Вознесенский Оршин женский монастырь

ПРОПОВЕДИ АРХИМАНДРИТА НАУМА (БАЙБОРОДИНА). Слово в день памяти св. великомученика Димитрия Солунского (8 ноября 1999 года)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Возлюбленные братья и сестры! Нынешний день святая Православная Церковь прославляет великого угодника Божия великомученика Димитрия Солунского. В городе Солуни он прославился. Шел третий век христианства, трудное время — гонение на Церковь Христову. Его отец, римский проконсул, верил во Христа, но старался веру как-то скрыть от других. Когда он умер, император Максимиан призвал сына его Димитрия, посмотрел, что он крепкого сложения, умный, подготовленный ко всему, знает военное дело, и поставил вместо отца тоже проконсулом в этом же городе Солуни. И дал император ему наказ уничтожить всех христиан, которые есть в городе.

И возвращаясь от императора, Димитрий стал размышлять: “Кто такой царь земной? Сегодня живет, завтра умрет, один царь верует во Христа, другой не верует, или еще какую-то веру придумал. А над нами есть Царь Вечный, Бог богов, Царь царей, Который сотворил эту прекрасную вселенную для нас, людей, и человеку дал образ Свой, дыхание Свое, и мы предстанем перед Ним, чтобы дать ответ за то, что мы здесь делали. Поэтому надо слушаться и бояться больше Бога, а земного царя испытывать: если он в заблуждении, если подпал под власть диавола, то, исполняя его волю, будешь отступать от воли Божией и получится великий грех”. Это мы и в жизни видим. Если царь благочестивый, то слыша, как Церковь повелевает исполнять заповеди Божии и говорит, что убивать детей во чреве есть грех, он повторяет только государственным языком, что это есть преступление, и запрещает врачам и всем совершать убийства.

И вот много зависит от человека. Какое он имеет мировоззрение, как смотрит на этот мир, как относится к Богу, к людям, к самой природе. У юноши Димитрия сердце было доброе, чистое, и он решил служить Богу Вечному, Богу всех богов, Царю всех царей и стал проповедовать христианство, строить церкви, добрых начальников ставить везде по местам, добрых учителей. От судей он требовал, чтобы они судили по правде, чтобы не было взяток, от воинов — чтобы исполняли свой долг воинский, не грабили. Так он наводил кругом благочестие и чистоту и сам молился, и многие граждане в Солуни стали приходить к крещению, принимать веру христианскую. Но разве может укрыться светильник, так где-нибудь живя? Донесли царю-гонителю, и он, возвращаясь с военного похода, завернул в Солунскую область, желая расправиться с христианами. Первым был вызван святой Димитрий, который смело исповедал себя христианином, за что и пострадал за Христа, а с ним его верный служитель Лупп и юноша Нестор.

И великомученик Димитрий является до сих пор крепким заступником для родного ему города Солуни и всех, которые призывают его с верою и любовию. Когда наступали голодные времена в городе Солуни, великомученик молился Богу, чтобы этот голод миновал, и сам являлся корабельщикам, купцам, земледельцам в других странах, где были урожаи высокие и просил, чтобы они наполняли корабли и везли в Солунь продавать, миловать и питать ему любимых граждан. Были случаи, когда молились ему и он спасал многих пленников. Сарацины часто наступали на Греческую землю, уводили в плен и жителей, и воинов, но молились великомученику, и он являлся в тех местах, где были пленные, все становилось невидимыми, и он спокойно уводил их и возвращал домой.

Много было случаев его заступления. Он скорый в помощи, скорый в заступлении, и на Руси почитают его с глубокой верою и любовию. Когда началась война с Японией в 1904 году, интеллигенция взяла лозунг: “Поражение России!” Все стали предатели в основном, и генерал был предатель. И была там битва на море, и многие корабли потонули, корабль “Димитрий Донской”, на котором была икона великомученика Димитрия, тоже утонул, а славная икона, которая перед нами, стала плавать. Это же не губка, это же не дерево. Любой физик, если начнет разбирать, то будет в полном недоумении: “Чтобы плавало дерево — это понятно. Но чтобы металл плавал, удельный вес которого 7,8 г/см3 и больше бывает, такого по законам физики быть не может. Если металл положить в лодку, в корабль, то за счет площади наружной поверхности дна, емкости, которая в корабле, он не потонет. А как же здесь?”

