все были разбиты. И как говорят святые отцы, что на 400 лет отодвинул великую затею врагов Православия, и в это время ещё многие могли жить свободно. Все западные соседи были усмирены, кажется, малой силой. Но показала Русь, что даже обессиленная, стоящая как бы на коленях перед врагами, она смогла собрать силы, смогла умолить Бога и разбить западных врагов и самое главное сохранить веру православную. И так заложил основы нашей государственности великий князь Александр.
А его сын Даниил был кроткий, тихий, любил молиться, и ему дали в удел Москву, маленький городок, который в 1147 году был основан ещё благоверным князем Андреем Боголюбским. Тогда великим князем считался старший брат князя Даниила Владимирский князь Андрей Александрович. А когда умирал бездетным князь Иоанн Димитрович Переяславльский, то завещал свое княжество младшему своему дяде Даниилу Александровичу, а не Андрею Александровичу. И перешло большое Переяславльское княжество в княжение кроткому Даниилу. Московское княжество сразу усилилось, и вокруг Москвы стали появляться многие селения. Это было началом могучего Русского государства. Благоверный князь Даниил построил храм Всемилостивому Спасу, который и доныне зовётся Спас на Бору, монастырь в честь своего Ангела преподобного Даниила Столпника. И стало утверждаться благочестие. В те времена сам епископ назначал учителями для детей благочестивых, нравственных, добрых людей, которые учили вере православной. В каждой избе христианской была отдельная горница с иконами, где лежали Евангелие, Псалтирь, Жития святых, иногда летопись. И в этой молитвенной комнате вся семья совершала правило, молились Богу. Любили очень монашество и помогали строить монастыри. И в это суровое, трудное время монгольское 512 монастырей образовалось, и очень много святых было.
Преподобный Сергий тогда жил, он заложил основу, как говорят, Русской Фиваиды. Сама Фиваида была в Египте, там были огромные поселения монахов, десятки тысяч, они приходили в пустыню и только молились. Это было неповторимое монашество, теперь такого уже нет. Они сами себе добывали пропитание, да и то самое простое: сухари, хлеб, вода. Плели они корзины, циновки всякие, рогожи, и когда это рукоделие продавали, им хватало на пропитание. У них днём и ночью совершалась молитва, простота была, бедность. Жили они отдельно друг от друга на расстоянии, на ввержение камня: бросали камень, где упадёт, строили себе там из камня келлию, чтобы никто не видел, кто как молится, как совершает подвиги, плачет. И этот подвиг богообщения, эту тайну спасения преподобный Сергий получил от Бога и передал российским христианам, потому что раньше на Руси, да и во многих странах, был внешний подвиг: строгие посты держали, тяжёлые вериги носили, поклоны совершали.
И мы знаем из книги «Рассказы странника», что там полесовщик совершал такие именно труды и молитвы, и, однако же, мог бросить и саму молитву, и оставить веру, потому что не имел внутреннего сердечного делания и его легко смущали помыслы неверия. А когда и внутренний человек наш, дух бессмертный, постоянно пребывает с Богом, то козни диавольские уже не сокрушают его. Потому что диавол сам по себе есть дух, и Бог есть Дух, и у нас есть дух – дыхание Бога Вседержителя. И этот дух бессмертный, третья разумная часть души, имеет разум, волю и чувствования. Разум познаёт истину и ложь, воля определяет добро и зло и направляет к тому, чтобы исполнялось только то, что Господь повелевает, и чувствования понимают святость и нечестие. А если мы посмотрим на всего человека, то внешний человек напоминает животного, у которого имеются две части души: раздражительная часть, где гнев бывает, и вожделевательная, то есть область пожеланий, и чувствования уже свои, телесные (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Но кроме этих двух частей есть у человека ещё третья – дух бессмертный, который украшает всю душу, это то, что Господь в раю даровал Адаму, и то, что Господь после воскресения Своего нам как бы преподал, возобновил это дыхание Бога Вседержителя, говоря: Приимите Дух Свят (Ин. 20, 22).
И когда мы принимаем крещение святое, из глубин нашего ума, из сердца, изгоняется сатана, который раньше гарцевал, управлял всей нашей деятельностью, и вселяется благодать Христова – великая тайна совершается. В «Добротолюбии» отцы так и говорят, что после крещения как бы некий свет светится во тьме нашего тела и святые с небес видят этот свет, эту благодать, видят крещёных христиан, ходящих по лицу земли. А все остальные люди, некрещёные, не имеющие этой благодати, ими не созерцаются, они как тьма для них, и на Страшный суд они даже не придут, потому что являются достоянием диавола. Это ветхозаветный человек похоти. Ведь были пророки, были патриархи, которые пророчествовали от имени Божия, воля их освящалась, но не имели они внутреннего благодатного освящения сердечного в духе своём, не могли взойти на небо. Все ждали Христа, Который должен прийти, потерпеть страдания, клятву смертию умрете снять с людей, воскреснуть, даровать Духа Святаго, и только тогда они могли взойти на небо и теперь ждут всеобщего воскресения.
