Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). Слово в день памяти преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии (31 января 2003 года)

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! У нас великая радость — мы прославляем родителей преподобного Сергия. Преподобный Сергий по смирению своему как-то не изволяет величать себя. Мы знаем святых, которые называются Великими: преподобные Антоний Великий, Онуфрий Великий, Макарий Великий и другие. И преподобный Сергий у нас тоже великий, только он по смирению все себя скрывает. Но время показало, как его почитают, как его любят. Многие-многие паломники с дальних мест приходят поклониться ему. И был древний обычай: сначала шли к преподобным Кириллу и Марии, здесь совершали молебное пение, поклонялись родителям, которые дали такого светильника для земли Российской, а потом уже шли к их сыну преподобному Сергию. Даже если по пути первой была Лавра, то ее обходили, шли в Хотьков монастырь, чтобы почтить родителей, как бы исполняя сыновний долг любви, и возвращались уже к нему самому.

И когда мы посмотрим на историю нашей церкви, нашей страны, то увидим неразрывную связь ее с Лаврой, с именем преподобного Сергия. Он так велик, он молитвенник за всех нас. И вот, милостью Божиею, мы теперь стоим в храме, служим, а не так давно, старожилы еще помнят, какое было здесь запустение, служения не совершалось. Сколько мусора, какая разруха, мощи преподобных Кирилла и Марии закопаны были во дворе рядом с храмом. Некоторые почитатели, которые знали о месте их захоронения, приходили, молились, свечки зажигали. А потом пришло благословение Божие. После тяжких страданий, после великой войны, когда многие погибли, когда кровь этих мучеников как бы воздвигла милость Божию, Господь повелел открывать церкви.

А к чему мы тогда уже пришли? К страшному безбожию. Детям говорили, что они от обезьяны произошли, что Бога нет, что в Библии все неправильно, все придумано, чудес никаких не было. На всю великую Россию оставалось всего150 церквей, а было — сколько вы думаете? — 77 тысяч. И ни одного монастыря не осталось из 1215 действовавших. Началась война — время великих испытаний. И те же правители, которые закрывали церкви, решили, что надо примиряться с Богом, чтобы Господь даровал победу; и было постановление: открывать церкви, священников возвращать с трудовых лагерей, с фронта, чтобы служили молебны и все просили у Бога победы.

Старые люди помнят, какое это было напряженное время. В вооруженные силы 37 возрастов призывалось. Многие девицы, молодые женщины служили во вспомогательных частях, занимали обслуживающие места, и почти все они санитарками были. Вся страна как военный лагерь, все работали для фронта. И что интересно: до самого конца войны наблюдалось какое-то равновесие, почти равные силы и у тех, и у нас. И стала Церковь молиться, и Господь по молитвам Богородицы и всех святых положил даровать победу российскому оружию, и торжество было великое, потому что все увидели, что Бог помог нам.

И мы, братья и сестры, милостью Божией получили этот древний храм, а до этого здесь фабрика располагалась. Рядом Никольский храм —тогда там перегородки, этажи нагромоздили, стояли пожарные машины, для которых насыпной широкий подъезд был сделан. Некоторые заходили туда и видели, в памяти все осталось. Немало потрудились сестры здесь, убрали весь мусор, и теперь видите, какой великолепный храм воссоздан. И стали храмы восстанавливаться по всей России, их уже очень много, может быть, 20 тысяч. Каждый храм, даже если он и разрушен, имеет Ангела Хранителя, который будет находиться при нем до Страшного суда. И мы, когда молимся в храме, должны чувствовать, что Сам Господь в нем присутствует, что все святые, особенно в дни их памяти, на нас взирают, поэтому должны благоговейно стоять в храме, молиться о нуждах наших, просить самое большое и самое для нас драгоценное — спасение души.

Что значит спасение? Господь пришел, поет святая Церковь, спасти Адама первозданного. От чего спасти? Вспомним по Священному Писанию о сотворении мира. Какой был рай во Едеме на востоке, который Господь насадил? Каким был Адам, первый житель рая? Сотворенный человек имел бессмертие, жил в благодати, в святости, тихости духа. И земля какая благодатная была! Она сама давала изобилие всяких плодов без трудов человека. Адам не сеял, не пахал, не сажал ничего, а все преисполнено было разнообразием и множеством, красотою и вкусом. Зверей было очень много в раю: и львы, и тигры, и леопарды, и медведи, и овечки, и суслики,… И что же вы думаете? Эти могучие сильные звери не трогали маленьких зверюшек. Овечка рядом и с медведем ходила, и со львом сидела, вместе все на водопое собирались, отдыхали на солнышке, землю никто не делил, не считал, что это мое, это твое, все было у зверюшек общее.