А чудотворная икона, тяжелая, громоздкая, плавала и приближалась к берегу. Ее приняли христиане. Много было раненых и русских воинов, и японцев. Когда к этой иконе прикладывались, исцелял великомученик и русских православных воинов, и японцев-язычников. И видя это, японцы благоговели к этой иконе и не стали трогать церкви православные. Потом, милостью Божией, миссионеры ее сохранили, и она попала к нам в Лавру. Это великая святыня великомученика Димитрия ясно показывает нам, какая сила пребывает в иконах, какая благодать у святых, которые верою и любовию служили Господу Богу.

Мы, братья и сестры, восхищаемся подвигами великомучеников и мучеников Христовых, они кровь пролили и сейчас пребывают в великой славе. Есть такие христиане, которые не несут больших трудов, а хотят получить славу мучеников. Вот в Турции Христа не почитают. И бывали такие случаи, когда какой-нибудь молодой, прочитав житие мученика, говорит: “Я тоже хочу стать мучеником. Венец-то какой будет богатый, я буду у самого Престола”. Приходит к судье, начинает ругать Магомета: “Ваш пророк не истинный, он ложный, не надо ему верить”. Его хватают, начинают судить. А судья на него посмотрит: “Да какой же он мученик? У него нет смирения, нет терпения, нет любви настоящей. Он просто фанатик. — И говорит: — Иди-ка ты отсюда в семью и работай. Дать ему столько-то палок!” Видите, хоть и язычник, а понял, что тот как мальчишка приступал. Потому что стать мучеником, пострадать за Христа, нужно иметь благословение от Бога, надо сначала потрудиться здесь в посте, в молитве, показать чистое сердце, добрые дела, а это уже вершина веры.

И мы, братья и сестры, не должны рваться к какому-то напрасному подвигу, а здесь потрудиться. Говорят святые отцы, что истинные монахи, особенно жившие в пустынях Египта — это преподобномученики. Ведь представьте себе: жили они когда-то в довольстве, в богатых семьях, но все оставили и ушли в пустыню. Что у них там было? Из камня сделана сакля, или пещерка, или просто шалаш. Спали на полу на рогоже или на простом ложе, питались сухарями, и келлии их не закрывались, не¢чего было там воровать. И как они терпели нужду и скорбь, страдая каждый день, никто не знает. Некоторые не верили, что монахи так живут.

Один сенатор из Рима предпринял труд нелегкий далекого пути и пришел в пустыню египетскую. Там был пресвитер Исидор. И ему сенатор сказал: “Я принес приношение вашим монахам”. Открыл корзину, полную золотых монет, и продолжал: “Они им пригодятся”. — “А знаете, они теперь уже не нуждаются в золоте”. — “Как это так? Разве вы не знаете, как золото все любят, за золото все готовы продать и купить, даже души человеческие покупают”. — “Ну, убедись сам”. Тогда в пустыне 1500 было монахов, они пять дней молились у себя в келлиях, плакали, поклоны делали. Только Богу был известен их труд покаянный. Постились некоторые до вечера, некоторые по два дня не кушали, а простые монахи хранили девятицу, то есть до трех часов дня не вкушали. А какая пища? Простая, хлеб и вода. Увядшая плоть их не бурлила, не возникало блудной похоти, и они спокойно творили молитву. Если враг-диавол всевал помыслы, скажем, красоту женскую, которую видел раньше, он отгонял их и как живому существу говорил: “Отойди от меня, сатана!  Не смущай меня, это не мои помыслы, а твои”.

