Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). Слово в день памяти преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского  (31 января 2002 года)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

          Сегодня для всех нас, братья и сестры, великий праздник, торжество. Мы прославляем преподобного Сергия и его родителей. Раньше, по древнему преданию, богомольцы, шедшие поклониться мощам преподобного Сергия, сначала посещали Хотьковский монастырь, почитая его блаженных родителей, схимонахов Кирилла и Марию, и выполняя заповедь: Чти отца твоего и матерь твою (Исх. 20, 12), — потом продолжали путь дальше в Лавру. Если же не по пути было, скажем, из Владимирской губернии шли пешком, то проходили мимо Лавры, поклонялись святым останкам родителей преподобного, служили панихиды, возносили молитвы, получали благословение и потом уже шли к нему самому, к месту его подвигов.

Местное почитание преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии совершалось давно, а в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся 3 апреля 1992 года, было установлено всероссийское, общецерковное почитание преподобных. Теперь все православные христиане могут их почитать и им молиться так же, как и другим святым. Это великая милость Божия, что в наших Российских пределах Господь явил такого великого праведника, такого яркого светильника, и нам нужно благодарить Бога за то, что Он даровал нам и преподобного Сергия, и его славных родителей.

Преподобный Сергий любил смирение, и мы нигде не слышим, чтобы про него писали: Великий Сергий. Есть много великих отцов: преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Макарий Великий, Афанасий Великий, а преподобный Сергий нисколько не меньше их. Из Священного Писания мы знаем, что Господь говорил пророку Иеремии: Прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя, пророка во языки поставих тя (Иер. 1, 5), — Бог прежде его зачатия знал о нем, и прежде рождения освятил, и поставил пророком возвещать правду Божию. И Иоанн Креститель освящен был еще во чреве матери. Когда пришла Пресвятая Богородица в Горнее и приветствовала сродницу Свою Елизавету, мать будущего Пророка и Предтечи, то взыграся младенец во чреве ея, а сама она исполнилась Духа Святаго (Лк. 1, 41). Также и преподобный Сергий. Когда мать его стояла на литургии, то трижды возглашал младенец во чреве ее и все познали, что родится благословенное чадо и будет великим служителем Живоначальной Троицы.

И преподобные Кирилл и Мария послужили своему сыну тем, что в благочестии проводили время своего жития, были милосердны, любили нищих, любили молитву, хранили посты, почитали Богородицу, Крест Животворящий, все праздники церковные. Этим они уготовили то, что Господь их избрал стать родителями великого праведника. И родился чудный младенец, и любовь Божия пребывала в нем. Уже в то время он чувствовал, что предстоит пред Богом, поэтому воздерживался от пищи и не прикасался к груди материнской ни в среду, ни в пятницу, ни в тот день, когда она вкушала мясную пищу. Такое строгое воздержание, как говорят египетские отцы, что человек желает душу иметь чистую, сердце чистое. Потому что вкушаемое даже постное масло влияет на помыслы, тем более грубая пища, особенно мясная, влияет на душевное состояние человека. И мать Мария, видя, что младенец так строго относится к пище, совершенно перестала вкушать мясную пищу и в другие дни хранила воздержание.

Видя красоту, благолепие своего младенца, родители старались охранять его от общения с людьми неподобными, оберегать, когда он стал возрастать, от всего греховного, приучали к молитве, к посту, и он воссиял ревностью великою. Отрок Варфоломей, так звали преподобного, рано возлюбил молитву, он избегал шалостей, игр со сверстниками своими, уединялся, беседовал с Богом, часто бывал в храме. Он просил у Бога благодати, и Господь подал ему познание премудрости. Ангел Божий дал ему вкусить небесной пищи, и он сразу научился читать, стал понимать смысл Божественных книг и глубокую молитву и образом жизни показал себя избранным сосудом Божественной благодати.