И вот этот рай, который был во Едеме, Адам должен был, как пишут святые отцы, перенести во всю землю, чтобы кругом была райская тишина, кругом было плодородие земли, чтобы все пребывало в мире, чтобы не знали греха, не знали убийства, мясоедения. И что же получилось? Диавол, будучи одним из одаренных Ангелов, которому было поручено охранять землю, возгордился, пожелал быть подобным Богу, пользоваться честью и славой в мире, владеть им, за что и низвержен был с неба. Он позавидовал блаженству первых людей, которых Господь особенно любил, и все для них создал, и ввел в землю прекрасную, и с ними пребывал, беседовал, поэтому и соблазнил их. А Адам был сотворен сразу взрослым человеком, он не был младенцем, но умом, видимо, младенчествовал. И поверили они с Евой, что будут богами и нарушили заповедь, вкусили запрещенный плод и испытали смерть сначала духовную, потом и телесная постигла их.

Эта смерть и на нас явлена, все мы теперь подлежим смерти за грех Адамов. И земля получила проклятие, и нужен труд большой, чтобы обрабатывать ее. Даже когда хотят строить дом, церковь, или колодец копать, или печь класть, то освящается тот клочок земли и испрашивается Божие благословение. Все освящается молитвой, и все идет только через покаяние. Но мы должны помнить и нашего первого дедушку Адама, и прекрасный рай с его дивной тишиною и благодатью и стремиться к этому раю, к тому состоянию, в котором пребывал Адам сотворенный. Какими мы должны быть? Тихими, кроткими, любить Бога всем сердцем, душой и помышлением и любить ближних своих, искать Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33), потому что здесь на земле все проходит.

Человек иногда по внушению диавола старается здесь копить большие богатства, имущества, строит дома, особняки, устраивает комфортную жизнь. Некоторые стремятся ученость какую-то большую приобрести. Были такие, которые имели 9 дипломов высшего образования; в первом институте, конечно, трудно учиться, а потом обучение идет легче и легче, потому что повторяются предметы, которые уже прослушивались и сдавались на экзаменах. А что дает это приобретение земного? Великое таинство смерти. Сколько мы наблюдали, как говорят, «где стол был яств, там гроб стоит». Гроб стоит, в него полагается наш сродник, ближний наш, руки складывают, одевают. Что можно положить с ним в гроб? Какие богатства? Ничего ему уже не нужно. И говорим так: рождается младенец, знайте, что ему нужно умереть. Почему умереть? Такой удел нашей жизни. И за это короткое время мы должны приготовить себя к вечной жизни.

Вот мы, рассуждаем о храмах: какие они величественные, некоторые имеют большие размеры и высоту, даже до 100 метров, какие они вместимые. А если будем внимательно читать слово Божие, там говорится о том, что человек тоже храм Божий: Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16). Когда мы принимаем святое крещение, то из глубин нашего сердца изгоняется диавол, который до этого пребывал в нашем ветхом человеке, и туда вселяется благодать Духа Пресвятаго, и даруется каждому Ангел Хранитель, даруется нам укрепление нашего духа, покров Божий, таинства великие.

Священномученик Дионисий Ареопагит, великий богослов и сотаинник, говорит, что для нас самые главные таинства — это крещение, миро и литургия. Не принявший крещение, не рожденный водою и Духом в Царствие Божие не войдет (Ин. 3, 5); миропомазание дарует нам дары Пресвятаго Духа, а литургия это великое общение, при котором Ангелы трепещут и в ужас приходят, созерцая, что совершает человек на земле. Стоит священник, совершает святейшее таинство Евхаристии, возношение даров, претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы. Ангелы не могут совершать такое служение, какое даровано человеку здесь на земле. И говорит святитель Григорий Палама, что Бог человеку дал образ выше, чем Ангелу, он может созидать, строить, проповедовать, возвещать. И поэтому мы имеем величие Божие.

И когда спросили ученики Христовы, как им молиться нужно, то Господь сказал: «Когда молитесь, говорите: Отче наш…» (Лк. 11, 1). Это глубокая, самая важная молитва, надо ее проникновенно читать и понимать. Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое: Да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли… (Мф. 6, 9—13; Лк. 11, 2—4). Видите, как мы взываем. Таким обращением мы сами себя даже ставим на суд, чтобы святилось имя Божие в нашей жизни, значит, чтобы ничего плохого не допускали делать, непрестанно призывали Бога. Вот преподобный Сергий. Как он и как все святые получили великие благодатные дары прозорливости, чудотворений? За что? За то, что непрестанно были с Богом, имели постоянное богообщение.