И мы, братья и сестры, должны прославлять Российского угодника и благоверного князя Андрея Боголюбского, который с иконой Владимирской из Киева перешёл сюда, в северные пределы, заложил во Владимире начало русского государства, и святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского, митрополита Петра, который особенно много потрудился в созидании Руси, и многих ещё святых. И Матерь Божия взяла Россию под Свой покров. Она Сама пожелала, чтобы из мятежного Киева перенесли Её чудотворную великую святыню во Владимир, несколько раз икона сходила со своего места, передвигаясь по храму. И когда благоверный князь Андрей Боголюбский молился, было ему внушение взять икону и идти на север. Для этой чудотворной иконы во Владимире был построен собор, и называться она стала Владимирской, для нашего государства это самая первая великая святыня. Во Владимирский собор перенесены были многие святыни из Киева.
Запад настойчиво стал навязывать, вносить свои новшества, развращения, стал попирать православную веру. И Киевская Русь как бы опустошалась, жители разбегались, и благоверные князья целыми караванами, большими потоками людскими переводили народ сюда на север, строили города. Такие города, как Юрьев-Польский, Переяславль-Залесский, Тверь, Ярославль и сама Москва, были построены уже после переселения. И Русь стала созидаться, и центр уже государственности перешёл уже во Владимир. Было намерение икону чудотворную оставить в Ростове, но Матерь Божия в Боголюбове в чудесном явлении сказала благоверному князю Андрею Боголюбскому: «Пусть икону Мою поставят во Владимире» Почему? Потому что в Ростове были своенравные бояре, они хотели, чтобы князь им повиновался, и тогда бы опять вера православная стала искажаться.
И князь Андрей Боголюбский, потом и Александр Невский, и все князья были самодержавные, то есть всё, что повелевал князь, исполнялось, а поскольку они были боголюбцы, любили пост, молитву, веру православную, любили монашество, вопрошали святых отцов, то учреждались порядки благонравные, душеспасительные, и Русь процветала, и не было предательства, не было нарушения веры. А если когда какой-нибудь выступал, то от него старались освободиться. Скажем, был такой митрополит Исидор, считался главой Церкви и вдруг стал вводить униатство, католичество; его посадили в тюрьму, правда, дали ему возможность убежать, чтобы избавиться от него. Вот как любили наши предки веру православную. И когда уже приближалась кончина, то и Александр Невский принял великую схиму, стал монахом в 1263 году, и Даниил Московский в 1303 году принял монашество, и ушли они в небесные обители в ангельском чине.
И вот чем ценно монашество. Оно прямо вводит людей в богообщение. Некоторые мирские люди ищут богатство, славу, честь, образование, а монахи ищут только Бога и часто, имея большой достаток, всё раздают, уходят в пустыни, только молятся, читают Псалтирь, Иисусову молитву творят непрестанно и пребывают в богообщении. Потому что когда внутренний человек освящается, то диавол уже не может влагать ему помыслы, как некогда влагал Еве: «Неправильно Бог сказал, что ты умрёшь; нет, ты будешь жить, слушайся меня и сама станешь богиней». И послушалась Ева, вкусила плод запрещённый, дала ещё Адаму, и тот послушался жены своей. И когда Бог призывал к покаянию, они ожесточились. А диавол не отступал от них, продолжал искушать, как бы говорил: «Видишь, Ева: ты живёшь, дышишь, существуешь – вот как Бог тебя обманывал. А я тебе правду открыл, слушай меня». А ведь действительно, после грехопадения наступила смерть. Какая? Первая, духовная, потому что потеряли люди благодать. И всё в природе изменилось. Был мир кругом, а теперь один мятеж, хаос, великие бедствия: бури, громы, молнии, болезни, землетрясения, звери стали на людей нападать, земля уже требовала больших трудов, чадородием была наказана жена. А диавол учил новой жизни, чтобы ему служили, убивали друг друга, увлекались блудом, прелюбодеяниями. И вот сейчас из множества людей Господь избирает боголюбцев, которые любят Бога, которые хотят вернуться к тому состоянию, какое имели первые люди по сотворении, к святости, чтобы открывалась тайна Царствия Божия ещё в большей мере, в тайне обожения.