И в субботу, когда собирались иноки в храм на общую молитву и для причащения Таин Христовых, сенатор поставил у входа корзину, из которой блестели золотые монеты. И что монахи? Некоторые прошли, даже не посмотрели, другие, взглянув, отворачивались. Прошло 1500 монахов, никто не взял ни одной монеты. “Что у вас за люди? — удивлялся сенатор. — Откуда они такие появились? Нигде таких не видал”. — “А ты иди в Александрию, только поставь где-нибудь на рынке, через полчаса исчезнет все твое золото”. — “Да, вот какие люди есть”. Так вот это есть мученичество бескровное. Оставить сытость, оставить дома, роскошь, славу, идти и молиться, вычитывать Псалтирь ежедневно, правило преподобного Пахомия и другие правила.

И мы, вспоминая заповеди Божии, должны приложить их к себе. Адаму нельзя было давать заповедь: не убий, не прелюбы сотвори, не укради (Исх. 20, 13-15). Он тогда бы стал спрашивать: “А что это значит?” Ибо не понимал, что есть грех, даже что такое греховный помысл. Ева была красавица, сестра ему, она ходила перед ним, он не обращал на нее внимания, не знал, что с ней можно обращаться как с женой, чистые были, не было семенной влаги, не могли они рожать детей. И ради чистоты и святости первозданных природа в раю благоухала, пребывала в мире и тишине, все звери были кроткие, тихие, дружные, питались травой, никто не вкушал мяса. Потому что, если льву, например, надо кушать мясо, надо козленка, или овцу загрызть, лишить ее жизни, а в раю никакого зла не было. Все ходили рядом, пили с одного водоема воду и овечки, и зайчики, и суслики, и львы, и тигры, и медведи — все вместе пребывали. Мир кругом царил, и благоухание, и тишина.

Господь показывал Адаму зверей, он видел существо каждого зверя и называл по имени, и Господь оставлял это имя. И Адам, восходя в послушании и любви к Богу, этот рай должен был распространить, развести по всему земному шару, по всей земле. Потом, восходя в духовность, должен был познать обожение, тогда и небо, и земля обожились и прославились бы кругом Дух Святой и благодать Христова. Но этого не произошло. Диавол смутил Адама и Еву, и они были изгнаны из рая. Он же научил новой жизни, и пошло беззаконие и неправда. Поэтому Моисей на Синайской горе, по внушению Божию, давал уже не такую заповедь, как в раю, чтобы не вкушали с древа познания добра и зла, а почитали Бога: Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене… (Исх. 20,2-17).

Эту первую заповедь каждому нужно как бы положить на сердце. Кто сотворил небо и землю? Иисус Христос. Кто украсил это небо солнцем, луной, звездами? Иисус Христос. Кто создал человека? Кто дал нам ум, дыхание Свое? Мы имеем ум, слово и дух, имеем в духе нашем разум, волю духовную и чувствования духовные. Видим истину и ложь, добро и зло, святость и нечестие. Мы в себе имеем мировоззрение. И человек отличается от животного. Бывают случаи, когда собака загрызает оставшегося без присмотра младенца, очень он нежен на вид, но ее не ведут в тюрьму. А человека за преступление наказывают и сажают в тюрьму. Значит, отличается животное от человека.

И говорит Господь Бог: Помни день субботный, еже святити его,… в день же седмый, суббота Господу Богу твоему,… благослови Господь день седмый и освяти его (Исх. 20,8-11) — значит, почитать нужно дни воскресные и праздничные: Господские, Богородичные, святых угодников, как сегодня мы почитаем великомученика Димитрия. Седьмая заповедь гласит: Не прелюбы сотвори (Исх. 20,14). Это страшная заповедь, ибо виною прелюбодеяния (Мф. 5,32) наполнена вся вселенная. А нужно бороться с плотию, не поддаваться на внушение сатаны, не слушаться этой плоти, потому что человек имеет тело, как у животного, и имеет дух, как у Ангела. И идет борьба. В теле действует природа, если эту природу слушать, человек объедается, предается пьянству, насыщается, лишние соки получаются, плоть кипит, бурлит, возникает похоть, и всякое внушение, и грех.