Мы сейчас в греховной такой тьме пребываем, поэтому нам на первой стадии нужно и соответствующее общение. Какое? Просить Бога об избавлении от страстей нечестия, неведения, помрачения ума, взывая: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если мы не будем призывать Бога, то с нами будет беседовать диавол. Мы сами того можем не замечать, как по его внушению будем вспоминать интересное, смешное, то, что учили, видели, слышали. Бесы бывают разные: уныния, отчаяния, блуда, неверия, гордыни особенно — они и навивают такие же помыслы. Поэтому надо не с сатаной беседовать, а беседовать с Богом. И когда мы внимательно читаем молитву в сердце, в храме нашем, то и Господь внимает усердной молитве, и прогоняются страсти наши, и мир дается нам, понимание Священного Писания, начинаем мы сознавать, что нужно ближних любить, даже врагов любить.

Надо трудиться, надо молиться, надо поститься, надо терпеливо переносить все, что здесь Господь посылает нам. И Господь так уравнивает брань, что даже помысл нам навести какой-то допускается бесам только по попущению Божию. А за что попускаются нам скорби, болезни, помыслы? Значит, кого-то мы обижали, гордились, не соблюдали постов, воровали, ленились трудиться. Поэтому все, что посылается нам, это Господь дарует, чтобы мы, претерпевши с благодарностью, избавились от тех страстей и грехов, которые были у нас. Поэтому нужно молиться, и терпеть, и благодарить Бога. И апостол Павел говорит: Непрестанно молитеся. О всем благодарите. (1 Фес. 5, 17—18).

Мы приходим в храм Божий, молимся; и сами мы тоже храмы Божии, поэтому надо, чтобы в нашем храме призывался Христос, тишина была, а злобы, ненависти, желания украсть или кого-то обидеть никогда не возникало. Любить надо церковную молитву, любить домашнюю молитву и положить непрестанно приучать себя к молитве. Куда бы ты ни пошел, где бы ни был — везде можешь беседовать с Богом, призывать Его в помощь. Всем надо приготовиться к вечности. И за этот малый период времени, 70-80 лет, а некоторые и меньше живут, потрудиться для того, чтобы стяжать образ Божий, стать похожими на Адама. Преподобный Сергий даже превзошел Адама, как говорят отцы, своей благодатью. Везде, куда бы мы ни поехали, в городах и даже малых селениях имеются кладбища. Для кого? Для людей, проходящих путь покаяния. Вот поэтому будем любить храм Божий, — и этот храм, который Господь воздвиг для нашего спасения, и свой храм, именно сердце свое, — и всего человека посвящать Богу, чтобы никто из нас не блудил, не убивал, не воровал, не гордился, чтобы все искали Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33).

Преподобные богоносные отцы имели такую глубокую веру, что при жизни своей уже знали, сознавали то, что будет в Царствии Божием после их исхода. Преподобный Сергий молился Богородице, и Она ему являлась. Ангелы вместе с ним служили великую литургию. Преподобный имел такую глубокую веру, как будто бы он уже не на земле находился, а на небе, у Престола Божия. Вот видите, какое богообщение, какая наша вера. Она дарует нам живое общение с Богом. Но когда Бог нас слушать будет? Когда мы будем чистые, кроткие. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Узрят Бога те, которые, как просто объясняет один проповедник, будут иметь чистое сердце. И мы давайте стяжевать чистоту сердечную, храм свой оберегать, в чистоте хранить и дух, и тело.

И иноки берут на себя труд, подвиг — стараются, как возможно, быть в богообщении, непрестанно Иисусову память иметь, богослужения совершать. Они вспоминают, как люди жили в раю, где и звери-то были тихие, мирные, не поедали друг друга. Поэтому и они не кушают мяса и стараются жить так, чтобы все, что здесь предлагается в мире: пища, питие, одежда — использовать по мере необходимости, чтобы совершать путь покаяния. Давайте и мы, братья и сестры, изберем путь жизни, путь покаяния, путь добра, будем уподобляться Адаму первозданному, инокам благочестивым, преподобному Сергию, праведным его родителям, чтобы нам тоже стать сосудами благодати, чтобы покаяние приносить глубокое, причащаться Тела и Крови Христовой со страхом Божиим, с верою и любовию во освящение нашего храма сердечного. И тогда Господь, видя наше старание, наше покаяние, покров пошлет, повелит Ангелу Хранителю нас оберегать, вразумлять, научать умному деланию, чтобы разбирать помыслы, какие из них от врага, какие от Ангела Хранителя. Вот какой труд.