И рано у Варфоломея появилось желание проводить иноческую жизнь. Родители уговаривали его: «Мы радуемся твоему желанию, чадо, но помедли, ты же видишь: мы стары и немощны, послужить нам некому, кроме тебя. Твоя благая часть не отнимется от тебя, только упокой нас в этой жизни и потом уже начинай подвиги свои». И он повиновался, и служил родителям, утешая их старость, послушно исполняя необходимые работы, и постоянно молился. Видя стремление своего сына к духовной жизни, сами родители стали подражать ему, больше молились, уединялись, читали Священное Писание, размышляли о кончине своей, о мытарствах, о будущей жизни и пожелали принять иноческий сан в Покровском Хотьковском монастыре, тогда он был смешанный, для старцев и для стариц. Там приняли они схиму и скончались в 1339 году, в один год. Сорок дней, отдавая последний долг сыновней любви, он неотлучно провел у гроба своих родителей здесь, в этой святой Покровской обители, молясь о блаженном упокоении душ их. Теперь никто и ничто не удерживало его в миру, теперь он мог полностью посвятить себя служению Богу.

И преподобный Сергий ушел далеко в лес на гору Маковицу. Он здесь воздвиг крест, потом храм во имя Живоначальной Троицы и стал возносить молитвы. Но вначале преподобный, как и каждый подвижник благочестия, понес большой труд борьбы внутри себя со страстями и помыслами. Потому что у человека кроме тела есть дух. И этот дух имеет способность познания Бога, познания Божественной благодати, но он находится в борении от духов злобы. Диавол, как дух бестелесный, имея доступ к нашему духу, постоянно влагает помыслы, может как бы невещественным гласом говорить, предлагая красоты этого мира, богатство, честь, славу. Но преподобного ничего здесь на земле не привлекало: ни золото, ни богатство, ни честь, ни слава. Он все оставил, а искал только Господа, непрестанно взирал на Него умными очами внутреннего духовного человека и взывал: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Так в глубоком покаянии, в уединении молясь Богу, преподобный Сергий восходил от силы в силу. И когда освятил Господь душу его, внутреннего человека. то он уже стал молиться за всю Русь и за весь мир и учить приходящих к нему, как входить в богообщение. Для этого чистота должна быть сердечная. Проводящим благочестивую жизнь, подобную ангельской, да и всем ищущим спасения надо не только грубые грехи избегать, но даже суетные помыслы отвергать, с ними не соглашаться. И преподобный Сергий стяжал такую чистоту, что Бог даровал ему великую благодать: он совершал такие же дела, какие Сам Господь совершал в дни Своей жизни на земле. Господь воскрешал мертвецов, и преподобный Сергий воскресил отрока умершего. Господь исцелял многие болезни, и преподобный Сергий исцелял, и изгонял бесов, и изводил воду из земли. Для того Господь и пришел на землю как Сын Человеческий, чтобы обогатить людей; Бог пришел на землю, стал Человеком, чтобы человек стал богом по благодати.

И мы, братья и сестры, вспоминая свою жизнь и наблюдая, как люди живут, видим, что бывает несколько рождений в этой жизни. Рождаются люди в мир от плотских родителей – это обыкновенное рождение, оно еще не в Царствие Божие. Когда младенца по вере родителей приносят в церковь Христову, или человек сам приходит, то в таинстве крещения он получает второе рождение от Духа Святаго. И только рожденный водою и Духом может войти в Царствие Небесное (Ин. 3, 5). Это новое рождение, обновление Святым Духом есть новое творение, нова тварь (2 Кор. 5, 17), есть великое таинство для тех, которые входят в Царство любви Господа нашего Иисуса Христа. В течение жизни человек, совершая подвиг покаяния, принимает особую сугубую благодать, постоянно перерождающую и освящающую его, соделывая жилищем Святаго Духа, преобразуя в духовного новаго человека, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (Еф. 4, 24). И потом, это образно говорят отцы, когда наша душа выходит из тела, она переживает третье рождение: рождается она или для блаженства в небесных обителях, или для наказания.