Церковь благословляет заключать брак для христианского рождения детей и их воспитания. В браке муж должен знать только одну жену, а жена должны знать только одного мужа, детей не убивать. Корова, скажем, не убивает же. Как корова себя ведет? Целый год доится, точнее 10 месяцев, а потом ищет себе друга на день на два. А женщина как поступает развратная?! Хуже коровы! Так вот нужно это естество обуздать. Дух действует по закону Божию, а в теле действует природа. Поэтому нужно хранить себя от всякого греха. Мы знаем, как многие угодники Божии показали нам образ покаяния и целомудрия. И преподобный Мартиниан, который вошел в огонь, чтобы не совершить грех; и мученица Фомаида подставила голову под меч, но на блуд не пошла.

Один юноша из Казахстана рассказывал: “Я раньше был неверующий, жил, как подсказывало мое желание (значит, как диавол внушал). А когда уверовал, познал, как нужно жить, и стал себя держать в руках, ум свой научил, чтобы заповеди Божии помнил, он-то и обуздывал тело. И был недавно случай. Одна девица подбежала ко мне, стала обнимать, целовать, говорить, что очень нравлюсь ей. И плоть моя воскипела как зверь, я почувствовал огонь, кажется, что нельзя удержать себя. Но не позволил телу своему допустить смешения, махнул рукой и убежал, хотя весь огнем горел”. Если бы это животное было, у которого нет разумной воли, а только плотская воля, то после желания сразу же последовало и действие. А у человека, чтобы совершилось действие, нужно согласие разумной воли. Это каждый может испытать. Вот что значит преподобномучеником быть, как бороться со своей плотью и обуздывать ее.

Другая заповедь: Не укради (Исх. 20,15). Здесь также нужно согласие разумной воли. Кто-то желает украсть вещь какую-нибудь, а если видят, то не делает этого. А многие так привыкли к воровству, что не считают его чем-то особенным, только смотрят, чтобы не было заметно. Мы знаем, сколько бывает хитрых замыслов. Вот во Фрунзе, в республиканском большом городе, был случай. Приехали жулики, воры, в большой магазин, ведь знали заповедь Божию, поэтому все, что задумали, делали тайно. И вот они облюбовали большой шкаф, гардероб, обсуждали, как, что куда будут вешать, всякие вещи класть, потом уплатили деньги, получили чек. А так рассчитали время, чтобы обеденный перерыв подошел. Магазин стал закрываться, они к продавцам: “Простите, мы машину еще не успели нанять, мы после обеда подойдем”. — “Да, пожалуйста. Деньги уже уплачены”. А, крутившись возле этого шкафа, они одного вора в него посадили. После обеденного перерыва пришли все продавцы, и эти жулики тут как тут, и машина уже на газах к дверям прямо подъехала. “Нам можно взять свой шкаф?” — “Да, да, ведь вы же уплатили за него”. Подхватили четыре богатыря, жулика, этот шкаф, поставили на машину, и она умчались. Когда продавцы стали расходиться, со всех сторон послышалось: “Ах, у меня золото пропало! У меня рулоны хорошие куда-то делись! У меня нет денег!…” А 37 касс было. Значит, этот жулик оставался в шкафу, а когда все ушли, обошел все прилавки, все самое дорогое ценное заложил в шкаф, закрылся в нем и уехал со всем вместе. Вот как работает ум, когда подвластен диаволу. Как человек может воровать. Так вот надо даже малое не брать чужое. За все дадим ответ.