В Египетской Фиваиде приходившего послушника сразу учили богообщению: как правильно молиться, как распознавать помыслы, как к ним относиться. Если пришел помысл от диавола и мы принимаем его, рассматриваем и соглашаемся с ним, то совершаем падение. Скажем, кто-то увидел хороший велосипед, а диавол тут же наводит помысл: «Вот ты бы мог ездить на нем. Как легко — сел и поехал». «Да, — соглашается тот, приняв помысл, — хорошо бы иметь». «Надо тебе подождать, когда хозяин уйдет, — возникает следующий помысл, — потом садись на него и скорей поезжай домой». И стоит бедняга, ждет, наблюдает, чтобы никто не следил за велосипедом. Бывает, у него не получается украсть, потому что или хозяин рядом стоит, или кому-то он поручает — он уже вор.

Или, например, какая-нибудь говорит: «Вот если бы парень ко мне подошел, я не стала бы противиться, пусть делает, что хочет». Она согласна на блуд, на грех, значит, — в отношении чистоты сердечной, — уже блудница. Так кто же войдет в Царствие Божие? В «Письмах святогорца», — если у кого имеется эта книга, прочтите, другим расскажите, — на 194-ой странице есть такое повествование. В монастыре жила девица-инокиня, постилась, молилась, в храм приходила рано, службу выстаивала, исправно исполняла послушания, потом неожиданно умерла. Все говорили: «Она теперь в раю блаженствует». И игумения, ее тетя родная, стала молиться: «Господи, покажи блаженство, где наша сестра находится?» Долго молилась. И что же открылось? Показана ей была огненная лава, в которой мелькала ее племянница: то появится, то скроется. «Ты ли это? — испугалась игумения. — Как ты попала в ад?» «Вы меня считали благочестивой, — отвечала страдалица, — девицей-то я осталась, а умом и сердцем осквернилась, потому что мечтала, воображала, представляла срамные вещи, услаждалась ими, а приносить покаяние стыдилась и не молилась, чтобы отстать от этой нечистоты». И поэтому она не попала в рай.

Так кто же войдет в рай? Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Давайте подумаем о нашей чистоте. Если у кого нет книг духовных, приобретем, Евангелие будем читать каждый день и стараться жить так, как оно учит, испытывая, что говорим, что делаем, чтобы все было в благочестии. Особенно матерям большой труд предстоит. Как написано о таинстве брака в Катихизисе? «Брак есть таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Если жена почувствовала зачатие в себе младенца, говорят святые отцы в Синаксаре, то не должна иметь с мужем тесного общения, пока не родит, а должна стараться больше молиться, потому что все переживает младенец. Некоторые непрестанно читают: «Богородице Дево, радуйся… — крестят младенца, лежащего во чреве, и просят: — Господи, и мое дитя благослови». Вот тогда и дети будут хорошие, и мир в семье сохранится. Иногда выходит девица замуж за богатого жениха, чтобы дома сидеть, предаваться сладострастию, удовольствия искать. Такой человек живет для утехи, для земных страстей, пребывая во грехе и погубляя свою душу.

Поэтому, братья и сестры, во всем надо искать волю Божию. Если наша воля будет сливаться с волей Божией, если мы будем желать и делать то, что желает Бог и делает для нас, то образуется союз воль. И в этом союзе постепенно начнет проявляться святость, и здесь открывается уже жизнь вечная. «Будьте святы, ибо Я, Господь, Бог ваш, Свят» (Лев. 11, 44; 19, 2; 1 Петр. 1, 16). Вот какая чистота требуется от нас! И давайте освящать наш храм телесный, любить храм Божий, где мы сейчас стоим, непрестанно молиться, становиться добрыми, чистыми, святыми, чтобы Господь даровал нам здесь отпущение всех наших грехов, усыновление, чтобы мы неложно взывали: «Отче наш». Мы дети Божии и любить должны друг друга. И тогда в день Страшного суда Господь поставит нас на правую сторону, где и преподобный Сергий, и преподобные Кирилл и Мария, и все святые, призовет к Себе и скажет: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.



Все новости