Путь, проходимый святыми, для всех одинаковый: очищение от страстей, очищение от тьмы, которая пребывает в сердцах человеческих, прихождение к свету, познание любви Божией и принятие после долгого испытания совершенной благодати, о которой говорится в Священном Писании: Вселюся в них и буду ходить в них (Лев. 26, 12; Кор. 6, 16). И этот путь прошел преподобный Сергий. Он много терпел, пока проходил его, и достиг бесстрастия, его телесная природа также восприяла благодать. Сначала очищается душа, а когда совершается подвиг поста и молитвы, то просвещается и телесная природа. Но таких среди нас очень мало. Говорят, что если есть среди людей три-четыре человека, которые достигли бесстрастия и подобны Архангелам и Ангелам, то мир блаженствует.

Так и в нашей жизни мы должны пойти путь очищения от страстей, от пороков, от неведения и помрачения ума, от всякого недоброго жития. При этом должно заботиться, это как бы вторая ступень, о просвещении нашего внутреннего человека. Пророк Давид говорит: Господь Просвещение мое и Спаситель мой (Пс. 26, 1). Образ Божий у нас есть, благодать крещения получили, поэтому, чтобы достигнуть Царствия Божия, надо проводить жизнь церковную, знать праздники, почитать Богородицу, Крест Животворящий, изучать Священное Писание, познавать волю Божию, водворять любовь, очищаться покаянием и приучаться хранить внутреннего человека от помыслов, внутри себя не мечтать, не строить планы, не покупать, не продавать, не гордиться, не осуждать, не тщеславиться, а только взывать: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». И восходя дальше, уже как бы на третью степень – это совершенствование, которому нет предела. Господь так и заповедует нам: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48). Святи будите, яко Аз Свят есмь Господь Бог ваш (Лев. 11,44; 19, 2; 1 Пет. 1, 16). Избери живот, жизнь (Втор. 30, 19), путь живота (Иер. 21, 8), путь добра, смирения, кротости, путь любви. И это совершенство, — потому что Господь очищает этого человека, дарует благодать Святаго Духа, — подает ему знание судеб Божиих, тайн Божиих.

В этой жизни нашей мы видим: одни проходят обучение, а другие просвещение Божественной благодатью. И это обучение, получение образования, во многом нас окрадывает: мы теряем и дарованное нам время жизни, и силы ума. А что мы изучаем? Языки, народоведение, природоведение, географию, астрономию, математику, геометрию, физику, химию – все такое, как говорится, суета сует, а про Бога нигде ни  в каком учебном заведении не преподают, кроме духовных школ. И достигают некоторые мужи больших степеней учености, а Евангелия не читали, не знают даже молитву «Отче наш», не знают, что у них душа есть, которая нуждается в духовном познании, что есть вечная жизнь. Поэтому надо просвещать внутреннего человека, стараться очищать свою жизнь покаянием и приучаться к хранению ума, то есть, чтобы наш разум просвещался. И если мы этим путем пойдем, будем стремиться к Богу, то Господь поможет нам просвещать внутреннего человека. Тогда вся троечастная душа наша постепенно освятится и начнет очищать нашу телесную природу, и человек будет становиться богоподобным и чадом Божиим быти (Ин. 1, 12).

Преподобный Сергий открыл здесь Русскую Фиваиду, то есть показал, как надо входить в богообщение, которое в египетских пустынях многим трудом приобретали монахи. И научил нас, как надо жить. Не большие знания прославляются в Церкви, а благочестие, вера, любовь, чистота, кротость, смирение. И благодать великая дается не за то, что человек много знает, а за то, что он смиряется, постится и телом, когда не ест много пищи, и душой, то есть в мыслях не покупает, не продает, не мечтает в уме своем, а только пребывает с Богом. И отцы святые открывают нам тайну: те угодники Божии, которые здесь на земле восприняли образ Божий в обожении, в святости и могли видеть души других людей, творить чудеса, ходить по воде, воскрешать мертвецов, они непрестанно молились.

Вначале нам покаянная молитва необходима: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», — и должен плакать дух, сокрушаться. От такого внутреннего сокрушения происходят покаянные слезы, которые смиряют человека, напоминают, что он хуже всех людей, хуже скотов и даже хуже бесов. Преподобный Нил Сорский говорил: «Я горше бесов». Почему? А потому, объяснял он, что бесы меня не слушаются, они и всякие помыслы всевают, и злые люди по их наущению наговаривают, и я верю этому злу и принимаю. Вот как мы пали, поэтому всем нам нужно молиться со слезами и духом сокрушенным. А если покажем Богу ответную любовь, то Он вверит нам большую благодать.