Также заповеди: Не убий. Не послушествуй на друга своего свидетелства ложна. Не пожелай… ни всего, елика суть ближняго твоего (Исх. 20,13,16-17). Если мы будем соблюдать эти заповеди, то дань принесем Христу Богу. И это называется страдать от наветов других людей. Научает кто-то, например, сделать аборт, убить младенца, а мать говорит: “Я боюсь Бога, я не хочу лишать жизни младенца. Я получила жизнь, живу в этом прекрасном мире, пусть и он живет. Не ради сладострастия я выходила замуж, а чтобы иметь детей”. И она терпит. Сколько было таких приношений. Вот в Москве, некоторые помнят, жила Севастиана, прозорливая, духовная старица, принимала людей, вместе с ней еще Елена жила, обе они уже умерли. Пришла к ней одна Тамара со слезами: “Меня муж выгнал из дома за то, что не иду делать аборт”. Елена предложила: “Пусть на кухне у нас живет”. Пришли сроки, родился мальчик. Тамара пожила у них еще немного, а потом старица помолилась и сказала: “Идите домой. Лена, проводи”. А Лена была боевая, смелая такая, бывшая солдатка, пришли они, постучались, муж не открывал, стала бить сапогами: “Открывай!”  Открыл. “Ты муж? — спросила его Елена. — Это твоя жена?” — “Да, да”. — “Ты любишь ее?” — “Да, да, конечно”. — “Смотри, хороший мальчик? Нравится тебе?” — “Ну да, нравится”. И оставила. Сейчас мальчик уже большой, наверное, больше 20 лет. Тут еще Миша ходит, его тоже хотели убить, кое-как уговорили мать, она уговорила мужа, и он вырос большой, наверное, уже в 7 классе. Так вот надо любить детей, не убивать их, чтобы они жили и наслаждались этой жизнью. Говорят: “А где хлеб возьмем?” А где брали хлеб наши родители, наши деды? Земля дает плод, только обрабатывай ее, коровы дают молоко, на земле много травы, коси, и будет сено. В Сибири держали 5-6 коров, много было молока, пили и благодарили Бога.

Нужно, братья и сестры, настроить себя в этой жизни так, чтобы не искать удовольствий, не жить по страстям, а изучать закон Божий. Бога поставить, что Он выше всех законов, которые есть в этом мире, выше всех правителей, Он Бог богов, Он Царь царей. Эта жизнь есть как бы школа благочестия, заря, начало нашей вечной жизни с Богом. Человек должен стать добрым, это добро понимают даже злодеи. Любой убийца знает добро, знает законы, знает, как наказывают за преступление. И он совершает преступление сознательно, поэтому за это несет ответ.

И давайте, братья и сестры, почитая великомученика Димитрия, сами станем на путь мученичества бескровного, приготовим себя к страданиям, к терпению. В мире скорбни будете (Ин. 16,33), — говорит Господь. Когда пришел Бог во плоти, стал Человеком, то диавол и Его искушал: Рцы, да камение сие хлебы будут… Верзися низу… Поклонишимися (Мф. 4,3,6,9). Он искушал Адама и Еву, а тем более нас, греховодников. Но искушает не так, как он сам бы желал, а как попускает Господь, чтобы обязательно победили с помощью Божией. И надо пройти здесь испытание. Для чего необходимы испытания? Чтобы определить каждому человеку путь, по которому он пойдет, определить его любовь и по этой любви дать ему награду. Вот общее собирательное понятие, например, военнослужащий. И ефрейтор военнослужащий, и сержант, и генерал, и маршал. Деньги тоже общее понятие, но у кого пятачок, у кого рубль, у кого два рубля.

Один мальчик говорил: “Я копил-копил, 14 копеек накопил, это я мог бы себе купить мороженое. Да вот меня один во дворе побил, и так мне было больно, а сладить с ним не мог. Я тогда попросил отомстить Кольку, он такой большой, сильный, и пообещал за это дать на мороженое. И он отомстил, и я отдал ему на мороженое, сам не съел. А тот, кто меня побил, дал слово, что меня больше не будет трогать”. Видите, тоже считал, для него это большие деньги, потому что он копил их, тогда ведь и хлеб-то, булочка, стоил пятнадцать копеек. А у других бывают тысячи, миллионы. Так и благодать. Один праведник, а другой большую святость приобрел, а бывает бесстрастие, как у преподобного Сергия. Это такое состояние, когда освящается душа вся, — сначала ум, потом страстная, животная часть души, — и освящается тело. И когда уже в таком благочестии человек пребывает, то видно, что он в страхе Божием.