И мы должны, братья и сестры, подражая вере и подвигу благоверных князей Андрея Боголюбского, Александра Невского, Даниила Московского, преподобного Сергия и всех русских угодников, отложить всякое искание славы, чести и богатства, отложить блуд, воровство, убийство, а искать только Царствия Божия и правды Его (ф. 6, 33), заповеди Божии исполнять, соблюдать посты, почитать Богородицу, Крест Христов, угодников Божиих, все праздники, молиться почаще в церкви, дома и приучать себя к непрестанной молитве, потому что диавол везде преследует.
Говорят святые отцы, что когда рождается человек, то диавол приставляет бесёнка, если он принимает крещение, Господь дарует Ангела Хранителя. И этот бесёнок постоянно находится с нами, он знает наше расположение, что мы любим кушать, что любим одеть, какую похвалу принимаем, что не любим, все наши деяния знает и постоянно влагает помыслы гордыни, уныния, отчаяния, на кого-то клевету, всякую неправду, поэтому нужно сразу замечать эти речи, слова, беседы диавола, остерегаться его, отгонять: «Отойди от меня, сатана! Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». И в сердце, где благодать крещенская вселяется, как говорится в Писании, что Христос в вас есть (2 Кор. 13, 5), что человек сам по себе храм Божий есть (1 Кор. 3, 16), там надо молиться, там ум наш пусть постоянно призывает Бога. Надо испытывать все наши дела, чтобы они были по воле Божией, во славу Божию, читать Евангелие, жития святых любить, чтобы хорошо знать, в каких случаях как поступить.
Какие особенно сейчас у нас страшные грехи? Первое – это разноверие. Много проповедников, много таких злых людей, которые об одном Боге предлагают много вер. Потом идут такие грехи, как убийство детей во чреве, блуд во всяких проявлениях, страшные беззакония. Мы знаем, что Гоморра, Содом наказаны за блуд. Был потоп Ноев тоже за распутство, за беззакония. А этот мир уже погибнет в огне. Когда будет это время – зависит от нас. Как бывает на весах: когда перетягивает какая-то чаша, левая или правая, тогда и видно, где много груза, так и груз греховный зависит от нас. Если мы будем молиться, поститься, оберегать себя от блуда, от гордыни, от безумия, от убийства и призывать других к благочестию, то много будет людей добрых, молитвенников, которые будут молиться за мир, и будет мир во всём мире, и изобилие плодов земных, и мир продлится. А если многие станут разбойниками, грабителями, убийцами – на земле для них построены тюрьмы да лагеря, в аду уготованы муки – то на небо они никогда не попадут, потому что мучают других людей и хулят Божество – время мира сократится и придёт конец.
Поэтому будем искать святыню, станем добрыми, милосердными. Будьте святы, — говорит Господь, — ибо Я, Господь Бог ваш, Свят (Лев. 11, 44; 19, 2;1 Пет. 1, 16). Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6, 36). Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Сын Божий пришёл как Сын Человеческий, как Адам. Адам согрешил, а Он взял грех его, положил на Свои рамена, на плечи, и понёс – и победил диавола, победил смерть воскресением Своим, и это воскресение дарует нам. Поэтому будем благодарить Бога, Матерь Божию, угодников Божиих и подражать их житию, потому что они любили Христа, ублажали Матерь Его, почитали Крест Животворящий, хранили посты, много молились, любили монашеское житие. Так и мы будем стремиться к доброй, безмятежной жизни. Каждый день нужно испытывать, как он прошёл, вспоминать, что делали, что говорили, и каяться или перед священником, или перед иконами. И так совершать житие, чтобы жизнь наша была доброй, чтобы здесь ещё, на земле, получить отпущение грехов.
И угодники Божии показали нам образ покаяния, стали выше Адама. Адам должен был войти в обожение, рай распространить по всей земле, стать духовным, чтобы небо и земля обожились, но он этого не совершил. И пришёл Новый Адам, принёс нам эту тайну спасения, даровал Духа Святаго, и обожение совершится, когда будет всеобщее воскресение. И вот прежде Страшного суда будем просить Господа, чтобы Он воскресил наши души, даровал нам ревность ко спасению, чтобы мы искали правду Божию, искали святость. Если будем жить такой жизнью, то покажем перед Богом, что неложно взываем «Отче наш», потому что мы – дети Божии. Тогда Господь приготовит нам, как детям Своим, отечество на небе, там житие наше будет, а когда труба архангельская загремит, Он всех воскресит во мгновение ока, поставит в долине Иосафатовой и пригласит к Себе в небесные обители: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.