И мы, братья и сестры, должны обратить внимание на чистоту нашей жизни, родители должны воспитывать своих детей в вере и благочестии. Добродетели и благочестие матери имеют свое воздействие на организм младенца, даже с грудным молоком ее впитываются нравы ребенку. Поэтому матери, которые хотят, чтобы у них были хорошие дети, должны относиться к чадородию как к какому-то таинству, оберегать себя от грехов, от гнева, от всякой неправды, пребывать в молитве, в покое, в мире, чаще посещать храм и причащаться Святых Христовых Таин, должны молить Бога о даровании им благословенного чада. В те времена, когда жил преподобный Сергий, делом воспитания, обучения ведал сам епископ. Архиерей беседовал с учителями, которые должны были учить детей, испытывал их веру и благочестие, проверял знания. И только тогда, когда видел истинную веру и праведную жизнь, разрешал этим учителям идти к детям и учить их нравственности, доброй жизни.

И преподобный Сергий не оставляет нас. Даже когда Лавру закрывали, Господь, по любви к Своему угоднику, сохранил его мощи. Нашлись благочестивые люди, которые их укрыли. И теперь мы приходим к нему, обращаемся как к родному своему, просим что-либо; и если наше прошение к славе Божией, во благо, для нашего спасения, то он молится Богу и мы получаем; а если просим блага временные, то он исправляет нашу молитву, чтобы мы поняли, что для нас самое главное. Также и мощи преподобных схимонахов Кирилла и Марии претерпели оскорбление, когда монастырь закрыли. Но нашлись ревнители благочестия, которые ночью захоронили святыню во дворе, не допустив возможного поругания. Так они были сохранены, и мы теперь имеем возможность к ним прикладываться. По молитвам преподобных Кирилла и Марии посылается благодатная помощь людям, исцеляются многие больные и младенцы страждущие, прекращается падеж скота.

И будем, братья и сестры, благодарить Господа Бога, что Он даровал нам таких молитвенников, как преподобный Сергий и его преподобные родители, и будем просить их молиться за нас, чтобы Господь дал нам такую же веру, какую проявили они, дал нам такую же ревность искать Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33), будем стараться подражать их житию и хранить в наших семьях благочестие, а также тяжкие грехи, как блуд, воровство, прелюбодеяние, не должны даже именоваться среди нас.

А в день Страшного суда будет великое испытание. Господь воскресит всех, и те, которые принесли глубокое покаяние и вошли в сыноположение, будут поставлены по правую сторону. И откроется на небе Царствие Божие. Ангельские силы принесут с высот небесных Нерукотворенный град – Горний Иерусалим, и первой войдет в него Пречистая Дева Богородица, Царица неба и земли, Матерь Божия, за Ней пойдут Иоанн Креститель и 12 апостолов, потом 70 апостолов, а там по полкам, смотря кто сколько преуспел в христианском совершенстве и любви: мученики, исповедники, святители, преподобные, юродивые Христа ради, патриархи и судии Ветхого Завета, сонм праведников, живших в чистоте и святости и верно послуживших Богу. И там откроется блаженство, которому не будет конца. Все святые вместе с Ангелами будут непрестанно прославлять Триединого Бога и праздновать вечную Пасху.

Здесь мы терпим скорби, немощи, а в будущей жизни уже не будет естества ни мужского, ни женского, не нужна будет пища, ни воздух, ничего вещественного, все спасенные будут подобны Ангелам. Поэтому будем стремиться здесь приучать себя к любви Божией, чтобы стать сынами воскресения, чтобы там, как и здесь все мы вместе, блаженствовать со всеми нашими сродниками, со всеми святыми. Это будет радость неизреченная для всех, великое утешение. И давайте эту радость стараться искать здесь в нашей жизни, в любви, в кротости. И дай Бог всем нам собраться там, на правой стороне, чтобы услышать глас Христа Спасителя: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.



Все новости