А сколько сейчас сектантов, сколько разных верований, сколько мир предлагает всяких удовольствий. Многие ходят в юбках с большими разрезами. Ну какая у нее может быть благодать? Она соблазняет других, а некоторые и продают себя на блуд за деньги, за 200 долларов, губят свои души. И часто такие красавицы, как жалуются в Москве, заражают венерическими болезнями. Поэтому нужно бояться этого развращения. Зачем моды такие заводить? Зачем соблазнять других? Надо подражать угодникам Божиим, потому что кроме красоты телесной есть красота духовная.

Преподобный Сергий показал нам образ покаяния, образ преподобномученичества. Он не пострадал, ему не отсекли голову, но он мученик, он монах истинный. И нам надо стать на путь чистоты, правды. В этом мире много соблазна, но не надо поддаваться, только Бога призывать в помощь, Матерь Божию, Ангела Хранителя — сразу же все рассеется. Везде и всюду трудности. Ученик решает задачку, никак не получается — трудность для него. Как вот сдавали на аттестат зрелости, еще в 95 году в прошлом веке, и предложили взять решать задачи. Один взялся, недели две-три решал, а там ведь нужно всю математику знать, и решил. Учительница обрадовалась и сказала: “Теперь тебя можно поставить тоже учителем”. Надо везде трудиться и искать истину. Если в математике ты неправильно решил, двойку получил; если в жизни не разобрался, стал вором, стал прелюбодеем, это все равно, что двойку получить по нравственности, ты пойдешь в ад, если не покаешься.

И давайте, братья и сестры, возлюбим Господа, Он ради нашего спасения пришел, пострадал, стал Человеком. Это великая тайна верующим человеком легко понимается, почему Бог висел на Кресте. А многие смеются до сих пор, что Бог, сотворивший словом небо и землю, висел с разбойниками. Кто это может объяснить? Бог и стал Человеком, чтобы понести клятву “смертию умрешь”. Он умер, но как Он был безгрешный, то Сам Себя и воскресил, и воскресение даровал нам. Теперь смерть нам не страшна, диавол нам не страшен, он боится креста, призывания не только Иисуса Христа боится, но и святого. Смерть побеждена победою — Воскресением. Мы сыны воскресения.

И это малое время, братья и сестры, давайте потрудимся в благочестии. Как Адам был сотворен добрым, чистым, святым, так и нам нужно к этому образу прийти, чтобы быть похожими на Иисуса Христа, на Богородицу, на всех святых. Среди нас не должно быть ни воров, ни блудников, ни убийц, ни служителей диавола. А сейчас в какое безумие приходят люди! Вступают в церковь сатаны, дают клятву душой и телом быть верными сатане, да еще и платят за это 100 долларов. Какое безумие! Сколько сатанистов появилось! Они губят сами себя и губят тех, которые верят им.

Эта жизнь временная проходит, и человек ложится во гроб. Его машины, дома, написанные книги, золото, серебро — все остается. Если откопать гроб через 1,5-2 года, то череп уже без ушей будет, а здесь “ушами хлопал”; вместо глаз отверстия одни, а смотрел здесь все; языка нет, а раньше им говорил, что желал, — ничего уже не остается, только косточки. И будет Страшный суд, он и здесь совершается — Господь грешников наказывает. Гоморра и Содом погибли, Ноев потоп был, так и все кругом: если человек не исправляется, то Господь наказывает его, убирает, чтобы он других не совращал на грех.

Будем, братья и сестры, молиться великомученику Димитрию, чтобы он за нас, почитающим его память, помолился и Господь дал нам веру святую, соборную, апостольскую, православную, ревность к соблюдению заповедей Божиих, к благочестию, любовь к церкви, к молитве, чтобы молились в церкви, дома, непрестанно: “Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго”. И когда придет время, Господь призовет нас, мы перейдем уже в иную жизнь, эта не смерть совершенно, это переход в иную форму бытия. А когда настанет Всеобщее воскресение, то Господь всех сынов воскресения, верных чад, которые призывали с любовью: Отче наш, — поставит по правую сторону, это в долине Иосафатовой будет, и скажет слова Свои благодатные: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.



Все новости